Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики
у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Развитие ручной моторики в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
задержкой психического развития 16
1.3. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 22
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в трудах ученых
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 40
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по развитию
мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.... 51
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение 75


Актуальность исследования. В последние десятилетия все больше внимания уделяется образованию детей с ограниченными возможностям здоровья (далее - ОВЗ). Об этом свидетельствует разработка нормативно-правовых актов, образовательных стандартов, федеральных проектов в сфере образования детей с ОВЗ. Актуальность проблемы обусловлена также ростом количества детей с ОВЗ в России, согласно данным федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2021 год, на 9,4%. По данным министерства просвещения Российской Федерации, в учреждениях дошкольного образования количество детей с ОВЗ составляет 6,8 % от общего количества воспитанников. Количество детей с задержкой психического развития составляет 2% населения.
В качестве одного из ключевых направлений развития дошкольника в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяется физическое развитие ребенка, приобретение им двигательного опыта, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы, крупной и мелкой моторики рук. Отечественные ученые, занимавшиеся изучением проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (Н.А. Бернштейн, Е.К. Бережная, В.Н. Бехтерев, А.Р. Лурия, Н.Н. Новикова и др.), сходятся во мнении о том, что развитие тонких движений кистей и пальцев рук является одним из показателей умственного и психического развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание развитию мелкой моторики, поскольку в данный промежуток времени осуществляется подготовка дошкольника к обучению школе.
Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие выдающиеся исследователи выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. Без целенаправленных коррекционных влияний нарушение моторики у детей с задержкой психического развития могут привести к вторичному недоразвитию дифференцированных движений, нарушению в овладении навыками письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности. Таким образом, подтверждается актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определению содержания работы по ее формированию с учетом особых образовательных потребностей детей рассматриваемой категории.
Цель исследования: исследование особенностей сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития и составление дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Содержание методических рекомендаций направленных на развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мелкая моторика у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет характеризоваться такими особенностями как: неточность движений, замедленность движений, нарушения координированности, неловкость движений, что позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по развитию мелкой моторики рук у рассматриваемой группы дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования, нами решались следующие задачи исследования:
1. Определить значимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогических исследований, раскрыть и охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук.
2. Исследовать особенности сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. На основе выявленных особенностей разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования определились в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относится анализ литературы по проблеме исследования, систематизации и обобщение теоретической информации. К эмпирическим - изучение психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. В нем приняло участие 10 дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 5 лет. Исследование предполагало реализацию следующих этапов:
1 этап. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Постановка целей, задач исследования, формулирование гипотезы.
2 этап. Организация и проведение констатирующего эксперимента.
3 этап. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
4 этап. Разработка дифференцированных методических рекомендаций, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
5 этап. Формулирование выводов. Оформление исследовательской работы.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами уточнены и дополнены сведения об особенностях сформированности мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций по развитию мелкой моторики дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития, которые могут быть использованы в практике работы воспитателей, дефектологов, работающих в дошкольных образовательных организациях с детьми данной категории.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению. Поэтому одной из центральных задач дошкольного образования является развитие мелкой моторики рук у дошкольников, особенно если речь идет о дошкольниках с ограниченными возможностями здоровья.
Т.А. Власова, Л.В. Занков, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие выдающиеся исследователи выделяют нарушение развития мелкой моторики, как один из характерных симптомов задержки психического развития дошкольного возраста.
С целью изучения особенностей и уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска.
Для выявления уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР, нами был подобран ряд диагностических упражнений, предложенных Л.А. Венгером, Н.И. Гуревичем, Н.И. Гуткиной. Н.В. Нищевой, Н.О. Озерецким.
В результате исследования нами было выявлено, что дошкольники с ЗПР демонстрируют недостаточное развитие мелкой моторики. 40 % дошкольников с ЗПР показали низкий уровень сформированности мелкой моторики. 60 % дошкольников продемонстрировали средний уровень.
Нами были выявлены следующие особенности мелкой моторики дошкольников с ЗПР: замедленный темп деятельности; не полный объем движений; ограниченность, неловкость, недостаточная точность движений; недостаточная координация движений; низкая степень сформированности восприятия пространственных отношений и умения воспроизводить их по подражанию действиям взрослого; трудности захвата мелких деталей; недостаточное развитие графо-моторных навыков.
По результатам констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости организации целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР и предложены дифференцированные методические рекомендации. Основной акцент в работе мы рекомендуем сделать на формировании предметно-пространственной среды и организации целенаправленных занятий с дошкольниками с ЗПР. Предложенные нами методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР включают в себя описание принципов и условий организации коррекционно-развивающей работы, основных форм, а также тематически организованного содержания работы с детьми разных групп. Дифференциация содержания работы с дошкольниками, показавшими низкий и средний уровень сформированности мелкой моторики, заключается в различном уровне сложности заданий, степени оказываемой помощи, проведении индивидуальных занятий с детьми, показавшими низкий уровень. С дошкольниками с ЗПР, показавшими низкий уровень предполагается подготовительная работа по отработке тех или иных ручных умений, которые дети закрепляют в процессе групповых занятий и в ходе самостоятельной деятельности. В рамках групповых занятий детям, показавшим низкий уровень, предлагаются более простые, нежели дошкольникам, показавшим средний уровень сформированности мелкой моторики, задания и ручные действия. Нами разграничено содержание работы для детей с низким и средним уровнем сформированности мелкой моторики не только в специально организованном обучении, но и в совместной деятельности педагога с детьми вне занятия, а также при организации самостоятельной деятельности дошкольников с ЗПР.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Архипова Е.Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку?/ Е.Ф. Архипова// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 46-53.
2. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина. - М.: Просвещение, 1974.
3. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
4. Бабкина, Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР [Текст] / Н.В. Бабкина // Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - С. 70-104.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: АСТ, 1999. - 48 с.
6. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 350 с.
7. Бехтерев, В.М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. Казань, 2003.
8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. -64 с.
9. Бочков, Н.П. Клиническая генетика. - М., 2001.
10. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.: Аграф, 2009. - 298 с.
11. Васильева, E.H. Формирование эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с ЗПР / Е.Н. Васильева // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. - Нижний Новгород : НГПУ, 1998. - С. 56-71.
12. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. - М., 1990.
13. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
14. Власова, Т.А. Обучение детей с ЗПР / Т.А. Власова, В.И Лубовский, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
15. Вроно, Е.М. Несчастливые дети - трудные родители / Е. М. Вроно. - М.: Семья и школа, 1997. -128 с.
16. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1988. - 500 с.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
18. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
19. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
20. Гуслякова, Л. Г., Чудова С.Г. Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой. - Барнаул, 1999. - 98 с.
21. Деревянкина, H.A. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.А. Деревянкина. - Ярославль: Изд-во ЯГ-ПУ, 2003. - 77 с.
22. Дмитриева, Е.Е. Особенности общения со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. - Нижний Новгород: НГПУ, 1998. - С.20-26.
23. Денисова, Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание
благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] / Л.Т. Денисова
(http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html)
24. Дети с особыми образовательными потребностями. Министерство просвещения Российской Федерации/ URL:Минпросвещения России(edu.gov.ru)
25. Дудьев, В.П. Психомоторика: слов.-справ. / В.П. Дудьев. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 366 с.
26. Еремеева, В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихология - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: «Трускарора», 2003.
27. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 - 112 с.
28. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. - М.: Учпедгиз,1988.
29. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов - М, 2004.
30. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск.гос. ун-т, 2007.
- 121 с.
31. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 224с.
32. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2013. - 143 с.
33. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - 120 с.
34. Косицына, О.Е. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. [Электронный ресурс] / О.Е. Косицина // (URL: 19_TSN_2014/Psihologia/8_173648.doc.htm)
35. Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
36. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
37. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2011. - 143с.
38. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1980. - № 3. - С. 407-412.
39. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
40. Лубовский, В.И. Специальная психология: / под ред. В.И. Лубовского.
- 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 464 с.
41. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия - М., 1996.
42. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
43. Марковская, И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. - 1989. - № 4. - с. 62-65.
44. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии.
- М., 2001.
45. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
46. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому - М.: Карапуз, 2006.
47. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста / Сб. научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта// Под ред. Л.П. Носковой. М.: Просвещение, 2010. - 324 с.
48. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова [и др.] - М.: Академия, 2008.
49. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с
50. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькая подсказка для родителей. - М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2007.
51. Озерецкий, Н.И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков: тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР.
- Вязники: Красный печатник, 1928. - С. 170-171.
52. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие/ Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2005. - 59 с.
53. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
54. Павлов, И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. - М., 1951.
55. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития / М.С. Певзнер // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
- С. 159-165.
56. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
57. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997.
- 168 с.
58. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
59. Психология дошкольника с задержкой психического развития/ Л.В. Шипова. - Саратов, 2018. - 86 с.
60. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В. И. Селиверстов и др. 3-е изд., доп. М., 2001.
61. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
62. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. - М.: АСТ, 2010. - 56 с.
63. Сеченов, И.М. Избранные произведения/ И.М. Сеченов - Москва, 1953.
64. Сиваков, В.И. Планирование физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьников и спортсменов в физкультурно¬спортивной деятельности: учебное пособие / В. И. Сиваков, Д. В. Сиваков, В.В. Сиваков. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016 - 121 с.
65. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. - М.: Аркти, 2008. - 66 с.
66. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя Мн.: Нар. асвета, 1989. - 64 с.
67. Степанова, Н.В. Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта нетрадиционными видами изобразительной / Н.В. Степанова - Воронеж, 2007. - 131 с.
68. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей: Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. - M., 2001.
- № 4.
69. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1965. - 337 с.
70. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения в пяти томах./ В.А. Сухомлинский / - Киев.: Радянска школа, 1980. - Т.2, 5.
71. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи (Практическая логопедия) / Т.А. Ткаченко. - М.: Аркти, 2014. - 134 с.
72. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
74. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 1960. - 456с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ