Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирования самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР 9
1.1 Самоорганизация как одна из востребованной компетенции в современном мире9
1.2 Проблема подготовки к в школьному обучению детей с ЗПР 15
1.3 Особенности формирования самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 21
Выводы по первой главе 25
Глава II. Модель формирования самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР26
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 26
2.2. Особенности сформированности навыков самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 32
2.3 Методические рекомендации по формированию самоорганизации у детей с ЗПР38
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников
Приложение А 560
Приложение Б 6бб
Приложение В 669
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что способность к самоорганизации - неотъемлемое качество ребенка, которое значительно поможет ему в дальнейшем обучении и в любой другой деятельности, в которой он участвует. Необходимо научиться правильно, организовывать свое рабочее место, во время выполнять задания, это позволяет увеличить эффективность их запланированной деятельности. Сформированная самоорганизация дает возможность ребенку самостоятельно выбрать форму и способы реализации своих действий.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС), выделяются такие возрастные характеристики возможностей детей: появление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, может выбрать себе деятельность по интересам, детей для организации совместной деятельности, у детей развита сила воли, ребенок может принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и навыки на предстоящую деятельность.
В том числе в ФГОС о задержке психического развития (далее - ЗПР) уточняется, что дети готовы и способны взаимодействовать со сверстниками; адекватно вступать в межличностные отношения; способствует проявлению инициативы и самостоятельности в игровой деятельности и общении; может выбирать занятие по интересам и сверстников для взаимодействия в совместной деятельности; сформирован неплохой уровень игровой деятельности: создает замысел и развивает сюжет, продумывает план действий зависимости от роли, к ролевому общению, к совместной игре; демонстрирует умение к децентрации, то есть умение ребенка рассматривать и принимать точку зрения сверстников, а не только своих собственных, и решение каких-либо действий в процессе деятельности; развиты волевые качества; преобладает регуляция и контроль деятельности, а так же произвольная регуляция поведения.
Самоорганизация оказывает существенное влияние на саморазвитие личности за счет создания новых связей между компонентами системы и факторами внешней среды. Вопросы самоорганизации взаимодействуют с вопросами с субъективной активности, об этом говорила Е.А. Уваров, которая выступает как специфический вид активности и проявляется в деятельности.
Вместе с тем, имеются работы, в которых в общем виде в дошкольном возрасте рассматриваются разные структурные компоненты самоорганизации у дошкольников (Е.А. Алтынбаева, С.И. Новикова, Н.И. Рослякова, И.С.Строганова, Г.А. Урунтаева и др.)
- целеполагание (ребенок формирует цели и реализует их, осознает смысл практической деятельности; ставит и объясняет поставленную цель, задачи, достижение предшествующих результатов своей деятельности);
- планирование (ребенок целесообразно определяет свои возможности для получения желаемого результата, ставя цель, а так же способен самостоятельно планировать, сравнивать план деятельности с результатом в ходе определения и допущения ошибок при осуществлении деятельности;
- анализ ситуации (ребенок умеет выяснять, конкретизировать и выделять основные ошибки, имея первоначальные данные, на которые он опирается, необходимые для объяснения; способен зафиксировать предмет, выделяя признаки и его свойства, умеет их обобщать, понимает свои действия и общение со сверстниками);
- коррекция (ребенок способен менять последовательность своих действий, опираясь на анализ предварительных и конечных целей, в планировании своей деятельности; умеет осуществлять самооценку деятельности, частично оценивает действия в оценке достижения, способен к самоанализу и анализу деятельности других детей);
- самоконтроль (ребенок осуществляет самоконтроль себя и своего поведения в целом, так же самоконтроль самостоятельной деятельности и взаимодействия с взрослыми и другими детьми; интересуется результатами собственной деятельности, умеет наблюдать за процессом деятельности, адекватно реагирует на ошибки в ходе выполнения какой-либо деятельности).
Способность к самоорганизации - неотъемлемое качество ребенка, которое значительно поможет ему в дальнейшем обучении и в любой другой деятельности, в которой он участвует. Необходимо научиться правильно, организовывать свое рабочее место, во время выполнять задания, это позволяет увеличить эффективность их запланированной деятельности.
Проблема исследования: заключается в понимании значимости самоорганизации как одной из ключевых компетенций в современном мире, и в частности важных составляющих в подготовке детей к школьному обучению. Однако практически отсутствует научные исследования, посвященные особенностям формирования данного вида компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности подготовленности детей с ЗПР к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности сформированности самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: выявить и определить особенности сформированности самоорганизации старших дошкольников с ЗПР как важного условия подготовки к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить сформированность самоорганизации старших дошкольников с ЗПР.
3. Составить методические рекомендации по формированию самоорганизации старших дошкольников с ЗПР при подготовке к школе.
Гипотеза исследования опирается на предположение, что у старших дошкольников с ЗПР одной из ключевых проблем к началу обучения в школе является самоорганизация их деятельности. Выявление и учет этих особенностей позволит нам разработать и составить методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса развития самоорганизации дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическая основы исследования: исследования в области общей педагогики, педагогической психологии, дефектологии, а также научные труды по вопросам формирования самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития М.Р. Мирошкина, А.Урунтаева, Н.В. Бабкина, И.А. Коробейникова и др.; роль саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с задержкой психического развития У.В. Ульенкова, В.В. Кисова, Н.И. Рослякова.
Тема выпускной квалификационной работы «Особенности сформированности навыков самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с задержкой психического развития».
В первой главе рассмотрена проблема самоорганизации в теоретических исследованиях. Мы можем сказать, что она является одной из востребованной компетенции в современном мире, а именно дошкольников. Самоорганизация как одно из свойств личности ребенка, которое характеризуется в умении ребенка организовать себя и свою собственную деятельность. Под ней так же, подразумевается множество способов, навыков и умений и возможностей, благодаря которым дошкольник достигает успеха, цели, которые позволяют ему быть элементом собственной самостоятельной деятельности.
Так же мы можем сказать, самоорганизация является неотъемлемой частью при подготовке к школьному обучению детей с задержкой психического развития. У детей наблюдается недостаточность познавательных процессов. Слабая произвольная память, недостаточное умение использовать приемы запоминания, слабая самоорганизация деятельности, так же страдает целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Во второй главе организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №110» муниципального образования города Братска в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
В исследовании приняли участие 15 старших дошкольников с задержкой психического развития.
Выявление уровня навыков сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития использовался диагностический комплекс, состоящий из пяти методик. Это: целеполагание (лабиринт Векслера), планирование («Свободный рисунок У.В. Ульенковой), анализ ситуации («Составь рассказ» Н.В. по Росляковой), коррекция («Рисование флажков» по У.В. Ульенковой), самоконтроль («Корректурная проба» по У.В. Ульенковой).
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства старших дошкольников с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности самоорганизации деятельности, выявлено 9 детей, высокого уровня не показал никто. Больше всего у детей западают четыре компонента самоорганизации, которые находятся на низком уровне: целеполагание - 8 детей с задержкой психического развития, планирование - 9 детей с задержкой психического развития, коррекция - 9 детей с задержкой психического развития, самоконтроль - 8 детей с задержкой психического развития. Один из компонентов самоорганизации - анализ ситуации преобладает средний уровень, так как показал на одного ребенка меньше.
С целью совершенствования навыков самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития предложены коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических игр, заданий и упражнений, с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков. Предполагается, что реализация программы и методических рекомендации будет способствовать более качественному овладению самоорганизации старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза о том, коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических пособий, специально подобранных и разработанных для совершенствования навыков самоорганизации, позволит старшим дошкольникам с задержкой психического развития достигнуть максимально высокого для них результата навыков самоорганизации деятельности.
1. Акулина А.В. Подготовка к школе ребенка с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения 2021, стр.1
2. Артемова, Л.В. Развитие планирующей деятельности у дошкольников с ЗПР [Текст] /Л.В. Артемова. - М.: АСТ, 2012.-С. 56-68;
3. Борякова Н.Ю. Формирование предпоссылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.,2017. 3 с.
4. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2016. 136 с
5. Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М.:Школьная книга.2015. 136с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие стр.3 2015
7. Блинова Л.Н. Дигностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие 2017 с.23 переизд.
8. Бурцева Е. Планирование и организация самостоятельной деятельности детей // [Электронный ресурс]. 2015. URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-i-organizacija-samostojatelnoi-
dej atelnosti-detei.html
9. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными / Н. Букина // Дошкольное воспитание. - 2017. - переизд. С.101
10. Валяев А. Идея саморегуляции: ее реализации в контексте свободного воспитания / А. Валеев // Дошкольное воспитание. - 2017. - перизд. С. 17
11. Волова М.Р. Современные проблемы науки и образования.- 2021. - №6
12. Воробьева Н.А. Технология самоорганизации практико-познавательной деятельности ребенка 2017 стр.91 переизд.
13. Ветисян Г. Основы самоорганизации личности - основы эффективности.
Методы эффективной самоорганизации. Что такое высокий уровень самоорганизации // [Электронный ресурс]. 2021. URL:
https://goaravetisyan.ru/osnovy-samoorganizacii-lichnosti-osnovy-effektivnosti-metody/
14. Герасимова С. Развитие планирующих умений у старших дошкольников в совместной изобразительной деятельности // [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.maam.ru/detskij sad/razvitie-planiruyuschih-umenii-u-starshih- doshkolnikov-v-sovmestnoi-izobrazitelnoi-dejatelnosti.html
15. Давыдов В.В. Развитие планирующей деятельности у дошкольников [Текст] /В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2013. - 163с.
16. Даллакян Т.Е. Деятельная забота о дошкольниках как фактор личностной реализации школьников / Т.Е. Даллакян // Воспитание школьников. - 2015. - №3. - с.31 - 37.
17. Добренко Н.П. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста // [Электронный ресурс]. 2021. URL: https: //spravochnick.ru/pedagogika/o sobennosti_poznavatelnogo_razvitiya_detey_ starshego_doshkolnogo_vozrasta/
18. Едакова И.Б., Колпакова В.А. Разноцветные группы. Из опыта // Дошкольное воспитание 2017. с. 88
19. Ежкова Н. Свободная самостоятельная деятельность дошкольников: ретроспективно-содержательный анализ / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - с. 113-121.
20. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержка психического развития у детей 2018 с. 4
21. Ю. Зинченко Самостоятельная деятельность детей // [Электронный
ресурс]. 2016. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/samostojatelnaja-
dejatelnost-detei.html
22. Ишков Д.А. Учебная деятельность: психологические факторы
успешности 2018. с. 224
23. Кузьмина Н.В. Фундаментальная акмеология как важнейший ресурс процесса повышения продуктивности образования 2017. С. 14
24. Кисилева А.Ю. Развитие самоорганизации как одна из целей обучения организации // [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://socio.my1.ru/forum/4
25. Крылова Н.М. Игра как форма самоорганизации трудовой деятельности дошкольника 2017 с. 86 переизд.
26. Кириллова А.В. Совершенствование самоорганизации будущего педагога в процессе внеучебной деятельности 2017. с.25
27. Кисова В.В. Особенности формирования саморегуляции средствами продуктивных видов деятельности в старшем дошкольном возрасте / В.В. Кисова // Специальная психология. - 2004. - №1. - с.26-32.
28. Кисова В.В. Исследование взаимосвязи уровня развития саморегуляции и сотрудничества в учебно-познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова // Коррекционная педагоги: теория и практика. - 2014.- №4. - с. 39-48.
29. Н. Козырева Исследование проблемы изобразительной деятельности
детей с задержкой психического развития // [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/isledovanie-problemy-izobrazitelnoi-
dejatelnosti-detei-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija.html
30. 15. Кондрашина М.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // [Электронный ресурс]. 2016. URL: http: //www.cdkrn.ru/mental-retardation
31. О.С. Кутянина Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста, // [Электронный ресурс]. 2014. URL:https: //nsportal .ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/26/problema-formirovaniya-umeniya-planirovat-svoyu
32. Левин Э. А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе Изд. Феникс, 2018 переизд.
33. Лубовский В. И. Специальная психология. М.: Академия, 2005. C.464
34. Мирошкина М.Р. Теория и практика самоорганизации Москва 2017 стр.7
35. Медведева З.Р. Теоритические аспекты воспитания и обучения раннего возраста // [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/23/teoreticheskie-aspekty-vospitaniya-i-obucheniya-detey-rannego-vozrasta
36. Николаенко Е. А. Формирование основных видов деятельности у дошкольников с ЗПР // [Электронный ресурс]. 2017. URL:
37. Никула А. Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития 2017. https://infopedia.su/7x9960.html
38. Особенности личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития 2021
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_lichnosti_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_zaderzhkoj_psixicheskogo_razvitiya/
39. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой
психического развития // [Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://zhukvisota. edumsko. ru/activity/defectology/post/170160 2018
40. Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 2022 http://raguda.ru/ds/starshego-doshkolnogo-vozrasta-predmet.html
41. Полякова М.Н. Предоставление ребенку разнообразных выборов в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.Н. Полякова // Детский сад от А до Я. - 2016. - №2. - с. 36-43.
42. Претцер Е. Формирование умения планировать свою деятельность у
детей старшего дошкольного возраста на примере логогруппы // [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-umenija-planirovat-svoyu-dejatelnost-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-primere-logogrupy.html
43. Провоторова С. В. Формирование у детей умения планировать свою деятельность // [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/13/formirovanie-u-detey-umeniya-planirovat-svoyu.
44. Развитие навыков самоконтроля у детей // [Электронный ресурс]. 2022. URL: https: //www.razumeykin.ru/publikatsii/samokontrol
45. Рыжкова О.Б. Основы формирования навыков самоорганизации обучающихся «Вестник науки» №6 (39) Т.2 2021 г.
46. Самоорганизация - сила! Как научить ей ребенка? 2015 https://repetit.ru/blog/articles/samoorganizaciya-%E2%80%93-sila-kak-nauchit-ej- rebenka/
47. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 2020. - С. 13 - 21. Переизд.
48. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. - 256с.
49. Современный толковый словарь 2015 г.стр. 847
50. Стародубцева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в ручном труде Программно-методическое пособие Нижегородский институт развития образования Нижний Новгород 2008 (периизд), стр 9.
51. Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР / И.И. Сунагатуллина, И.А. Александрова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 6. №1. - С. 99-102
52. Уварова С.В. Особенности взаимодействия детей с задержкой психического развития в процессе выполнения предметно-познавательных задач в условиях развивающих занятий 2017, стр. 158 переизд
53. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие 2015 с.365
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2015https://fgos.ru/fgos/fgos-1598/
56. Цветкова А.Т. Основные положения теории формирования мотивации и самоорганизации учащихся в учебной деятельности // Наука и школа 2017 , 118 переизд
57. Чиндилова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Чендилова, М. В. Зайлстра // Начальная школа плюс До и после. - 2016. - №6 с. 59-61.
58. Черник В.Э., Гаврилова А.С. Исследование структурных компонентов самоорганизации старших дошкольников Мурманск 2016 стр.136
59. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная пресса, 2017. - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала».Вып.12).
60. Шемереко А.С. Автореферат развитие самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, 2020, с. 14
61. Шипова Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие / Саратов, 2018. - 5
62. Яловая Н. В. Специфика этапа планирования // [Электронный ресурс].
2020. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
rabota/2020/10/16/spetsifika-etapa-planirovaniya