ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирования самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР 9
1.1 Самоорганизация как одна из востребованной компетенции в современном мире9
1.2 Проблема подготовки к в школьному обучению детей с ЗПР 15
1.3 Особенности формирования самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 21
Выводы по первой главе 25
Глава II. Модель формирования самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР26
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 26
2.2. Особенности сформированности навыков самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 32
2.3 Методические рекомендации по формированию самоорганизации у детей с ЗПР38
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников
Приложение А 560
Приложение Б 6бб
Приложение В 669
Глава I. Теоретические аспекты формирования самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР 9
1.1 Самоорганизация как одна из востребованной компетенции в современном мире9
1.2 Проблема подготовки к в школьному обучению детей с ЗПР 15
1.3 Особенности формирования самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 21
Выводы по первой главе 25
Глава II. Модель формирования самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР26
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 26
2.2. Особенности сформированности навыков самоорганизации старших дошкольников с ЗПР 32
2.3 Методические рекомендации по формированию самоорганизации у детей с ЗПР38
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников
Приложение А 560
Приложение Б 6бб
Приложение В 669
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что способность к самоорганизации - неотъемлемое качество ребенка, которое значительно поможет ему в дальнейшем обучении и в любой другой деятельности, в которой он участвует. Необходимо научиться правильно, организовывать свое рабочее место, во время выполнять задания, это позволяет увеличить эффективность их запланированной деятельности. Сформированная самоорганизация дает возможность ребенку самостоятельно выбрать форму и способы реализации своих действий.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС), выделяются такие возрастные характеристики возможностей детей: появление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, может выбрать себе деятельность по интересам, детей для организации совместной деятельности, у детей развита сила воли, ребенок может принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и навыки на предстоящую деятельность.
В том числе в ФГОС о задержке психического развития (далее - ЗПР) уточняется, что дети готовы и способны взаимодействовать со сверстниками; адекватно вступать в межличностные отношения; способствует проявлению инициативы и самостоятельности в игровой деятельности и общении; может выбирать занятие по интересам и сверстников для взаимодействия в совместной деятельности; сформирован неплохой уровень игровой деятельности: создает замысел и развивает сюжет, продумывает план действий зависимости от роли, к ролевому общению, к совместной игре; демонстрирует умение к децентрации, то есть умение ребенка рассматривать и принимать точку зрения сверстников, а не только своих собственных, и решение каких-либо действий в процессе деятельности; развиты волевые качества; преобладает регуляция и контроль деятельности, а так же произвольная регуляция поведения.
Самоорганизация оказывает существенное влияние на саморазвитие личности за счет создания новых связей между компонентами системы и факторами внешней среды. Вопросы самоорганизации взаимодействуют с вопросами с субъективной активности, об этом говорила Е.А. Уваров, которая выступает как специфический вид активности и проявляется в деятельности.
Вместе с тем, имеются работы, в которых в общем виде в дошкольном возрасте рассматриваются разные структурные компоненты самоорганизации у дошкольников (Е.А. Алтынбаева, С.И. Новикова, Н.И. Рослякова, И.С.Строганова, Г.А. Урунтаева и др.)
- целеполагание (ребенок формирует цели и реализует их, осознает смысл практической деятельности; ставит и объясняет поставленную цель, задачи, достижение предшествующих результатов своей деятельности);
- планирование (ребенок целесообразно определяет свои возможности для получения желаемого результата, ставя цель, а так же способен самостоятельно планировать, сравнивать план деятельности с результатом в ходе определения и допущения ошибок при осуществлении деятельности;
- анализ ситуации (ребенок умеет выяснять, конкретизировать и выделять основные ошибки, имея первоначальные данные, на которые он опирается, необходимые для объяснения; способен зафиксировать предмет, выделяя признаки и его свойства, умеет их обобщать, понимает свои действия и общение со сверстниками);
- коррекция (ребенок способен менять последовательность своих действий, опираясь на анализ предварительных и конечных целей, в планировании своей деятельности; умеет осуществлять самооценку деятельности, частично оценивает действия в оценке достижения, способен к самоанализу и анализу деятельности других детей);
- самоконтроль (ребенок осуществляет самоконтроль себя и своего поведения в целом, так же самоконтроль самостоятельной деятельности и взаимодействия с взрослыми и другими детьми; интересуется результатами собственной деятельности, умеет наблюдать за процессом деятельности, адекватно реагирует на ошибки в ходе выполнения какой-либо деятельности).
Способность к самоорганизации - неотъемлемое качество ребенка, которое значительно поможет ему в дальнейшем обучении и в любой другой деятельности, в которой он участвует. Необходимо научиться правильно, организовывать свое рабочее место, во время выполнять задания, это позволяет увеличить эффективность их запланированной деятельности.
Проблема исследования: заключается в понимании значимости самоорганизации как одной из ключевых компетенций в современном мире, и в частности важных составляющих в подготовке детей к школьному обучению. Однако практически отсутствует научные исследования, посвященные особенностям формирования данного вида компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности подготовленности детей с ЗПР к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности сформированности самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: выявить и определить особенности сформированности самоорганизации старших дошкольников с ЗПР как важного условия подготовки к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить сформированность самоорганизации старших дошкольников с ЗПР.
3. Составить методические рекомендации по формированию самоорганизации старших дошкольников с ЗПР при подготовке к школе.
Гипотеза исследования опирается на предположение, что у старших дошкольников с ЗПР одной из ключевых проблем к началу обучения в школе является самоорганизация их деятельности. Выявление и учет этих особенностей позволит нам разработать и составить методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса развития самоорганизации дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическая основы исследования: исследования в области общей педагогики, педагогической психологии, дефектологии, а также научные труды по вопросам формирования самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития М.Р. Мирошкина, А.Урунтаева, Н.В. Бабкина, И.А. Коробейникова и др.; роль саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с задержкой психического развития У.В. Ульенкова, В.В. Кисова, Н.И. Рослякова.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС), выделяются такие возрастные характеристики возможностей детей: появление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, может выбрать себе деятельность по интересам, детей для организации совместной деятельности, у детей развита сила воли, ребенок может принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и навыки на предстоящую деятельность.
В том числе в ФГОС о задержке психического развития (далее - ЗПР) уточняется, что дети готовы и способны взаимодействовать со сверстниками; адекватно вступать в межличностные отношения; способствует проявлению инициативы и самостоятельности в игровой деятельности и общении; может выбирать занятие по интересам и сверстников для взаимодействия в совместной деятельности; сформирован неплохой уровень игровой деятельности: создает замысел и развивает сюжет, продумывает план действий зависимости от роли, к ролевому общению, к совместной игре; демонстрирует умение к децентрации, то есть умение ребенка рассматривать и принимать точку зрения сверстников, а не только своих собственных, и решение каких-либо действий в процессе деятельности; развиты волевые качества; преобладает регуляция и контроль деятельности, а так же произвольная регуляция поведения.
Самоорганизация оказывает существенное влияние на саморазвитие личности за счет создания новых связей между компонентами системы и факторами внешней среды. Вопросы самоорганизации взаимодействуют с вопросами с субъективной активности, об этом говорила Е.А. Уваров, которая выступает как специфический вид активности и проявляется в деятельности.
Вместе с тем, имеются работы, в которых в общем виде в дошкольном возрасте рассматриваются разные структурные компоненты самоорганизации у дошкольников (Е.А. Алтынбаева, С.И. Новикова, Н.И. Рослякова, И.С.Строганова, Г.А. Урунтаева и др.)
- целеполагание (ребенок формирует цели и реализует их, осознает смысл практической деятельности; ставит и объясняет поставленную цель, задачи, достижение предшествующих результатов своей деятельности);
- планирование (ребенок целесообразно определяет свои возможности для получения желаемого результата, ставя цель, а так же способен самостоятельно планировать, сравнивать план деятельности с результатом в ходе определения и допущения ошибок при осуществлении деятельности;
- анализ ситуации (ребенок умеет выяснять, конкретизировать и выделять основные ошибки, имея первоначальные данные, на которые он опирается, необходимые для объяснения; способен зафиксировать предмет, выделяя признаки и его свойства, умеет их обобщать, понимает свои действия и общение со сверстниками);
- коррекция (ребенок способен менять последовательность своих действий, опираясь на анализ предварительных и конечных целей, в планировании своей деятельности; умеет осуществлять самооценку деятельности, частично оценивает действия в оценке достижения, способен к самоанализу и анализу деятельности других детей);
- самоконтроль (ребенок осуществляет самоконтроль себя и своего поведения в целом, так же самоконтроль самостоятельной деятельности и взаимодействия с взрослыми и другими детьми; интересуется результатами собственной деятельности, умеет наблюдать за процессом деятельности, адекватно реагирует на ошибки в ходе выполнения какой-либо деятельности).
Способность к самоорганизации - неотъемлемое качество ребенка, которое значительно поможет ему в дальнейшем обучении и в любой другой деятельности, в которой он участвует. Необходимо научиться правильно, организовывать свое рабочее место, во время выполнять задания, это позволяет увеличить эффективность их запланированной деятельности.
Проблема исследования: заключается в понимании значимости самоорганизации как одной из ключевых компетенций в современном мире, и в частности важных составляющих в подготовке детей к школьному обучению. Однако практически отсутствует научные исследования, посвященные особенностям формирования данного вида компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности подготовленности детей с ЗПР к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности сформированности самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: выявить и определить особенности сформированности самоорганизации старших дошкольников с ЗПР как важного условия подготовки к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить сформированность самоорганизации старших дошкольников с ЗПР.
3. Составить методические рекомендации по формированию самоорганизации старших дошкольников с ЗПР при подготовке к школе.
Гипотеза исследования опирается на предположение, что у старших дошкольников с ЗПР одной из ключевых проблем к началу обучения в школе является самоорганизация их деятельности. Выявление и учет этих особенностей позволит нам разработать и составить методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса развития самоорганизации дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическая основы исследования: исследования в области общей педагогики, педагогической психологии, дефектологии, а также научные труды по вопросам формирования самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития М.Р. Мирошкина, А.Урунтаева, Н.В. Бабкина, И.А. Коробейникова и др.; роль саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с задержкой психического развития У.В. Ульенкова, В.В. Кисова, Н.И. Рослякова.
Тема выпускной квалификационной работы «Особенности сформированности навыков самоорганизации при подготовке к школе старших дошкольников с задержкой психического развития».
В первой главе рассмотрена проблема самоорганизации в теоретических исследованиях. Мы можем сказать, что она является одной из востребованной компетенции в современном мире, а именно дошкольников. Самоорганизация как одно из свойств личности ребенка, которое характеризуется в умении ребенка организовать себя и свою собственную деятельность. Под ней так же, подразумевается множество способов, навыков и умений и возможностей, благодаря которым дошкольник достигает успеха, цели, которые позволяют ему быть элементом собственной самостоятельной деятельности.
Так же мы можем сказать, самоорганизация является неотъемлемой частью при подготовке к школьному обучению детей с задержкой психического развития. У детей наблюдается недостаточность познавательных процессов. Слабая произвольная память, недостаточное умение использовать приемы запоминания, слабая самоорганизация деятельности, так же страдает целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Во второй главе организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №110» муниципального образования города Братска в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
В исследовании приняли участие 15 старших дошкольников с задержкой психического развития.
Выявление уровня навыков сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития использовался диагностический комплекс, состоящий из пяти методик. Это: целеполагание (лабиринт Векслера), планирование («Свободный рисунок У.В. Ульенковой), анализ ситуации («Составь рассказ» Н.В. по Росляковой), коррекция («Рисование флажков» по У.В. Ульенковой), самоконтроль («Корректурная проба» по У.В. Ульенковой).
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства старших дошкольников с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности самоорганизации деятельности, выявлено 9 детей, высокого уровня не показал никто. Больше всего у детей западают четыре компонента самоорганизации, которые находятся на низком уровне: целеполагание - 8 детей с задержкой психического развития, планирование - 9 детей с задержкой психического развития, коррекция - 9 детей с задержкой психического развития, самоконтроль - 8 детей с задержкой психического развития. Один из компонентов самоорганизации - анализ ситуации преобладает средний уровень, так как показал на одного ребенка меньше.
С целью совершенствования навыков самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития предложены коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических игр, заданий и упражнений, с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков. Предполагается, что реализация программы и методических рекомендации будет способствовать более качественному овладению самоорганизации старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза о том, коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических пособий, специально подобранных и разработанных для совершенствования навыков самоорганизации, позволит старшим дошкольникам с задержкой психического развития достигнуть максимально высокого для них результата навыков самоорганизации деятельности.
В первой главе рассмотрена проблема самоорганизации в теоретических исследованиях. Мы можем сказать, что она является одной из востребованной компетенции в современном мире, а именно дошкольников. Самоорганизация как одно из свойств личности ребенка, которое характеризуется в умении ребенка организовать себя и свою собственную деятельность. Под ней так же, подразумевается множество способов, навыков и умений и возможностей, благодаря которым дошкольник достигает успеха, цели, которые позволяют ему быть элементом собственной самостоятельной деятельности.
Так же мы можем сказать, самоорганизация является неотъемлемой частью при подготовке к школьному обучению детей с задержкой психического развития. У детей наблюдается недостаточность познавательных процессов. Слабая произвольная память, недостаточное умение использовать приемы запоминания, слабая самоорганизация деятельности, так же страдает целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Во второй главе организована опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №110» муниципального образования города Братска в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
В исследовании приняли участие 15 старших дошкольников с задержкой психического развития.
Выявление уровня навыков сформированности самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития использовался диагностический комплекс, состоящий из пяти методик. Это: целеполагание (лабиринт Векслера), планирование («Свободный рисунок У.В. Ульенковой), анализ ситуации («Составь рассказ» Н.В. по Росляковой), коррекция («Рисование флажков» по У.В. Ульенковой), самоконтроль («Корректурная проба» по У.В. Ульенковой).
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства старших дошкольников с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности самоорганизации деятельности, выявлено 9 детей, высокого уровня не показал никто. Больше всего у детей западают четыре компонента самоорганизации, которые находятся на низком уровне: целеполагание - 8 детей с задержкой психического развития, планирование - 9 детей с задержкой психического развития, коррекция - 9 детей с задержкой психического развития, самоконтроль - 8 детей с задержкой психического развития. Один из компонентов самоорганизации - анализ ситуации преобладает средний уровень, так как показал на одного ребенка меньше.
С целью совершенствования навыков самоорганизации у старших дошкольников с задержкой психического развития предложены коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических игр, заданий и упражнений, с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков. Предполагается, что реализация программы и методических рекомендации будет способствовать более качественному овладению самоорганизации старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза о том, коррекционно-развивающая программа и методические рекомендации с использованием дидактических пособий, специально подобранных и разработанных для совершенствования навыков самоорганизации, позволит старшим дошкольникам с задержкой психического развития достигнуть максимально высокого для них результата навыков самоорганизации деятельности.
Подобные работы
- Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме
работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИ ПОМОЩИ
ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЗНАЧИМЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями средствами Монтессори-педагогики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



