Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта

Работа №156596

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Понятие зрительного восприятия в психологии 7
1.2. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе 16
1.3. Психологические особенности детей с нарушением интеллекта 20
1.4. Особенности зрительно-пространственного восприятия у младших
школьников с нарушением интеллекта 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ изучение ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования особенностей зрительного
восприятия детей с нарушением интеллекта 45
Глава 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 64
3.1. Программа формирования зрительного восприятия младших
школьников с нарушением интеллекта 64
3.2. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы по
формированию зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
Приложение 98

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Основной объём информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [1].
Зрительные образы многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно - перцептивный, уровень представлений и вербально - логический уровень. Как показывают исследования Э.С. Бейн, К.И. Вересотской формирование любого уровня зрительного отражения у детей с нарушением интеллекта нарушено. В связи с этим оно характеризуется следующими особенностями: пассивностью, недифференцированностью, некритичностью воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен.
У детей с нарушением интеллекта недостаточность зрительного восприятия зависит от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия умственно отсталых младших школьников.
В настоящее время проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта является менее изученной.
В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и другие специалисты.
Исследованиями в области зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта занимались К.И. Вересотская, Э.А. Евлахова, М.М. Нудельман, Н.М. Стадненко и другие. Не хватает практического и теоретического материала для освещения трудностей и задач, связанных с данной тематикой.
По мнению А.В. Абрамовой, Л.П. Григорьевой, А.Г Московкиной у детей с нарушением интеллекта наблюдается значительная недостаточность непосредственного сенсорно - перцептивного отражения. Вместе с тем отмечается, что в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы можно значительно развить их ощущения и зрительное восприятие [3], [5]..
В силу указанных причин у детей с нарушением интеллекта отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности зрительного восприятия. Поэтому изучение коррекции и развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной.
Цель исследования: изучить возможности формирования зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования: зрительное восприятие младших школьников
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования:
1) у младших школьников с нарушением интеллекта, в сравнении нормой, в зрительном восприятии присутствуют: значительные различия в уровнях развития зрительного восприятия исследуемых; недостаточная сформированность различных компонентов зрительного восприятия.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы развития и формирования зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста занимают значительное место в исследованиях психологов, педагогов и других специалистов, решающих проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте продолжается по трем основным направлениям, расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам.
Проблема выявления особенностей восприятия выступает как основная не только у нормально развивающихся детей, но и у детей имеющих проблемы в развитии. Дефекты восприятия детей с нарушением инетллектуального развития отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка.
Целью исследования являлось исследование особенностей зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и соотнести их уровнем развития восприятия детей с нормальным развитием.
Как показало наше исследование, у детей с нормальным развитием и с нарушением интеллектуального развития 5-7 лет успешность выполнения тестов на развитие зрительно-пространственного восприятия определяется уровнем их когнитивного развития.
Исследованием были установлены следующие особенности сформированности восприятия у детей с нарушением интеллектуального развития: низкий уровень развития восприятия - необходимость более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; неполноценность тонких форм зрительного восприятия; недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства.
Проблемы в развитии проявляются у данных детей не только в темпе, но и в снижении объема восприятия, в его неактивности и недифференцированности.
Учитывая теоретические данные ведущих психологов и полученные данные нашего эксперимента можно сказать, что наша гипотеза, о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития будет наблюдаться недостаточная сформированность различных компонентов восприятия в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием подтвердилась.
Различия между детьми с нарушением интеллектуального развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов.
Таким образом, восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллектуального развития, в сравнении с дошкольниками в норме, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.
...


1. Агранович З. Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зри­тельного гнозиса) у младших школьников и младших школьников. - М.: Детство-Пресс, 2003. - 40 с.
2. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. - М.: Академия, 2008. - 108 с.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей./ Психология ощущений и восприятия. - М: ЧеРо, 2002. С. 202-286
4. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб, 2001. - 403 с.
5. Башаева Т. В. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, во­ображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. - М.: Акаде­мия Развития, 2008. - 208 с.
6. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет.//Физиология человека, 2009.-N 6.-С.37-42.
7. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1976
8. Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.// Во­просы психологии. 1998. - №6, С. 24-29
9. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2003. - 198 с.
10. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интел­лектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учре­ждения: Автореф. дис. .. канд. пед. наук.-СПб., 1999.
11. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов : Межведомственный сборник научных трудов / И.Л. Баскакова и др. - М., 1988.
12. Выгодская Г.Л. Соотношение между осмыслением инструкции и выполнением действий у умственно отсталых школьников //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И.Шиф. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1961.-С. 53-61.
13. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1984. -Т.4. -С. 244-268.
14. Головина Т.Н Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологи­ческие проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - 176 с.
15. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомога­тельной школы. М., 1994.
16. Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. - М: Прогресс, 1995.­387с.
... всего 38 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ