Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №15659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
818
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АБСТРАКТНЫЕ НЮАНСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РАВНО КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ 8
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения 8
1.2 Причины и факторы риска развития суицидального поведения 19
1.3 Возрастные особенности суицидального риска среди молодежи 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ КПК 38
2.1 Общая характеристика выборки и методов исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования выявления суицидального
риска у студентов КПК 41
2.3 Рекомендации для профилактической работы по суицидальному риску в
студенческой среде 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58


Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийство несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы. Установлено, что столь неблагополучная суицидальная ситуация связана с комплексом климато-географических, социально-экономических и этнокультуральных факторов, особенностей организации системы здравоохранения. Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением детей и подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения среди них.
Основными проблемами суицидов и суицидальных попыток среди подростков, студентов и молодежи являются личностные, семейные, интерперсональные и макросоциальные факторы, влияющие на развитие суицидального поведения у детей и подростков. Поэтому рассмотрение суицидов в настоящее время актуальна, с каждым днем число суицидентов среди подростков людей увеличивается.
Частота суицидальных действий среди подростков, в течение послед¬них двух десятилетий удвоилась. У 35% лиц в возрасте 14 - 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10%о девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение под¬ростка - это привлечение к себе внимания..
При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна.Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства.
Также, многие исследователи видят причину аутоагрессивного поведения в увеличении употребления молодежью алкоголя и различных наркотических веществ, ПАВ и т.д. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в сред¬нем 7% пациентов с алкогольной или наркотической зависимостью. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ. В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально¬психологические исследования.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить возникновения суицидального риска в студенческой среде. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Целью исследования явилось выявление распространенности суицидального риска в студенческой среде, разработка рекомендаций для профилактики суицидального поведения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты суицида как социально - психологического явления.
2. Рассмотреть причины и факторы риска развития суицидального поведения.
3. Определить возрастные особенности суицидального поведения.
4. Организация эмпирического исследования и выявление студентов с суицидальным риском.
5. Разработать рекомендации для студентов с повышенным суицидальным риском.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление аутоагрессии у студентов позволит выявлять суицидальные риски и оказывать эффективную психологическую помощь студентам.
Объектом исследования является суицидальный риск.
Предмет исследования: суицидальный риск у студентов КПК.
Базой исследования является Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета.
Выборку составили 70 подростка. Исследование проводилось среди студентов 1-2курсов.
Теоретико-методологические основы исследования: изучены работы таких ученых как Эмиля Дюркгейм, П. Ф. Булацеля, М. Губский, А. В. Лиха¬чёв, Н. Мухина, П. Ольхина, Л. К. Шейниса, а в наше время - исследования А. Г. Амбрумовой, Л. Л. Бергельсона, Донских, Ц. П. Короленко, С. Г. Сми- дович, В. А. Тихоненко, Е. М. Вроно, Э. Фурман, И. А. Степанова, Ю. И. По¬лищук, Е. Т. Соколовой.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, тестирование, методы математической статистики с использованием корреляционного анализа.
2) Эмпирические методы: Личностный опросник агрессивности Басса- Дарки, клинический опросник для выявления и оценки невротических со¬стояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
3) Методы обработки данных методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для профилактических мер по суициду в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную помощь подросткам с суицидальным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами педагогических высших и средних учебных заведений.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященный Году гостеприимства в республике Тыва в 2016 году в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «студенческая весна».
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР работа состоит из содержания, введения, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части были изучены теоретические основы суицидального риска как социально - психологическое явление:понятие суицида и суицидального поведения; причины и факторы риска развития суицидального поведения; возрастные особенности суицидального риска.
В эмпирической части с целью исследования степени угрозы суицида у студентов КПИ и для подтверждения гипотезы было проведено исследование с помощью следующих методик:
1) . Личностный опросник агрессивности Басса - Дарки;
2) . Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
В результате которого, получили следующие результаты:
По первой методике - уровень физической агрессии средний - 22,8%. Молодые люди не стремятся к использованию физической силы против другого лица. Шестнадцать учащихся -22,8% имеют средний уровень физической агрессии, семнадцать - 24,4% имеют низкий уровень и тридцать семь - 52,8% высокий.
Уровень вербальной агрессии в общем - средний 31,4%. Двадцать два обучающихся имеют средний уровень вербальной агрессии -31,4% т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятье, ругань). Пятнадцать - низкий уровень вербальной агрессии - 21,4% и тридцать три - 47,1% высокий уровень вербальной агрессии.
Уровень враждебности достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у 24 студентов - 34,3%. Уровень враждебно¬сти выше среднего у 29 обучающихся - 41,4% и у - 24,3% обучающихся индекс враждебности в норме.
Таким образом, учитывая, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптации, можно сделать вывод, что тридцать девять студентов - 55,7% испытывают проблемы адаптации, агрессивности.
По второй методике ярко выражены шкалы пятая шкала: обессивно- фобических нарушений характеризуется следующими показателями: 30% - здоровья, при этом человек демонстрирует адекватное отношение к своему психическому состоянию, 53,3% - болезни, данным испытуемым свойственна демонстрация тревожной мнительности в отношение нереальных опасной и неудач, 16,7% - средние показатели.
Диаграмма показывает, что по 1 шкале тревоги имеют 33,3% высокие показатели, что свидетельствует о здоровье, нормальном самочувствии, 50% имеют по данной шкале низкие результаты, что говорит о болезненном состоянии, хронической тревожности по любому поводу, люди ведут себя беспокойно, делают много лишнего, необдуманного. 16,7% по данной шкале имеют средние показатели, что говорит о нормальном функционировании человека, тревожность ему не доставляет особых хлопот.
По 2 шкале невротической депрессии 23,3% исследуемых имеют показатели здоровья, этот показатель характеризует их как приспособленных людей, жизненные трудности для которых не являются травматическими факторами и не способствуют возникновению депрессии. 53,4% имеют по данной шкале показатели болезни, такие люди склонны копаться в себе, воспринимать мир в сером цвете, преувеличивать жизненные трудности, депрессия для них может выступать защитным механизмом. 23,3% имеют средние показатели по шкале невротической депрессии.
Такимобразом, уровень агрессии, враждебности у большинства студентов достигает высокие уровни, а также невротическое состояние респондентов по 3 шкалам, как тревога, невротическая депрессия, обессивно - фоббические нарушения показывают высокие показатели.
Для подтверждения гипотезы использовали т-критерий Стьюдента. Критерий достигает уровня статистической значимости при р=0,01 (значимая корреляция). Отсюда можем сделать вывод о том, что установлено наличие достоверной связи между показателями и гипотеза о том, что своевременное выявление аутоагрессии и невротических расстройств у студентов позволит выявлять суицидальное риски и оказание своевременной помощи студентам подтверждено.



1. Бендас, Т.В. Гендерная психология // учебное пособие / Т.В. Бендас - СПб.: Питер, 2011- С. 331.
2. Ваиин , Ю.Р . Авитлььная активыотть. / Ю.Р . Ваиин. - Пермь , 2001 . - 292
3. Васильева, О. С . Осозннзие смысла зкизни как средство профилактики суицидального поведения подростков // Журн. практ. Психоло - га. - 2000. - № 10/11. - C. 103-107.
4. Войцех, В.Ф. К проблеме суицидального поведения. / В.Ф. Войцех. // Матер.13 съезда психиатров России-М., 2000 г. - С. 312-313.
5. Войцех, В.Ф. К проблеме деструктивного поведения молодежи и методам профилактики // Проблемы современной молодежи. / В.Ф. Войцех- Всероссийскконф., СПб. - 2002г. - С. 25-26.
6. Войцех, В. Ф. Клиническая суицидология. / В.Ф. Войцех. - М/Миклош, 2008. - 280 с.
7. Воликова, С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковак // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 121-132.
8. Воликова, С.В., Галкина А.М., Холмогорова А.Б. Родительский Перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - с. 23-32.
9. Воликова, С.В., Холмогорова А.Б. Проявления эмоциональной дезадаптации у школьников из различных социальных групп // Другое детство. Сб. научных статей / Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, И.А. Корепанова (ред.) М. - 2009. - С. 108-118.
10. Гольдштейн, Р. И. Причины смертности больных алкоголизмом // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. / Р.И. Гольдштейн, 2004 г., № 85 (8).- С. 1235-1238.
11. Гусева, М. В. Эпидемиологический анализ и медикопсихологические особенности самоубийств населения мегаполиса (на примере Москвы) // автореф. дис... канд. мед.наук. / М.В. Гусева- СПб., 2005г.- 20 с.
12. Ефремов, В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов. - СПб.: Диалект - 2004г. -479с.
13. Ефремов, В.С., Точилин В.А. Депрессия и суицид // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. Материалы конференции. / В.С. Ефремов- СПб., 2000. - С.158-162.
14. Зарецкий, В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростков с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?: учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2011. - 208 с.
15. Змановская, Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы // учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников - СПб.: Питер, 2014.- С. 139.
16. Каргин, А.М., Холмогорова А.Б., Войцех В.Ф. Личностные факторы суицидального поведения у пациентов кризисного стационара, совершивших суицидальные попытки // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - № 4. - С. 15-20.
17. Карманов, М.В. Демографическая статистика // учебник / М.В. Карманов. - М.: КноРус, 2011- С. 229.
18. Краснова, В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. - 2011. - № 1.
19. Кондрашенко, В.Т. Суицидальное поведение [Текст] // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок- Минск: Харвест, 2000. - 480 с.
20. Конотопов, М.В. Научно - аналитический журнал «Инновации и инвестиции» // материалы, статьи / М.В. Конотопов - М.: Русайнс, 2014.- С.139.
21. Костюкевич, В.П.Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога [Текст] / В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А Кучер. - М., 2003. - 236 с.
22. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс // краткий курс / Б.А. Исаев - СПб.: Питер, 2011- С. 83.
23. Малкина - Пых, И.Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина - Пых. - Москва: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
24. Мелихова, А. Мышь черная, белая... или профилактика суицида//Учительская газета. - 2009.- №28,29 - С. 18.
25. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» [Текст] / Под ред. Т.П. Кузьминой. - Ижевск: АОУ «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», 2012. - 24 с.
26. Моховиков, А.Н. Суицидология: прошлое и настоящее [Текст] / А.Н. Моховиков. - Москва: ООО «Когито-Центр», 2013. - 569 с.
27. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование [Текст] / А.Н. Моховиков. - Москва: Изд-во Смысл, 2001. - 496 с.
28. Мягков, А. Ю., Журавлева И. В., Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы // Социол. журн., 2003 г., № 1. - С. 15-19.
29. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире [Текст] / Под ред. Э.Г. Круга и др. / Пер. с англ. - Москва: Издательство «Весь Мир», 2003. - 376 с.
30. Никитина, И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010 г. - № 1. - С. 80-85.
31. Образовательная программа по депрессивным расстройствам (редакция 2008 г.) Том 2. Популяционные группы и профилактика суицида. Перевод на русский язык выполнен в Московском НИИ Психиатрии под редакцией профес¬сора В. Н. Краснова. Москва — 2010. - 386 с.
32. Овчинников, Б.В., Костюк Г.П. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья // учебное пособие / Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк - М.: Спецлит, 2015- С. 11.
33. Организация Здравоохранения (ВОЗ), Одесский Национальный Университет им. И.И.Мечникова. - Одесса, 2007. - 25 с.
34. Павленюк, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы // учебное пособие, 10-е изд., испр. И доп. / П.Д. Павленюк- М.: Дашков и К, 2011- С. 454.
35. Павлова, Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 1. - C. 29-43/
36. Павлова, Т.С., Холмогорова А.Б. Семейные факторы социальной тревожности у детей дошкольного возраста // Дефектология - 2010. - №2 6. - C. 66-75.
37. Петрова, Т.Э. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации // учебное пособие / Т.Э. Петрова- М.: Русайнс, 2016- С. 33.
38. Платонов, Ю.П. Психолого- социальная работа в современном обществе: проблемы и решения // сборник материалов международных научно - практиче¬ких конференций / Ю.П. Платонов - СПб.: Институт психологии и социальной работы, 2015- С. 206.
39. Положий Б.С., Л.Ы. Куулар, С.М. Дуктеноол ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СО СВЕРХВЫСОКОЙ ЧАСТОТОЙ САМОУБИЙСТВ (на примере Республики Тыва) // Статья - Суицидология, 2014.- № 1 (14).- С. 13-21.
40. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов [Текст] / Под ред. Х.М. Бертолоте / Всемирная организация здравоохранения. - Женева, 2006. - 31 с.
41. Профилактика суицидального поведения среди детей, подростков и юношества (для родителей, педагогов). Методические рекомендации [Текст] / Сост. Тарасова Н.Н. - Петрозаводск: ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования», 2010. - 18 с.
42. Ромек, В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь вкризисных ситуациях [Текст] / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 256 с.
43. Россинская, Е.Р., Галяшина Е.И. Материалы 3-й Медународной научно - практической конференции // материалы конференции / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина - М.: Проспект, 2011- С. 615.
44. Саратовский научно-медицинский журнал. Факторы риска развития суицидального поведения. Выпуск № 2. Том 8, 2012 - С. 191-204.
45. Смертность российских подростков от самоубийств [Текст] / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). - М.: ООО «Бэст-принт», 2011. - 132 с.
46. Смулевич, А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. / А.Б. Смулевич. - М. : Мед. Информ. Агентство, 2007г.
47. Суицидология: учебное пособие [Текст] / И.Л. Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с.
48. Трегубов, Л. Эстетика самоубийства./ Л. Трегубов,Ю. Вагин. - М.: Ин- фра, 2003. 90с.
49. Ханзян, Э. Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. - М.: Класс, 2000. - 420 с.
50. Холмогорова, А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. - М.: Медиапрактика, 2011. - 480 с.
51. Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 3. - С. 101-110.
52. Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москва М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 16-26.
53. Холмогорова, А.Б., Евлашкина Н.М. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением. // Дефектология. - 2011 - № 2. - С. 71-81.
54. Холмогорова, А.Б., Смирнова Н.С. Комплексная модель интерперсональных отношений как теоретическая основа для их изучения у подростков с
нарушениями поведения // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 4. - C. 94-99.
55. Уманский, М. С. Суицидальное поведение и характеристика больных алкоголизмом позднего возраста // автореф. дис. . канд. мед. наук/ М.С. Уманский- Томск, 2007 г. - 22 с.
56. Усов, М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий - важнейшие факто¬ры профилактики суицидов у подростков./ М.Г. Усов. М.: Наука, 2006. 298с.
57. Чирко, В.В. Закономерности течения и исходов наркоманий и токсикоманий, начавшихся в молодом возрасте (в свете отдаленного катамнеза) // авто¬реф. дис. ... док-рамед.наук. / В.В. Чирко, М., 2001.- 33 с.
58. Шелехов, И. Л.Суицидология: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с.
59. Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии [Текст] // Суицидология: прошлое и настоящее / Сост. А.Н. Моховиков. - Москва: ООО «Когито-Центр», 2001. -


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ