ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АБСТРАКТНЫЕ НЮАНСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РАВНО КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ 8
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения 8
1.2 Причины и факторы риска развития суицидального поведения 19
1.3 Возрастные особенности суицидального риска среди молодежи 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ КПК 38
2.1 Общая характеристика выборки и методов исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования выявления суицидального
риска у студентов КПК 41
2.3 Рекомендации для профилактической работы по суицидальному риску в
студенческой среде 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1 АБСТРАКТНЫЕ НЮАНСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РАВНО КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ 8
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения 8
1.2 Причины и факторы риска развития суицидального поведения 19
1.3 Возрастные особенности суицидального риска среди молодежи 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ КПК 38
2.1 Общая характеристика выборки и методов исследования 38
2.2 Результаты эмпирического исследования выявления суицидального
риска у студентов КПК 41
2.3 Рекомендации для профилактической работы по суицидальному риску в
студенческой среде 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийство несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы. Установлено, что столь неблагополучная суицидальная ситуация связана с комплексом климато-географических, социально-экономических и этнокультуральных факторов, особенностей организации системы здравоохранения. Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением детей и подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения среди них.
Основными проблемами суицидов и суицидальных попыток среди подростков, студентов и молодежи являются личностные, семейные, интерперсональные и макросоциальные факторы, влияющие на развитие суицидального поведения у детей и подростков. Поэтому рассмотрение суицидов в настоящее время актуальна, с каждым днем число суицидентов среди подростков людей увеличивается.
Частота суицидальных действий среди подростков, в течение послед¬них двух десятилетий удвоилась. У 35% лиц в возрасте 14 - 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10%о девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение под¬ростка - это привлечение к себе внимания..
При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна.Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства.
Также, многие исследователи видят причину аутоагрессивного поведения в увеличении употребления молодежью алкоголя и различных наркотических веществ, ПАВ и т.д. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в сред¬нем 7% пациентов с алкогольной или наркотической зависимостью. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ. В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально¬психологические исследования.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить возникновения суицидального риска в студенческой среде. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Целью исследования явилось выявление распространенности суицидального риска в студенческой среде, разработка рекомендаций для профилактики суицидального поведения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты суицида как социально - психологического явления.
2. Рассмотреть причины и факторы риска развития суицидального поведения.
3. Определить возрастные особенности суицидального поведения.
4. Организация эмпирического исследования и выявление студентов с суицидальным риском.
5. Разработать рекомендации для студентов с повышенным суицидальным риском.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление аутоагрессии у студентов позволит выявлять суицидальные риски и оказывать эффективную психологическую помощь студентам.
Объектом исследования является суицидальный риск.
Предмет исследования: суицидальный риск у студентов КПК.
Базой исследования является Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета.
Выборку составили 70 подростка. Исследование проводилось среди студентов 1-2курсов.
Теоретико-методологические основы исследования: изучены работы таких ученых как Эмиля Дюркгейм, П. Ф. Булацеля, М. Губский, А. В. Лиха¬чёв, Н. Мухина, П. Ольхина, Л. К. Шейниса, а в наше время - исследования А. Г. Амбрумовой, Л. Л. Бергельсона, Донских, Ц. П. Короленко, С. Г. Сми- дович, В. А. Тихоненко, Е. М. Вроно, Э. Фурман, И. А. Степанова, Ю. И. По¬лищук, Е. Т. Соколовой.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, тестирование, методы математической статистики с использованием корреляционного анализа.
2) Эмпирические методы: Личностный опросник агрессивности Басса- Дарки, клинический опросник для выявления и оценки невротических со¬стояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
3) Методы обработки данных методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для профилактических мер по суициду в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную помощь подросткам с суицидальным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами педагогических высших и средних учебных заведений.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященный Году гостеприимства в республике Тыва в 2016 году в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «студенческая весна».
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР работа состоит из содержания, введения, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основными проблемами суицидов и суицидальных попыток среди подростков, студентов и молодежи являются личностные, семейные, интерперсональные и макросоциальные факторы, влияющие на развитие суицидального поведения у детей и подростков. Поэтому рассмотрение суицидов в настоящее время актуальна, с каждым днем число суицидентов среди подростков людей увеличивается.
Частота суицидальных действий среди подростков, в течение послед¬них двух десятилетий удвоилась. У 35% лиц в возрасте 14 - 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10%о девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение под¬ростка - это привлечение к себе внимания..
При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна.Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства.
Также, многие исследователи видят причину аутоагрессивного поведения в увеличении употребления молодежью алкоголя и различных наркотических веществ, ПАВ и т.д. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в сред¬нем 7% пациентов с алкогольной или наркотической зависимостью. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ. В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально¬психологические исследования.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить возникновения суицидального риска в студенческой среде. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Целью исследования явилось выявление распространенности суицидального риска в студенческой среде, разработка рекомендаций для профилактики суицидального поведения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты суицида как социально - психологического явления.
2. Рассмотреть причины и факторы риска развития суицидального поведения.
3. Определить возрастные особенности суицидального поведения.
4. Организация эмпирического исследования и выявление студентов с суицидальным риском.
5. Разработать рекомендации для студентов с повышенным суицидальным риском.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление аутоагрессии у студентов позволит выявлять суицидальные риски и оказывать эффективную психологическую помощь студентам.
Объектом исследования является суицидальный риск.
Предмет исследования: суицидальный риск у студентов КПК.
Базой исследования является Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета.
Выборку составили 70 подростка. Исследование проводилось среди студентов 1-2курсов.
Теоретико-методологические основы исследования: изучены работы таких ученых как Эмиля Дюркгейм, П. Ф. Булацеля, М. Губский, А. В. Лиха¬чёв, Н. Мухина, П. Ольхина, Л. К. Шейниса, а в наше время - исследования А. Г. Амбрумовой, Л. Л. Бергельсона, Донских, Ц. П. Короленко, С. Г. Сми- дович, В. А. Тихоненко, Е. М. Вроно, Э. Фурман, И. А. Степанова, Ю. И. По¬лищук, Е. Т. Соколовой.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, тестирование, методы математической статистики с использованием корреляционного анализа.
2) Эмпирические методы: Личностный опросник агрессивности Басса- Дарки, клинический опросник для выявления и оценки невротических со¬стояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
3) Методы обработки данных методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для профилактических мер по суициду в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную помощь подросткам с суицидальным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами педагогических высших и средних учебных заведений.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященный Году гостеприимства в республике Тыва в 2016 году в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «студенческая весна».
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР работа состоит из содержания, введения, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В теоретической части были изучены теоретические основы суицидального риска как социально - психологическое явление:понятие суицида и суицидального поведения; причины и факторы риска развития суицидального поведения; возрастные особенности суицидального риска.
В эмпирической части с целью исследования степени угрозы суицида у студентов КПИ и для подтверждения гипотезы было проведено исследование с помощью следующих методик:
1) . Личностный опросник агрессивности Басса - Дарки;
2) . Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
В результате которого, получили следующие результаты:
По первой методике - уровень физической агрессии средний - 22,8%. Молодые люди не стремятся к использованию физической силы против другого лица. Шестнадцать учащихся -22,8% имеют средний уровень физической агрессии, семнадцать - 24,4% имеют низкий уровень и тридцать семь - 52,8% высокий.
Уровень вербальной агрессии в общем - средний 31,4%. Двадцать два обучающихся имеют средний уровень вербальной агрессии -31,4% т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятье, ругань). Пятнадцать - низкий уровень вербальной агрессии - 21,4% и тридцать три - 47,1% высокий уровень вербальной агрессии.
Уровень враждебности достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у 24 студентов - 34,3%. Уровень враждебно¬сти выше среднего у 29 обучающихся - 41,4% и у - 24,3% обучающихся индекс враждебности в норме.
Таким образом, учитывая, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптации, можно сделать вывод, что тридцать девять студентов - 55,7% испытывают проблемы адаптации, агрессивности.
По второй методике ярко выражены шкалы пятая шкала: обессивно- фобических нарушений характеризуется следующими показателями: 30% - здоровья, при этом человек демонстрирует адекватное отношение к своему психическому состоянию, 53,3% - болезни, данным испытуемым свойственна демонстрация тревожной мнительности в отношение нереальных опасной и неудач, 16,7% - средние показатели.
Диаграмма показывает, что по 1 шкале тревоги имеют 33,3% высокие показатели, что свидетельствует о здоровье, нормальном самочувствии, 50% имеют по данной шкале низкие результаты, что говорит о болезненном состоянии, хронической тревожности по любому поводу, люди ведут себя беспокойно, делают много лишнего, необдуманного. 16,7% по данной шкале имеют средние показатели, что говорит о нормальном функционировании человека, тревожность ему не доставляет особых хлопот.
По 2 шкале невротической депрессии 23,3% исследуемых имеют показатели здоровья, этот показатель характеризует их как приспособленных людей, жизненные трудности для которых не являются травматическими факторами и не способствуют возникновению депрессии. 53,4% имеют по данной шкале показатели болезни, такие люди склонны копаться в себе, воспринимать мир в сером цвете, преувеличивать жизненные трудности, депрессия для них может выступать защитным механизмом. 23,3% имеют средние показатели по шкале невротической депрессии.
Такимобразом, уровень агрессии, враждебности у большинства студентов достигает высокие уровни, а также невротическое состояние респондентов по 3 шкалам, как тревога, невротическая депрессия, обессивно - фоббические нарушения показывают высокие показатели.
Для подтверждения гипотезы использовали т-критерий Стьюдента. Критерий достигает уровня статистической значимости при р=0,01 (значимая корреляция). Отсюда можем сделать вывод о том, что установлено наличие достоверной связи между показателями и гипотеза о том, что своевременное выявление аутоагрессии и невротических расстройств у студентов позволит выявлять суицидальное риски и оказание своевременной помощи студентам подтверждено.
В эмпирической части с целью исследования степени угрозы суицида у студентов КПИ и для подтверждения гипотезы было проведено исследование с помощью следующих методик:
1) . Личностный опросник агрессивности Басса - Дарки;
2) . Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
В результате которого, получили следующие результаты:
По первой методике - уровень физической агрессии средний - 22,8%. Молодые люди не стремятся к использованию физической силы против другого лица. Шестнадцать учащихся -22,8% имеют средний уровень физической агрессии, семнадцать - 24,4% имеют низкий уровень и тридцать семь - 52,8% высокий.
Уровень вербальной агрессии в общем - средний 31,4%. Двадцать два обучающихся имеют средний уровень вербальной агрессии -31,4% т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятье, ругань). Пятнадцать - низкий уровень вербальной агрессии - 21,4% и тридцать три - 47,1% высокий уровень вербальной агрессии.
Уровень враждебности достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у 24 студентов - 34,3%. Уровень враждебно¬сти выше среднего у 29 обучающихся - 41,4% и у - 24,3% обучающихся индекс враждебности в норме.
Таким образом, учитывая, что агрессивность и враждебность являются показателями уровня социальной адаптации, можно сделать вывод, что тридцать девять студентов - 55,7% испытывают проблемы адаптации, агрессивности.
По второй методике ярко выражены шкалы пятая шкала: обессивно- фобических нарушений характеризуется следующими показателями: 30% - здоровья, при этом человек демонстрирует адекватное отношение к своему психическому состоянию, 53,3% - болезни, данным испытуемым свойственна демонстрация тревожной мнительности в отношение нереальных опасной и неудач, 16,7% - средние показатели.
Диаграмма показывает, что по 1 шкале тревоги имеют 33,3% высокие показатели, что свидетельствует о здоровье, нормальном самочувствии, 50% имеют по данной шкале низкие результаты, что говорит о болезненном состоянии, хронической тревожности по любому поводу, люди ведут себя беспокойно, делают много лишнего, необдуманного. 16,7% по данной шкале имеют средние показатели, что говорит о нормальном функционировании человека, тревожность ему не доставляет особых хлопот.
По 2 шкале невротической депрессии 23,3% исследуемых имеют показатели здоровья, этот показатель характеризует их как приспособленных людей, жизненные трудности для которых не являются травматическими факторами и не способствуют возникновению депрессии. 53,4% имеют по данной шкале показатели болезни, такие люди склонны копаться в себе, воспринимать мир в сером цвете, преувеличивать жизненные трудности, депрессия для них может выступать защитным механизмом. 23,3% имеют средние показатели по шкале невротической депрессии.
Такимобразом, уровень агрессии, враждебности у большинства студентов достигает высокие уровни, а также невротическое состояние респондентов по 3 шкалам, как тревога, невротическая депрессия, обессивно - фоббические нарушения показывают высокие показатели.
Для подтверждения гипотезы использовали т-критерий Стьюдента. Критерий достигает уровня статистической значимости при р=0,01 (значимая корреляция). Отсюда можем сделать вывод о том, что установлено наличие достоверной связи между показателями и гипотеза о том, что своевременное выявление аутоагрессии и невротических расстройств у студентов позволит выявлять суицидальное риски и оказание своевременной помощи студентам подтверждено.
Подобные работы
- Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества со склонностью к суицидальному риску в подростковом возрасте (Педагогика, психология, Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь типов акцентуаций характера с суицидальными тенденциями в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ И НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2016



