«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»
|
Реферат 2
Введение 10
Глава I. Теоретические основания формирования информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки
1.1. Информационная компетентность как педагогический
феномен 16
1.2. Информационная компетентность будущего учителя
математики: структура, критерии и уровни
сформированности 25
1.3. Методическая модель формирования информационной
компетентности будущего учителя в процессе математической подготовки 35
Выводы по I главе 53
Глава II. Методика формирования информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки
2.1. Содержательно-целевой компонент методики формирования
информационной компетентности будущего учителя 54
2.2. Технологический компонент методики формирования
информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки 70
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 86
Выводы по II главе 98
Заключение 99
Список используемой литературы 100
Приложения 108
Введение 10
Глава I. Теоретические основания формирования информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки
1.1. Информационная компетентность как педагогический
феномен 16
1.2. Информационная компетентность будущего учителя
математики: структура, критерии и уровни
сформированности 25
1.3. Методическая модель формирования информационной
компетентности будущего учителя в процессе математической подготовки 35
Выводы по I главе 53
Глава II. Методика формирования информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки
2.1. Содержательно-целевой компонент методики формирования
информационной компетентности будущего учителя 54
2.2. Технологический компонент методики формирования
информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки 70
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 86
Выводы по II главе 98
Заключение 99
Список используемой литературы 100
Приложения 108
В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности педагога, особое внимание уделяется её развитию. Огромное количество информации, с которой современному человеку необходимо уметь работать, актуализировало необходимость новых требований ФГОС ВО к результату подготовки студентов с позиций компетентностного подхода.
ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» в структуре требований к выпускнику предъявляет владение такой общекультурной компетенцией, как «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве» (ОК-3) [ФГОС, 2015]. В то же время, в профессиональном стандарте «Педагог» (2013г.) в модуле «Предметное обучение. Математика» отмечается необходимость владения следующими трудовыми действиями: формирование материальной и информационной образовательной среды, умения обучающихся применять информационно-коммуникационные технологии в решении задач [1].
Изучив сам феномен и сущность информационной компетентности с позиции разных авторов, мы пришли к выводу, что информационную компетентность рассматривают с двух сторон: с одной стороны, как способность работы с информацией (поиск, получение, отбор, анализ, обработка, передача и сохранение информации), с другой как владение современными информационными технологиями (С.В. Тришина, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Н.В. Соловова).
В данной работе мы используем понятие информационной компетентности. Под компетентностью, следуя И.А. Зимней, понимаем обладание человеком определенным набором компетенций.
Применительно к бакалаврам - будущим учителям математики, понятие информационной компетентности не сформулировано, однако
некоторые исследователи выделяют ряд информационных компетенций, овладев которыми, будущий учитель математики может считаться информационно компетентным. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному преподавателю математики Комарова Е.А. относит: использование
рациональных методов поиска и хранения математической информации в современных информационных массивах; владение навыками работы с различными видами компьютерной информации; владение навыками организации и проведения занятий с помощью компьютерных и интернет- технологий; умения организовывать самостоятельную работу обучающихся по математике посредством интернет-технологий [2].
Н.А. Журавлева к информационным компетенциям студентов - будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу относит способность к поиску информации по математическому анализу в текстовых источниках, способность сравнивать, анализировать и систематизировать извлеченную информацию, использовать ее в решении задач по математическому анализу; способность искать информацию в сети Интернет, составлять выписки и резюме, используя текстовый редактор, создавать и оформлять собственный текст с помощью различных редакторов и применять полученную информацию в решении задачах [3].
Анализ показал, что в настоящее время недостаточно изучено содержание понятия информационной компетентности будущего учителя математики в аспекте реализации ФГОС, представленные формулировки состава определения информационной компетентности носят общий характер. Естественно, встает вопрос, исчерпываются ли этим составом все аспекты информационной компетентности будущего учителя математики? Достаточно ли их освоения, чтобы считать студента, владеющим информационной компетентностью? Это обуславливает наличие проблемы разработки теоретических и практических вопросов формирования информационной компетентности бакалавров - будущих учителей математики. Среди этих вопросов изучение структуры понятия информационной компетентности, особенности содержания и технологий обучения математике будущего учителя, направленных на формирование информационной компетентности.
Недостаточная изученность понятия «информационно
коммуникационная компетентность» обуславливает актуальность исследования и определяют его проблему: каковы организационнопедагогические условия, способствующие формированию информационной компетентности студентов - будущих учителей математики. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы послужила основанием для определения темы диссертационного исследования: «формирование
информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки».
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании, реализации и проверке результативности методики формирования информационной компетентности у студентов -бакалавров - будущих учителей математики в процессе математической подготовки.
Объектом исследования служит процесс математической подготовки студентов в вузе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей математики.
Идея исследования заключается в достижении требуемого уровня сформированности информационной компетентности у студентов - будущих учителей математики в процессе математической подготовки в вузе.
...
ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» в структуре требований к выпускнику предъявляет владение такой общекультурной компетенцией, как «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве» (ОК-3) [ФГОС, 2015]. В то же время, в профессиональном стандарте «Педагог» (2013г.) в модуле «Предметное обучение. Математика» отмечается необходимость владения следующими трудовыми действиями: формирование материальной и информационной образовательной среды, умения обучающихся применять информационно-коммуникационные технологии в решении задач [1].
Изучив сам феномен и сущность информационной компетентности с позиции разных авторов, мы пришли к выводу, что информационную компетентность рассматривают с двух сторон: с одной стороны, как способность работы с информацией (поиск, получение, отбор, анализ, обработка, передача и сохранение информации), с другой как владение современными информационными технологиями (С.В. Тришина, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Н.В. Соловова).
В данной работе мы используем понятие информационной компетентности. Под компетентностью, следуя И.А. Зимней, понимаем обладание человеком определенным набором компетенций.
Применительно к бакалаврам - будущим учителям математики, понятие информационной компетентности не сформулировано, однако
некоторые исследователи выделяют ряд информационных компетенций, овладев которыми, будущий учитель математики может считаться информационно компетентным. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному преподавателю математики Комарова Е.А. относит: использование
рациональных методов поиска и хранения математической информации в современных информационных массивах; владение навыками работы с различными видами компьютерной информации; владение навыками организации и проведения занятий с помощью компьютерных и интернет- технологий; умения организовывать самостоятельную работу обучающихся по математике посредством интернет-технологий [2].
Н.А. Журавлева к информационным компетенциям студентов - будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу относит способность к поиску информации по математическому анализу в текстовых источниках, способность сравнивать, анализировать и систематизировать извлеченную информацию, использовать ее в решении задач по математическому анализу; способность искать информацию в сети Интернет, составлять выписки и резюме, используя текстовый редактор, создавать и оформлять собственный текст с помощью различных редакторов и применять полученную информацию в решении задачах [3].
Анализ показал, что в настоящее время недостаточно изучено содержание понятия информационной компетентности будущего учителя математики в аспекте реализации ФГОС, представленные формулировки состава определения информационной компетентности носят общий характер. Естественно, встает вопрос, исчерпываются ли этим составом все аспекты информационной компетентности будущего учителя математики? Достаточно ли их освоения, чтобы считать студента, владеющим информационной компетентностью? Это обуславливает наличие проблемы разработки теоретических и практических вопросов формирования информационной компетентности бакалавров - будущих учителей математики. Среди этих вопросов изучение структуры понятия информационной компетентности, особенности содержания и технологий обучения математике будущего учителя, направленных на формирование информационной компетентности.
Недостаточная изученность понятия «информационно
коммуникационная компетентность» обуславливает актуальность исследования и определяют его проблему: каковы организационнопедагогические условия, способствующие формированию информационной компетентности студентов - будущих учителей математики. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы послужила основанием для определения темы диссертационного исследования: «формирование
информационной компетентности будущих учителей математики в процессе математической подготовки».
Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании, реализации и проверке результативности методики формирования информационной компетентности у студентов -бакалавров - будущих учителей математики в процессе математической подготовки.
Объектом исследования служит процесс математической подготовки студентов в вузе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей математики.
Идея исследования заключается в достижении требуемого уровня сформированности информационной компетентности у студентов - будущих учителей математики в процессе математической подготовки в вузе.
...
В ходе исследования гипотеза подтвердилась частично, решены поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы:
• сформулировано понятие «информационная компетентность» студента - будущего учителя математики;
• проведено содержательное наполнение критериев
информационной компетентности: когнитивного,
праксиологического и аксиологического на основе требований ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога и требований работодателей;
• разработана методическая модель формирования
информационной компетентности студентов педагогических вузов в процессе математической подготовки;
• раскрыт целевой, содержательный и технологический
компоненты формирования информационной компетентности;
• разработан курс по выбору «ИКТ в профессиональной
деятельности», направленный на формирование
информационной компетентности студентов - будущих учителей математики в процессе математической подготовки;
• подтверждена результативность разработанного курса по выбору (включающего когнитивный, праксиологический и аксиологический критерии формирования информационной компетентности, раскрывающиеся в уровнях сформированности данной компетентности: базовый, продуктивный и креативный).
• сформулировано понятие «информационная компетентность» студента - будущего учителя математики;
• проведено содержательное наполнение критериев
информационной компетентности: когнитивного,
праксиологического и аксиологического на основе требований ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога и требований работодателей;
• разработана методическая модель формирования
информационной компетентности студентов педагогических вузов в процессе математической подготовки;
• раскрыт целевой, содержательный и технологический
компоненты формирования информационной компетентности;
• разработан курс по выбору «ИКТ в профессиональной
деятельности», направленный на формирование
информационной компетентности студентов - будущих учителей математики в процессе математической подготовки;
• подтверждена результативность разработанного курса по выбору (включающего когнитивный, праксиологический и аксиологический критерии формирования информационной компетентности, раскрывающиеся в уровнях сформированности данной компетентности: базовый, продуктивный и креативный).
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экономической компетентности старшеклассников на уроках “Обществознание”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТЕРЕОМЕТРИИ В КУРСЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ГЕОМЕТРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017





