ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.1 Понятия о здоровом образе жизни в школьном курсе основы
безопасности жизнедеятельности 7
1.2 Здоровьесберегающие технологии в обучении основам
безопасности жизнедеятельности 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ 27
2.1 Анализ современного состояния проблемы использования
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по предмету основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе 27
2.2 Формирование понятий здорового образа жизни у обучающихся 8 классов посредством здоровьесберегающих технологий на уроках основ
безопасности жизнедеятельности 38
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Здоровье населения страны - высшая национальная ценность, которая в первую очередь обусловлена здоровым образом жизни молодого поколения. Вместе с тем ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.
В нормативно-правовых документах, таких как Закон РФ «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, подчёркивается необходимость применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе основной общеобразовательной школы. В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования являются сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс изучения основ безопасности жизнедеятельности [63]. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указано следующее: «Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в обучении и постоянном исследовании новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы» [47]. В законе РФ «Об образовании» говорится
«...обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [64]. Стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка здоровьесберегающих технологий, развитие умений регуляции своей ведущей деятельности - учения, общения, познания, социальной практики - и формулирует требования к формированию у обучающихся средств ее осознанной саморегуляции. Вместе с тем недостаток современных методических разработок по проблеме здоровьесбережения обучающихся создает существенные методологические и технологические трудности и противоречия в решении данной проблемы. В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей, заключающаяся в формировании и развитии понятий о ЗОЖ на уроках ОБЖ представляет особый исследовательский интерес и является чрезвычайно актуальной.
Проблемой исследования является недостаточный уровень развития понятий о ЗОЖ в процессе обучения ОБЖ в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать методику формирования и развития понятий о ЗОЖ у обучающихся 8 класса посредством здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
Объект исследования: процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс формирования и развития понятий о ЗОЖ, посредством использования здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
Гипотеза:
Применение на уроках ОБЖ здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию и развитию понятий о ЗОЖ, если будет отобрано содержание изучаемого материала в соответствие с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, применены оптимальные методы, средства, формы и виды учебной деятельности по ОБЖ.
В соответствии с целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблему применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения ОБЖ в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить состояние исследуемой проблемы в современной образовательной практике
...
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что здоровьесберегающие технологии определяется как система, создающая условия для сохранения, укрепления и развития здоровья всех субъектов образования. Существуют различные классификации ЗОТ, подтверждена эффективность здоровьесберегающих технологий как средства формирования и развития понятий о ЗОЖ, однако наблюдается недостаток методической литературы, посвящённой проблеме исследования.
2. В ходе анкетирования было установлено, что большинство учителей имеют представления о ЗОТ, однако не все используют их на уроках, и не в широком спектре. Учителя считают ЗОТ эффективным средством развития понятий о ЗОЖ, но часто не учитывают особенности применения данных технологий. По мнению обучающихся 8 класса ЗОТ будут способствовать повышению интереса к предмету, лучше раскрывать понятия о ЗОЖ.
3. Формирующий эксперимент по включению ЗОТ в образовательный
процесс показал, что успешность такого рода деятельности зависит от необходимости соответствовать образовательным задачам учебного процесса в целом, от правильной организации класса, их использования, и разнообразных сочетаний на различных этапах урока, а также
использования ЗОТ совместно с традиционными средствами и методами обучения с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Выполнение данных условий способствует формированию понятий о ЗОЖ.
4. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ по разделу «Основы здорового образа жизни», следование которым будет способствовать формированию и развитию понятий о ЗОЖ.
1. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования: монография по проблеме сохранения здоровья / Новосибирский гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2013. - 160 с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю., Казин Э.М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС // Валеология, - 2015. - № 2. С.34-42.
3. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Новосибирский гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2001. - 316 с.
4. Абаскалова Н.П., Казин, А.С., Шинкаренко Н.П. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе //Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №3. С.180-186.
5. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе “школа-вуз”: дис. докт. пед. наук Н. П. Абаскалова. Барнаул, 2013. - 48с.
6. Абаскалова Н.П. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово, 2014. - №1(13). С.50-53
7. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург, 2013. - 365 с.
8. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с.
9. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
10. Амосов Н.М. Моя система здоровья. - К.: Здоровья, 1997. - 56 с.
11. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат / под общ. ред. Е.А. Бабенкова - М.: ТЦ СФЕРА, 2017. - 64 с.
12. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
13. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс - контроль в школе и дома: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 176 с.
14. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в
традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995. - 386 с.
15. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 9. С. 11-16.
16. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2014. 103 с.
... всего 70 источников