ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 8
1.1 Биологические и социальные условия психического развития
подростков 8
1.2. Особенности конфликтов подростков 13
1.3 Основные подходы к рассмотрению конфликтной компетентности в СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 20
1.4. Основные направления и стратегии социально-педагогической
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ... 34 Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 43
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.2 Основные принципы построения и реализации программы 56
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном
ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 61
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, всё заканчивалось неудачей и порождало ещё более ожесточённые конфликты.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях .
В настоящее время усилился научный интерес к проблеме конфликта, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Формирование умений различать конфликты, стимулирующие развитие личности и общественных отношений, и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивает подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни .
Впервые человек сталкивается с этим явлением сразу же посте рождения. Попытки ребёнка познать тот мир, который будет окружать его на протяжении всей жизни, часто пресекаются словами взрослых о том, что этого или того делать нельзя, а то, что делать разрешается, не всегда соответствует его познавательным потребностям. Таким образом, свобода действий и перемещений, начиная с момента рождения, уже направляется
взрослыми в определённое русло, которое в большинства случаев
противоречит стремлениям ребёнка. Возникает конфликт: дети нервничают, плачут, стремясь любыми путями добиться желаемог.
Своё продолжение это находит в начальной школе, где ученик вступает в конфликты не только со сверстниками, но и с учителями.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт, как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [8, с.17].
А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [16, с.78].
А.Г. Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения .
Особенно уязвимым к конфликтам является подростковый возраст. Подростковый возраст - это возраст значительных перемен в психике ребёнка, перестройки всего его организма, смены ценностных ори нтаций, потери авторитета одними людьми и приобретения его другими, изменение взаимоотношений в семье, которые являются факторами конфликтного поведения .
Чтобы предотвращать конфликты необходимо формировать конфликтную компетентность - умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.
По мнению И. А Колесниковой, конфликтная компетентность - это освоение позиции партнёрства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения, представляющая собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов .
Л.А. Петровская определяет конфликтную компетентность как компетентность человека в конфликтной ситуации, а основными образующими конфликтной компетентности считает: компетентность
участника в собственном Я (Я-компетентность), в потенциале другого участника (участников) и ситуационная компетентность .
Конфликтная компетентность является неотъемлемой частью конфликтологической компетентности, то есть способностью действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта
...
В настоящее время проблема конфликта и конфликтной
компетентности стала одной из важнейших проблем нашего общества.
Конфликтная компетентность - устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого.
Сегодня "конфликтная компетентность" занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках и является широко распространенным. При этом сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности. Однако, несмотря на имеющиеся в психологической пауке исследования социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A. B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И. Пригожин, Т.Н. Привалихина и др.), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. Понимание конфликта как интегральной характеристики представляет собой методологическую основу для данного вида компетентности.
В качестве психологических составляющих конфликтной
компетентности личности являются:
гибкий индивидуальный стиль управления (стабильны'
индивидуально-психологические способы приема и переработки
информации);
особый когнитивный стиль, который включает в себя:
а) видение не только явного, но и скрытого в выполняемой деятельности, и в конкретной ситуации;
б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра);
в) видение перспективы (выявление нового, позитивного, того, на что можно опереться).
творческое мышление (один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением);
открытость,
конфликтоустойчивость (специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с др. людьми.);
владение эмоциями;
уточнение своих пожеланий и возможностей;
установка на сотрудничество;
рефлексивная культура;
культура саморегуляции;
коммуникативные умения;
сенситивность.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. В этот период у подростка происходит формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных убеждений, формирование самосознания, потребности осознать себя как личность. Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем
объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах. Поэтому важно развивать конфликтную компетентность именно в подростковом возрасте.
...
1. Александрова Л. А., Лепшокова З. Х., Старовойтенко Е. Б. Адаптация к трудным жизненным ситуациям и психологические ресурсы личности //Foresight. - 2013.
2. Беляев В. И., Савченко Т. А. История социальной педагогики: в 3 ч.: Учебное пособие для студентов вузов социального профиля. - Scientific magazine" Kontsep, 2014.
3. Бычков Д, Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Организация оказания социальных услуг с участием ближайшего окружения семьи. - Ин-т экономики города, 2009.
4. Волков Б. С. В67 Конфликтология: учебное пособие/БС Волков, НВ Волкова: под ред. БС Волкова.—М.: КНОРУС, 2015.—356 с.—(Бакалавриат). - 2015.
5. Герасимов И. В. Стресс: психологические основы и методы снятия //Психология, социология и педагогика. - 2013. - Т. 2.
6. Григорьева М. Ю. Особености психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях интегрированого обучения //Проблемы современного образования. - 2014. - №. 5.
7. Гусева Т., Каратьян Т. Психология личности: конспект лекций. - Litres, 2015.
8. Дранишникова О. О., Волкова О. О. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями и/или ограниченными возможностями здоровья //II Всероссийская заочная научнопрактическая конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Сборник материалов.-Кемерово, 2015.-173 с. - 2015. - С. 88.
9. Дронова Е. Н. Социальная профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: учебно-методический комплекс
дисциплины //Современная педагогика. - 2014. - Т. 3.4
10. Дронова Е. Н., Мыльникова А. В. Правое консультирование семей с детьми в трудной жизненной ситуации (на примере г. Барнаул) //Гуманитарные научные исследования. - 2014. - Т. 5.
11. Жукова М. В., Фролова Е. В. Профилактика потребления психоактивных веществ: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками. - 2014.
12. Зборовский Г. Е., Zborovsky G. E. Гражданское общество в зеркале социологии //Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014.№ 4 (132). - 2014.
13. Калинина Н. В. Формирование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у детей в контексте семейного взаимодействия //Фундаментальные исследования. - 2013. - №. 8-2.
14. Ковалева Т. М., Углев В. А. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения //Наука и образование: Электронное научно-техническое издание. - 2014. - №. 3.
15. Кондрашкин А. В., Кириллова Т. О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе //Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. - 2013. - Т. 2012. - №. 4.
... всего 53 источника