Введение 7
Глава 1. Теоретические основы формирования критического мышления обучающихся 6 класса 10
1.1. Критическое мышление как результат освоения образовательной
программы по математике 10
1.2. Дидактические условия формирования критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математике 18
Глава 2. Методика формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.1. Методические рекомендации по формированию критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 70
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3 92
Приложение 4 97
Приложение А 102
Приложение Б 104
Современный подход к образованию в России связан с развитием компетентностей у учеников, которые позволяют приобретать и использовать знания, адаптироваться к информационному пространству, а также решать возникающие задачи . Критическое мышление, коммуникация и сотрудничество - вот ключевые навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире
Умение критически мыслить зависит от образовательной программы и должно развиваться в каждой области знаний, учитывая их уникальные возможности.
Как с теоретической, так и с практической точек зрения, проблема формирования критического мышления остается недостаточно изученной. Анализ существующих исследований по этой теме демонстрирует, что изначально проблема критического мышления изучалась зарубежными психологами, среди которых: Д.Дьюи , Р Пел Д. Хaлперн и др.
В свою очередь, ряд отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.) в своих работах рассматривают теоретические аспекты развития критического мышления через призму формирования личности . В советское время практическим аспектам формирования критического мышления уделялось мало внимания, но сегодня теория проблемного обучения считается одной из образовательных основ для решения этой проблемы в современных условиях (М.И. Махмутова). Изучению некоторых аспектов развития критического мышления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как: Г. Линдсей, Е.С. Заир-Бек, Д. Джонсон, Д. Халперн , Р Бустром, Ч. Темпл, Е.В. Мурикина .
Изменения в социально-экономических условиях и в сфере образования усилили неопределенность и требуют оценки и принятия решений, тем самым повышая роль личности как субъекта социальной эволюции. Важность его способности критически анализировать ситуацию и выявлять эффективные решения той или иной проблемы значительно возросла.
Эффективная адаптация личности к постоянным изменениям в мире частично зависит от развития критического мышления во время обучения в школе. Это также тесно связано с необходимостью получения теоретических и методологических обоснований, а также формулирования научных рекомендаций для решения проблемы развития критического мышления на протяжении всего образовательного процесса и в процессе изучения определенных предметов.
В рамках изучения отдельных предметов недостаточная научно-методическая база для развития критического мышления обучающихся может привести к противоречию: между существующими социальными потребностями в развитии критического мышления участников общества, принимающими решения в условиях информационной перегрузки и отсутствием готовых методик формирования критического мышления в процессе предметной подготовки обучающихся.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и определяют проблему школьного математического образования: поиск и разработка специальных методических рекомендаций формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Актуальность проблемы и поиск путей решения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: формирование критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса.
...
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось обоснование и экспериментальная проверка результативности авторской методики формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Анализ нормативных документов и педагогической литературы позволил уточнить цели обучения математике в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
В работе уточняются следующие приоритетные цели математического образования:
• развитие личности обучаемых, охватывающее различные ее виды;
• формирование видов учебно-познавательной деятельности, которые с самого начала имеют в себе заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее определенных пределах;
• формирование таких качеств мышления, которые характерны для математической деятельности и необходимы человеку для полноценной жизни в обществе (глубина, гибкость, широта, критичность мышления);
• развитие речи обучающихся на уроках математики;
• формирование представлений о методах математики, и прежде всего о методе математического моделирования.
Придерживаясь точки зрения Г.М. Коджаспировой критическое мышление можно определить как «способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждение, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не к стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присущи открытость новым идеям».
В работе определен ряд дидактических условий, которые необходимо соблюдать при формировании критического мышления у обучающихся:
• соответствие содержания предлагаемых заданий, приемов и методов целям и задачам урока;
• систематическое и запланированное включение в содержание урока математики различных заданий, приемов и методов, направленных на формирование критического мышления;
• наличие методического сопровождения (методические рекомендации и указания; ресурсы - дополнительная и справочная информация и т.п.)
Практическую значимость работы составляет система специальных заданий по формированию критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики. Представленный в работе комплекс заданий содержит 31 задание. Задания систематизированы и распределены по темам школьного курса математики 6 класса.
Педагогический эксперимент по включению системы специальных заданий, направленных на формирование критического мышления, в образовательный процесс проводился на базе МАОУ «Гимназия №13 «Академ» города Красноярска.
В ходе эксперимента удалось обосновать и подтвердить гипотезу исследования о том, если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса. Таким образом, эти задачи способствуют не только повышению уровня мотивации и активности в познавательной сфере, но и формированию более высокого уровня самооценки, а также умений и навыков совместной и индивидуальной работы, взаимного контроля. В ходе работы обучающиеся приобретают те качества критически мыслящего человека, которые были определены Д. Халпером: гибкость, настойчивость и осознание того, что они должны делать; способность к планированию и поиску компромиссов; способность исправлять свои ошибки и находить компромиссные решения.
Находящаяся в данной работе система знаний не имеет статус «завершен», может быть дополнена и рекомендована к использованию в ходе преподавания математики 6 класса.
Цель была достигнута, все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.
1. Anderson J. W, Krathwhol D. R., Airasia P W. A Taxanomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York: Person Education, 2003. 336 p.
2. Chatfield, T. Critical thinking: analyze, doubt, form your opinion / T. Chatfield. - M: Alpina Publisher, 2019. - 328 p.
3. Cottrell, S. The art of thinking and success in study, career, life. 500 exercises for brain development / S. Cottrell. - M: EKSMO, 2016. - 288 p.
4. Filippova, A. A. Development of critical thinking within the framework of the discipline "foreign language» / A. A. Filippova // Eurasian Humanitarian Journal. - 2017. - No. 2. - P 109-113.
5. Paul R., Elder L. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Learning and Your Life. Rowman & Littlefield; Copyright: 2021
6. Shcheglova, I. A. On the role of critical thinking in foreign educational systems / I. A. Shcheglova / / Science and school. - 2018. - No. 6. - P 193-200.
7. Андронова, О. В. Некоторые приемы развития критического мышления учащихся на уроках математики [Текст] / О. В. Андронова // Математика, физика, экономика и физико-математическое образование: материалы конференции «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005.
8. Артемьев, А.В. Системное и критическое мышление в профессиональной деятельности педагога-психолога / А.В. Артемьев // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018. - №4.
- С. 80-90.
9. Божович Е.Д. К определению понятия «позиция субъекта учения» // От истоков к современности - 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. 2015 С. 23-25.
10. Бустром Р Развитие творческого и критического мышления. - М.: Ин-т «Открытое общество», 2000.
11. Быкова, А. С., Сахарова, Н. С., Кириллова, И. К. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» [Текст] / А. С. Быкова, Н. С. Сахарова, И. К. Кириллова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2021. — № №3(231). — С. 6-10.
12. Ваганова, О.И. Формирование критического мышления у обучающихся высших учебных заведений / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, Д.А. Лошкарева // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 44-46.
13. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
14. Воронина Л. В., Карпова М. В. Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. науч. тр. V Междунар. конф. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2019 — С. 18-21.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: «Педагогика», 1991. - 480 с.
... всего 61 источников