Формирование критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики
|
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы формирования критического мышления обучающихся 6 класса 10
1.1. Критическое мышление как результат освоения образовательной
программы по математике 10
1.2. Дидактические условия формирования критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математике 18
Глава 2. Методика формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.1. Методические рекомендации по формированию критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 70
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3 92
Приложение 4 97
Приложение А 102
Приложение Б 104
Глава 1. Теоретические основы формирования критического мышления обучающихся 6 класса 10
1.1. Критическое мышление как результат освоения образовательной
программы по математике 10
1.2. Дидактические условия формирования критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математике 18
Глава 2. Методика формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.1. Методические рекомендации по формированию критического мышления
обучающихся 6 класса на уроках математики 32
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 70
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3 92
Приложение 4 97
Приложение А 102
Приложение Б 104
Современный подход к образованию в России связан с развитием компетентностей у учеников, которые позволяют приобретать и использовать знания, адаптироваться к информационному пространству, а также решать возникающие задачи . Критическое мышление, коммуникация и сотрудничество - вот ключевые навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире
Умение критически мыслить зависит от образовательной программы и должно развиваться в каждой области знаний, учитывая их уникальные возможности.
Как с теоретической, так и с практической точек зрения, проблема формирования критического мышления остается недостаточно изученной. Анализ существующих исследований по этой теме демонстрирует, что изначально проблема критического мышления изучалась зарубежными психологами, среди которых: Д.Дьюи , Р Пел Д. Хaлперн и др.
В свою очередь, ряд отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.) в своих работах рассматривают теоретические аспекты развития критического мышления через призму формирования личности . В советское время практическим аспектам формирования критического мышления уделялось мало внимания, но сегодня теория проблемного обучения считается одной из образовательных основ для решения этой проблемы в современных условиях (М.И. Махмутова). Изучению некоторых аспектов развития критического мышления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как: Г. Линдсей, Е.С. Заир-Бек, Д. Джонсон, Д. Халперн , Р Бустром, Ч. Темпл, Е.В. Мурикина .
Изменения в социально-экономических условиях и в сфере образования усилили неопределенность и требуют оценки и принятия решений, тем самым повышая роль личности как субъекта социальной эволюции. Важность его способности критически анализировать ситуацию и выявлять эффективные решения той или иной проблемы значительно возросла.
Эффективная адаптация личности к постоянным изменениям в мире частично зависит от развития критического мышления во время обучения в школе. Это также тесно связано с необходимостью получения теоретических и методологических обоснований, а также формулирования научных рекомендаций для решения проблемы развития критического мышления на протяжении всего образовательного процесса и в процессе изучения определенных предметов.
В рамках изучения отдельных предметов недостаточная научно-методическая база для развития критического мышления обучающихся может привести к противоречию: между существующими социальными потребностями в развитии критического мышления участников общества, принимающими решения в условиях информационной перегрузки и отсутствием готовых методик формирования критического мышления в процессе предметной подготовки обучающихся.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и определяют проблему школьного математического образования: поиск и разработка специальных методических рекомендаций формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Актуальность проблемы и поиск путей решения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: формирование критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса.
...
Умение критически мыслить зависит от образовательной программы и должно развиваться в каждой области знаний, учитывая их уникальные возможности.
Как с теоретической, так и с практической точек зрения, проблема формирования критического мышления остается недостаточно изученной. Анализ существующих исследований по этой теме демонстрирует, что изначально проблема критического мышления изучалась зарубежными психологами, среди которых: Д.Дьюи , Р Пел Д. Хaлперн и др.
В свою очередь, ряд отечественных ученых (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.) в своих работах рассматривают теоретические аспекты развития критического мышления через призму формирования личности . В советское время практическим аспектам формирования критического мышления уделялось мало внимания, но сегодня теория проблемного обучения считается одной из образовательных основ для решения этой проблемы в современных условиях (М.И. Махмутова). Изучению некоторых аспектов развития критического мышления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как: Г. Линдсей, Е.С. Заир-Бек, Д. Джонсон, Д. Халперн , Р Бустром, Ч. Темпл, Е.В. Мурикина .
Изменения в социально-экономических условиях и в сфере образования усилили неопределенность и требуют оценки и принятия решений, тем самым повышая роль личности как субъекта социальной эволюции. Важность его способности критически анализировать ситуацию и выявлять эффективные решения той или иной проблемы значительно возросла.
Эффективная адаптация личности к постоянным изменениям в мире частично зависит от развития критического мышления во время обучения в школе. Это также тесно связано с необходимостью получения теоретических и методологических обоснований, а также формулирования научных рекомендаций для решения проблемы развития критического мышления на протяжении всего образовательного процесса и в процессе изучения определенных предметов.
В рамках изучения отдельных предметов недостаточная научно-методическая база для развития критического мышления обучающихся может привести к противоречию: между существующими социальными потребностями в развитии критического мышления участников общества, принимающими решения в условиях информационной перегрузки и отсутствием готовых методик формирования критического мышления в процессе предметной подготовки обучающихся.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и определяют проблему школьного математического образования: поиск и разработка специальных методических рекомендаций формирования критического мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Актуальность проблемы и поиск путей решения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: формирование критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса.
...
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось обоснование и экспериментальная проверка результативности авторской методики формирования критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики.
Анализ нормативных документов и педагогической литературы позволил уточнить цели обучения математике в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
В работе уточняются следующие приоритетные цели математического образования:
• развитие личности обучаемых, охватывающее различные ее виды;
• формирование видов учебно-познавательной деятельности, которые с самого начала имеют в себе заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее определенных пределах;
• формирование таких качеств мышления, которые характерны для математической деятельности и необходимы человеку для полноценной жизни в обществе (глубина, гибкость, широта, критичность мышления);
• развитие речи обучающихся на уроках математики;
• формирование представлений о методах математики, и прежде всего о методе математического моделирования.
Придерживаясь точки зрения Г.М. Коджаспировой критическое мышление можно определить как «способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждение, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не к стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присущи открытость новым идеям».
В работе определен ряд дидактических условий, которые необходимо соблюдать при формировании критического мышления у обучающихся:
• соответствие содержания предлагаемых заданий, приемов и методов целям и задачам урока;
• систематическое и запланированное включение в содержание урока математики различных заданий, приемов и методов, направленных на формирование критического мышления;
• наличие методического сопровождения (методические рекомендации и указания; ресурсы - дополнительная и справочная информация и т.п.)
Практическую значимость работы составляет система специальных заданий по формированию критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики. Представленный в работе комплекс заданий содержит 31 задание. Задания систематизированы и распределены по темам школьного курса математики 6 класса.
Педагогический эксперимент по включению системы специальных заданий, направленных на формирование критического мышления, в образовательный процесс проводился на базе МАОУ «Гимназия №13 «Академ» города Красноярска.
В ходе эксперимента удалось обосновать и подтвердить гипотезу исследования о том, если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса. Таким образом, эти задачи способствуют не только повышению уровня мотивации и активности в познавательной сфере, но и формированию более высокого уровня самооценки, а также умений и навыков совместной и индивидуальной работы, взаимного контроля. В ходе работы обучающиеся приобретают те качества критически мыслящего человека, которые были определены Д. Халпером: гибкость, настойчивость и осознание того, что они должны делать; способность к планированию и поиску компромиссов; способность исправлять свои ошибки и находить компромиссные решения.
Находящаяся в данной работе система знаний не имеет статус «завершен», может быть дополнена и рекомендована к использованию в ходе преподавания математики 6 класса.
Цель была достигнута, все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.
Анализ нормативных документов и педагогической литературы позволил уточнить цели обучения математике в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
В работе уточняются следующие приоритетные цели математического образования:
• развитие личности обучаемых, охватывающее различные ее виды;
• формирование видов учебно-познавательной деятельности, которые с самого начала имеют в себе заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее определенных пределах;
• формирование таких качеств мышления, которые характерны для математической деятельности и необходимы человеку для полноценной жизни в обществе (глубина, гибкость, широта, критичность мышления);
• развитие речи обучающихся на уроках математики;
• формирование представлений о методах математики, и прежде всего о методе математического моделирования.
Придерживаясь точки зрения Г.М. Коджаспировой критическое мышление можно определить как «способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждение, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не к стандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присущи открытость новым идеям».
В работе определен ряд дидактических условий, которые необходимо соблюдать при формировании критического мышления у обучающихся:
• соответствие содержания предлагаемых заданий, приемов и методов целям и задачам урока;
• систематическое и запланированное включение в содержание урока математики различных заданий, приемов и методов, направленных на формирование критического мышления;
• наличие методического сопровождения (методические рекомендации и указания; ресурсы - дополнительная и справочная информация и т.п.)
Практическую значимость работы составляет система специальных заданий по формированию критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики. Представленный в работе комплекс заданий содержит 31 задание. Задания систематизированы и распределены по темам школьного курса математики 6 класса.
Педагогический эксперимент по включению системы специальных заданий, направленных на формирование критического мышления, в образовательный процесс проводился на базе МАОУ «Гимназия №13 «Академ» города Красноярска.
В ходе эксперимента удалось обосновать и подтвердить гипотезу исследования о том, если в процессе обучения математике применять систему специальных заданий, представленных в работе, то это будет способствовать формированию критического мышления обучающихся 6 класса. Таким образом, эти задачи способствуют не только повышению уровня мотивации и активности в познавательной сфере, но и формированию более высокого уровня самооценки, а также умений и навыков совместной и индивидуальной работы, взаимного контроля. В ходе работы обучающиеся приобретают те качества критически мыслящего человека, которые были определены Д. Халпером: гибкость, настойчивость и осознание того, что они должны делать; способность к планированию и поиску компромиссов; способность исправлять свои ошибки и находить компромиссные решения.
Находящаяся в данной работе система знаний не имеет статус «завершен», может быть дополнена и рекомендована к использованию в ходе преподавания математики 6 класса.
Цель была достигнута, все поставленные задачи были выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Формирование навыков самоконтроля обучающихся 5 класса на уроках
математики
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование критического мышления в процессе воспитательной работы с обучающимися в суворовском училище
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021





