Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №156538

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы150
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОВНЕ
БАКАЛАВРИАТА 8
1.1. Медиакомпетентность: содержание и структура 8
1.2. Медиаобразование как область формирования медиакомпетентности.... 14
1.3. Медиапространство: содержательный и лингводидактический аспекты.22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Контрольно-измерительные материалы для оценивания уровня
сформированности медиакомпетентности 28
2.2. Реализация алгоритма формирования медиакомпетентности
обучающихся на уровне бакалавриата 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по повышению
уровня медиаграмотности обучающихся 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

В настоящее время информационное общество выдвигает новые требования к профессии учителя, одной из важнейших характеристик которого является медиакомпетентность. Современное медиапространство предоставляет возможность обучающимся активно участвовать в образовательном процессе и анализировать свою деятельность. Доступные медиаресурсы характеризуются многообразием и насыщенностью содержания, а возможность создавать собственный медиаконтент имеет внушительный потенциал для достижения новых образовательных целей.
Актуальность исследования определяется необходимостью формирования медиакомпетентности бакалавров педагогического образования в условиях современного информационного общества, выдвигающего новые требования к профессии учителя. Вопросы формирования медиакомпетентности являются особо актуальными для системы педагогического образования языковых факультетов, где тексты иноязычных масс-медиа интенсивно используются в процессе обучения. Обучающиеся в этом контексте не только интерпретируют, но и сами продуцируют медиатексты. Таким образом, медиакомпетентность для обучающихся этой направленности является необходимым аспектом для эффективной профессиональной деятельности.
Анализ современного состояния образовательного процесса в университете позволяет сделать вывод о наличии противоречий между социальной потребностью общества в медиакомпетентных специалистах педагогического образования и отсутствием четко направленности иноязычного образования на решение этой задачи.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному (английскому) языку на уровне бакалавриата.
Предмет - лингводидактический потенциал современного медиапространства для формирования медиакомпетентности бакалавров педагогического образования.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования медиапространства на этапе высшего образования для формирования медиакомпетентности бакалавров педагогического образования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущностное содержание медиакомпетентности и критерии оценивания ее уровня.
2. Проанализировать подходы к формированию медиакомпетентности и современные медиаобразовательные модели;
3. Обосновать необходимость внедрения в процесс обучения иностранному языку ресурсов современного медиапространства для формирования медиакомпетентности;
4. Разработать и экспериментально проверить алгоритм формирования медиакомпетентности обучающихся на уровне бакалавриата.
В качестве методологической основы исследования использовались общие и частно-научные методологии: фундаментальные исследования в области философии и научного познания. Это труды П.И. Образцова, Э.Г. Юдина и др., а также основополагающие труды в области методики обучения иностранным языкам, среди которых работы И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой и др., которые определили методы и принципы исследования.
В основе исследования лежат принципы системно-деятельностного и компетентностного подходов, позволяющие наиболее адекватно решить поставленные задачи.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования было выявление возможностей использования современного медиапространства на медиаобразовательных занятиях для формирования медиакомпетентности бакалавров педагогического образования.
В результате были сделаны следующие выводы:
Медиакомпетентность будущих учителей рассматривается не только как способность человека ориентироваться в медиапространстве, но и интегрирует три основные функции педагога в медиасфере.
Медиаграмотность в сочетании с коммуникативной компетентностью рассматривается как способность подвергать сомнению медиатексты таким образом, чтобы критически воспринимать СМИ и общество, а также использовать средства массовой информации для выражения собственной позиции. Доступное медиапространство характеризуются многообразием, насыщенностью содержания, они отражают культуру и обычаи страны изучаемого языка.
Медиапространство постоянно эволюционирует и становится естественной средой существования обучающихся, адаптирующейся под них. Оно может использоваться в педагогической практике не только как источник учебных аутентичных материалов в формате медиатекста. Преподаватели и обучающиеся могут создавать свои каналы, аккаунты и страницы для хранения и трансляции собственных медиаматериалов, созданных в процессе обучения.
В ходе исследования был разработан алгоритм формирования медиакомпетентности, состоящий из восьми медиаобразовательных занятий, включающих теоретический материал и практические задания.
Эффективность алгоритма формирования медиакомпетентности определялась в рамках формирующего эксперимента, состоящего из трех этапов:
1) входное тестирование: анкетирование, направленное на определение уровня знаний теоретических вопросов и способности решения ситуационных задач;
2) опытно-экспериментальное обучение: лекции по теоретическим и практическим вопросам медиаобразования и комплекс упражнений по интерпретации и конструированию медиатекстов различного формата;
3) итоговое тестирование: анкетирование, направленное на выявление динамики формирования медиакомпетентности.
Внедрение в образовательный процесс разработанного алгоритма позволило улучшить показатели, что указывает на положительную динамику формирования медиакомпетентности бакалавров педагогического образования. На этом основании можно сделать вывод о целесообразности и эффективности использованного алгоритма в процессе обучения иностранному языку в высшей школе.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что медиапространство - это ресурс, который можно эффективно использовать в образовательных целях, как в аудиторной работе, так и для организации самостоятельной познавательной деятельности бакалавров педагогического образования. Медиапространство не только создает условия для формирования и развития медиакомпетентности, но также по своим сущностным характеристикам является средством развития медиаграмотности.



1. Белянина Н.А. Медиакомпетентность как основополагающая характеристика преподавателя иностранного языка // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы региональной научно­практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 2020.
2. Белянина Н.А. Формирование медиакомпетентности бакалавров педагогического образования: методические решения // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы региональной научно­практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной 75-летию факультета иностранных языков. Красноярск, 2021. С. 17-20.
3. Бубнова Ю.А. Основные теории медиаобразования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-teorii-mediaobrazovaniya (дата обращения: 13.05.2021).
4. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность
выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества // Информ. о-во. 2009. Вып. 1, ч. 2. С. 57-63. [Электронный ресурс]. URL:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a1811d9b47e6ce8ec3257594003025fa (дата обращения: 25.02.2021).
5. Дзялошинский И.М. Медиа и информация: пространственный подход // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе». М.: МЦБС, 2015. С.22-34. [Электронный ресурс]. URL: http://dzyalosh.ru/ (дата обращения 04.09.2019).
6. Духанин В.Н. Православие и мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 с.
7. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск:
ТИИТ, 2009. 322 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text23/0001.htm (дата обращения 04.09.2019).
8. Змановская Н.В. Формирование медиа-коммуникативной
образованности будущих учителей. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-media-obrazovannosti- budushchikh-uchitelei (дата обращения: 11.12.2019)
9. Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к пониманию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2008. № 2 (14). С. 6-17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-mediaprostranstvo-podhody- k-issledovaniyu-i-printsipy-interpretatsii (дата обращения: 30.05.2021).
10. Иванова Л.А. Медиаобразование в обучении иностранным языкам - веление времени // Magister Dixit, 2013. С. 104-114. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-v-obuchenii-
inostrannym-yazykam-velenie-vremeni (дата обращения: 30.05.2021).
11. Исакова Т.Б. Обзор зарубежных теорий медиаобразования // Вестник
ВУиТ. 2018. №1. С. 115-120. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-zarubezhnyh-teoriy-mediaobrazovaniya (дата обращения: 30.05.2021).
12. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с. [Электронный ресурс]. URL: https://mediaeducation.ucoz. ru/_ld/1/127 . -- .pdf (дата обращения 04.09.2019).
13. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. / Пер. с англ. В. Г. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.: Кучково поле, 2014. 464 с.
14. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И., Попов А.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1996. 298 с.
15. Медийная и информационная грамотность: программа обучения
педагогов / науч. ред. Н.И. Гендина, С.Г. Корконосенко; пер. Е. Малявская; ЮНЕСКО. М.: Институт ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2012. 198 с. [Электронный ресурс] URL:
https://iite.unesco.org/ru/publications/3214706-ru/ (дата обращения: 25.02.2021).
16. Можарова А.Э., Можаров М.С. Медиакомпетентность будущего учителя как необходимое условие его продуктивной творческой активности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. C. 75-82. [Электронный ресурс]. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/8/801_30611398.pdf (дата обращения: 11.12.2020)
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ