Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования лексикограмматической стороны речи у слабослышащих
второклассников 12
1.1. Овладение лексико-грамматической стороной речи детьми в процессе
онтогенеза и дизонтогенеза 12
1.2. Особенности лексико-грамматической стороны речи у
слабослышащих второклассников 23
1.3. Подходы по формированию лексико-грамматической стороны речи у
слабослышащих второклассников 31
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 45
2.1 Организация констатирующих эксперимента и методика. Констатирующий эксперимент по обследованию особенностей лексикограмматической стороны речи у слабослышащих второклассников 45
2.2. Результаты обследования слабослышащих второклассников на предмет формирования лексико-грамматической стороны речи 58
Глава III. Организация работы по формированию лексико -
грамматической стороны речи у слабослышащих
второклассников 73
3.1. Программа формирования лексико-грамматической стороны речи 73
3.2. Результаты формирующего эксперимента 77
Заключение 104
Библиография 110
Приложения 123
Актуальность исследования. Речь является одним из основных условий психического развития личности, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Учитывая исключительную значимость речи в плане психического, эмоционального и социального развития индивида, нельзя не признать особенно важным изучение и совершенствование речевых возможностей, необходимых для полноценного взаимодействия с окружающими.
Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне речи. Без нее невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Государственной программе «Развития образования» .
Одним из важнейших направлений развития речи является формирование ее лексико-грамматической стороны. Формирование лексикограмматической организации речевого высказывания содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи.
Формирование лексико-грамматической стороны речи является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности обучающихся. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Умение грамотно организовывать лексико-грамматическое высказывание положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку обучающихся, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
Проблема формирования лексико-грамматической стороны речи в ее практическом плане заявляется многими исследователями. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. лиц, имеющих физический и (или) психический недостаток, который препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в России проживало 11947000 лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 8816 человек - лица до 18 лет с нарушениями слуха.
Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств - анализаторов человека. Большую часть информации (93 %) люди получают с помощью зрительного анализатора, оставшиеся 7 % - через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи.
Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .
...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Речь, являясь высшей психической функцией, возникает в онтогенезе значительно позже иных высших психических функций. В связи с этим, любые отклонения в развитии ребенка оказывают негативное влияние на развитие речи. В таких случаях имеет место дизонтогенез речевого развития.
Дизонтогенез развития речи у детей с нарушенным слухом - не самостоятельное нарушение, это следствие развития ребенка в условиях отклоняющегося развития. Речь детей с нарушенным слухом развивается иным путем, нежели речь детей с нормальным слухом. Дети, не имеющие нарушений слуха, овладевая речью, опираются на зрительное восприятие, которое подкрепляется кинестетическими ощущениями. Дети с нарушенным слухом не имеют возможности воспринимать на слух образцы речи, речевую интонацию, соответственно, им свойственны серьезные трудности в восприятии звучащей речи на слух, влекущие за собой ложности овладения речью.
Грамматический строй речи у младших школьников с нарушенным слухом не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами.
В научной литературе предлагается ряд подходов по формированию лексико-грамматической лексико-грамматической стороны речи у слабослышащих второклассников: (Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис,
А.В. Демина, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.П. Назарова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая и др.).
Исследователями сформулированы задачи, принципы, этапы и условия организации работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у слабослышащих второклассников, разработаны упражнения, выполняемые на наглядно-ситуативной и смешанной основе. Работа по формированию лексико-грамматической стороны речи у слабослышащих второклассников является одним из центральных разделов образовательной программы, так как в процессе систематической работы речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития.
С целью изучения особенностей сформированности лексикограмматической стороны речи у слабослышащих второклассников, нами был проведен констатирующий эксперимент. Были использованы методы и приемы обследования речи обучающихся, применяемые в коррекционной педагогике, предложенные О.А. Красильниковой, Г.А. Киреевой. Модификация заключалась в адаптации заданий, критериев оценивания заданий в связи с интеллектуальными, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ СШ № 17 г. Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована группа из 20 человек. При комплектовании группы учитывались: схожесть показателей возраста (8-9 лет); схожесть степени нарушения слуха.
Содержание методики констатирующего эксперимента составил диагностический комплекс из 11 блоков заданий: на составление предложений с предлогами «на», «в», «около», «под», «над», «из», «с (со)», «к», «от», на образование существительных родительного падежа
единственного числа, на образование множественного числа имен существительных, на образование существительных именительного падежа множественного числа, на образование существительных родительного падежа множественного числа.
...
1. Алехина, С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / С.В. Алехина, Е.В. Самсонова. - М.: МГППУ, 2012. - 128 с.
2. Аркадьева, Т. Г. Интерпретация внутренней формы слова в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Т.Г. Аркадбева. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. - С. 83-91.
3. Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя / И.Г. Багрова. - М.: Просвещение, 1990. - 127 с.
4. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей / Р.Е. Барабанов // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - С. 174-176.
5. Беляева, О.Л. Тематическое планирование занятий по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, с использованием межпредметных связей (сборник методических материалов) / О.Л. Беляева, Ж. Калинина, Н.Г. Хомич. - Красноярск, 2008. - 153 с.
6. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Логопедия: Заикание. - М.: Академия, 2003. - С. 27-37.
7. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. / Т.Г. Богданова. - М.: Юрайт,
2018. - 228 с.
8. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. - M.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
9. Боскис, Р.М.. Об одной из форм акустической агнозии: Косноязычие в речи и письме/ Р.М. Боскис, Р.Е. Левина // Культурно -историческая психология. - 2006. - Том 2. - № 3. - С. 85-92.
10. Боскис, Р.М. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих: Пособие для учителя / Р.М. Боскис, Л.Е. Фингерман. - М.: Просвещение, 1978. - 143 с.
11. Быкова, Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л.М. Быкова. - М.: Просвещение, 1989. - 145 с.
12. Виноградов, В.В. История русских лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 149 с.
13. Винярка, Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого-педагогической поддержки в начальной школе / Ю.Т. Винярка // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 1. - С. 226-235.
14. Вишневская, Е.Е. Обучение русскому языку в начальных классах
школы слабослышащих: методические рекомендации / Е.Е.
Вишневская. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988. - 85 с.
15. Воложанинова, В.А. Готовность младших школьников с нарушенным слухом к продуцированию связных высказываний / В.А. Воложанинова // Концепт. -2019. -№ 10. - С. 11-13.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Изд. 5 -е, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 158 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. -М.: Детство-Пресс - Сфера, 2007. - 116 с.
... всего 117 источников