Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКУКА КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Работа №156510

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СКУКИ И ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА СКУКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 7
1.1 Исторические условия появления понятия скуки 8
1.2 Восприятие феномена скуки в контексте европейской культуры 16
1.3 Восприятие феномена скуки в контексте русской культуры 22
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА СКУКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 29
2.1 Феномен скуки в философии И. Канта 30
2.2 Феномен скуки в философии А. Шопенгауэра 39
2.3 Феномен скуки в философии М. Хайдеггера 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность данного исследования состоит в том, что в современном обществе скука играет всё более заметную роль, став часто встречаемым состоянием массового человека.
В период экономических, политических и социальных преобразований и потрясений, характерных для нашего времени, массовый человек становится все более подвержен скуке из-за нескончаемого потока различного вида информации и обилия источников получения удовольствия.
Сложившаяся ситуация непременно вызывает интерес у мыслителей различного толка к осмыслению феномена скуки и сложившейся антропологической ситуации.
Тот факт, что феномен скуки до сих пор не получил однозначной трактовки, означает многоплановость и необходимость в изучении данного феномена.
Усиление секуляризации, развитие информатизации, а также всеобщий экономический рост способствовали размытию прежних экзистенциальных идеалов и расширению возможных положений человека в социальной структуре общества, в следствие чего человеку в данных условиях становится сложнее идентифицировать себя с какой-либо культурной группой, а также проводить самостоятельный выбор жизненных идеалов из объема всех предоставленных ему вариантов. Самоидентификация приобретает более широкие масштабы - можно идентифицировать себя с увеличивающимся и прогрессирующим набором социальных ролей, что вызывает негативные последствия в духовной и психологической сферах человека.
Феномен скуки давно вышел за пределы малочисленной социальной группы людей, в виде дворянства и помещичества, и стал неотъемлемой частью повседневного быта все более расширяющегося количества социальных групп.
Подвергнуться влиянию скуки в современных условиях жизни стало намного легче - так как мир стал более подвержен изменениям, как в социальной сфере, так и в культурном пространстве, а значит стало больше возможностей для маневра и в идеологическом пространстве. Происходит размывание основополагающих личностно образующих принципов, включающие в себя этнические границы, происходит утрата национальной самоидентификации, что приводит к появлению маргинального индивида и скучающего индивида, который находится в ситуации постоянного идеологического выбора, что ухудшает его экзистенциальное положение в жизни. Также и отсутствие единого видения социальной реальности усугубляет всеобщее положение человека в идеологическом плане.
Увеличивающийся темп развития общества приводит к формированию нового типа социума - массового общества, в котором потребление становится достижением, а личные характеристики субъекта становятся несущественными в сравнении с его материальным и общественным положением. Ускоренная динамика развития также отражается и на культуре, в данный момент она очень изменчива, непредсказуема и ориентирована прежде всего на производство и потребление новшеств. Распространение массовой культуры и общества потребления также является актуальностью нашей современности.
Современной личности приходится постоянно адаптироваться к изменениям, вновь и вновь находить свое место в обществе, что не всегда происходит успешно. И как следствие, наделяет субъекта определенными социобиологическими особенностями, одной из которых и может стать непрекращающееся чувство глубокой личностной скуки.
Значительный вклад в систематическое философское изучение феномена скуки внесли классики немецкой философии И.Кант, А.Шопенгауэр и М.Хайдеггер. Их теоретические построения, как представляется, могут способствовать осмыслению эскалации скуки в настоящее время.
В данной работе будут рассматриваться концепции феномена скуки в творчестве И. Канта, А. Шопенгауэра и М. Хайдеггера. Мы постараемся ответить на вопрос: что такое скука и в чем ее сущность?...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из многих факторов актуализации феномена скуки в рамках европейской культуры позднего Средневековья и начала Нового времени является изменения в экономической жизни, а именно в постепенном переходе от натуральной экономики к рыночной. Также произошли изменения во многих сферах общественной жизни, в том числе в социальной, политической, а также духовной. Изменилась структура и роль семьи, произошло образование новых сословий в теле общества и изменилось место церкви в деле духовной жизни обычных людей. И подобные изменения не могли не повлиять на личную жизнь каждого живущего в то время европейца. Эти изменения оказали влияние и на личностную сферу жизни. Таким образом, человек, став более независимым в социальном и экономическом планах стал более подвержен самоанализу, своих состояний и действий, в условиях все более ускоряющегося развития общества и был вынужден адаптироваться к сложившейся ситуации. И как раз одним из результатов подобной адаптации стало формирование возможности к восприятию скуки, которой до того момента уделялось мало внимания, и которая даже не выделялась как самостоятельное явление.
В ходе исследования феномена скуки стало возможным выделение в рамках европейской культуры существования трех основных видов понимания феномена скуки, которые условно можно наименовать следующим образом: религиозная, просвещенческая, романтическая. Также, мы выяснили, что существует два основных проявления скуки, в виде ситуативной и в виде экзистенциальной.
В рамках русской культурной традиции понятие скуки не получает столько же внимания, сколько ему было уделено в европейской культуре. Как результат малой заинтересованности в изучении данного явления, феномен скуки, в отличие от культуры западной, не стал объектом внимательного изучения, что, как следствие, привело к отсутствию серьезных наработок в деле трактовок и понимания скуки. Основой в ходе изучения скуки являлось понимание скуки как производного феномена от взаимодействия человека и общества.
Закончив с разбором условий формирования и актуализации феномена скуки в жизни человека в европейской и русской культуре, мы перешли к изучению данного феномена в творчестве конкретных философов Нового времени. И смогли ответить на вопрос, так каковы же причины появления скуки и может ли человек приобрести хоть какие-нибудь средства по борьбе с ней и если может, то какие?
В качестве ответа, мы можем сказать, что по мнению И.Канта, истиной и основной причиной появления скуки, является недостаток личностно полезной деятельности. В ситуации отсутствия деятельности, способной задействовать большую часть сил человека, прежде всего сил его разума, человек начинает терять ощущение положительного проживания своей жизни и начинает искать способы избавления от недостатка внутреннего удовлетворения в виде стремления к восприятию внешних удовольствий. Но и этот путь не оказывается надежным и верным. Через некоторое время, человек оказывается в ситуации невозможности получить вообще какие-либо удовольствия и начинает страдать еще больше изначального. Также немаловажным аспектом в борьбе с общим неудольствием от жизни и конкретно со скукой является развитие человеком умения контролировать свои стремления к получению удовольствия. Данный способ, по мнению И.Канта и А.Шопенгауэра является эффективным в деле борьбы со скукой и ее профилактики.
А.Шопенгауэр считает причиной скуки, во многом так же, как и И.Кант, отсутствие высокодуховной деятельности, позволяющей реализовывать себя в мире. Люди, не стремящееся к совершению творческой деятельности становятся заложниками своего образа жизни, где творчество заменяется на ежедневную совокупность обыденных действий, никак не развивающих личность. Многодневное повторение подобного комплекса действий приводит человека к ощущению скуки, с которой он начинается бороться средствами, дающими лишь кратковременный эффект, после чего усиливающие негативное влияние человека. Данная последовательность событий является неблагополучным итогом действию в жизни без соответствующего для этого знания. Поэтому самым верным способом борьбы со скукой, является деятельная деятельность, умение сдерживать свои порывы и контролировать эмоции....


1. Паскаль Б. Мысли. пер. с французского Э.Линецкой / Б.Паскаль, - Санкт-Петербург : Пальмира, 2017. - 431 с.
2. Lettres de madame du Deffand. P.: Mercure de France, 2002. - 984 c.
3. Сенанкур Э. де. Оберман. / Э. де Сенанкур. Москва : Издательство художественной литературы, 1963. - 371 с.
4. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука / С.Т.Аксаков. Москва : Издательство ACT, 2017. - 416 с.
5. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А.Н.Радищев. Москва : Алтей, 2017. - 224 с.
6. Достоевский Ф.М. Письма 1861-1871 / Ф.М. Достоевский. Москва : Т8 2018, - 460 с.
7. Боборыкин П.Д. Солидные добродетели : Роман в 4 кн. П.Д.Боборыкина. Москва; Санкт-Петербург: т-во М.О. Вольф, 1900, - 524 с.
8. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. / Н.В.Гоголь. Москва : «Русская книга», 1994, - 608 с.
9. Успенский Н. Издалека и вблизи. / Н.Успенский. Москва : «Советская Россия», 1986, - 400 с.
10. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Санкт-Петербург : Наука, 1999, - 471 с.
11. Кант И. Лекции по этике / И.Кант. Москва : Наука, 2000, - 431 с.
12. Кант И. Метафизика нравов : в 2 ч. Критика практического разума. Санкт-Петербург : Наука ,1995, С. 259-505.
13. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Избранные произведения. /А.Шопенгауэр. Ростов на Дону : Феникс, 1997, С. 213-419.
14. Аристотель. Никомахова этика. Собр. соч. : в 4 т. / Аристотель. Москва : Мысль, 1983, Т. 4. С. 53-294.
15. Хайдеггер М. Бытие и Время. / М.Хайдеггер. Москва : Академический Проект, 2013, -460 с....(17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ