Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №156501

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты самооценки младшего школьника 9
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности самооценки у младших школьников 14
2 Характеристика способов развития самооценки младших школьников в совместной деятельности 21
2.1 Особенности совместной деятельности младших школьников 21
2.2 Диагностика самооценки в учебной деятельности 27
2.3 Способы развития самооценки в учебной деятельности 38
Заключение 47
Список использованных источников 50

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты составляют три основные группы: метапредметные и предметные. К одному из видов метапредметных результатов относят регулятивные универсальные учебные действия, которые включают в себя самоконтроль и самооценку. Оценочная деятельность является регулятором образовательного процесса, средством обучения, а также средством повышения эффективности преподавания и обучения [41].
В соответствии с ФГОС НОО в современной школе система оценивания выстраивается так, чтобы младшие школьники смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая стала постоянным процессом, естественным образом, включённым в образовательную деятельность.
Учебная самооценка - это наиболее важный психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей деятельности.
Адекватное отношение к себе и к своим возможностям, к результатам собственной деятельности составляет необходимое условие для ориентации человека в своих силах, умениях, способностях, а также для его нормального психического состояния. В свою очередь, учебная самооценка, которая неправильно отражает реальные возможности человека, рождает состояние эмоционального неблагополучия, влечет внутренний разлад с самим собой, конфликты с окружающими, что препятствует гармоничному развитию личности обучающихся.
Актуальность данной работы заключается в том, что формирование учебной самооценки у младших школьников является важным моментом в формировании его личности, превращения его в субъект, способный действовать в соответствии с самостоятельно поставленными целями и принятыми намерениями. Самооценка младшего школьника, формируемая в процессе обучения, оказывает влияние на стиль поведения и жизнедеятельность ребёнка, то есть обуславливает динамику и направленность развития ученика.
Проблема данного исследования заключается в поиске эффективных педагогических приёмов формирования самооценки в учебной деятельности обучающихся младших классов.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение особенностей формирования самооценки младших школьников и определение основных методов и приемов ее развития посредством совместной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования самооценки младших школьников.
Предмет исследования - способы формирования самооценки младших школьников в совместной деятельности .
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Изучить понятие самооценки в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования самооценки у учеников начальной школы.
3. Описать способы развития самооценки у младших школьников посредством совместной деятельности.
4. Провести диагностическую работу, направленную на исследование самооценки у младших школьников в совместной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив понятие самооценки в психолого-педагогических источниках, мы пришли к выводу о том, что, самооценка - это оценка личностью своих качеств, возможностей, деятельности и положения в обществе. Самооценка бывает заниженной, завышенной и адекватной.
Самооценка младшего школьника основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
Для эффективной организации учебной деятельности в начальной школе с целью формирования адекватной самооценки младших школьников необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей учащихся данного возраста: переход от игровой к учебно-исследовательской деятельности; соотнесение Я-концепции с позицией ученика; интенсивное развитие процессов восприятия, мышления, памяти, особенности протекания которых чрезвычайно важны для процесса формирования метапредметных компетенций.
Основными методами и приемами развития самооценки в учебной деятельности младших школьников являются: словесные приемы (по вопросам: за что себя можешь похвалить?); листы самооценки; портфолио ученика; балловый критерий (оценивание по баллам); лесенка достижений; карточка сомнений; методики: «Светофор», «Радуга», «Древо успехов», «Волшебные линеечки» и другие.
Мы пришли к выводу, что систематическое использование учителем начальных классов в процессе учебной деятельности вышеописанных приемов формирования учебной самооценки младших школьников позволит ученикам научиться оценивать не только пределы своих способностей и определять трудность, но и анализировать её причину и строить план действий по ее решению, что, в конечном итоге, способствует развитию умения оценивать свою учебную деятельность.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение самооценки в учебной деятельности младших школьников, на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 3 «Б» класса в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 9-10 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Три оценки» (автор А. И. Липкина), «Древо успехов» (автор В. С. Юркевич), «Волшебные линеечки» (автор Г. А. Цукерман).
Проанализировав результаты исследования самооценки в учебной деятельности у младших школьников, можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится 11 учеников (55%). Это те младшие школьники, которые имеют заниженную и завышенную самооценку учебной деятельности.
Проанализировав первичную диагностику, мы пришли к выводу, что большинству младших школьников свойственно неправильное восприятие своей учебной деятельности, своих способностей и возможностей в ходе учебного процесса. Большинство третьеклассников ещё не готовы критично оценивать свою учебную деятельность.
Обобщая результаты диагностики, мы пришли к выводу о необходимости внедрения в занятия приемов формирования адекватной самооценки в учебной деятельности у младших школьников.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.


1. Абакшина, С. В. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте / С. В. Абакшина // Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 1 - 5.
2. Андреева, М. Н. Моделирование системы педагогического стимулирования самооценки младших школьников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Андреева Марина Николаевна. - Москва, 2007. - 207 с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 191 с.
4. Блохина, О. В. Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время / О. В. Блохина. - Москва : Эксмо, 2018. -71 с.
5. Бондарева, Е. Н. Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Е. Н. Бондарева. - Москва : Просвещение, 2015 - 37 с.
6. Вербицкий, А. А. Тестирование в образовании: проблемы и перспективы / А. А. Вербицкий, Е. Е. Креславская // Педагогика. - 2018. - №8. - С. 3 - 13.
7. Габелия, Т. К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Т. К. Габелия, Б. В. Сергеева // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 1. - С. 128 - 132.
8. Габелия, Т. К. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Т. К. Габелия // Российская академия естествознания. - 2020.
URL:https://scienceforum.ru/2014/article/2014001807 (дата обращения: (28.02.2023).
9. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : Академия, 2020. - 288 с.
10. Долгова, В. И. Формирование самооценки у младших школьников старшего дошкольного возраста / В. И. Долгова, О. И. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - Т. 44. - С. 65 - 72.
11. Захарина, Н. Л. Формирование самооценки у младших школьников в условиях внедрения ФГОС / Н. Л. Захарина. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 29 с.
12. Иванова, Н. В. Формирование самооценки младших школьников посредством проектной технологии / Н. В. Иванова, Е. В, Минаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . - 2019. - № 4. - С. 1228 - 1230.
13. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - Санкт-Петербург : прайм ЕВРОЗНАК, 2020. - 416 с.
14. Кукушина, В. С. Педагогические технологии : учебное пособие / В. С. Кукушина // Москва : Академия, 2019. - 176 с.
15. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюшина, Т. С. Михальчик, Москва : Просвещение 2020. - 256 с....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ