ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ 6
1.1 Систематика перепончатокрылых, обитающих на территории Средней
Сибири 6
1.2 Внешнее строение 9
1.3 Характеристика размножения 10
1.4 Образ жизни перепончатокрылых 14
1.5 Видовые очерки фоновых перепончатокрылых, обитающих на
территории Средней Сибири 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 63
2.1 Анализ программ разных авторов по разделу биологии:
Беспозвоночные животные 63
2.2 Интерактивный урок по изучению насекомых на примере
перепончатокрылых 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Роль насекомых в природе обусловлена их численностью и разнообразием. Растительноядные насекомые питаются растениями, и тем самым регулируют их растительный прирост, поедая основную часть. А вот паразитические и хищные насекомые считаются регуляторами численности представителей животных, которыми они же и питаются.
Насекомые - это опылители растений, поэтому играют роль в их размножении. Также они берут участие в почвообразовании. Эти организмы не только рыхлят почву, но и обогащают ее перегноем. Насекомые одновременно выполняют роль санитаров и являются участниками круговорота веществ в природе.
К тому же они считаются важнейшим элементом пищевых пирамид: многие животные питаются ими (земноводные, рыбы, пресмыкающиеся, млекопитающие, беспозвоночные и птицы).
Человек одомашнил насекомых для своей выгоды. Медоносная пчела производит воск, мед, прополис, маточное молочко и апилак. На основе этих «даров» люди развили пчеловодство. Одомашненный тутовый шелкопряд снабжает нас шелковой нитью. Также ценную продукцию дают - лаковые червецы (их воскоподобное вещество используется в электро- и радиотехнике), гусеницы дубового коконопряда (из его шелковой нити изготовляют ткань чесуча), карминные червецы (продуцируют красную краску - кармин), жуки- нарывники (выделяют кантаридин, из которого изготавливают нарывной пластырь).
Многие насекомые-опылители повышают урожаи ягод, семян, плодов культурных растений - овощных, цветочных, плодово-ягодных, кормовых. Хищники и паразиты помогают уничтожить вредителей сельского хозяйства.
Средняя Сибирь расположена в Северной Азии между долиной Енисея с запада, Верхоянским хребтом с востока, берегами Карского моря и моря Лаптевых с севера и горами Южной Сибири с юга. Площадь - около 4 млн кв км.
Максимальная протяжённость с севера на юг - 2800 км, с запада на восток - 2500 км.
Сибирь была и остается уникальной частью планеты Земля. Уникальной масштабами своей территории, разнообразием природно-климатических условий, животного и растительного мира, находящихся в недрах минерально-сырьевых ресурсов, энергетической мощностью рек и чистотой озерных вод, самобытной историей и культурой населяющих ее народов. Не случайно Сибирь изначально называли землей или страной [1].
Актуальность данной работы состоит в том, что вопросы формирования экологической культуры школьников неотделимы от проблем гражданского и нравственного воспитания. На примере изучения Перепончатокрылых внимания уделяется экологическому воспитанию обучающихся, формированию знаний о насекомых обитающих на территории Средней Сибири.
Цель работы - изучение перепончатокрылых Средней Сибири как объект изучения в общеобразовательной школе.
Объект исследования: перепончатокрылые Средней Сибири.
Предмет исследования: процесс изучения перепончатокрылых Средней Сибири в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Составить аннотированный список и видовые очерки фоновых перепончатокрылых Средней Сибири;
2. Провести анализ программ разных авторов по разделу биологии: класс Насекомые;
3. Разработать и организовать урок-игру и лабораторную работу по классу Насекомые, на примере перепончатокрылых.
В работе применяются следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, выделение гипотезы, индукция, дедукция) и эмпирические (знаковое моделирование).
Этапы:
1. Изучить теоретические основы биологии и экологии перепончатокрылых;
2. Провести анализ программ разных авторов по разделу биологии: Беспозвоночные животные;
3. Разработать и организовать интерактивный урок по изучению насекомых на примере перепончатокрылых.
Гипотеза: Перепончатокрылые являются отличной моделью при изучении класса Насекомых, типа членистоногих на уроке биологии в общеобразовательной школе.
Апробация работы была пройдена в МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» и на научно-практической конференции в рамках XX Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» «БИОЭКО» с докладом «Перепончатокрылые обитающие на территории Средней Сибири».
1) На территории Средней Сибири обитает 37 фоновых видов перепончатокрылых, относящихся к 10 семействам, 22 родам: Urocerus Geoffr. Scolia, Sirex L., Cimbex Ol., Diprion Schrk. Athalia L., Dolichomitus, Ephialtes Schrk., Ophion F., Rhyssa, Batazonus Ashm,Аммофила Ammophila Kby., Vespa L., Dilicho vespula Rohwer., Vespula Thoms., Apis L.,Андрены Andrena Fabr., Xylocopa, Bombus Latr., Camponotus Mayr., Lasius Fabr, Formica L.
Составлено 14 видовых очерков по фоновым видам перепончатокрылых Средней Сибири, которые имеют следующую структуру: классификация, морфологические признаки, биология, экология и распространение в регионе.
2) Программы Романовой Н.И. и Пасечника В.В. имеют не большое преимущество в количестве часов (6 часов) по разделу насекомые, в сравнению с программой Понаморевой И.Н (5часов), а также во всех этих программах представлено по одной лабораторной работе.
3) Урок-игра по биологии для 7-го класса на тему «Отряд насекомых: Перепончатокрылые» включает региональный компонент и имеет следующие этапы: организационный; цель и задачи, актуализация знаний, новый материал, комплекс заданий для проверки и рефлексия. При этом использовались разнообразные формы, такие как ролевая игра, индивидуальная работа преподавателя с учениками, обсуждения в больших и маленьких группах. Лабораторная работа на тему «Внешнее строение насекомого» содержит материалы имеющие региональную специфику (коллекцию перепончатокрылых Средней Сибири) и имеет следующие этапы: подготовка, ход работы, вывод и отчёт обучающихся о результатах лабораторной работы.
1. Раковская Э. М., Давыдова М. И. Физическая география России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. Т. 2. 304 с
2. Догель, В. А. Зоология беспозвоночных. М.: СИНТЕГ, 2015. 620 c.
3. Дауда, Т. А. Зоология беспозвоночных. Учебное пособие. М.: Лань, 2015. 208 с.
4. Отряд Перепончатокрылые. https://interneturok.ru/lesson/biology/7-
klass/pzhivotnye-chlenistonogiep/otryad-pereponchatokrylye
5. Захваткин, Ю. А. Курс общей энтомологии. Учебник. Москва: СИНТЕГ, 2015. 368 c.
6. Захваткин, Ю. А. Биология насекомых / Ю.А. Захваткин, И.М. Митюшев, Н.Н. Третьяков. М.: Либроком, 2013. 392 c.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в редакции от 11.12.2020)
9. Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс». М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. 48 с.
10. Пономарева И.Н. Природоведение. Биология. Экология. 5 - 11 классы: программы / И.Н. Пономарева. М.: Вентана-Граф, 2010. 230 с.
11. Пасечник В.В. Биология. Животные 7класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.: Дрофа, 2016. 93 с.
12. Авторская программа основного общего образования по биологии В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013 год. 98 с.
13. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2012. 141 с.
14. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. М.: Дрофа, 2009. 400 с.
15. Бондаренко, Н. В. Практикум по общей энтомологии / Н.В. Бондаренко, А.Ф. Глущенко. М.: Проспект Науки, 2010. 352 c.
16. Буренин, Н. Л. Справочник по пчеловодству / Н.Л. Буренин, Г.Н. Котова. М.: Колос, 2012. 368 с.
17. Верзилин Н.В. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. М,: Просвещение, 1983. 383 с.
18. Зарецкий, Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода / Н.Н. Зарецкий. М.: Московский рабочий, 2017. 160 c.
19. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985. 121 с.
20. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках.
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya
21. Интерактивный урок. Применение новых технологий в образовании https://fb.ru/article/232466/interaktivnyiy-urok-primenenie-novyih-tehnogogiy-v-obrazovanii
22. Иойриш, Н. П. Продукты пчеловодства и их использование. М.: ЁЁ Медиа, 2017. 619 c.
23. Кемп П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. М.: Мир, 2008. 671 с.
24. Константинов В.М. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2011. 123 с.
25. Константинов, В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. М.: Академия, 2019. 304 c.
26. Кузьмина. К.А. Лечение пчелиным медом и ядом. М.: Книга по Требованию, 2012. 566 c.
27. Лысов П.К. Биология: Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев,
Н.А.Добротина М.: Высшая школа., 2007. 655 с.
28. Международный конгресс по пчеловодству XXIII. Москва, 27 августа 2 сентября 1971. М.: Апимондия, 2014. 703 c.
29. Насекомые европейской части России. Атлас с обзором биологии. Москва: СИНТЕГ, 2014. 568 с.
30. Основы пчеловодства. Самые необходимые советы тому, кто хочет завести собственную пасеку. Москва: РГГУ, 2015. 192 c.
31. Пакулова В.М. Методика обучения биологии / В.М. Пакулова. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. 128 с.
32. Папичев, А.Ю. Охраняем пчел от болезней и вредителей. М.: Феникс, 2014. 246 с.
33. Пасечник В.В. Программы ФГОС Биология. Учебно-методическое пособие . 5-9 классы. М.: Дрофа, 2015 год. 125 с.
34. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 280 с.
35. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. Сборник программ. М.: Дрофа. 2013. 127 с.
36. Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.
Пальдяева. - 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа. 2016. 382 с.
37. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. 296 с.
38. Учебно-методический комплекс: В. В. Пасечник. Биология: Животные 7 кл.: учебник / М.: Дрофа, 2014. 230 с.
39. Holway, David A., Lori Lach, Andrew V. Suarez, Neil D. Tsutsui & Ted J. Case. The causes and consequences of ant invasions (англ.) //Annual Review ofEcology, Evolution, and Systematics. Annual Reviews, 2002. Vol. 33. P. 181. 233.
40. Giladi, Itamar. Choosing benefits or partners: a review of the evidence for the evolution of myrmecochory (англ.) //Oikos : journal. 2006. Vol. 112, no. 3. P. 481— 492.
41. Polilov, Alexey A. The smallest insects evolve anucleate neurons (неопр.) // Arthropod Structure & Development. 2012. January (т. 41, № 1). С. 29—34.