Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сформированности невербальных средств общения нормативно развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития 10
1.1. Развитие невербальных средств общения в онтогенезе 10
1.2. Особенности развития невербальных средств общения у детей с
задержкой психического развития 20
1.3. Психолого-педагогические подходы к развитию невербальных средств
общения у дошкольников с задержкой психического развития 24
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию невербальных средств общения у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и задержкой психического развития 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента
сформированности невербальных средств общения у нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 41
Глава III. Комплекс коррекционных мероприятий по формированию невербальных средств общения у дошкольников с задержкой психического
развития 53
3.1. Теоретическое обоснование и методика реализации комплекса
коррекционных мероприятий по формированию невербальных средств общения у дошкольников с задержкой психического развития 53
3.2. Результаты внедрения комплекса коррекционных мероприятий 65
Заключение 77
Библиография 81
Приложения 88
Формирование навыка общения является важной задачей с раннего детства, а его отсутствие затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Вопросом формирования навыков общения в личности ребенка занимались в своих исследованиях многие отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Б. Добрович, А.А. Бодалев).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание на необходимость обеспечения всем обучающимся (в том числе и обучающимся с задержкой психического развития) в образовательных учреждениях равных условий для получения образования, способствующего успешной социализации личности.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрена разработка и реализация адаптированных основных образовательных программ для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, которые учитывают индивидуальные особенности детей и типовые характеристики.
Развитие общения у дошкольников с задержкой психического развития является одной из главных задач обучения и воспитания детей данной категории, так как это напрямую связано с их социальной адаптацией и развитием личности в целом.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Недостаточно яркие эмоции, безынициативность, неумение выразить эмоциональное состояние, затруднения в понимании состояний других людей, отсутствие регуляции своего поведения на основе усвоенных норм и правил - это лишь малая часть проблем социальнокоммуникативного развития ребенка с задержкой психического развития (А.Н. Гвоздев, Е.И. Исенина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина). Эти особенности отрицательно влияют на формирование невербальных средств общения у детей с задержкой психического развития. При этом использование невербальных средств общения играет большую роль в развитии у ребенка с задержкой психического развития социальнокоммуникативных навыков взаимодействия, так как позволяет установить личностные, эмоциональные отношения между ребенком и окружающими людьми. Под влиянием обозначенных отношений формируется потребность в общении, складываются условия, обеспечивающие овладение речью.
Это говорит о том, что владение невербальными средствами общения детьми с задержкой психического развития может иметь огромные возможности для компенсации проблем в общении. Большинство детей приобретают необходимые им средства общения путем спонтанного подражания взрослым. Исследователи И.Н. Горелов, В.Ф. Енгалычев подтверждают в своих исследованиях стихийный опыт освоения невербальных средств общения детьми.
Проблемами общения детей с задержкой психического развития занимались О.В. Защиринская, В.А. Лабунская, А.Г. Рузская, М.С. Певзнер. В основном уделяется внимание исследованию и развитию вербальных средств общения. Однако, не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина об особенностях формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой психического развития .
На современном этапе изменились приоритеты дошкольного образования. требования к результатам освоения образовательн ой программы представлены в виде целевых ориентиров, одним из которых является умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
У детей с задержкой психического развития, как правило, навык общения находится на средне-низком уровне, имеющиеся методики формирования навыка общения у детей с задержкой психического развития в большей степени учитывают вербальный аспект, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
Как показал анализ литературных источников, в настоящее время существует дефицит научных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения, что в очередной раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
...
Исследование ставило целью выявление эффективного коррекционного воздействия на процесс формирования невербальных средств общения детей с задержкой психического развития в рамках реализации комплекса коррекционных мероприятий.
В первой главе исследования «Теоретические аспекты изучения сформированности невербальных средств общения нормативно развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития» осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, который позволил сделать вывод о том, что в работах многих исследователей отображается немаловажная роль невербальных средств во взаимодействии дошкольников с окружающими людьми. Детально изучено понятие «общение». Обнаружены особенности формирования невербальных средств общения у детей с задержкой психического развития и нормативно развивающихся детей. Выявлено, что особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с ЗПР напрямую зависят от степени отставания интеллектуального и эмоционального развития, и проявляются в трудностях кодирования и декодирования невербальных знаков. Исследованы имеющиеся на сегодняшний день методики формирования навыков общения детей с задержкой психического развития. Выявлено, что имеющиеся методики в большей степени учитывают вербальный аспект в формировании коммуникативных навыков, а процесс формирования невербальных средств общения у дошкольников с ЗПР исследован недостаточно.
Во второй главе исследования «Экспериментальное исследование по развитию невербальных средств общения у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста и задержкой психического развития» обозначена краткая характеристика базы исследования и контингента дошкольников, задействованных в экспериментальном исследовании. Разработан единый диагностический комплекс, состоящий из четырех методик, который позволил определить уровень сформированности невербальных средств общения (мимики и жестов) у детей с ЗПР и нормой развития. Количественный и качественный анализ результатов свидетельствует о том, что дети с ЗПР имеют недостаточный уровень сформированности невербальных средств общения и существенно отстают во владении ими от нормативно развивающихся сверстников. Кроме того, детальный анализ результатов детей с ЗПР показал, что подгруппа детей в количестве 6 человек показала крайне низкий уровень выполнения отдельных проб по каждой методике. Было установлено, что детям присущи характерные особенности: низкий уровень понимания и употребления мимики, связанной с эмоциональными состояниями: «страх», «злость», «спокойствие», конвенциональных жестов, отсутствие способности к эффективной коммуникации. Что побудило нас спланировать коррекционную работу таким образом, чтобы дети могли овладеть навыками употребления конкретных жестов и мимики в своей микрогруппе.
В третьей главе «Комплекс коррекционных мероприятий по формированию невербальных средств общения у дошкольников с задержкой психического развития», руководствуясь проделанным анализом научной литературы по проблеме исследования в первой главе и полученных результатов констатирующего эксперимента, был разработан комплекс коррекционных мероприятий. Комплекс включал в себя: коррекционно - игровые занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, работу воспитателя, модернизацию развивающей предметно-пространственной среды. Коррекционно- игровые занятия способствуют не только освоению жестовой и мимической выразительности, но и формируют позитивное отношение к окружающим людям и к себе, развивают эмпатию. В составление комплекса внесен авторский вклад, который заключался в комплексно-дифференцированном подходе, позволяющем подобрать методы и приемы обучения к выявленным уровням владения детьми с ЗПР жестами и
мимикой. Занятия выстроены таким образом, чтобы работа над невербальными средствами общения осуществлялась поэтапно: от
ознакомления детей с мимическими и жестовыми эталонами, к освоению их в игровых упражнениях, этюдах, обсуждениях и драматизациях и к последующему закреплению в итоговых занятиях и переносу в повседневные ситуации взаимодействия с окружающими людьми.
...
1. Агаева И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: коллективная монография / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда - Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. - 290 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1980.- 183 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984. -73 с.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами // Вопросы языкознания. - 1981. - №1. 56 с.
6. Выготский Л. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
7. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. М., 1995. - 19 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Питер, 2009. - 211 с.
9. Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности. // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. - 233 с.
10. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникиции. - М., 1991.
11. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И. Н. Горелов. - М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
12. Громова О.Е. Жесты русскоязычных детей на начальном этапе развития вербальной коммуникации. В кн.: Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. - М.: ПЕРСЭ, 2001.
13. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
14. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., т. V. М., Изд - во АН СССР, 1953. - 380 с.
15. Джо, Наварро Громче слов. Как понять невербальные сигналы / Наварро Джо. - М.: Попурри, 2011. - 399 с.
... всего 72 источников