Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПИОНЕРА В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» ЗА 1925-1932 ГГ.)

Работа №156418

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2023
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление пионерской организации и газеты «Пионерская 14 правда»
1.1 Политика большевиков в отношении идеологического воспитания 14
подрастающего поколения. Создание пионерской организации
1.2 Становление газеты «Пионерская правда» как инструмента 22
идеологического воспитания
Глава 2. Организация детских масс на строительство нового 31 социалистического государства, через формирование образа идеального пионера
2.1. Характеристика образа пионера-школьника, формируемая 32
периодической печатью
2.2. Роль пионеров в решении социальных проблем советского 51
государства во второй половине 1920-х гг
Глава 3. Работа с газетой «Пионерская правда», как историческим 59 источником
3.1. Общая характеристика организации работы с историческими 60
источниками
3.2. Методическая разработка занятия «Исторические источники. 70
Работа с периодической печатью» и апробация в программе ДООП «Новое краеведение»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 97

Актуальность. Идеологическое воспитание молодого поколения является важной составляющей общественного развития. На протяжении всего исторического процесса государство стремилось формировать идеологические нормы через образование, газеты, журналы и другую литературу. Литература стала основным орудием идеологов советской власти. Изучив, через какие средства государство оказывало воздействие на воспитание молодежи путем средств массовой информации, можно увидеть, как воспитывалась эпоха людей с новыми ценностями и социалистическим укладом жизни. Сегодня также существует организация РДДМ «Движение Первых», в которую вошли "Юнармия", "Большая перемена", "Российское движение школьников". Пионерия дала понимание системности в рамках общественной государственной организации. В «Движении первых» так же есть правление, есть региональные отделения, местные отделения, первичные отделения. Передача информации осуществляется через СМИ, где ребята принимают активное участие. Также происходят различные события, в рамках этого движения. В практической части работы предполагается провести занятие с ребятами по работе с периодической печатью, как историческим источником, поскольку, газета «Пионерская правда», как исторический источник несет в себе множество данных, которые отражают политическую обстановку государства и раскрывает особенности советского режима в целом. Но фундаментальных трудов, где в полной мере была бы изучена данная газета, и какие механизмы пропаганды советской идеологии в ней использовались, на данный момент нет, следовательно, это открывает возможности для научно-исследовательской работы.
Степень изученности.
На сегодняшний день тема формирования образа пионера в 1920-е гг. недостаточно изучена. Интерес исследователей к 1920-х гг. ограничивается военно-политическими, внешнеполитическими, социальными проблемами. Исследуемые проблемы сжато изложены во многих фундаментальных работах, многотомных изданиях, сборниках документов и материалов. Хотя эта тема еще недостаточно изучена, существуют отдельные работы, отражающие данный вопрос идеологического становления довоенной советской молодежи.
Работы и исследования 1930-1980-х гг. являются во многом идеологизированными и говорят о ведущей роли партии и политическим лидерам в целом в деле идеологического воспитания. В 30-50-х гг. XX века ведущая роль всех побед отводилась И. В. Сталину, как главному вдохновителю всех побед, в том числе и в работе со школьниками. После его смерти изменяется принцип изучения данного явления и на первый план выходит роль партии и комсомола в воспитании молодежи. В качестве авторов, которые изучали идеологическое воспитание молодёжи в начальный советский период могут быть представлены партийные, государственные и комсомольские лидеры, которые на протяжении 1920-1930-х гг. в своих выступлениях на съездах, конференциях, печатных статьях выступали по заданной теме. В их числе можно выделить работы С. М. Кирова1 и М. И. Калинина2.
В период 1950-1980-х гг. можно отметить таких авторов, как например, В. С. Бережнов3, которы освятил взаимодействие комсомольских организаций и школы в деле идеологического воспитания в 1917 - 1941 годах, а В. В. Мельников4 в своей работе подробно показал борьбу молодёжи с неграмотностью и их культурное развитие. Также отдельно стоит выделить работы, посвященные становлению и развитию пионерской организации, как одного из важнейших ресурсов формирования идеологического воспитания молодежи. Например, работа Гордина И.Г. «Этапы пионерского пути» и фундаментальная работа «История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, под ред. В. А. Сулемова»6. В данных исследованиях были обозначены основные этапы пионерского движения, особенности его формирования, методы работы с детьми. Но так как данные работы вышли в период СССР в них не были достаточно подробно рассмотрены проблемы, с которыми столкнулась пионерская организация.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Газета «Пионерская правда» выступает историческим источником, который открывает возможность выявить особенности социально­экономической и политической жизни второй половины 1920-х годов, а также формирование образа человека нового поколения в лице пионера, который будет готов решать проблемы, возникшие в государстве. Идеологическое воспитание в данный период советские педагоги видели в верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, а также в подчинении личных интересов интересам коллектива, общества, государства. Только лишь школа не могла справиться с поставленной задачей, поэтому детская литература и периодическая печать также выступали средствами воспитания молодежи.
Проанализировав содержание выпусков газеты «Пионерская правда» за период с 1925 по 1929 год, был сформирован и описан образ пионера, и его роль в построении нового советского государства. Газета выполняла три важные функции: идеологическую, воспитательную, организаторскую. За исследуемый период газета видоизменялась, ее тираж увеличивался, как и количество страниц, вместе с этим росло и число читателей. Главной целью «Пионерской правды» стала помощь пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Помимо образовательного и новостного контента газета следила за культурно­бытовыми изменениями детей, прививала им понятия о чести, доблести, общественном труде и другие важные вещи, в формировании личности подрастающего поколения.
Главной особенностью отражения советской идеологии стало проникание партии во все сферы жизни детей и молодежи. Пионеров призывали не только привлекать сверстников в отряды, но и проводить идеологические беседы с родителями, менять их устаревшие взгляды на жизнь. В газете публиковались главные итоги работы пионеров, причем как положительные, так и отрицательные, редакторы газеты устраивали спортивные соревнования, организовывали детей на посадку деревьев, сбор макулатуры и многое другое. Использовались новые формы вовлечения детей в работу при помощи СМИ (Например, соревнования в области общественно-полезного труда по итогам, которых газета лучшим вручала призы). Важнейшей особенностью идеологического воспитания детей в рамках пионерского движения стало то, что в исследуемый период пионеры были максимально отстранены от школы. Ребята были заинтересованы в работе, поскольку для них этот процесс проходил, как некая длительная игра без связи с учителями и домашними заданиями, позднее от этой идеи отошли. Также молодежь вовлекалась в изучение внешнеполитической обстановки, через простые и понятные образы «врагов» и «друзей» народа они познавали зарубежные новости.
Образ идеального ребенка был отождествлен именно с пионерством, в совместительстве с добротой и трудолюбием. Редакторы газеты разделяли детей на «пионеров» и «неорганизованных детей», тем самым влияя на формирование образа советского школьника. Пионеры должны были сами хорошо учиться, и обучать других (родителей, сельских ребят, неуспевающих). Также они должны были заботиться о своем здоровье, поскольку это залог успешного развития всего общества. Ну и, конечно, они должны были быть высоконравственными, разносторонними, помогать нуждающимся, работать на благо пионерской организации, заниматься общественно-полезным трудом, и быть атеистами. Все это несло положительные черты для развития общества, формировалась общая детская культура, воспитывалось общество патриотов, верящих в идеологию государства.
...


1.1. Нормативно-правовые акты
1.1.1. ВЛКСМ. Съезд (6; 1924; Москва). Резолюции и постановления VI
Всесоюзного съезда РЛКСМ / Рос. ленин. коммунистич. союз молодежи. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1925. 211 с.
1.1.2. Проекты резолюций / IV Всесоюзная конференция РЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1925. 16 с.
1.1.3. Русское и советское молодёжное движение в документах 1905-1937 гг. / Сост. П.П. Александров-Деркаченко. М.: ОМП-Пресс, 2002. 288 с.
1.2. Мемуары
1.2.1. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине Ч. 2 / Институт марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. М.: Госполитиздат, 1957. 740 с.
1.3. Периодика
1.3.1. Пионерская правда. 1925 - 1932 гг.
1.4. Программные сочинения партийных лидеров
1.4.1. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и обучении: Сборник статей и речей. 1924-1945 гг. / М. И. Калинин. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. 232 с.
1.4.2. Киров С. М. О молодежи / С. М. Киров. М.: Молодая гвардия, 1937. 206 с.
1.4.3. Крупская Н.К. Вопросы беспризорности: речь на конференции по борьбе с детской беспризорностью 16 марта 1924 г. // На путях к новой школе. 1924. № 4-5. 203 с.
1.4.4. Крупская Н.К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа в школе. Внешкольная работа с детьми. / Н.К. Крупская. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. 688 с.
1.4.5. Ленин В. И. Интернационал молодежи / В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 30. М.: Политиздат, 1973. С. 730.
1.4.6. Ленин, В. И. Успехи и трудности Советской власти / В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 38. М.: Политиздат, 1960. 732 с.
1.4.7. Тарханов О. Юные пионеры // Народное просвещение. 1923. №6. С. 27­33.
1.5. Сборники материалов
1.5.1. Пионер в деревне (сборник материалов по работе деревенского отряда), Омск: Издание Омского Губкома РКЛСМ, 1924. 53 с.
1.5.2. Юные пионеры (Коммунистические детские группы имени Спартака). Сборник статей и материалов по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией B. Зорина. М.: 1922. 74 с.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ