ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ
1.1 Методические основы организации внеурочной деятельности
обучающихся в системе современного образования 5
1.2. Требования к организации и проведению современной внеурочной
деятельности 14
1.3. Компоненты методической системы современной внеурочной
деятельности обучающихся в предметной области «Математика» 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ 28
2.1. Методы и формы подготовки к ОГЭ по математике 28
2.2. Внеурочные занятия, используемые при подготовке к ОГЭ по математике 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 49
Основная цель современного образования заключается в формировании и развитии универсальных учебных действий личности в обучающем процессе. С начала 2015 года образовательно-воспитательный процесс стал включать как урочные, так и внеурочные занятия согласно «Письму о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Внеурочная деятельность на всех этапах общего образования теперь регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами как логическое продолжение работы с учениками, но уже вне аудитории.
Группа ученых, включая Барышникова, Воронова, Григорьева, Степанова и прочих, провела исследовательскую деятельность в рамках внеурочных мероприятий. Согласно Концепции развития математического образования в России, ключевым аспектом является самостоятельное стремление учеников к усвоению математических знаний. Программа внеурочных занятий по математике, основанная на интересных методах обучения, способствует развитию у учащихся интереса к этой науке. Исследование внеурочных занятий, авторами которого являются Т.Л. Блинова, О., также проводилось.
Исследования В. Михайловой и Г.К. Селевко подтвердили, что внеурочные занятия эффективны в качестве мотивационного инструмента. Тема выпускной квалификационной работы актуальна исходя из вышеупомянутых исследований.
Организация внеурочной деятельности в контексте обучения математике является объектом исследования.
Предмет исследования также включает в себя анализ внеурочной деятельности как части методической системы.
Целью выпускной работы является внеурочная деятельность при подготовке к ОГЭ по математике. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Анализ компонентов методической системы внеурочной деятельности в области математики;
- Определение современного понятия и характеристики внеурочной деятельности в системе образования;
- Изучение требований к проведению внеурочной деятельности.
Основой данной дипломной работы стало исследование современной внеурочной деятельности в образовании с учетом пяти компонент методической системы. Необходимость согласования составляющих внеурочной работы с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования была выделена полученными выводами. Приведение в соответствие спектра целей, содержания, форм, методов и средств внеурочной деятельности с нормативами и стратегическими целями образования приведет к успешной обучающей деятельности. Результаты обучения будут включать в себя личностные, метапредметные и предметные аспекты благодаря расширению возможностей внеурочной работы.
При организации внеурочной работы важно учитывать пожелания всех участников образовательного процесса, чтобы подобрать соответствующие мероприятия. Проведение внеурочных занятий с разнообразными тренировочными заданиями в рамках второй главы методической системы способствует развитию умений и способностей учащихся, что в свою очередь благоприятно влияет на общее процесс обучения. Формирование навыков, необходимых в повседневной жизни, учащимся помогает подготовка к ОГЭ по математике через внеурочную деятельность. Специальные задания способствуют развитию универсальных умений и действий.
В рамках образовательного процесса в математике предусмотрено разделение на три модуля: "Реальная математика", "Геометрия", "Алгебра". Этот подход способствует эффективному усвоению основных концепций и навыков, а также помогает в решении повседневных задач. Программа направлена на развитие умений применять математику на практике на протяжении всего учебного процесса. Дифференциация обучения направлена на формирование базовых математических знаний у всех студентов, а также на создание возможностей для тех, кто стремится к более глубокому изучению математики в перспективе, особенно на уровне средней школы.
Наши предположения были подтверждены, поскольку мы успешно достигли цели, о которой говорили в начале.
1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции.Челябинск: ЧИППКРО, 2019.415 с.
2. Блинова Т.Л, Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. 100 с.
3. Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС //
videouroki.net URL:
https://videouroki.net/razrabotki/doklad-vneurochnayadeyatelnost-po-matematike- v-usloviyakh-fgos.html(дата обращения: 06.06.2024).
4. Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС ООО // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/04/07/vneurochnaya-deyatelnostpo- matematike-v-usloviyakh-fgos-ooo(дата обращения: 06.06.2024).
5. Волосожар М.И. «Эффективные методики подготовки к ОГЭ по
математике» [Электронный ресурс] /
https://www.art-talant.org/publikacii/29810-statyya-po-teme--effektivnye-metodiki-podgotovki-k-oge-po-matematike(дата обращения: 06.06.2024).
6. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей.. М.: Школьная пресса, 2020. 96 с.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2020. - 127 с.
8. Дудрова Л.В. Внеурочная деятельность по геометрии как подготовка
к ОГЭ [Электронный ресурс] /
https://педакадемия.рф/дудрова-внеурочная-деятельность/?ysclid=lx3d3w84k6 180006568(дата обращения: 06.06.2024).
9. Курбатова Н.Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343-351.
10. Покивайлова Л. А., Галкина Е. А. Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам // IV Международная студенческая электронная научная конференция. — М, 2022
11. Прозорова Л. А. Организация проектной деятельности учащихся в
образовательном процессе школы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://texnologi-omut.ucoz.ru/index/proektnaja dejatelnost/0-21 (дата
обращения: 06.06.2024).
12. Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене // Социальная сеть работников образования URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2014/02/20/rol-vneurochnoy-d eyatelnosti-po-matematike-v-1 (дата обращения: 06.06.2024).
13. Сарычева Н.И. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе как способ повышения интереса к математике // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2019. - Т. 17. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2015/45019.htm(дата обращения: 06.06.2024).
14. Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019-241 с.
15. Современные аспекты методики обучения математики / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин, Под ред. И.Н. Семенова, А.В. Слепухин. 2 изд. Екатеринбург: ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" 2019 - 222 с
16. Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками // Уроки. Творчество. Мастерство. URL: http://galinasoleil.narod.ru/index/0-42(дата обращения: 06.06.2024).
17. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросс-культурный анализ // Психологический журнал. 2019. №1.-С. 41-53.
18. Требования к организации внеурочной деятельности // Первая ступень URL: http://plotmkova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/trebo vanija_k_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1 -0-183 (дата обращения: 06.06.2024).
19. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса // Открытый урок. Первое сентября URL: http://festival.1september.ru/articles/583615/(дата обращения: 06.06.2024).
20. Хачикьян, Н. П. Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) / Н. П. Хачикьян. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11607/(дата обращения: 06.06.2024)
21. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г., Саплина Е. В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов — М., 2014
22. Шушерова З. В. Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии посредством групповых форм работы // Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/375/1042.php(дата обращения: 06.06.2024).