ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Ретроспектива практико-ориентированной деятельности 6
1.2. Деятельность и организация практико-ориентированной деятельности 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 24
2.1. Возможности школьной биологи в организации практико-ориентированного обучения 24
2.2. Экспериментальная методика практико-ориентированного обучения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В указе президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечается необходимость внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, и образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс [37].
На сегодняшний день в век современных технологий идет активное развитие мира. Человек должен уметь быстро развивать свои умения и применять их относительно новой ситуации. Совокупность данных факторов предполагает изменения содержания образования. Проблема заключается в том, что, несмотря на то, что биология - это учебный предмет, который очень тесно связан с практической деятельностью человека, учебный материал, применяющийся в процессе обучения, далек от практики и жизненного опыта обучающегося.
Совокупность данных факторов требует замену репродуктивных способов получения знаний на практико-ориентированный подход обучения.
Е.М. Пост, Д. Варнеке, Ф.Г. Ялалов подчеркивают, что включение практико-ориентированной деятельности способствует самостоятельности обучающихся: определять цели, находить и использовать необходимые средства и пути их достижения, осуществлять контроль и оценку процесса и результата своей учебной деятельности [43, 45, 46].
Применение практико-ориентированного подхода на уроках биологии может способствовать успешному формированию и развитию у обучающихся биологических знаний и умений, компетентностей и универсальных учебных действий.
Цель исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе практико-ориентированной деятельности при обучении биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии в 6 классе.
Предмет исследования: практико-ориентированная деятельность обучающихся как условие формирования познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии в 6 классе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого¬педагогической и методической литературе.
2. Разработать методику обучения биологии с применением практико-ориентированной деятельности обучающихся при изучении биологии в 6 классе.
3. Выявить организационно - педагогические условия, обеспечивающие результативное формирование универсальных учебных действий обучающихся при изучении биологии средствами практико-ориентированной деятельности обучающихся.
4. В ходе педагогического эксперимента проверить результативность разработанных уроков биологии как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.
Методологической основой исследования являются работы А. П. Беляевой, М. А. Данилова, В. В. Краевского, Н.Е. Кузнецовой, И. Н. Пономаревой, в которых авторы поднимают проблемы познания, формирования личности, обосновывают главные принципы взаимосвязи теории и практики, общие идеи индивидуализации, самостоятельности и повышения результативности обучения, раскрывают основное содержание личностно-деятельностного, системного, комплексного подходов, современные подходы биологического и экологического образования; а также взяты за основу идеи проблемно-развивающего и ориентированно-развивающего обучения В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Д. И. Трайтака, Г. И. Щукиной и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогических и методических работ по теме исследования, нормативных документов;
- эмпирические - наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент и диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий; качественный и количественный анализ экспериментальных данных, графические методы их представления;
- статистические - обработка данных, полученных в ходе эксперимента средствами математической статистики, графическое представление результатов эксперимента.
Базой исследования стала МАОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М. Н. Толстихина» г. Красноярска, Красноярского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, двенадцати рисунков, шести таблиц, сорока шести источников литературы и одного приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил установить теоретические аспекты применения образовательных возможностей практико-ориентированной деятельности в процессе повышения качества биологических знаний обучающихся через использование практико-ориентированной деятельности на уроке. Раскрыта общая составляющая в понимании терминов «деятельность», «деятельностный подход», «практико-ориентированная деятельность», «универсальные учебные действия». Рассмотрены теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий через организацию практико-ориентированной деятельности на уроках биологии. Определено содержание практико¬ориентированной деятельности, состоящее в усвоении новых знаний через практический опыт решения задач в социальной или учебной сферах. Рассмотрены теоретические основы и дано обоснование методологическим подходам к развитию познавательных универсальных учебных действий через организацию практико-ориентированной деятельности на уроках биологии. Установлено, что практико-ориентированная деятельность основывается на содержании курса биологии шестого класса и ориентирована на приобретение знаний в результате активной деятельности и формирования способов учебно¬познавательных действий обучающихся.
На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы разработаны задания для проведения уроков биологии в 6 классе, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Педагогическое исследование, проведенное нами позволило обозначить организационно-педагогические условия, которые были созданы в ходе организации эксперимента по апробации разработанной методики формирования познавательных УУД через организацию практико-ориентированной деятельности при обучении биологии в 6 классе, которые включают: пересмотр содержания учебного материала с точки зрения практической востребованности приобретаемых знаний и практического опыта и включение практике- ориентированного содержания в обучение в контексте решения значимых жизненных задач; организация структуры практико-ориентированного урока как учебного занятия, отражающая развитие содержательной и процессуальной сторон образовательного процесса, позволяющего максимально использовать возможности содержания и методов обучения для организации практико¬ориентированной деятельности обучающихся; выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания при решении практико-ориентированных задач; формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу.
Предложены средства диагностики познавательных УУД. Определены показатели и критерии оценки уровня сформированности познавательных УУД, позволяющие зафиксировать динамику их становления.
Апробированы разработанные задания на развитие познавательных УУД через организацию практико-ориентированной деятельности при обучении биологии в 6 классе. Опытным путем установлено, что в ходе поэтапного формирования планируемых результатов произошёл прирост уровня сформированности познавательных УУД у экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 159
2. Ачекулова Л. И. Биологические знания как основа формирования практических умений у сельских школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. обл. ун-т. Москва, 2003. С. 21
3. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения / А.С. Белкин. Екатеринбург, 1997.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. 336 с.
5. Бруновт Е.П. Формирование приемов умственной деятельности
учащихся: на материале учебного предмета биологии (методическое
исследование) / Е.П. Бруновт, Е.Т. Бровкина. М.: Педагогика, 1981. С. 172
6. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов
образовательной деятельности детей/ Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова,
Дополнительное образование, 2005. № 1
7. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. инст. по биологии/ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
8. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Системы заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Г.А. Воронина, Т.А. Иванова, Г.С. Калинова. М.: Просвещение, 2013. 160 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. 534 с.
10. Галицына Ю.С. Практико-ориентированная деятельность
обучающихся при обучении биологии как условие формирования познавательных универсальных учебных действий// Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XX
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. 2021. С. 15-17.
11. Галицына Ю.С.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 2001. 327 с.
14. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Народное образование. 1998. №7-8. С. 193-197
15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. С. 208
16. Занков Л. В. О начальном обучении. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. С.199
17. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. С. 38
18. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук.
Екатеринбург: Уральский гос. ун-т. 2000. 215 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 2004. 352 с.
20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: монография Москва: Педагогика, 1981. 186 с.
21. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т./ ред. кол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983-1986 4080 с.
22. Монтень М. «Опыты» мудреца. Издательский дом: ЗАО «ОЛМА
Медиа Групп, 2010. 126 с.
23. Новой школе - новое качество. Ч. 4: ФГОС ООО Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. [Электронный ресурс]. URL: http://kamchatgeo.ucoz.ru/sbornik_biologija.pd(дата обращения: 01.10.2021).
24. Орлова Л. Н. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения биологии: монография. Омск: ООО «Издательско- полиграфический центр «Сфера», 2011. С. 219
25. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения в 3 томах
(комплект). М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР,
Просвещение, 2011. 895 с.
26. Пономарёва И.Н. Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК: учебно-методическое пособие/ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. Москва: Вентана-Граф, 2017. С.88
27. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций 2-е изд., дораб. М: Вентана -Граф, 2015. С.192
28. Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Биология: бкласс методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015. С. 128
29. Смирнова Н. З., Александрова И. М. Практико-ориентированное обучение школьников в условиях ФГОС// Бюллетень науки и практики. 2020. №11 С.408-419
30. Смирнова Н.З. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография [Электронный ресурс]/ Н.З. Смирнова, Т.В. Голикова, Е.А. Галкина. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015 г. 350 с.
31. Смирнова Н.З. Методологические проблемы современного школьного биологического образования/ Н.З. Смирнова, Т.В. Голикова, Е.А. Галкина, Е.Н. Прохорчук, И.А. Зорков. Красноярск, 2015
32. Смирнова Н.З. Психологические основы исследовательского обучения (на материале биологии)/ Н.З. Смирнова, О.В. Бережная// Психология обучения. 2014. № 6. С. 112-122.
33. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Компетентностный подход в биологическом образовании: учебно-методическое пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2012 г. С. 168
34. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде/ Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. 2011. № 1
35. Старовойтова Ж. А. Практико-ориентированные педагогические технологии. Теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] / Ж.А. Старовойтова, «Омский государственный педагогический университет» 2016, режим доступа: https://en.ppt-online.org/234082
36. Теплоухова Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2012. С. 15
37. Указ президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Элеутронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/116490/
38. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии. Том II. М.: Книга по Требованию 2014. 628 с.
39. ФГОС начального и основного общего образования. М.: Вако, 2022. С. 160
40. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
41. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск: Изд-во Университетское, 1990. С. 223
42. Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006. С. 19.
43. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Высшее образование в России 2008. №1 С. 89 - 93.
44. К. К. Klebert, E. Schrader, W. G.Straub: KurzModeration, Anwendung der Moderationsmethode in Betrieb, Schule und Hochschule, Kirche und Politik, Sozialbereich und Familie bei Besprechungen und Presentation, Windshield-Verlag Hamburg 1987.
45. Post E.-M. Der Einsatz von handlungs-, erfahrungs- und erlebnisorientierten Methoden in der Lehrerinnen- und Lehrerfortbildung von padagogischen Fuhrungskraften zur Initiierung von Lernen. Studien zur Verknupfung von Erfahrung, Reflexion und Transfer / Eva-Maria Post. Leipzig: Univ. Dass. 2010. S. 791.
46. Warneke D. Aktionsforschung und Praxisbezug in der Darf- Lehrerausbildung / Dagmara Warneke. Kassel: Kassel Univ. Press. 2007. S. 599.