Введение 3
Глава I. Некоторые теоретические аспекты представлений о капризах у детей и их родителей 7
1.1 Теоретический анализ понятия «социальное представление» в научной
литературе 7
1.2 Сущность понятий «каприз» и «упрямство» в научной литературе и особенности их проявления в детском возрасте 13
1.3. Особенности эффективности использования просветительской деятельности в работе с капризами 25
Выводы по главе 1 38
Глава II. Экспериментальное исследование представлений о капризах у детей 6-7 и их родителей 40
2.1 Организация и методика исследования 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 44
2.3. Методические рекомендации по работе с представлениями о капризах у детей 6-7 лет и их родителей 57
Выводы по главе II 63
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Приложение
Актуальность исследования. Во все времена большой проблемой для взрослых были капризы их детей. В раннем возрасте ребенок еще не обладает средствами самоконтроля и контроля над своим поведением. Его поведение определяется не интеллектуальным компонентом, а эмоциями. Он ищет способы завоевать внимание и одобрение взрослых. В попытке удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке и, не имея навыков для удовлетворения своих потребностей, он ищет пути для достижения желаемого результата. В ходе поиска формируются не только позитивные способы и методы удовлетворения потребностей, но и негативные поведенческие проявления. Например, капризы и упрямство.
Чтобы определить актуальность этой проблемы, необходимо учитывать особенности современного общества. Большое количество ценностей утратило свою силу, изменилось мнение людей по многим вопросам. Все это не могло повлиять на детей. К сожалению, сами взрослые провоцируют появление капризов у детей с их противоречивыми или чрезмерно строгими требованиями, недостаточным проявлением любви, внимания, уважения к нему.
В наше время характер и глубина капризов изменились, как и сами дети. Это подкрепляется социальными условиями жизни в современном обществе: изменение системы ценностей, кризис в институте семьи, жестокость, насилие, интерес к материальным, но не к духовным аспектам жизнедеятельности. Многие родители не интересуются внутренним миром своих детей; в погоне за материальной выгодой они не занимаются духовным развитием ребенка. В результате дети уходят от них, становятся жестокими и эгоистичными, капризными и циничными. Мы считаем, что это связано с тем, что родители сейчас уделяют гораздо больше внимания материальной жизни, чем духовному развитию своих детей. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами. В результате дети стали дистанцироваться от своих родителей, и в то же время они не пытаются им помешать. Отсюда и недопонимание между самыми близкими людьми. Мы считаем, что необходимо определить, какие представления о капризах имеют дети, а какие - их родители.
Капризное поведение рассматривается как один из видов отклоняющегося поведения и включает в себя эгоизм, раздражительность, слезы, агрессию. Это очень серьезная проблема, которая оказывает большое влияние на процесс воспитания и развития ребенка. Неправильное воспитание, нехватка психолого-педагогических знаний у родителей могут зафиксировать капризное поведение в устойчивых чертах характера, которые будут мешать развитию личности.
Изучением капризов занимались такие исследователи, как А.И. Захаров, Н.Л. Кряжева, Л.В. Островская, и другие. Существует множество определений каприза у разных исследователей. Одни считают, что каприз - меньшая степень проявления упрямства, другие, что каприз - это негативная реакция и средство привлечь к себе внимание. Причин капризов, так же как и их определений, множество. Одним из факторов, влияющих на возникновение капризов, является возраст.
Среди всех возрастов наиболее трудным является период старшего дошкольного возраста, поскольку это переломный момент в жизни ребенка. Приходя в первый класс, дети, которых в семье ставили на первое место, на уроках начинают проявлять свои капризы.
Остается открытым множество вопросов, связанных с определением понятия «детские капризы», обоснованием его структуры и функций, и особенно много проблем возникает с детьми 6-7 лет. Очень важно дать учителям и родителям знания о причинах капризов и упрямства у детей. И поэтому, на наш взгляд, важно изучить представления о капризах детей 6-7 лет и их родителей.
Цель исследования - выявить представления о капризах у детей 6-7 лет и их родителей и предложить методические рекомендации, направленные на формирование полного представления о капризах у родителей и детей 6-7 лет.
Объект исследования - социальные представления о капризах.
Предмет исследования - представления о капризах у детей 6-7 лет и их родителей.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что у детей 6-7 лет не сформировано полное представление о капризах, преобладает эмоциональный компонент. У родителей же сформировано полное представление о капризах, но акцент поставлен на когнитивной части, а эмоциональную составляющую они игнорируют. Мы предполагаем, что есть несоответствия между представлениями о капризах у детей 6-7 лет и их родителей.
Задачи:
1. Дать теоретический анализ научной литературы по понятиям «социальное представление», «каприз».
2. Определить причины и особенности проявления капризов у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обозначить критерии для выявления полноты представлений о капризах у детей старшего дошкольного возраста и их родителей, подобрать диагностический инструментарий.
4. Описать полученные результаты исследования.
5. Разработать методические рекомендации для пополнения представлений о капризах у родителей детей 6-7 лет.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Тестирование;
• Проективные методы;
• Методы опроса;
• Анализ полученных данных.
База исследования: группа дошкольного обучения «Умняшки» на базе НСОШ № 2 в пгт. Нижний Ингаш в количестве 20 человек и 20 родителей.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие составные элементы: введение; основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты представлений о капризах, вторая глава включает в себя состояние проблемы представлений о капризах у детей 6-7 лет и их родителей; выводов по главам; заключение; список использованных источников; приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 25 - 26 апреля 2019 года. По теме исследования имеется публикация (в печати).
1. Проведя теоретический анализ научной литературы, мы выяснили, что человек при выборе способов действия опирается не на объективную реальность, а на то, как он их себе представляет. Социальные представления отражают отношение группы к социальным феноменам. Они не только расширяют спектр тех социальных явлений, построение образа который отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального к массовому сознанию. Также социальные представления имеют определенную структуру (поле представления, информацию и установку) и выполняют несколько функций (функция инструмента познания; адаптивная; функция регулирования поведения). Реализацию этих функций обеспечивает особый механизм возникновения социального представления. Он включает в себя три этапа: «зацепление», объектификация и натурализация.
2. В своем исследовании в качестве рабочего определения мы поддерживаемся мнения С. Московичи, который трактовал социальные представления как общественно-обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла, различные убеждения, взгляды, знания и сама наука, раскрывающие и в какой-то мере составляющие социальную реальность.
При определении капризов мы придерживаемся определения Л.Н. Кряжевой и ее точки зрения о том, что определения упрямства и капризов схожи, но отличаются лишь степенью проявления. Таким образом, в нашей работе мы принимаем определения «упрямство» и «каприз» за синонимичные. Упрямство и капризы свидетельствуют, прежде всего, о трудностях социализации: у детей сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах. Чтобы справиться с капризом, прежде всего необходимо узнать о причинах его возникновения. Это может быть следующее: ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит (например, у него что-то болит, но он сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт); проявлением капризов ребенок привлекает к себе внимание; осознание ребенком, что капризами он может добиться всего, чего захочет; каприз может быть протестом против чрезмерной опеки и демонстрацией своей самостоятельности.
3. Нами были обозначены такие критерии для выявления полноты представлений о капризах у детей и их родителей, как установка, поле представления, информация. В соответствии с данными критериями мы подобрали методы и методики для выявления представления о капризах и для детей старшего дошкольного возраста, и для их родителей.
4. Для детей были выбраны такие методы, как: метод «Интервью»; метод личностного дифференциала; метод «Рисунок капризного человека».
Для родителей были подобраны такие методики, как: сочинение на тему «Капризный человек»; методика «Незаконченные предложения» (на основе методики Сакса-Леви); опросник для родителей «Проявление негативизма и упрямства у детей» (Н. А. Логинова, A.A. Шавырина).
5. Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась. Характеризуя в целом результаты методик, нужно отметить, что большая часть детей (63%) обладает полной степенью сформированности представления о том, что такое каприз, какое поведение человека можно назвать капризным и почему каприз возникает.
Большая часть родителей (65%), как раз, наоборот, обладает неполной степенью сформированности представления о капризе, поскольку они понимают, что такое каприз, но не имеют представления как себя вести при капризах детей и не знают, по какой причине возникают капризы у детей.
Опираясь на результаты исследования, мы можем сделать качественные выводы по заявленным нами критериям.
По критерию установка мы можем увидеть, что дети обладают полным представлением, поскольку у них над стереотипным представлением преобладает собственное представление о капризах. Они говорят о том, что капризы - это манипуляция, которую люди используют для того, чтобы получить желаемое (игрушку, мороженое, какую-либо услугу), и относятся к капризным людям негативно.
Говоря о родителях, по критерию установка у родителей наблюдается неполное представление, поскольку в большинстве случаев у родителей преобладает стереотипное представление о капризах, отношение к ним - отрицательное или колеблющееся. Не все родители понимают, что их дети капризничают, поскольку они списывают их капризы на другие факторы (хочет спать, и поэтому плачет).
По критерию поле представления у детей чаще всего наблюдается полное представление, поскольку у них выявлено структурированное знание о капризе. Дети понимают, что каприз может возникнуть не только из-за того, что человек хочет что-то получить, но и по другим причинам.
Говоря о родителях, по критерию поле представления у родителей чаще наблюдается неструктурированное знание о капризах, поскольку именно у родителей преобладает стереотипное представление о капризных детях и частичное знание о том, что такое каприз и что с ним делать.
По критерию информация у детей наблюдается полное представление о капризах, поскольку дети понимают, что люди могут капризничать не только потому, что им нужна какая-то вещь, так же они знают, как проявляются капризы чаще всего, и на интуитивном уровне знают, как себя вести с капризными сверстниками.
Говоря о родителях, по критерию информация наблюдается неполное представление. Родители обладают частичными знаниями о причинах капризов детей, об их проявлениях (считают, что дети только истерично плачут во время капризов), а так же большинство родителей не знают, какими способами можно прекратить капризы детей, а так же у взрослых отсутствует знание о том, как предотвращать капризы своих детей.
Исходя из этих данных, мы имеем право говорить о том, что подавляющая часть родителей нуждается в коррекции представления о том, как выявить причину каприза у ребенка и как себя вести при возникновении капризов у детей. Несмотря на то, что у детей преобладает полная степень сформированности представления о капризах, возможно проведение занятий, благодаря которым будет происходить снижение процента капризов у детей 6-7 лет.
6. Принимая во внимание полученные данные, нами была разработана программа, направленная на формирование полного представления о капризах у родителей и детей 6-7 лет. Программа предлагается для родителей и включает в себя 10 занятий по 80 минут для родителей капризных детей. 7 занятий направлены непосредственно на родителей, и 3 занятия - совместные - на занятиях будут присутствовать и дети, и родители. Данная программа будет способствовать расширению представлений о капризах и его составляющих у родителей, так как на каждой встрече будет раскрыт ряд проблем, с которыми сталкиваются родители капризных детей. Встречи рекомендуется проводить 1 раз в неделю, поскольку, на наш взгляд, такая частота встреч наиболее оптимальна для эффективной работы. Для достижения цели необходимо использовать следующие методы: беседа, консультация, практикум, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум, мастер-класс, тренинг.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 672 с.
2. Абульханова К.А. Социальные представления и мышление личности. Изд-во «Институт психологии РАН», М.: 2002, с. 88-103
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Социальная психология в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. - СПб.: Питер, 2000. - С. 289-314
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
5. Аркин Е.А. Письма о воспитании детей. 5-е издание. М., 1961. 172с.
6. Аркин Е.А. Родителям о воспитании М., 1957. 169с.
7. Бердникова, А. Как справиться с капризами. / А. Бердникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. 205с.
8. Биддалф С. Секрет счастливых родителей М., 2009. С. 24
9. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал, 2010. Том. 0. № 3. C. С. 5-20.
10. Вагнер В. Запросы о социальном представлении и строительстве // Журнал теории социального поведения. 1996. V. 26. № 2. С. 95-120.
11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. -- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с
12. Ветерков А.И. Культурно-просветительная работа профсоюзов Верневолжья в 1920?е гг.: дис. канд. ист. наук : 07.00.02. Ярославль, 2003. 299 с.
13. Вместе с родителями дошкольников /под ред. Т.А. Марковой. М., 1961. 381с.
14. Волков Б.С. Психология дошкольного возраста: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: КНОРУС, 2017. 270 с.
15. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. М.,1992. 96 с.
16. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под. ред. Виноградовой А.М. М.,1997. С. 44.
17. Вульф М.В. Психология детских капризов. СПб., Восточно¬европейский институт психоанализа, 2007.96 с.
18. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
19. Гордиенко Е.В. Представление личности об отношении к ней других людей: Автореф. дис, кандидат псих. наук.. М.,2000. 216 с.
20. Григорьева А.Л. Поговорим о наших детях. М., 1967. 205с.
21. Гудкий В. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте // Пролеска 1997 №3 С. 25-27.
22. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)
23. Данильчук Е.В. Методическая система формирования
информационной культуры будущего педагога // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 5. С. 103-119с.
24. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Издательство МГУ, 1987.
25. Дошкольная педагогика /под ред.: В.Н. Ярэшко и Ф.А. Сохина. М., 1986. 415с.
26. Емельянова Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал.
2001. Т. 22. No. 6. С. 39-47.
27. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. Психология социальных явлений. Издатель: институт психологии РАН, 2016, с.475
28. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г
29. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372—394.
30.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз 1998 31.Захаров Л.Н. Дитя в очереди за лаской. М., 1994. 221с.
32. Каплан Л.И. Посеешь привычку — пожнёшь характер М., 1980. 95с.
33. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. https://studfiles.net/preview/2261284/page:3/#5Дата обращения 14.05.2019
34. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М, 1998. с. 56
35. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М., 1973. 135с.
36. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
37. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2.
38. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
39. Московичи С. О социальном представлении. В: Forgas, J. P. (ред.) Социальное познание: перспективы повседневной жизни. Лондон: Academic Press, 1981.
40. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / Психол. журн. 1995. № 1. С. 3-18, № 2. С. 3-14.
41. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание школьников 5-7 лет. М, Просвещение, 2004
42. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. М.: Дрофа, 2002. 416 с.
43. Мухина B.C. Психология дошкольника: учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ / под ред. JI.A. Венгера. М. : Просвещение, 1975.
44. Николаев Л.Н. Воспитывать человека. М., 1979. 160 с.
45. Образцова, Л.Н. Нестандартный характер: маленькие подсказки для родителей / Людмила Образцова.- М.: АСТ; СПб.: Сова. 2008. 62с.
46.Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается. Пособие для вос-питателей дет, сада. М., «Просвещение», 1977 . 94 с.
47. Панина А.Г. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов // Возможности практической психологии в образовании. М., 1998. С. 49-112.
48. Петренко П.П. Педагогическое просвещение родителей в
отечественной системе образования, в послевоенные годы : тео. рия и практика : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Пятигорск, 2006. 196 с
49. Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.
50. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
51. Попова Л.М. Цветы жизни. СПб., 1995., 142с.
52. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) СПб.: Питер, 2008. 652 с.
53. Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и д.р.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук. СССР. М.: Педагогика, 1983.
54. Сборник психологических тестов / Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.
55. Семенов А.В. Социальные представления как способ познания// Актуальные проблемы психологии и педагогики: Межвузовский сборник научных работ. В 2-х частях/ Отв. ред. Г.М.Коджаспирова. - М.: ООО НИЦ "Инженер", 2005. Часть I, с.139-151.
56. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
57. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды. В.,
2002. 432с.
58. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
59. Словарь справочник по психологической диагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов ; отв. ред. С.Б. Крымский. Киев : Наук, думка, 1989.
60. Спок Б. Разговор с матерью. М., 1987. 224с.
61. Степанов С. С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. М.: Дрофа-Плюс, 2006. 224с.
62. Столбун В.Д. Каптерев П.Ф. О детском упрямстве и непослушании // Научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Тверь, 2000. № 7.
63. Сурочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание. - 2003.- №10, С. 15
64. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1969. 288с.
65. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. Еб., 1997. 608с.
66. Хазиева Р.К. Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей. - Изд-во «Литера», 2013. 64 с.
67.Чечет В.В. Умеем ли мы обращаться с детьми? Мн., 1987. 144с.
68.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия». 2004.
69.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна; вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
70. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 1980-1990-х годов. М.: ИНИОН, 1996.
71. Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гадарика, 1999. - 324 с.