РЕФЕРАТ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСНАЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ 13
1.1. Социально-экономическая сущность и особенности материальнотехнической базы сферы физкультуры и спорта,
пути её совершенствования 13
1.2. Сфера физической культуры и спорта как фактор развития
человеческого потенциала 15
1.3. Зарубежный опыт создания материально-технической базы
в сфере физической культуры и спорта 21
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА 26
2.1. Характеристика объекта исследования 26
2.2. Современное состояние и функционирование материальнотехнического оснащения сферы физической культуры и спорта 35
2.3. Основные факторы и риски, сдерживающие развитие
материально-технического оснащения физкультуры и спорта 41
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ 45
3.1. Пути совершенствования материально-технического оснащения
физической культуры и спорта 45
3.2. Рекомендации по укреплению материально-технического
оснащения физкультуры и спорта и эффективному ее использованию 49
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «Профессиографическая экскурсия» 54
4.1. Примерный план проведения экскурсии для школьников 54
4.2. Устный бюллетень как форма развития профессионального
самосознания 56
4.3. Краткие профессиограммы некоторых профессий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность работы: Здоровый жизненный стиль сегодняшнего и будущего поколения - это одна из самых важных задач нынешнего дня. Любая страна ожидает своего будущего от нового поколения, которое станет здоровым, способным трудиться, оберегать Отчизну, жить согласно с притязаниями общества и своей особенностью. А это означает, что основное внимание ориентировано, в первую очередь, на детей, школьников, молодежь, другими словами непосредственно на тот возраст, когда человек начинает выбирать, что ему интересно и более доступно.
Из этого можно сделать вывод, что занятия физической культурой и массовым спортом должны стать доступными и интересными всем.
В связи с этим встает потребность в укреплении сферы физической культуры и спорта, за счёт материально-технического оснащения, что означает наиболее разумное применение имеющихся полномочий и затрачиваемых усилий для решения конкретных задач, появившихся перед государством и значение решений этих же задач на муниципальном уровне.
Значение сферы физической культуры и спорта для экономики и общества очень высоко. Принимая во внимание данное событие, муниципальные органы в РФ и за границей активно способствуют развитию профессионального и любительского спорта в своих странах и на межгосударственном уровне.
Государственная поддержка физкультуры и спорта осуществляется по широкому диапазону направлений. Например, поддержка оказывается на законодательном уровне, закрепляя благосклонные условия для функционирования и становления сферы физкультуры и спорта, путём прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (к примеру, государство берет на себя ответственность за расходы по выполнению строительных работ олимпийских объектов).
Помимо этого, государство осуществляет финансирование сферы физической культуры и спорта как прямое (выделяя определенную денежную сумму из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования (НИОКР) в сфере физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и иные события), так и косвенные (льготное налогообложение и кредитование, частичное либо полное освобождение от уплаты таможенных пошлин).
В создании материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта помимо прочего участвуют муниципалитеты и местные власти - они строят с помощью собственных бюджетов более современные спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонтным работам и содержанию уже имеющихся объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.
Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным направлениям на основе разработанных перспективных планов.
Планы по развитию физкультуры и спорта формируются на федеральном, международном, областном и городских уровнях, а также на уровне отдельных районов и спортивных организаций. Все эти планы взаимосвязаны и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план муниципального развития сферы физической культуры и массового спорта с обоснованием выделения финансирования на предстоящие и будущие мероприятия.
Планирование гарантирует целенаправленное и согласованное публичное действие на развитие физкультуры и спорта на основе общего плана в целях более полного удовлетворения потребностей общества и любой отдельной личности в физическом совершенствовании.
Также, в сфере физической культуры и спорта функционирует широкий спектр организаций, имеющие статус некоммерческих. Их ключевые цели содержатся в популяризации отдельных видов спорта, распространении познаний о здоровом жизненном стиле, управление видами спорта, оказание поддержки спортсменам-ветеранам, а также других целях, направленных на достижение иных общественных благ. Нередко работа этих организаций будет сопровождаемым вспомогательной предпринимательской деятельностью.
Научная новизна: На основе собранных и изученных данных конкретной муниципальной территории рассмотрен анализ развития и функционирования материально-технического оснащения в сфере физической культуры и массового спорта.
Степень разработанности проблемы: В работах российских и зарубежных экспертов рассматриваются отличительные черты услуг сферы физической культуры и массового спорта, проблемы укрепления и развития разных секторов физической культуры и спорта, формы и способы государственного регулирования.
Кроме того изучались вопросы организации, планирования, финансирования массовой физкультуры и спорта высших достижений, вопросы управления, повышения эффективности применения материальнотехнического оснащения, функционирования крупных спортивных сооружений.
В вопросах исследования предоставляемых услуг, как объекта экономических отношений, возможности и направленности развития сферы социальных услуг в условиях рыночной экономики отыскали свое рассмотрение в работах современных ученых, таких как: М.И. Золотов, В.В. Кузин, А.С. Соколов, В.Б. Зотов, А.С. Соколовский, С.И. Гуськов, М.Е. Кутепов, Е.В. Тишин и многие другие.
Важные проблемы формирования и развития материальнотехнического оснащения сферы физической культуры и массового спорта в РФ рассматривались в трудах: Л.В. Аристова, В.В. Галкин, Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов, Ю.А. Косова.
Цель работы: Разработка мероприятий и рекомендаций по укреплению материально-технического оснащения развития физической культуры и спорта на территории.
В соответствии с целью работы будут решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы материально-технического
оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории;
2. Проанализировать развитие и функционирование материальнотехнического оснащения в сфере физкультуры и спорта на территории октябрьского района города Екатеринбурга;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию материальнотехнического оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории;
4. Разработать рекомендации по эффективному развитию материальнотехнического оснащения в сфере физической культуры и массового спорта на территории;
5. Разработать методику подготовки и проведения экскурсии для школьников.
Объект исследования - материально-техническое оснащение в сфере физической культуры и спорта на территории Октябрьского района города Екатеринбурга.
Предметом исследования являются пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) развития материально-технического оснащения в сфере физической культуры и массового спорта на конкретной территории.
Теоретическая и методологическая основа исследования - в выпускной квалификационной работе применялись различные методы исследования, такие как: нормативно-правовой (рассмотрена и обоснованна законодательная база сферы физической культуры и массового спорта на территории); социологический (выявление ряда проблем в управлении данной сферой, рекомендации по их устранению); статистический (для анализа данных о состоянии сферы физической культуры и спорта на территории Октябрьского района).
Сформированные цели и задачи выпускной квалификационной работы определили логику изложения и ее структуру, которая состоит из: введения, 4 глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы материальнотехнического оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории.
Во второй главе содержится анализ развития и функционирования материально-технического оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории Октябрьского района города Екатеринбурга.
В третьей главе приводится разработка мероприятий по совершенствованию материально-технического оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории
В четвертой главе разработано мероприятие подготовки и проведения экскурсии для школьников.
Физическая культура и спорт относится к сфере общественной жизни, представляя собой обязательный элемент нематериального производства. В связи с этим возникает потребность увеличения эффективности управления сферой физической культуры и спорта.
Из этого можно сделать вывод, что наиболее рациональное применение имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, образовавшихся перед государством, и значение решений этих задач на государственном уровне в наши дни безгранично выросло. К тому же, состояние здоровья всех слоев народонаселения РФ продолжает оставаться более тревожным фактором, требующим все наиболее кардинальных решений.
В новой экономической ситуации государству понадобилось в одно и тоже время решать несколько сложных задач и вырабатывать иновационные подходы к их решению. Страна, как государство, до сих пор продолжает поиск стабилизации, и решений насущных вопросов во многих общественных областях, даже, в управлении физической культурой и спортом.
Наряду со спортом высоких достижений, физкультурой для подростков, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, обязаны развиваться спорт высоких достижений и прочие виды, которые связанным с переходом страны на рыночную экономику утратили почти все, что имели.
Формирование здорового жизненного стиля и энтузиазма к спорту воспитывается с детства, и мы обязаны скорректировать подходы к физическому воспитанию, для начала в учреждениях образования. Занятия физкультурой в школах не имеют возможности быть формальными, они обязаны стать систематическими, интересными для детей и нужными для их здоровья.
В выпускной квалификационной работе были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы материально-технического
оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории;
2. Проанализировать развитие и функционирование материальнотехнического оснащения в сфере физкультуры и спорта на территории октябрьского района города Екатеринбурга;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию материальнотехнического оснащения в сфере физической культуры и спорта на территории;
4. Разработать рекомендации по эффективному развитию материальнотехнического оснащения в сфере физической культуры и массового спорта на территории;
5. Разработать методику подготовки и проведения экскурсии для школьников.
Для их решения в первой теоретической главе была рассмотрена социально-экономическая сущность и особенности материально-технической базы сферы физкультуры и спорта; сфера физической культуры и спорта как фактор развития человеческого потенциала; зарубежный опыт создания материально-технической базы сферы ФКиС.
Социально-экономическая сущность материально-технического оснащения сферы физкультуры и спорта содержится в максимальном удовлетворении спроса народонаселения расширенными услугами сферы физической культуры и спорта, оздоровлении, в независимости от возраста и заработков народонаселения.
Следовательно, социально-экономическое понятие материальнотехнического оснащения сферы физкультуры и спорта содержится в создании разнородной, разветвленной, модернизированной инфраструктуры, включающей не столько спортивные постройки как объекты спорта, но и спец. оборудование, спортивный инвентарь, направленные на оптимальное удовлетворение потребностей различных слоев народонаселения, занятых физкультурой и спортом.
Человеческое развитие может трактоваться и как укрепление физических возможностей человека в сфере физкультуры и спорта, его способностей достигать высоких спортивных результатов на национальной и международной спортивной арене.
Особой проблемой в современной России считается упадок здоровья народонаселения, в преодолении которого, существенную роль играют активная политика государства и регионов в развитии сферы физической культуры и спорта.
Здоровье и продолжительность жизни населения - значительные предпосылки развития человеческого потенциала. Укрепление здоровья нации и рост продолжительности активной жизни расширяет возможности к накоплению и передаче познаний, культурных ценностей между старшими и младшими поколениями.
В деятельности иностранных организаций сферы физической культуры и спорта основополагающей направленностью считается свобода персонального выбора услуг посетителем в условиях создания широкого спектра возможностей для реализации данного выбора. Эти возможности достигаются методом планирования базовых составляющих сооружения по методу функционального использования как сооружения в общем, так и его главных помещений.
Во второй аналитической главе проанализировано недостаточная вовлеченность молодежи в сферу ФКиС; современное состояние и функционирование материально-технического оснащение сферы физической культуры и спорта; основные факторы и риски сдерживающие ее развитие.
Анализ показал, что вопросы физического воспитания не получили правильной оценки в семье и у самой молодежи, благодаря чему нет рвения к данному занятию, нет стремления уделять этой сфере внимание и у родителей. А это, в свою очередь, заявляет о неблагополучной ситуации с состоянием здоровья детей и подростков и нет надежды на то, что в ближайшем будущем это быстро поменяется.
Отсюда следует, что на уровне менталитета народонаселения города, не исключая юное поколение, нет определенно выраженного активного отношения к занятиям спортом. Преодолеть это возможно будет только последовательными совместными стараниями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия упрочнения национальной идентичности, длительного развития человеческого фактора.
По состоянию и функционированию материально-технического оснащения сферы ФКиС к 2011 году в РФ работало 247955 спортивных сооружений, которые могут одновременно принять в пределах 6453 тыс. человек. В период с 1995 по 2010 годы включительно число спортивных сооружений возросло на 45645 объектов.
На начало 2015 года в области работали 3,4 тыс. спортсооружений, (из них 36% - в сельской местности), единовременная пропускная способность которых составляла 571 человек на 10 тыс. народонаселения, в городской местности - 483, в сельской местности - 838 (на начало 2014 года, соответственно, 561, 475 и 819).
В 2014 году на развитие сферы культуры и спорта на территории области было израсходовано 1340,0 млн. руб. (2013 год - 1312,6 млн. руб.), из них только 0,6% получены из внебюджетных источников, оставшиеся средства - из бюджетов всех уровней.
В ходе анализа факторов и рисков, сдерживающих развитие материально-технического оснащения, выделены следующие проблемы:
1) Материально-техническое оснащение сферы физической культуры и спорта не отвечает современным потребностям общества;
2) Неравномерное развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации;
3) Недостаточная эффективность мероприятий по развитию материально-технического оснащения учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
4) Рост стоимости физкультурно-спортивных услуг и повышение интереса и доступности для населения;
5) Отсутствие устойчивого источника финансирование деятельности физкультурно-спортивных организаций;
6) Повышение конкурентоспособности российских производителей при производстве спортивного инвентаря низкой ценовой категории для предоставления его за рубеж.
В третьей главе предлагаются рекомендации по укреплению материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта и эффективному его использованию.
Данные рекомендации ориентированы на развитие сферы физической культуры и спорта в Октябрьском районе, а также на исполнение надлежащих задач, предъявляемых к полу, возрасту, уровню здоровья и физической активности для всех социальных групп населения.
Эффективная реализация проводимых преобразований подразумевает дальнейшее повышение численности, расширение и усложнение программ официальных физкультурных мероприятий.
Одной из приоритетных целей государственной политики в области физической культуры и спорта считается успешное проведение в РФ основных международных спортивных соревнований, которое содействует формированию положительного имиджа страны на международной арене, повышению ее авторитета.
Помимо всего этого, организация крупных международных спортивных соревнований, особенно тех, которые соединены со значительными инфраструктурными вложениями, содействует социальноэкономическому развитию страны и развитию туризма, спорта высших достижений и популяризации массового спорта....
1. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова // Теория и практика физической культуры. 2001. № 11. с. 19-21.
2. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5. с. 2-8.
3. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов / И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова. 7-е изд., стер. Москва: Академия, 2013. 528 с.
4. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. Челябинск: УрГАФК, 2000. 289 с.
5. Воронин С.Э. Организационно-правовые формы I физкультурных организаций в современных условиях / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. с. 14-16.
6. Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта / В.В. Галкин, В.И. Сысоев. Воронеж: Издательство Московской Академии экономики и права, 2000. 182 с.
7. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин, Малаховка: МОГИФК, 2003. 68 с.
8. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие / Г. Д. Горбунов. Москва: Советский спорт, 2006. 296 с.
9. Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов. Москва: Импульс-Принт, 2000. 438 с.
10. Гуськов С.И. Государство и спорт / С.И. Гуськов. Москва: 2000. 176 с.
11. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность // Физическая культура и спорт в Российской Федерации / С.И. Гуськов. Москва: Импульс-Принт, 2000. 285 с.
12. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. Москва: Академия, 2005. 272с
13. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 432 с.
14. Зубарев Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. Волгоград: Сфера, 2005. 267 с.
15. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. Москва: Советский спорт, 2002. 512 с....50