Введение 3
Глава 1. Подход к сложноподчиненному предложению в лингвистике и методике 6
1.1. История методики обучения синтаксису 6
1.2. Подходы к изучению СПИ в методике 14
1.3. Анализ темы «Сложноподчиненные предложения» в Учебно¬
методических комплектах. Подходы к изучению сложноподчиненных предложений в учебнике «Русский язык» 9 класс / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов Л.А. Чешко 17
1.4. Специфика обучения СПИ в учебнике под редакцией М.М. Разумовской
и П.А. Леканта 22
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению
сложноподчиненного предложения в 9 классе 30
2.1. Приёмы изучения СПИ 30
2.1.1. Недостатки некоторых приёмов и упражнений 46
2.1.2. Использование занимательных заданий при изучении темы 47
2.2. Описание экспериментального исследования 50
2.2.1. Подготовка к опытно-экспериментальной работе. Проведение
констатирующего эксперимента 50
2.2.2. Проведение формирующего эксперимента 53
2.2.3. Подведение итогов, анализ полученных результатов 54
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
В Российской Федерации внедряется образовательный Стандарт нового поколения, отличительной особенностью которого является развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к жизни в современных условиях. Как следствие - складывается новая дидактическая модель образования, основанная на компетентностной парадигме, на основе системно-деятельностного подхода.
Новый социальный заказ делает актуальной проблему социализации личности школьника на основе действенного владения языком, потому что именно умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации и являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык, будучи формой хранения и усвоения различных знаний, неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их изучения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В связи с этим проблема обучения русскому языку в период модернизации образования в стране весьма актуальна, и на первый план выходит синтаксис, как раздел грамматики, изучающий строение связной речи. Именно в нем изучаются законы связи слов, дающие возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. Синтаксис непосредственно соотносится с процессами мышления и общения. Виктор Владимирович Виноградов определил роль синтаксиса как «организационного центра грамматики», потому что единицы других уровней участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис. [Виноградов, 1959, с. 196]
Множество возможностей для передачи наших мыслей даёт использование сложноподчинённых предложений. Николай Максимович Шанский писал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». [35] В образовательном процессе умение грамотно, содержательно, уместно говорить на заданную тему целесообразно формировать именно на материале сложноподчиненного предложения, так как оно является наиболее типичной единицей в системе сложного предложения и отличается наибольшим разнообразием частных типов и признаков.
Недооценка важности этой темы при обучении речи, а также отсутствие единых подходов к преподаванию сложноподчиненного предложения, обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования данной дипломной работы - педагогический процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования -приемы изучения сложноподчиненного предложения в 9 классе средней школы.
Цель исследования заключается в разработке и апробировании приемов изучения сложноподчиненного предложения в рамках уроков русского языка для 9 класса.
Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
1. Изучить лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть и проанализировать методические подходы к изучению СПП.
3. Определить степень разработанности темы в современных программах и учебниках.
4. Провести экспериментальное исследование.
5. Разработать систему уроков по теме «Сложноподчиненное предложение».
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: • теоретические методы: анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
• методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся в процессе работы над СПИ; анализ выполнения творческих заданий, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный);
• общенаучные методы: обобщение, систематизация, классификация полученных в ходе исследования данных;
• статистические методы: качественный и количественный анализ результатов, обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать в школьной практике.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Любовь к родному языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Детям должны нравиться и уроки русского языка, и формы их проведения.
Итак, общий итог проделанной работы:
1. В современной школе широко применяется стабильная программа под ред. Т.А. Ладыженской.
2. Параллельно ей, с не меньшим успехом применяется программа М.М. Разумовской.
3. Кроме того, существуют и так же успешно внедряются другие экспериментальные программы, которые называют ещё альтернативными.
4. Все программы, как новые, так и уже давно используемые, имеют свои плюсы и минусы, свои недостатки и достоинства. Поэтому они продолжают изменяться и совершенствоваться. Появляются новые варианты и новые программы других авторов. Не последнее место в рассмотренных программах занимает материал по сложноподчиненному предложению. Но всё-таки в каждой из них методика синтаксиса сложного предложения требует совершенствования, внедрения новых приёмов работы.
Для успешной реализации целей и задач каждого конкретного урока учитель должен отобрать такие приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
В данном исследовании представлены разработки уроков и дидактический материал для учителей 9 классов по обучению синтаксису сложноподчинённого предложения. Применение в нашем эксперименте системы чередующихся разнообразных приемов, таких как , построение предложений по ключевым словам, построение схем предложений и конструирование предложений по схемам, составление таблиц и кластеров; преобразование предложений, восстановление и дополнение авторских текстов; сочинение сказок, рассказов, писем, дневников путешественников; составление памяток, вопросников, цитатников; выборка сложноподчинённых предложений из художественных текстов и учебников по другим предметам школьной программы, подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок состоящих из сложноподчиненных предложений; использование мнемотехники, игровых приемов в виде цифровых тестов, словесного футбола и др.; выполнение заданий из ЕГЭ прошлых лет - обеспечили достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создали оптимальные предпосылки обеспечения качества образования.
Мы считаем, что вышеизложенные результаты указывают на достаточное понимание учащимися 9 класса темы «Сложноподчинённое предложение».
Хотелось бы заметить, что новаторские разработки можно и нужно использовать при изучении нового материала, при закреплении знаний, автоматизации навыков, однако теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. Между тем, с интересующимися (сильными) учениками при наличии времени или на факультативных занятиях различные взгляды, существующие в лингвистике, следует рассмотреть.
Выводы и материалы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ.
Одной из задач данной работы являлось привлечение внимания к вопросу методики синтаксиса сложного предложения к необходимости уделять ему больше внимания, исследовать, изучать. Автор надеется, что его работа свою задачу выполнила и станет ещё одним полезным элементом в процессе обучения русскому языку в школе.
1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова — М.: КноРус, 2007. — 51 с.
2. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуационных правил —М., «Просвещение», 1972. — 208 с.
3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г. А. Богданова. — 9-е изд.— М.: Просвещение, 2010. — 171 с
4. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Ру^кий язык» — М.: Просвещение, 1992. — 512 с, 1 л. ил.
5. ГИА 2013. Русский язык: сборник заданий: 9 класс / С. И. Львова. — М.: Эксмо, 2012. — 400 с.
6. Долбик, Е.Е. Секреты синтаксиса и пунктуации: 9-й класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорус, и рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик. — Минск: Нарасвета, 2010. — 96 с. — (Русский язык. Факультативные занятия).
7. Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. — М., 1963. — 140 с.
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. —М.: ВАКО, 2016. — 192 с.
9. Игровые задачи на уроках русского языка: 3-9 классы ( П. Аркадьев, А Кадыкова, Л.Кандинский и др). —М.: ООО“Чистые пруды”, 2005.— 80 с.
10. Каменова С. К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). Учебно-образовательная серия. — М.: Лист Нью, 2002. — 96 с.
11. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г. И. Кустова, К.И.Мишина, В.А.Федосеев. — М.: Издательский центр «Академия»,
2005. — 256 с.
12. Ладыженская Т.А.: Методика развития речи на уроках русского языка М.: Просвещение, 1991. — 112 с.
13. Лингвистика и школа - III: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Б. Парубченко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. — 60 с.
14. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит- невской. — М.: Академический проект,
2006. — 590 с.
15. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» —М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
16. Методическое пособие к учебнику под ред. М54 М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 9 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. — М.: Дрофа, 2015. — 127, [1] с.
17. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС - МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. —144 с.: ил.
18. Русский язык. 9 класс: учеб, для общеобразовательных учреждений / [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л.А. Чешко]. —33-е изд, —М.: Просвещение, 2011. — 206 с., [4] л. ил.
19. Русский язык. 9 класс: учеб, для общеобразовательных учреждений / Р89 М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М.
М. Разумовской, П. А. Леканта. — 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 286, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
20. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. — 6-е изд., переработанное — М.: Мнемозина, 2012. — 336 с. : ил.
21. Русский язык. 9 класс: справочные материалы : приложение к учебнику. В 2 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В. В. Львов. — 6-е изд., переработанное — М.: Мнемозина, 2012. — 174, [24] с. : ил.
22. Русский язык (синтаксис и пунктуация) Юнита, 2 Пунктуация Редактор Е.М. Евдокимова, Разработано Л.И. Болдиной, канд. филол. наук Изд. лиц. ЛР № 071765 от 07.12.1998, НОУ “Современный Гуманитарный Институт”, 2000. — 240 с.
23. Русский язык. Орфографический тренинг. 7-9 классы. ФГОС / Е. А. Белова. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 111 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
24. Русский язык в схемах и таблицах: 5-9 классы. ФГОС / М. Ю. Никулина. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 207, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
25. Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб, заведений / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С.В. Вяткиной. — СПб.: СПбГУ; М. : Академия, 2009. — 346 с.
26. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 232 с.
27. Современный русский язык. Синтаксис. — М., 1957. — 430 с.
28. Стародумова Е. А. Синтаксис современного русского языка /
Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2005. —226 с.
29. Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Трос- тенцова, А. И. Запорожец. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 204 с.
30. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова/сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель 2007. — 143 с.
31. Федоренко Л. П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку / Л. П. Федоренко. — Курск: КГПИ, 1994. — 160 с.
32. Федорова М. В. Русский язык: грамматика: 5—11 классы / М. В. Федорова. М.: Эксмо, 2011. — 144 с. — (В помощь старшекласснику)
33. Фефилова Г. Е. Все уроки русского языка. 9 класс. — X.: Изд. группа «Основа», 2009. — 398, [2] с.: ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»).
34. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: учеб, пособие /Л. А. Ходякова. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 58 с.
35. Шанский Н.М. Современный русский язык. В 3 ч./ М.: Просвещение, 1987. — 206 с.