Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение геоинформационных систем в научно-исследовательской деятельности школьников

Работа №156347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифровой картографии и методы
использования ГИС-технологий в обучении географии
1.1 История создания ГИС-технологий 5
1.2 Виды ГИС-технологий 12
Глава 2 Теоретические аспекты научно-исследовательской работы школьников
2.1 Понятие научно-исследовательской работы школьников 16
2.2 Цели и этапы научно-исследовательской деятельности школьников
2.3 ГИС-технологии в научно-исследовательской деятельности учеников
2.3.1. Методика организации учебной деятельности с помощью ГИС
Глава 3 Использование QGIS в научно-исследовательской работе в СОШ
3.1 Пример научно-исследовательского проекта для школьников 40
3.2 Проблемы внедрения ГИС-технологий в научно-исследовательскую работу школьников
Заключение 52
Список использованных источников 53

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Географические информационные системы (далее ГИС) являются новой системой ориентировки во времени и пространстве, они включают в себя современные методы обработки информации и, в то же время, являются доступными для большинства людей, в том числе и для обучающихся в СОШ. Применение ГИС позволяет на качественно новом уровне решать многие современные географические задачи. Этим фактором обусловлена актуальность данной темы.
Цель работы - разработать научно-исследовательский проект для обучающихся в средних общеобразовательных школах, с использованием геоинформационных систем.
Для достижения поставленной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт создания и развития ГИС технологий;
2. Изучить теоретические аспекты научно-исследовательской работы в школе;
3. Разработать пример научно-исследовательской работы по географии с применением программы QGIS.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; математический и статистический.
Объектом исследования является современные геоинформационные технологии.
Предметом исследования выступают геоинформационные технологии в научно-исследовательской работе учеников.
Степень изученности темы довольна высокая. Существует большое количество актуальных учебных, научных, статистических, публицистических материалов, в которых рассматривается аспекты современных геоинформационных технологий.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка, включающего 29 источников.
Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ использования геоинформационных технологий, а также проблемы и перспективы внедрения геоинформационных технологий в систему образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение грамотно работать с любой информацией - это одна из основных характеристик современного обучающегося ребёнка в школе. Всё больше информационных технологий, об использование которых ещё десять лет назад можно было только мечтать, находят своё применение в учебно¬воспитательном процессе в школах. Одной из таких технологий являются географические информационные системы.
Геоинформационные системы получили своё начало в 60-е годы 20-го века. Впервые использовались при Министерстве Обороны США для точного наведения своих ракет по цели. Первые системы появились в Канаде, отцом основателем по праву считается Роджер Томлинсон. В России, ГИС по ряду причин стали востребованы лишь в 90-е годы 20-го века и использовались в сфере комплексных IT-проектах и в компаниях специализирующихся в разработках нефти-газовых месторождений.
Научно-исследовательская работа учащихся является важным компонентом современной школы, имеет четкие цели и задачи. При её организации важно учитывать способности обучающихся и доступные ресурсы для реализации проекта. Даже при отсутствии хорошей материальной базы у обучающихся всё равно можно заниматься научно-исследовательской деятельностью, так как есть много бесплатных ресурсов в сети интернет (например продукт ГИС — QGIS). Очень важно заинтересовать участников проекта и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы.
Был разработан пример научно-исследовательского проекта на тему: «Изменение русла реки Енисей и обзор затопленных территорий, после постройки Красноярский ГЭС» на бесплатной платформе QGIS 2.18. Благодаря данному программному обеспечению обучающиеся могут выполнять различные научно-исследовательские проекты по географии, тем самым формируя картографическую грамотность и всестороннее коммуникативное развитие.



1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский, М., 2015.
2. Берлянт, А.М. Геоинформационное картографирование / А.М. Берлянт. - М.: Астрея, 2015. - 64 с.
3. Веселовский, А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал» / А.В. Веселовский // Вестник ОГГГГН РАН, 2015. - № 1(7) — С. 54 - 61.
4. Геодезия, картография, геоинформатика, кадастр: Энциклопедия. В 2-х т./ Под общ. Ред. А.В. Бородко, В.П. Савиных. - М.: Геодезкартиздат, 2016. - 496 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации// СПС Консультант +;
6. Душина. И.В. Педагогические технологии обучения географии / И.В. Душина // География в школе №3. - 2016.
7. Жигулина, О.В., Бочарникова Э.А. Использование
геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
8. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Д. Романова. - М.: Юрайт, 2014. - 478с.
9. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев. Наук. думка, 2013. - с. 120;
10. Кодекс об Административных нарушениях Российской Федерации// СПС Консультант +;
11. Конституция Российской Федерации// СПС Консультант +;
12. Крейдер. О.А. Информационная среда использования ГИС- технологий / О.А. Крейдер // Геоинформатика, 2015, - №4, С. 49-52;
13. Крылова, О.В. Современный урок / О.В. Крылова // География в школе №2, 2016;
14. Ксенозова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксенозова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 224 с.
15. Макарова, Л.Н. Применение технических средств на уроках географии / Л.Н. Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2016. — № 36.
- С. 35-40.
16. Новенко, Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании / Д.В. Новенко // География в школе.
- 2017. — № 7. — С. 36—40.
17. Новенко, Д.В. Новые информационные технологии в обучении / Д.В. Новенко // География в школе, №5, - 2015;
18. Рогачев, А.В. Цифровая картография. Геоинформатика / А.В. Рогачев // География, 2013 - № 4 - С. 1-2;
19. Симонов, А. В. Геоинформационное образование в России:
проблемы, направления и возможности развития / А. В. Симонов. - М.: ИБ ГИС
- ассоциации, 2016. - 24 с.
20. Ставрова, О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2014 г;
21. Троекашин, А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения курганской области» в процессе обучения географии в средней школе / А.Л. Троекашин // География, 2017. - № 7, - С. 4 - 6.;
22. Трубина, Л.К., Быкова О.Г. Геоинформационные системы. Методические указания. Учебное пособие. / Под.ред В.В. Малина.Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2013. - 46 с.;
23. Трудовой кодекс Российской Федерации// СПС Консультант +;
24. Уваров, A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Пед. информатика. - 2013. - № 1. - С. 34-37;
25. Финаров, Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России / Д.П. Финаров // География в школе, 2015, - №5, с. 56-59;
26. Хасаншина, Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии // Информационные технологии в образовании: материалы XII международной конференции- выставки. — 2012 [Электронный ресурс];
27. Цыпина, Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех // География. - 2016. - № 9. с. 20-24;
28. https://ru.wikipedia.org- определения присущие данной теме;
29. http://fb.ru- статьи на тему «Геоинформационных систем»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ