ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в основной школе 7
1.1 Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам
в основной школе 7
1.2 Использование современных интернет-технологий при обучении
иностранному языку 9
1.3 Методическое содержание Интернет-технологии «подкаст» 12
1.4 Форматы использования подкастов на уроках английского языка в
основной школе 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опыт применения технологии подкастов при обучении аудированию и говорению на уровне основного общего образования
2.1. Анализ учебно-методического комплекта по английскому языку
«Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы
общеобразовательных учреждений (5-9 классы) 20
2.2 Обучение аудированию аутентичных англоязычных текстов 21
2.3 Обучение говорению на основе англоязычных аудиотекстов 24
2.4 Алгоритм работы с подкастами при обучении аудированию и говорению 27
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в основной школе 7
1.1 Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам
в основной школе 7
1.2 Использование современных интернет-технологий при обучении
иностранному языку 9
1.3 Методическое содержание Интернет-технологии «подкаст» 12
1.4 Форматы использования подкастов на уроках английского языка в
основной школе 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опыт применения технологии подкастов при обучении аудированию и говорению на уровне основного общего образования
2.1. Анализ учебно-методического комплекта по английскому языку
«Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы
общеобразовательных учреждений (5-9 классы) 20
2.2 Обучение аудированию аутентичных англоязычных текстов 21
2.3 Обучение говорению на основе англоязычных аудиотекстов 24
2.4 Алгоритм работы с подкастами при обучении аудированию и говорению 27
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Наше поколение живет в эпоху быстрых изменений информационной среды под влиянием распространения различных технологий. Воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество широко и многоаспектно, особенно на экономику, культуру и образование .
Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI века. От ее решения зависит дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие современного общества. На современном этапе мы можем наблюдать ряд противоречий в развитии мирового образовательного процесса. Во-первых, образование, традиционно рассматриваемое как передача знаний и культуры от поколения к поколению, оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, образовательная система фактически игнорирует будущее. Образование должно в своем современном развитии предвидеть и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений, служить фактором адаптации молодого поколения к будущему. Разрешение обозначенных противоречий тесно связано с процессом информатизации, без которого невозможен «прорыв в будущее», так необходимый образованию XX I века .
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897). Содержание и структура основной образовательной программы, а также условия её реализации должны обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Современное иноязычное образование должно быть ориентировано на использование инновационных подходов, методов и средств обучения, которые бы позволили разрешить существующее на сегодняшний день противоречие между высокими требованиями общества к личности в области владения иностранными языками и достаточно скромными результатами, которые демонстрируют выпускники школ и вузов нашей страны.
Актуальность данной работы обусловлена расширением возможностей обучения иностранным языкам на основе применения обучающего потенциала информационно-коммуникационных технологий и необходимостью дополнения традиционных учебных материалов упражнениями, разработанными с использованием Интернет-технологий, в частности технологии подкастов.
Объект - процесс обучения иностранному языку на уровне основного общего образования.
Предмет - подкасты как методические ресурсы, оптимизирующие процесс обучения иностранному языку.
Целью работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и разработать алгоритм использования подкастов в обучении иностранному языку на уровне основного общего образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1) изучить основную психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить потенциал технологии подкастов как средства оптимизации процесса обучения иностранному языку;
3) проанализировать учебно-методические комплекты, применяемые в школах для обучения английскому языку;
4) на основе анализа теоретических источников и с учетом существующих проблем разработать дополнительный материал с использованием ИКТ «подкаст» к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) и внедрить его в учебный процесс.
5) опытным путем проверить эффективность использования технологии «подкаст» как средства обучения иностранному языку в основной школе.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам на уровне основного общего образования; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам [Гальскова, 2000 ; Евдокимова, 2007; Зимняя, 2001; Пассов, 1977 ; Сысоев, 2009 ; Щукин 2008].
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов при обучении иностранным языкам с применением технологии «подкаст» .
Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, различных информационных технологий при обучении иностранным языкам, потенциала ИКТ на уроках иностранного языка и методического содержания технологии «подкаст”. Раскрывается такое понятие как «подкаст», возможности его использования на уроках иностранного языка, преимущества и виды подкастов.
Термин «подкаст» представляет из себя комбинацию слов «broadcasting» (вещание) и iPod (айпод). Подкаст - это обычно аудио- или видео-файл, доступный для скачивания и прослушивания в интернете [Сысоев, 2014].
Вторая глава содержит методологическое описание таких понятий, как «говорение» и «аудирование» и раскрывает содержание опытной работы: анализ УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы), результаты разработки дополнительного учебно-методического материала с использованием ИКТ «подкаст» для 8-х классов. В ходе практики было проведено 4 урока с использованием подкастов. После завершения работы был проведен опрос среди учащихся.
В заключении представлены выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Ход и результаты исследования обсуждались на Региональной студенческой научно-практической конференции “АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ” в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2019).
Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI века. От ее решения зависит дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие современного общества. На современном этапе мы можем наблюдать ряд противоречий в развитии мирового образовательного процесса. Во-первых, образование, традиционно рассматриваемое как передача знаний и культуры от поколения к поколению, оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, образовательная система фактически игнорирует будущее. Образование должно в своем современном развитии предвидеть и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений, служить фактором адаптации молодого поколения к будущему. Разрешение обозначенных противоречий тесно связано с процессом информатизации, без которого невозможен «прорыв в будущее», так необходимый образованию XX I века .
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897). Содержание и структура основной образовательной программы, а также условия её реализации должны обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Современное иноязычное образование должно быть ориентировано на использование инновационных подходов, методов и средств обучения, которые бы позволили разрешить существующее на сегодняшний день противоречие между высокими требованиями общества к личности в области владения иностранными языками и достаточно скромными результатами, которые демонстрируют выпускники школ и вузов нашей страны.
Актуальность данной работы обусловлена расширением возможностей обучения иностранным языкам на основе применения обучающего потенциала информационно-коммуникационных технологий и необходимостью дополнения традиционных учебных материалов упражнениями, разработанными с использованием Интернет-технологий, в частности технологии подкастов.
Объект - процесс обучения иностранному языку на уровне основного общего образования.
Предмет - подкасты как методические ресурсы, оптимизирующие процесс обучения иностранному языку.
Целью работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и разработать алгоритм использования подкастов в обучении иностранному языку на уровне основного общего образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1) изучить основную психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить потенциал технологии подкастов как средства оптимизации процесса обучения иностранному языку;
3) проанализировать учебно-методические комплекты, применяемые в школах для обучения английскому языку;
4) на основе анализа теоретических источников и с учетом существующих проблем разработать дополнительный материал с использованием ИКТ «подкаст» к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) и внедрить его в учебный процесс.
5) опытным путем проверить эффективность использования технологии «подкаст» как средства обучения иностранному языку в основной школе.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам на уровне основного общего образования; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам [Гальскова, 2000 ; Евдокимова, 2007; Зимняя, 2001; Пассов, 1977 ; Сысоев, 2009 ; Щукин 2008].
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов при обучении иностранным языкам с применением технологии «подкаст» .
Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, различных информационных технологий при обучении иностранным языкам, потенциала ИКТ на уроках иностранного языка и методического содержания технологии «подкаст”. Раскрывается такое понятие как «подкаст», возможности его использования на уроках иностранного языка, преимущества и виды подкастов.
Термин «подкаст» представляет из себя комбинацию слов «broadcasting» (вещание) и iPod (айпод). Подкаст - это обычно аудио- или видео-файл, доступный для скачивания и прослушивания в интернете [Сысоев, 2014].
Вторая глава содержит методологическое описание таких понятий, как «говорение» и «аудирование» и раскрывает содержание опытной работы: анализ УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы), результаты разработки дополнительного учебно-методического материала с использованием ИКТ «подкаст» для 8-х классов. В ходе практики было проведено 4 урока с использованием подкастов. После завершения работы был проведен опрос среди учащихся.
В заключении представлены выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Ход и результаты исследования обсуждались на Региональной студенческой научно-практической конференции “АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ” в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2019).
Преобразования во всех сферах жизни российского общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Соответственно, изменяются требования образовательных стандартов в плане содержания предметных областей. В этом контексте иностранный язык рассматривается, в первую очередь, как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Использование новых компьютерных технологий и Интернета играет важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Такие технологии обеспечивают доступ к аутентичной информации, создают естественную языковую среду посредством конструирования оригинального контента. Соответственно, повышается уровень мотивации обучающихся к изучению иностранных языков и оптимизируется процесс формирования языковых навыков и развития речевых умений.
В настоящей работе выполнено исследование обучающего потенциала технологии “подкаст”, разработан и реализован план работы с подкастами при обучении английскому языку на уровне основного общего образования. Установлено, что технология работы с подкастами коррелирует с технологией работы над аудиотекстом и предполагает четкую последовательность действий учителя и обучающихся: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание аудиотекста.
При обучении монологической речи с применением технологии подкастов использовался алгоритм: обучение лексическим единицам и грамматическим структурам > работа с подкастом (текстом) > конструирование монологического высказывания. Комбинирование традиционного и цифрового форматов работы с учебным материалом
42 оптимизирует образовательный процесс посредством активации когнитивных и языковых способностей обучающихся.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения подкастов на уроках иностранного (английского) языка в качестве инструментов конструирования аутентичной коммуникативной среды.
Использование новых компьютерных технологий и Интернета играет важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Такие технологии обеспечивают доступ к аутентичной информации, создают естественную языковую среду посредством конструирования оригинального контента. Соответственно, повышается уровень мотивации обучающихся к изучению иностранных языков и оптимизируется процесс формирования языковых навыков и развития речевых умений.
В настоящей работе выполнено исследование обучающего потенциала технологии “подкаст”, разработан и реализован план работы с подкастами при обучении английскому языку на уровне основного общего образования. Установлено, что технология работы с подкастами коррелирует с технологией работы над аудиотекстом и предполагает четкую последовательность действий учителя и обучающихся: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание аудиотекста.
При обучении монологической речи с применением технологии подкастов использовался алгоритм: обучение лексическим единицам и грамматическим структурам > работа с подкастом (текстом) > конструирование монологического высказывания. Комбинирование традиционного и цифрового форматов работы с учебным материалом
42 оптимизирует образовательный процесс посредством активации когнитивных и языковых способностей обучающихся.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения подкастов на уроках иностранного (английского) языка в качестве инструментов конструирования аутентичной коммуникативной среды.
Подобные работы
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ
ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие дискурсивной компетенции на уроке английского языка в средней школе на основе ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Лингвострановедческий потенциал интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ НА
СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



