Введение 3
Глава 1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в основной школе 7
1.1 Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам
в основной школе 7
1.2 Использование современных интернет-технологий при обучении
иностранному языку 9
1.3 Методическое содержание Интернет-технологии «подкаст» 12
1.4 Форматы использования подкастов на уроках английского языка в
основной школе 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Опыт применения технологии подкастов при обучении аудированию и говорению на уровне основного общего образования
2.1. Анализ учебно-методического комплекта по английскому языку
«Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы
общеобразовательных учреждений (5-9 классы) 20
2.2 Обучение аудированию аутентичных англоязычных текстов 21
2.3 Обучение говорению на основе англоязычных аудиотекстов 24
2.4 Алгоритм работы с подкастами при обучении аудированию и говорению 27
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Наше поколение живет в эпоху быстрых изменений информационной среды под влиянием распространения различных технологий. Воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на общество широко и многоаспектно, особенно на экономику, культуру и образование .
Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI века. От ее решения зависит дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие современного общества. На современном этапе мы можем наблюдать ряд противоречий в развитии мирового образовательного процесса. Во-первых, образование, традиционно рассматриваемое как передача знаний и культуры от поколения к поколению, оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая социальные потребности в настоящем, образовательная система фактически игнорирует будущее. Образование должно в своем современном развитии предвидеть и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений, служить фактором адаптации молодого поколения к будущему. Разрешение обозначенных противоречий тесно связано с процессом информатизации, без которого невозможен «прорыв в будущее», так необходимый образованию XX I века .
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897). Содержание и структура основной образовательной программы, а также условия её реализации должны обеспечить достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Современное иноязычное образование должно быть ориентировано на использование инновационных подходов, методов и средств обучения, которые бы позволили разрешить существующее на сегодняшний день противоречие между высокими требованиями общества к личности в области владения иностранными языками и достаточно скромными результатами, которые демонстрируют выпускники школ и вузов нашей страны.
Актуальность данной работы обусловлена расширением возможностей обучения иностранным языкам на основе применения обучающего потенциала информационно-коммуникационных технологий и необходимостью дополнения традиционных учебных материалов упражнениями, разработанными с использованием Интернет-технологий, в частности технологии подкастов.
Объект - процесс обучения иностранному языку на уровне основного общего образования.
Предмет - подкасты как методические ресурсы, оптимизирующие процесс обучения иностранному языку.
Целью работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и разработать алгоритм использования подкастов в обучении иностранному языку на уровне основного общего образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1) изучить основную психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) выявить потенциал технологии подкастов как средства оптимизации процесса обучения иностранному языку;
3) проанализировать учебно-методические комплекты, применяемые в школах для обучения английскому языку;
4) на основе анализа теоретических источников и с учетом существующих проблем разработать дополнительный материал с использованием ИКТ «подкаст» к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) и внедрить его в учебный процесс.
5) опытным путем проверить эффективность использования технологии «подкаст» как средства обучения иностранному языку в основной школе.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам на уровне основного общего образования; работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам [Гальскова, 2000 ; Евдокимова, 2007; Зимняя, 2001; Пассов, 1977 ; Сысоев, 2009 ; Щукин 2008].
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования его результатов при обучении иностранным языкам с применением технологии «подкаст» .
Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, различных информационных технологий при обучении иностранным языкам, потенциала ИКТ на уроках иностранного языка и методического содержания технологии «подкаст”. Раскрывается такое понятие как «подкаст», возможности его использования на уроках иностранного языка, преимущества и виды подкастов.
Термин «подкаст» представляет из себя комбинацию слов «broadcasting» (вещание) и iPod (айпод). Подкаст - это обычно аудио- или видео-файл, доступный для скачивания и прослушивания в интернете [Сысоев, 2014].
Вторая глава содержит методологическое описание таких понятий, как «говорение» и «аудирование» и раскрывает содержание опытной работы: анализ УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") для основной школы общеобразовательных учреждений (5-9 классы), результаты разработки дополнительного учебно-методического материала с использованием ИКТ «подкаст» для 8-х классов. В ходе практики было проведено 4 урока с использованием подкастов. После завершения работы был проведен опрос среди учащихся.
В заключении представлены выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Ход и результаты исследования обсуждались на Региональной студенческой научно-практической конференции “АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ” в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2019).
Преобразования во всех сферах жизни российского общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Соответственно, изменяются требования образовательных стандартов в плане содержания предметных областей. В этом контексте иностранный язык рассматривается, в первую очередь, как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Использование новых компьютерных технологий и Интернета играет важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Такие технологии обеспечивают доступ к аутентичной информации, создают естественную языковую среду посредством конструирования оригинального контента. Соответственно, повышается уровень мотивации обучающихся к изучению иностранных языков и оптимизируется процесс формирования языковых навыков и развития речевых умений.
В настоящей работе выполнено исследование обучающего потенциала технологии “подкаст”, разработан и реализован план работы с подкастами при обучении английскому языку на уровне основного общего образования. Установлено, что технология работы с подкастами коррелирует с технологией работы над аудиотекстом и предполагает четкую последовательность действий учителя и обучающихся: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание аудиотекста.
При обучении монологической речи с применением технологии подкастов использовался алгоритм: обучение лексическим единицам и грамматическим структурам > работа с подкастом (текстом) > конструирование монологического высказывания. Комбинирование традиционного и цифрового форматов работы с учебным материалом
42 оптимизирует образовательный процесс посредством активации когнитивных и языковых способностей обучающихся.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения подкастов на уроках иностранного (английского) языка в качестве инструментов конструирования аутентичной коммуникативной среды.
1. Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в
средней школе. URL:
https://www.herzen.spb.ru/uploads/inyaz/files/pdf_flt/Partie6.pdf (дата
обращения : 18.04.2019)
2. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 228 с.
4. Богорад, Г.Б., Карпухина Н.К. Елизарова Е.Ф. Осипян Н.М. English for orientalists : учебное пособие. СПб., 2004. 208 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М., 2000.
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика. М. : Изд-во «Академия», 2006. 335 с.
7. Евдокимова, М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык) : автореф.дис. ...д-ра пед.наук. М., 2007. 49 с.
8. Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики // Иностранные языки в школе.1989. № 2. С. 28-36.
9. Ерчак, Н.Т. Иностранные языки: психология усвоения: учеб. пособие. М инск: Новое знание ; М. : ИНФРА-М. 2016. 335 с.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : МПСИ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 428 с.
11. Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . М., 2003. 256 с.
12. Комарова, Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе // Методика обучения иностранным
языкам в средней школе : пособие для учителей, аспирантов и студентов.
СПб : Изд-во КАРО, 2008. С. 188-203.
13. Корчажкина, О.М. Возможности создания интерактивных учебных материалов по иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3. С. 200-207.
14. Назаренко, А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистик а и межкультурная коммуникация. Вып. 1. 2010. С. 86-92.
15. Падукова, М.С. Внеурочная деятельность как средство создания языковой среды // Иностранные языки в школе. 2014. № 8. С. 26-28.
16. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М. : Русский язык, 1977. 214 с
17. Пасхин, Е.Н., Тупало, В.Г., Урсул, А.Д. Информатизация и образование XX I века: монография. М., 2007. 232 с.
18. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С. 14-19.
19. Соломатина, А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекция. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
21. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно¬коммуникационных Интернет технологий: учеб.-метод. пособие. М., 2009. 182 с.
22. Сысоев, П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
23. Сысоев, П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
24. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе.2009. №6. С.8-11.
25. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М., 2008. 188 с.
26. Информационные технологии в образовании / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Г ерцена.URL:http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm(дата обращения: 15.11.2018).
27. Первухина, М.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка. URL: http://урок.рф/blogs/tema ispolzovanie ikt na urokah anglijskogo yazika 1 81218.html.
28. Синина. А.И. Подкастинг в обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т.19. С. 51-53. URL:http://e-koncept.ru/2017/770404.htm
29. Трофимова, Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка.
URL: it-n.ru/attachment.aspx?id=28755. (дата обращения : 19.11.2018)
30. «Английский в фокусе» ("Spotlight") : учеб. / под ред Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс .М. : Просвещение, 2012. 216 с.