ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 8
1.1. Современные дистанционные технологии в образовании 8
1.2. Индивидуализация и адаптация образовательного процесса 13
1.3. Дистанционные технологии и сервисы для занятий по рукоделию 18
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ПО РУКОДЕЛИЮ 21
2.1. Обоснованный выбор тем для программы 21
2.2. Рабочая программа внеурочной деятельности по рукоделию
“Кудесница” 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
В последнее время дистанционные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Наблюдается быстрое внедрение дистанционного обучения во многих учебных заведениях и образовательных организациях. Это явление показывает растущий интересе к новым формам образования и осознании их потенциала и преимуществ. Внедрение дистанционного обучения отвечает вызовам современного общества, где технологии играют все более важную роль в различных сферах нашей жизни. Быстрое развитие информационных технологий и доступность за счёт интернета стали ключевыми факторами, которые позволяют создавать новые образовательные модели и пересматривать традиционные подходы к обучению.
Применение дистанционных технологий позволяет педагогам эффективно организовывать образовательный процесс, а обучающимся получать высокое по качеству образование в удобное для них время и месте. Важным направлением в образовательном процессе являются внеурочные занятия, с помощью которых, обучающиеся развивают свои навыки и интересы в дополнение к учебной программе.
В последние годы все большую популярность приобретает рукоделие. Рукоделие является творческим направлением, способствующим развитию воображения, мелкой моторики и творческого мышления учащихся. Внеурочные занятия по рукоделию являются одной из популярных форм дополнительного образования, которая позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал, развить навыки и углубить свои знания в этой области. В данной работе рассматривается применение дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию.
Проблема: проблема применения дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию является актуальной по ряду причин.
Во-первых, ситуация во время пандемии COVID-19 привела к ограничению доступа обучающихся к внеурочным занятиям по рукоделию в школах и детских развивающих центрах. Именно поэтому применение дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию может стать эффективным способом обеспечения доступа учеников к обучению.
Во-вторых, рукоделие является важной частью культурного наследия многих стран и имеет ценность как для культурного развития общества, так и для личностного развития обучающихся. Поэтому, поддержка внеурочных занятий по рукоделию через использование дистанционных технологий может способствовать сохранению и развитию этой традиции.
В-третьих, использование дистанционных технологий в образовании становится все более актуальным и популярным в связи с быстрым развитием технологий и их широким распространением. Использование дистанционных технологий в образовании для обучения рукоделию будет перспективным направлением развития образования в условиях быстрого развития технологий и изменениях в образовательных процессах.
Таким образом, проблема применения дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию актуальна и важна, так как может способствовать обеспечению доступа учеников к образованию, сохранению и развитию культурного наследия, а также улучшению качества образования.
Актуальность представленного исследования определяется быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий. Их влияние на образовательные процессы становится все более заметным. Сегодня многие школы, учебные центры и преподаватели рукоделия активно пользуются дистанционными технологиями для расширения возможности обучения и достижения большей эффективности. Они используют онлайн-платформы,
видеоуроки, вебинары и другие различные инструменты для проведения дистанционных занятий и мастер-классов по рукоделию. Во время пандемии COVID-19 многие учебные заведения перешли на дистанционное обучение, тогда применение дистанционных технологий в рукоделии стало особенно актуальным. Информационные и коммуникативные технологии позволяют поддерживать образовательный процесс и развивать навыки у обучающихся в условиях самоизоляции и ограничений. Также, внедрение дистанционных технологий в рукоделии обеспечит доступность обучения для всех учащихся, вне зависимости от их местоположения, физических возможностей или графика занятости. Это особенно важно для учащихся, которые не могут посещать мастерские в очном формате или ограничены в посещении уроков из-за различных обстоятельств. Таким образом, данная тема остается актуальной и имеет большой потенциал для развития и применения дистанционных технологий в образовании и поддержке внеурочных занятий по рукоделию. Данная тема открывает новые возможности для эффективного обучения, индивидуализации процесса и расширения доступности образования в области рукоделия.
Объект исследования: процесс обучения рукоделию на внеурочных занятиях по технологии.
Предмет исследования: применение дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию.
Цель исследования: Разработать дистанционный курс по рукоделию для внеурочных занятий по технологии.
Задачи исследования:
1 Определить теоретические основы применения дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию;
2) провести обзор литературных источников и электронных ресурсов по проблеме исследования;
3) создать внеурочную программу занятий по рукоделию;
4) сформулировать выводы и рекомендации по использованию дистанционных технологий для дидактической поддержки внеурочных занятий по рукоделию.
Методы исследования:
1) Анализ - это метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных компонентов и элементов исследования. В курсе по рукоделию анализ включает в себя изучение различных видов рукоделия и их особенностей. Данный метод позволяет исследовать основные аспекты рукоделия, такие как различные виды техник, материалы, инструменты и их применение. Это помогает определить наиболее значимые и интересные аспекты, которые следует включить в курс, чтобы предоставить обучающимся полное представление о рукоделии.
2) Синтез - это процесс объединения различных компонентов в целостное исследование или план. В разработке внеурочного курса по рукоделию, синтез включает объединение различных видов рукоделия, техник и материалов для создания комплексного и разнообразного курса. Это позволяет предложить обучающимся широкий спектр опыта и навыков. Синтез объединяет полученные знания и информацию в целостный курс. Он позволяет создать план обучения, который включает различные виды рукоделия и учитывает последовательность и прогресс в обучении. Он помогает определить навыки, нужные для развития на каждом этапе курса, чтобы обучающиеся могли постепенно улучшать свои навыки и достигать более сложных задач.
3) Изучение литературных источников - ознакомление с академическими и практическими публикациями, книгами, журналами и другими материалами, связанными с рукоделием. Изучение литературных источников помогает обогатить содержание курса, обеспечивает актуальность и достоверность информации, а также позволяет включить исследования и опыт других авторов и специалистов. Предоставляет доступ к знаниям и опыту других авторов и специалистов в области рукоделия. Изучение литературных источников помогает подкрепить теоретическую основу курса, предоставить дополнительные примеры и иллюстрации, а также внести актуальные и новейшие тренды и разработки в области рукоделия.
Все эти методы исследования являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Анализ помогает разложить тему на составляющие, синтез объединяет эти составляющие в целостное понимание, а изучение литературных источников дополняет и обогащает полученные знания и информацию. Они позволяют обеспечить полноту, качество и актуальность контента, а также помогают обучающимся получить широкий спектр знаний, навыков и опыта в области рукоделия. Данные методы помогают обеспечить качественную и глубокую подготовку дистанционного курса.
Проведенное исследование посвящено изучению и анализу современных дистанционных технологий в образовании, с акцентом на их применение в области рукоделия. В ходе работы были рассмотрены основные аспекты и преимущества дистанционного обучения, такие как индивидуализация и адаптация образовательного процесса, а также использование специализированных технологий и сервисов. Во второй главе была представлена практическая часть работы, которая включала выбор обоснованных тем для программы и разработку рабочей программы внеурочной деятельности по рукоделию "Кудесница". Это позволило создать структурированную и целенаправленную программу, ориентированную на развитие навыков рукоделия с использованием дистанционных технологий.
Основные результаты исследования показывают, что дистанционные технологии в образовании имеют значительный потенциал и могут быть успешно применены в различных областях, включая рукоделие. Они способствуют индивидуализации образовательного процесса, обеспечивают гибкость в выборе тем и темпа обучения, а также предоставляют доступ к специализированным материалам и сервисам.
Однако, следует отметить, что разработка и внедрение дистанционных образовательных программ требуют серьезного переосмысления традиционных методик и создания новых подходов к преподаванию. Необходимо уделить внимание материально-техническому обеспечению, обучению квалифицированных педагогов и разработке качественных учебно-методических материалов. В целом, данное исследование расширяет наше понимание возможностей и проблем дистанционного обучения в контексте рукоделия. Результаты работы могут быть полезны для преподавателей, разработчиков образовательных программ и всех заинтересованных лиц, стремящихся эффективно использовать дистанционные технологии в образовании.
Кроме того, дальнейшее развитие дистанционных технологий в области рукоделия может привести к расширению доступа к образованию для широкого круга людей. Это особенно актуально для тех, кто ограничен географическими, физическими или временными ограничениями. Дистанционное обучение позволяет преодолеть преграды и предоставляет возможность обучения в удобном для каждого формате.
Однако, необходимо помнить о некоторых вызовах и проблемах, с которыми сталкиваются как обучающиеся, так и преподаватели при использовании дистанционных технологий. Недостаточная социальная интеракция и коммуникация, ограниченный доступ к практическим занятиям и мастер-классам, а также потребность в самодисциплине и самоорганизации могут стать препятствиями на пути эффективного обучения. Для достижения оптимальных результатов в дистанционном обучении рукоделию, необходимо уделять особое внимание качеству и содержанию учебных материалов, а также развивать интерактивные формы обучения, позволяющие студентам активно взаимодействовать с преподавателями и другими студентами. Также важно постоянно совершенствовать техническую инфраструктуру и обеспечивать доступность необходимого оборудования и программного обеспечения.
Дистанционные технологии в образовании, применяемые в сфере рукоделия, предоставляют уникальные возможности для обучения и развития навыков в этой области. Однако, для достижения успеха, необходимо продолжать исследования, совершенствовать методики и инструменты обучения, а также учитывать потребности и особенности обучающихся. Использование дистанционных технологий в рукоделии является перспективным направлением, которое способствует развитию образования и доступно для всех желающих.
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие/C. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова: Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/ Д: Феникс, 2006. - 347 с.
2. Гладких, М. Г. Внеурочные занятия по рукоделию / М. Г. Гладких. - М.: Просвещение, 2020. - 112 с.
3. Зинченко Е.Д.. Широкова С.В. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // В сборнике: Неделя науки СП6ТУ матер1та научной конференции с между¬народным участием, 2016. 3 с.
4. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль.: Академия развития. Академия Холдинг, 2001. - 144 с. 3.
5. Л.А. Черных., О.В. Созонтова. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС: ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования, 2012. -95 с.
6. Морозов ГБ. Осинцева А.А. О проблемах формирования реальтих профессиоцальных компетенций студентов обучающихся дистанционно Педагогичоское образование в России, 2017. 6 с.
7. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с.
9. Преснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: ACT ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.
10. Седова, Е. А. Использование дистанционных технологий в обучении рукоделию / Е. А. Седова // Информационные технологии в образовании. -2021.-№1.-С. 39-43.
11. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007
12. Ткаченко, Старо дуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс».2006
13. Шилова, М. В. Применение дистанционных технологий в обучении рукоделию на внеурочных занятиях / М. В. Шилова // Инновации в образовании. - 2020. - № 12. - С. 142-146.
14. Kalitva. История бисера. [Электронный ресурс] URL:
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija bisera..html/(дата обращения:
02.06.2023)
15. Rukodelie. Техника параллельного плетения бисером на проволоке.
[Электронный ресурс]
URL:http://www. rukodelie. by/content/?id=2558/faaTa обращения:
10.06.2023)
16. Kalitva. Развитие бисерного производства и рукоделия в России. [Электронный
pecypc]URL:https://www.kalitva.ru/77549razvitie bisernogo proizvodstva i rukodelija v rossii-.html/CziaTa обращения: 05.06.2023)
17. Youtube. Конверт своими руками. [Электронный pecypc]URL:https://www.youtube.com/watch?v=wqkb9_NRHaY/(дата обращения: 05.06.2023)
18. Youtube. Оригами Кусудама. [Электронный
pecypc]URL:http://www.youtube.com/watch?v=R5UZxs3eql4/^aTaобращения: 07.06.2023)
19. Infourok. Программа внеурочной деятельности "Рукоделие". [Электронный pecypc]URL: https://infourok.ru/prograrnrna-vneurochnoj- deyatelnosti-rukodelie-4488267.html/(flaTaобращения: 30.05.2023)
20. Nsportal. Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие".
[Электронный pecypc]URL:
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/1l/05/rabochaya-programma- vneurochnoy-deyatelnosti-rukodelie/faaTa обращения: 29.05.2023)