Введение 7
1. Теоретико-методические основы функционирования
сельскохозяйственного предприятия 10
1.1 Особенности современного сельскохозяйственного производства .. 10
1.2 Факторы, влияющие на эффективность деятельности и
конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия 18
1.3 Экономический анализ как инструмент управления эффективной
финансово-хозяйственной деятельностью сельскохозяйственного предприятия 27
2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
2.1 Характеристика предприятия птицеводческой продукции 34
2.2 Оценка финансового состояния предприятия 38
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 47
3.1 Общие пути повышения конкурентоспособности предприятия 47
3.2 Анализ конкурентоспособность предприятия 50
3.3 Анализ основных конкурентов предприятия 55
Заключение 60
Список литературы 63
Сельскохозяйственное производство является важнейшей экономической отраслью страны, без которой не может функционировать ни одно государство. Поэтому эффективная деятельность сельскохозяйственного предприятия необходима как потребителю, так и производителю.
Конкурентоспособность - это характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара (услуги) - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
В условиях рыночной экономики предприятиям сельского хозяйства необходимо повышать как эффективность производства, так и конкурентоспособность, на основе внедрения достижений научнотехнического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, укрепления материально-технической базы, эффективного использования всех факторов производства.
Важная роль в реализации повышения конкурентоспособности отводится анализу конкурентов. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика повышения конкурентоспособности, обосновываются планы и управленческие решения, производится контроль за их выполнением, способность оценить текущее состояние предприятия и составить прогноз 7
будущего, выявить резервы повышения эффективности производства и предприятия, оценить результаты деятельности предприятия.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке.
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что для того, чтобы обеспечивать существование предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В данной работе уделяется большое внимание финансовохозяйственной деятельности предприятия производящего сельскохозяйственную продукцию, разработке путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать возможности конкурентоспособности предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий;
2) провести финансовый анализ предприятия;
3) провести анализ внутренней, внешней среды предприятия и оценку конкурентоспособности предприятия ОАО «Птицефабрика «Рефтинская»;
4) разработать пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является деятельность птицеводческого комплекса (ОАО «Птицефабрика «Рефтинская»).
Предметом исследования является повышение конкурентоспособности предприятия.
Информационно-теоретической базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по теории конкурентоспособности предприятия, анализу финансово-хозяйственной деятельности, периодические экономические издания, а также финансовая отчетность рассматриваемого предприятия за период 2013-2015 гг.
Основными методами исследования являются: сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической основы эффективного управления предприятием.
Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретикометодические основы функционирования сельскохозяйственного предприятия. Во второй главе рассмотрена оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В третьей главе разработаны и определены пути повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «Птицефабрика «Рефтинская».
Залогом выживания любого предприятия является стабильность на рынке, а значит и конкурентоспособность. Это создает условия активного использования маркетингового подхода для достижения устойчивого преимущества перед конкурентами с целью укрепления своей конкурентоспособности.
Поэтому целью данной работы стала оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», а так же разработка путей по ее повышению.
В первой главе рассматривались теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, сущность конкурентоспособности, факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
В результате было выявлено, что настоящее время не существует единого определения понятия конкурентоспособность. Факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а так же и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Анализ методов измерения конкурентоспособности предприятия показал, что в наше время, как за рубежом, так и в России не разработаны: общепринятые понятия конкурентоспособности предприятия, единая номенклатура показателей конкурентоспособности, общие методы их объединения в один интегральный показатель. Исходя из этого, для оценки конкурентоспособности предприятия можно применить модель М. Портера, SWOT - анализ, формирование интегральной оценки конкурентоспособности. С помощью этих методик можно наиболее точно дать оценку конкурентоспособности предприятия: выявить преимущества и недостатки предприятия, разработать стратегические действия, направленные на повышение конкурентоспособности.
Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который на основе экономических показателей обозначил, что данное предприятие в 2013-2015 гг. эффективно функционирует.
В третьей главе проведен анализ основных конкурентов предприятия, SWOT - анализ, анализ благоприятных возможностей и угроз, с которыми предприятие может встретиться в отрасли. Выявлен характер конкурентных преимуществ.
В результате анализа было установлено, что основными конкурентами в Свердловской области ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» являются: ОАО «Птицефабрика «Среднеуральская», ОАО «Птицефабрика» Первоуральская», ООО «Агрофирма «Северная». Так же оценка конкурентоспособности показала, что предприятие не испытывает сильное давление со стороны конкурентов в Свердловской области, однако, достаточно сильными конкурентами являются предприятия других регионов, такие как: ООО «Равис - птицефабрика «Сосновская», ЗАО « Уралбройлер» - Аргаяшская птицефабрика, Белгородский холдинг ЗАО «Приосколье», Белгородской области «БЭЗРК-Белгранкорм». По результатам анализа было выявлено, что ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» уступает конкурентам из других регионов только по количеству произведенного продукта, однако, ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» все-таки имеет существенное преимущество даже против сильных конкурентов - доверие покупателя, которое позволило вытеснить конкурентов с рынка.
Исходя из этого, были разработаны следующие преждложения:
• рекомендуется проводить увеличение фирменной торговой сети,
• разработать гибкую ценовую политику,
• проводить маркетинговые мероприятий по повышению лояльности потребителей к марке.
• Необходимо расширять ассортимента выпускаемой продукции
• увеличивать объемы производства охлажденной продукции, которая отвечает принципам здорового питания, сохраняет витамины, микроэлементы и прочие полезные вещества,
• увеличивать объемы производства продуктов глубокой переработки.
Важным направлением является строгий контроль качества на всех стадиях производства продукции, точное соответствие предъявляемым потребителями требованиям - благодаря внедрению системы менеджмента качества - ISO 9001 и ISO 22000.
Таким образом, достигнутое повышение уровня конкурентоспособности приведет к увеличению объема реализации и в дальнейшем принесет дополнительную прибыль, за счет этого предприятие упрочит свою позицию на рынке и повысит результативность собственной деятельности.
1. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В.Беспалов - М.: Инфра-М, 2012. - 320 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / [Л. Л. Ермолович и др.]. - Минск: Современная школа, 2010. - 800 с.
3. Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова- М.: Омега-Л, 2012. - 436 с.
4. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 326 с.
5. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография / М.А.Вахрушина, Л.Б.Самарина. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 142 с
6. Глушков, И.Е. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности: в помощь финансовому директору, главному бухгалтеру, бухгалтеру / И.Е.Глушков. - Новосибирск: Экор-книга, 2014. - 943 с.
7. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. М.: Высшая школа, 2012.320c.
8. Долинская, М.Г., Соловьев, И.А. Маркетинг и
конкурентоспособность промышленной продукции -М.: Экономика, 2011. - 125с.
9. Жучкевич О. Н., Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. Инфра-М, Новое знание, 2013. 192 с.
10. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2011
11. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. Проспект, 2012. 368 с.
12. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / [В.И.Бариленко]; под общ. ред. В.И.Бариленко. - М. : ФОРУМ, 2012. - 463 с.
13. Красюк И. Н., Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. КноРус, 2012. 120 с.
14. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Юнити-Дана, 2012. 240 с.
15. Купцов М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2011. - 192 с....49