Введение 4
1. Теоретические аспекты проблемы применения мнемотехники в
обучении английскому языку в основной школе 9
1.1. Особенности развития детей в основной школе 9
1.2.1. Цели и задачи обучения фразовым глаголам в основной
школе 11
1.2.2. Перечень фразовых глаголов, которые изучаются в средней школе
(согласно УМК Spotlight) 17
1.3. Возможность применения мнемотехники в обучении фразовым глаголам в основной школе 19
Выводы по главе 1 34
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мнемотехники
при обучении фразовым глаголам (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 8 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко 35
2.1. Анализ УМК «Spotlight» на наличие мнемотехнических приёмов в
обучении фразовым глаголам английского языка 35
2.2. Разработка и апробация уроков, направленных на запоминание фразовых
глаголов учащимися 8 класса с применением мнемотехники 41
2.3. Исследование применения мнемотехники для изучения фразовых
глаголов на уроке английского в восьмом классе 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 61
Приложение Б 64
Приложение В 65
Приложение Г 67
Приложение Д 68
Приложения Ж 69
Приложение И 72
Приложение К 73
Приложение Л 74
Приложение М 75
Приложение Н 76
Приложение П 79
Приложение Р 80
Приложение С 81
Приложение Т 82
Приложение У
В современном мире знание английского языка становится все более необходимым для успешной карьеры и общения в глобальном масштабе. Владение английским языком значительно расширяет возможности для трудоустройства. Многие компании предпочитают нанимать сотрудников, владеющих английским, особенно в международном бизнесе и туризме. Более того, большинство научных статей, книг, ресурсов в интернете и мировых новостей доступны на английском языке. Знание английского открывает доступ к широкому спектру информации и знаний. Английский язык является ключом к пониманию мировой культуры, литературы, кино и музыки. Однако, изучение языка может быть трудным, так как у многих школьников это вызывает неприятные ассоциации, связанные с монотонным запоминанием слов и правил. Фразовые глаголы играют важную роль в английском языке, поскольку они помогают выразить различные оттенки значения и обогатить речь. Однако, изучение значений английских фразовых глаголов, а также их заучивание может оказаться сложной задачей для школьников. Это объясняется главным образом тем, что такие глаголы в их сочетаниях с различными предложными/деепричастными частицами часто имеют переносный смысл, который не всегда понятен учащемуся. А некоторые фразовые глаголы имеют непредсказуемое значение, которое не всегда можно вывести из значений их составляющих частей. Носители языка могут использовать фразовые глаголы естественно и интуитивно, что делает их понимание и употребление сложным для изучающих язык. Отсутствие богатой культурным/социальным опытом языковой среды, порождающей схематичные образы, как это понимается в когнитивной лингвистической теории, может быть сдерживающим фактором в этом отношении. В настоящем исследовании рассматриваются различные мнемотехнические приёмы и их использование с целью облегчить запоминание фразовых глаголов.
Актуальность исследования заключается в исследовании эффективных методов обучения применению и использованию фразовых глаголов в английском языке в основной школе. Фразовые глаголы представляют собой важную часть английской грамматики, и умение правильно использовать их может существенно повысить уровень владения языком. Мнемотехника, как эффективный метод, может стать ценным инструментом для улучшения запоминания фразовых глаголов. Использование мнемотехники позволит учащимся создавать ассоциации, образы или другие связи, которые помогут им запоминать и правильно применять фразовые глаголы в речи. Такой подход сможет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, поскольку он активизирует визуальное и ассоциативное мышление учащихся. Учителя смогут создавать инновационные уроки, способствующие активному участию учащихся и повышению качества образования в целом.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку на среднем этапе основной школы с использованием мнемотехники.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем методы применения мнемотехники в обучении английскому языку и их эффективность в улучшении запоминания и активного использования фразовых глаголов в английском языке.
Цель исследования: изучение эффективности использования мнемотехники для улучшения запоминания и активного использования фразовых глаголов в английском языке. Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные принципы мнемотехники и ее применение в обучении английскому языку.
2. Исследовать эффективность применения мнемотехники в обучении фразовым глаголам английского языка на среднем этапе основной школы.
3. Сравнить результаты обучения школьников, использующих мнемотехнику, с результатами обучения традиционными методами.
4. Разработать планы конспекты уроков с использованием мнемотехнических приёмов с целью улучшения запоминания и активного использования фразовых глаголов в английском языке в основной школе (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 8 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко) и апробировать задания в учебном процессе.
Гипотеза. Применение мнемотехники в обучении лексико-грамматическому аспекту английского языка на среднем этапе основной школы повышает эффективность обучения и улучшает результаты учеников.
Основные методы исследования:
1. анализ научной литературы по мнемотехнике, английскому языку и методам обучения в школе;
2. экспериментальное исследование, в котором студенты будут разделены на две группы: одна группа будет обучаться лексико-грамматическому аспекту английского языка с помощью мнемотехники, вторая группа будет обучаться традиционными методами;
3. сравнение результатов обучения двух групп студентов с помощью тестов, анализа уровня знаний и оценки успеваемости;
4. консультации с педагогами и методистами, работающими в области обучения английскому языку в школе.
Теоретическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению иностранному языку в школе (Авдевич Н. В., Давыдов В.В., Susanto H., Камянова Т., Кунин А. В. и др.); по обучению фразовым глаголам на уроке английского языка (Бохач Н. А., Лопатина Л. В., Lamont G. J. и др.); по использованию мнемотехники на уроке английского языка (Зиганов М. А., Козаренко В.А., Матвеев С.С., Kelly L., Bellezza F. и др.); нормативные документы ФГОС основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем при совершенствовании способов и приемов работ с фразовыми глаголами.
Научная новизна работы состоит в разработке планов урока, направленных на эффективное запоминание и дальнейшее использование в речи фразовых глаголов (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 8 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко).
Объем и структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, две главы, Заключение, список использованной литературы. Работа изложена на 66 страницах машинописного текста.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и основные задачи работы, перечисляются использованные методы исследования. Первая глава включает в себя три раздела. В первом разделе рассматриваются психологические особенности детей на среднем этапе основной школы, а также теоретические аспекты, связанные с психологическими особенностями запоминания информации. Помимо этого, в теоретической части приводится содержательная характеристика обучения фразовым глаголам английского языка в школе. Определение фразовых глаголов и их особенности. В этой части обычно даётся определение фразового глагола, его структура и специфика использования в английском языке. Помимо этого, приводится классификация фразовых глаголов, а также приводятся советы и рекомендации по запоминанию и использованию фразовых глаголов. Здесь предлагаются различные стратегии и методики, которые помогут учащимся лучше усваивать и применять фразовые глаголы в речи. В работе обозначаются виды мнемотехник и их эффективность при обучении английскому языку, их влияние на развитие памяти и появление интереса у учащихся, приводятся примеры техники запоминания новых слов и выражений на английском языке с помощью мнемотехники. Главной проблемой исследования выступает необходимость в поиске эффективных методов обучения фразовым глаголам. Во второй главе исследовательской работы рассматривается УМК на предмет применения приёмов мнемотехники в обучении фразовым глаголам. В исследовании иллюстрируется применение мнемотехники в обучении фразовым глаголам. В работе присутствуют методические разработки уроков, которые были созданы с целью оказать наилучшее воздействие на эффективность запоминания новой информации. Основной частью второй главы выступает опытно-экспериментальная работа с целью исследования применения мнемотехники для изучения фразовых глаголов на уроке английского в восьмом классе.
В ходе исследования теоретических аспектов проблемы применения мнемотехники в обучении английскому языку в основной школе были рассмотрены особенности развития детей на данном этапе обучения. Подростковый возраст, начинающийся в 11 лет и заканчивающийся в 9 классе, характеризуется пубертатным периодом, во время которого происходят физиологические и психологические изменения. Подростки могут стать эмоциональными, нестабильными и неуверенными в себе. В этот период они могут столкнуться с проблемами в школе из-за изменений внимания, утомляемости и раздражительности. Развитие словесно - логического мышления сталкивается с проблемой механического запоминания материала, что может привести к потере интереса к учебе и уменьшению ценности познавательной деятельности учащихся.
В исследовательской работе были поставлены цели и задачи обучения фразовым глаголам, а также перечень фразовых глаголов, изучаемых согласно УМК "Spotlight". В ходе анализа УМК на наличие мнемотехнических приёмов, была выявлена необходимость в разработке дополнительных материалов при обучении фразовым глаголам, и апробации уроков, направленных на запоминание фразовых глаголов с использованием мнемотехники, а также в исследовании эффективности применения данного метода на уроках английского языка.
Помимо этого была проведена опытно-экспериментальная работа, проведенная с применением мнемотехники при обучении фразовым глаголам восьмого класса. Работа была проведена на базе школы №145 в 8А и 8В классах. Каждая группа состояла из 18 учеников. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии мнемотехники на процесс обучения фразовым глаголам в основной школе. Применение мнемотехники способствует лучшему запоминанию материала, активизации учебной деятельности учащихся и повышению интереса к изучению английского языка. Дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию более эффективных методик обучения и повышению качества образования в целом.
1. Авдевич Н. В. Обучение студентов использованию английских фразовых глаголов в языке профессионального общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2020. № 1. С. 10-25.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
3. Амосова Н. Н. Основы английской фразеологии. СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1963. 206 с.
4. Богданова С. Ю. Один из подходов к проблеме словообразования //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2007. № 1. С. 109-112.
5. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Высшая школа экономики, 2012. 526 с.
6. Бохач Н. А. Методика обучения фразовым глаголам английского языка на первом курсе языкового вуза: дис. канд. филол. наук. Улан-Удэ: РГБ ОД, 2010. 211 с.
7. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык (Английский в фокусе) 8 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, 2012. 216с.
8. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы
исследования. // Вопросы психологии. 2011. №6. C. 18-30.
9. Диксон Р. Грамматика английских фразовых глаголов //
Австралийский журнал лингвистики. 2014. № 2. С. 149-152.
10. Думчев А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти. М. : МИФ, 2017. 321с.
11. Зиганов М. А. Козаренко В.А. Мнемотехника запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000. 115c.
12. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М. : Прайм-Еврознак 2007. 632 с.
13. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии (Мастера психологии). СБп : Питер, 2002. 320 с.
14. Казанцева Я.Н., Немчинова Н.В., Семенова Е.В. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. пособие. Красноярск: Сибирский Федеральный ун-т, 2015. 135 с.
15. Камянова Т. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. М.: Эксмо, 2017. 480 с.
16. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. М. : Высшая школа, 1986. 293с.
17. Кунин А.В. Английская фразеология (теоретический курс). М.: Высшая школа, 1970. 175с.
18. Лопатина Л. В. Обучение английским фразовым глаголам с опорой на рассказы: из опыта преподавания в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. 195с.
19. Малых Д. С. Определение фразового глагола и проблема послелога // Lingua mobilis. 2009. № 5. C. 16-24.
20. Матвеев С.С. Феноменальная память: Методы запоминания информации. М.: Альпина П., 2013. 44 c.
21. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные языки». М. : Просвещение, 1990. 224 с.
22. Никитина, О. А., Плешакова, Н. А. Мнемотехника как средство коррекции произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru(дата обращения 04.03.2024).
23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : АСТ, 2014. 736 с.
24. Плоткин В.Я. Как устроен английский язык. М.: Новая редакция, 2004. 46 с.
25. Рындак В.Г., Михайлова В.Н. Системно-деятельностный подход -
методологическое направление организации взаимодействия учителя и обучающихся // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей Всероссийской научно¬
методической конференции. Оренбург, 2017. С. 205-209.
26. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru(Дата обращения 04.03.2024).
27. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М. : Дом Славянской книги, 2017. 816 с.
28. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: учеб. пособие для пед. инст-в. М. : Прогресс, 2014. 156 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
30. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. 416 с.
31. Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. М.: Говорящая книга, 2012. 84с.
32. Bellezza F. Mnemonic Devices: Classification, Characteristics, and Criteria. Review of Educational Research, 1981. №2. Р. 247-275.
33. Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S., Finegan E. Grammar of Spoken and Written English. John Benjamins Publishing Company, 2021. 1220c.
34. Buzan T. Master your memory. BBC Book Pub, 2003. 263p.
35. Carter R., McCarthy M. Cambridge Grammar of English. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 973 p.
36. Fremont V. Games for English. London, 1990. 72 p.
37. Kandel E.R. In search of memory: The emergency of a new science of mind. N.Y., 2007. 218p.
38. Kelly L. Memory Craft: Improve Your Memory with the Most Powerful Methods in History. Pegasus Books edition, 2021. 320 p.
39. Lamont G. J. The Historical Rise of the English Phrasal Verb [Электронный ресурс]. URL:http://homes.chass.utoronto.ca/~cpercy/courses/63 61lamont.html#syntactic (дата обращения: 04.03.2024).
40. Lorayne H. How to Develop a Super Power Memory. Florida: Frederick Fell. Meier, P.S. 1995. 217 p.
41. Merritt S., Chast R. 101 Two-Letter Words. W. W. Norton & Company, 2014. 216 p.
42. Olteanu A. A holistic approach to phrasal verbs. Editura Sfantul lerarh Nicolae, 2012. 106 c.
43. O’Brien D. How to develop a perfect memory. Cambridge, 2005. 239p.
44. Povey J. Phrasal verbs and how to use them. М. : Высшая школа, 1990. 176 p.
45. Susanto H. Procedure of teaching grammar using memory enhancement // Lingua Cultura. 2011. №. 2 - P. 89-97.
46. Swan M. Practical English Usage. Oxford: Oxford University Press, 2006. 658 p.