ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХТЕХНИК РИСОВАНИЯ 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию воображения. Понятие творческого
воображения в педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте 12
1.3. Условия и приемы развития творческого воображения детей дошкольного
возраста 15
1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 26
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста посредством
нетрадиционных техник рисования 32
2.4. Результаты контрольного эксперимента 42
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Одно из самых важных качеств человеческой личности, делающее ее абсолютно неповторимой и неординарной, позволяющее принимать нестандартные решения, создавать нечто абсолютно новое в любой сфере человеческой деятельности и тем самым переходить на новый уровень развития - это свобода воображения.
Качество дошкольного образования определяется его соответствием Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется и развивается в различных видах деятельности [31].
Актуальность данного исследования определяется тем, что перед системой образования поставлена задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения. В качестве одного из важнейших творческих процессов в психолого-педагогической литературе рассматривается воображение (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, О.М. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Т. Рибо и др.).
Востребованность современного человека нового типа определяется тем, насколько он готов к решению нестандартных задач, готовностью к использованию творческих и инновационных подходов в профессии. А для этого деятельность должна носить творческий характер.
Современная школа, а также дошкольные учреждения, как равные ступени образования, находясь на пути перемен, ставят задачу социализации ребенка, мотивируя его на достижение успеха посредством креативных решений различного рода задач. Поэтому образовательные организации уделяют большое внимание развитию творческого воображения детей. От сегодняшних дошкольников как завтрашних взрослых членов общества требуются такие качества, как смекалка, воображение и фантазия, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т.е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач современной педагогической теории и практики.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка.
В то же время, несмотря на признание специалистами в области дошкольного образования больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей воспитатели ДОО недостаточно владеют ими.
Данные положения актуализируют тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать
педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования: охарактеризовать понятие «творческое воображение»; выделить педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста; рассмотреть возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Эмпирическим путем выявить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста .
3. Разработать и реализовать комплекс мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста .
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:
- формирование у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования (желание создавать оригинальные изображения, проявлять творчество, самостоятельно находить средства для воплощения замысла);
- организация комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования;
- включение в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов деятельности, анкетирование,
педагогический эксперимент.
Методики исследования: методика «Дорисовывание фигур»,
направленная на выявление уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (автор О.М. Дьяченко); анкетирование родителей, направленное на выявление их представлений о развитии творческого воображения детей, возможностях использования нетрадиционных техник рисования (автор Т.А. Буянова).
База исследования: МАОУ СШ № ХХ г. Красноярска.
Новизна и практическая значимость исследования определяются полученными результатами, которые будут полезны педагогам ДОО для организации работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Представленные в работе материалы также могут быть использованы родителями детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы и приложение.
Актуальность данного исследования определена тем, что перед системой образования поставлена задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется и развивается в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка. В то же время, несмотря на признание специалистами в области дошкольного образования больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей воспитатели ДОО недостаточно владеют ими.
Решая задачи исследования, мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования: охарактеризовали понятие «творческое воображение»; выделили педагогические условия развития творческого воображения детей дошкольного возраста; рассмотрели возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическим путем выявили особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты позволили спланировать и выстроить работу по использованию нетрадиционных техник рисования в качестве педагогического средства развития творческого воображения детей.
В ходе формирующего эксперимента разработан и реализован комплекс мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования эффективно при реализации следующих педагогических условий: формирование у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования (желание создавать оригинальные изображения, проявлять творчество, самостоятельно находить средства для воплощения замысла); организация комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования; включение в указанную педагогическую работу родителей как активных участников образовательного процесса.
Анализ полученных данных на этапе контрольного эксперимента позволяет сделать вывод, что после формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошли более значительные положительные изменения по сравнению с контрольной группой, где изменения менее заметны. Результаты итоговой диагностики в целом позволяют оценить проведенную работу как эффективную.
Таким образом, мы можем заключить, что цель исследования достигнута.
1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
2. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 2002. 414 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2003. 292 с.
4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с.
5. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей: монография. М.: МИГУ, 2014. 164 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 78 с.
7. Венгер Л.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001. 265 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Феникс, 2011. 480 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. 1960. 350 с.
11. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 17-26.
12. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие М.: Мозаика-Синтез, 2013. 94 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998. 290 с.
14. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть 1, М.: Скрипторий, 2008. 88 с.
15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.: Скрипторий, 2007. 80 с.
...
69 источников