Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №156246

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Проблемная ситуация и социолингвистическая компетенция
1.1 Социолингвистическая компетенция, её статус и составляющие ... 7
1.2 Определение проблемной ситуации 11
1.3 Виды проблемных методов обучения 17
1.4 Исследовательские методы 18
1.5 Поисковые методы 19
1.6 Дискуссионные методы 20
1.7 Методы ролевых игр 21
1.8 Метод проектов 22
Выводы по главе 1 24
2. Проблемная ситуация на уроках английского языка в основной школе
2.1 Анализ УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 25
2.2 Применение проблемных ситуаций в УМК «Английский язык» (авт.
Ю.А. Комарова) 27
2.3 Способы использования проблемных ситуаций на уроке английского
языка 31
2.4 Планы-конспекты уроков c проблемными ситуациями 34
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Использованные ресурсы 57
Приложение А 59
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 67
Приложение Е 68
Приложение Ж 70
Приложение И 71
Приложение К 72
Приложение Л 74
Приложение М 75
Приложение Н 76
Приложение П 77
Приложение Р 78
Приложение С 79
Приложение Т 80
Приложение У 81
Приложение Ф 82
Приложение Ц 83
Приложение Ш 84
Приложение Щ

За последнее десятилетие роль изучения иностранных языков становилась всё более и более явной. В современном мире, где глобализация вышла на неведомый ранее уровень, знание иностранного языка становится необходимым условием для успешной интеграции личности не только в сообщество внутри своего государства, но и в целом в мировое сообщество.
Современный человек должен обладать массой качеств, позволяющих ему вести диалог с представителями других культур, будь это туристы, решившие посетить его родной город, или же жители той местности, которую этот человек посещает уже сам в качестве туриста.
На сегодняшний день существует огромное количество различных методик, позволяющих выучить иностранный язык. И если упражнений, заданий и способов обучения разработано множество, то взгляд на то, что именно из себя представляет сегодня изучение иностранного языка существует лишь один.
Изучение иностранных языков предполагает собой изучение не только лексических единиц и грамматических правил, но ещё и изучение культуры, традиций и явлений, присущих стране изучаемого языка. Для того, чтобы понимать других людей и быть понятым самому необходимо сближение с народом, который разговаривает на данном языке.
Помочь при сближении с культурой и традициями народа могут проблемные методы обучения, снискавшие большую популярность в последние годы.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные реалии глобализованного мира требуют от школы использования новых подходов при обучении иностранным языкам. На сегодняшний день очень важно сформировать личность, готовую к межкультурному общению, способную к толерантному восприятию иных культур, а также нахождению в них общих черт с собственной культурой.
Кроме того, в последнее десятилетие заметно увеличился интерес к различным современным методам обучения, в том числе к проблемным, поскольку их применение на школьных уроках заметно повышает эффективность усвоения материала по тому или иному предмету. Более того, проблемные методы обучения способствуют развитию у обучающихся ряда важных компетенций, повышают внутреннюю мотивацию к обучению и в целом положительно влияют на развитие личности ребёнка.
Современными, в частности проблемными, методами обучения и их влиянием на процесс обучения и обучающихся занимались многие известные педагоги и методисты, среди которых И.Л. Бим [1989], Н.Д. Гальскова [1989], И.А. Зимняя [2004], Г.А. Китайгородская, Е.В. Ковалевская [2010], А.Н. Шамов [2008]. Мы также посвятили изучению данной темы последние несколько лет [Плотникова, Колесова 2021].
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования проблемных ситуаций как средства формирования социолингвистической компетенции на уроках английского языка в основной школе.
Задачи исследования:
1) Раскрыть дидактическую сущность социолингвистической компетенции и определить понятие проблемной ситуации;
2) Рассмотреть виды проблемных методов обучения и особенности их формирования;
3) Выявить специфику использования проблемных ситуаций на уроках английского языка в основной школе;
4) Проанализировать УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 6-го класса на наличие в нём заданий с чертами проблемных методов обучения;
5) Разработать серию упражнений и заданий, направленных на использование проблемных методов обучения в 6 классе.
Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования - использование проблемных ситуаций на уроке английского языка в средней школе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что приводится теоретическое обоснование использования проблемных методов обучения на уроках иностранного языка с целью проведения более эффективной и продуктивной работы, а также развития ряда компетенций, в частности социолингвистической, у обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении уроков английского языка в средней школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, синтез, обобщение и классификация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы с такими проблемными видами обучения, как дискуссионный, поисковый и метод ролевых игр было доказано то, что использование проблемных методов обучения способствует повышению коммуникативной мотивации, а также интереса в изучении иностранного языка. В каждом случае использования проблемных методов обучения на уроке наблюдался энтузиазм обучающихся, заинтересованность и вовлечённость в процесс обучения. Важным фактором стало то, что использование проблемных методов обучения затрагивало личные мотивы, а потому побуждало детей к формированию собственных высказываний по теме урока.
Несмотря на то, что использование проблемных методов обучения может показаться необоснованным на данном этапе изучения английского языка в силу ряда требований для выполнения тех или иных заданий, на практике такие упражнения всё же находят отклик у обучающихся, а также помогают учителю в достижении поставленных им педагогических, методических и психологических задач.
Использованные на уроках упражнения способствовали изучению культурных особенностей англоязычных стран, а также сопоставлению культуры родной страны с культурами Великобритании и США. Таким образом, можно сказать о том, что так обучающимся удаётся познавать язык через культуру и культуру через язык; обучающиеся расширили и систематизировали знания о языке, показали хорошее владение устной и письменной речью, а также монологической контекстной речью.
Кроме того, можно сказать о том, что использованные на уроках в экспериментальной группе упражнения оказали благоприятное воздействие на такие умения как: соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.



1. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 488 с.
2. Байкова О. А. Ролевые игры как метод активизации учебной
деятельности студентов // Русистика. 2011. №2. [Электронный
ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rolevye-igry-kak-metod-
aktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения:
21.09.2020).
3. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как
лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун¬т, 2004. С. 43-48. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZold.kpfu.ruZf10ZbiblZresourceZarticles.php?id=6&num=11000000(дата обращения: 24.09.2020).
4. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 2 - 6.
5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. № 1. С. 19-26.
6. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. М.: ТЦ "Сфера", 2005. 160 с.
7. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной
компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза: На материале
английского языка: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 329 с.
8. Гальскова Н.Д. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. №1. С. 13-19.
9. Горина Н. С. К вопросу о сущности социолингвистической компетенции // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. [Электронный ресурс]. URL:http s: //cyberl eninka.ru/article/n/k-vopro su-o-suschnosti-sotsiolingvisticheskoy-kompetentsii(дата обращения: 23.09.2020).
10. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. 238 с.
11. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика пресс, 2000. 362 с.
12. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.
13. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
14.Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.
15.Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЧГПУ. 2017. №6.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-
proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz(дата обращения: 21.09.2020).
16. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку //
Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь: Изд-во Пермского ГТУ, 1994. С. 10-17.
17.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в обучении // М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf(дата обращения: 23.09.2020).
18. Кадыргулова Р.М., Рондырев-Ильинский В.Б. Роль проблемного обучения в учебной деятельности студентов по курсу безопасность
жизнедеятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23). URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3179
19. Карасик В.И. Язык социального статуса: социолингвистический аспект. Прагмалингвистический аспект. Лингвосемантический аспект. М.: ИТДГК Гнозис, 2002. 333 с.
20. Китайгородская Г.А. Уникальность иностранного языка как учебного
предмета. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=BH5VICk0xdo (дата обращения:
20.09.2020).
21. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков): Дис. ... д-ра пед. наук. М.: 2000. 417 с.
22. Ковалевская Е.В. Проблемности в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы // Экспериментальная учебная авторская программа. М.: Изд-во «Спутник +». 275 с.
23. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее,
будущее: Коллективная монография: в 3 кн.-Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. Книга 1: Лингво-педагогические категории проблемного обучения. 300 с.
24. Ковтун Л.Г., Дубинина, Г.А. Инновационные подходы к стимулированию иноязычной коммуникативной деятельности студентов // Вестник МГЛУ «Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки: проблемы, инновации, перспективы». № 567 «Педагогические науки». М.: ИПК МГЛУ «Рема». 2009. С. 44-55.
25. Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь
социолингвистических терминов / под ред. В.Ю. Михальченко. М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук, 2006. 312 с.
26. Комарова Ю.А. Английский язык: рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: «Русское слово», MACMILLAN, 2016. 136 с.
27. Комарова Ю.А. Английский язык: учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: «Русское слово», MACMILLAN, 2014. 160 с.
28. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Кондро К. / Книга для учителя к
учебнику Комаровой Ю.А. и Ларионовой И.В. Грейнджер К. «Английский язык» 6 класс. - Москва: «Русское слово»,
MACMILLAN, 2012. 192 с.
29. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.
30. Ларионова И.В. / Рабочая программа к учебникам Комаровой Ю.А. и Ларионовой И.В. и др. «Английский язык» 5-9 классы. - Москва: «Русское слово», MACMILLAN, 2014. 152 с.
31. Лукьянова Т.С. Исследовательский метод обучения эффективный
способ развития творчества учащихся // Научные исследования в образовании. 2011. №8. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-metod-obucheniya-effektivnyy-sposob-razvitiya-tvorchestva-uchaschihsya(дата обращения: 23.09.2020).
32. Манухина Ю.В. Формирование социолингвистической компетенции в процессе овладения формулами речевого этикета: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 268 с.
33. Матвеева Н. В. Использование ролевых игр при обучении устному иноязычному общению в России в конце XX - начале XXI вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2 (17). [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevyh-igr-pri-obuchenii-ustnomu-inoyazychnomu-obscheniyu-v-rossii-v-kontse-xx-nachale-xxi-vv(дата обращения: 20.09.2020).
34. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. 168 с.
35. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
36. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные
принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 9 - 15; № 5. С. 17 - 22.
37. Немчинова Т. В., Токтохоева Т. А. Исследовательская деятельность
как компонент творческого потенциала личности студента // Вестник БГУ. 2009. №15. [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-komponent-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti-studenta(дата обращения: 23.09.2020).
38. Овчинникова М.Ф. Методика формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы: (английский язык, филологический профиль): дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2008. 206 с.
39.Оконь, В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
40. Осипова Н.Н. Типология и моделирование проблемных заданий при
обучении иностранному языку (на материале аудирования) ZZ Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/tipologiya-i-modelirovanie-problemnyhzadaniy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-materiale-audirovaniya(дата обращения: 25.03.2021)
41. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». М.: Просвещение, 2000. 158 с.
42. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М.: Глосса- Пресс, 2010. 640 с.
43. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 110 с.
44. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений. М.: Сфера, 2007. 384 с.
45. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С.109-114; № 3. С. 9-17
46. Плотникова И.Л, Колесова Н.В. Проблемные ситуации как фактор
формирования социолингвистической компетенции на уроках английского языка в основной школе. Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы IX Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. Красноярск, 4-5 декабря 2020 г. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. С. 123 - 128
47. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 672 с.
48. Сафонова В.В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых // Иностранные языки в школе. 1998. №6. С. 31-34
49. Синица Ю.А. Формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению студентов неязыковых вузов: (в контексте национальной культуры Франции): дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 337 с.
50. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981. 246 с.
51. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ, 2008. 60 с.
52. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. М.: Филоматис, 2018. 188 с.
53. Canale M. &Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to sec2. and language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1. P. 1 - 47.
54. Ek J.A. van. Threshold Level Cambridge / J.A.van Ek, J.L.M.Trim. Great Britain: CUP, 1992. 104 p.
55. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J.B. Pride and J. Holmes (eds.). New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. R. 269 - 293.
56.Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice - 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 1997. 272 p.
Использованные ресурсы
1. Аудиодиск CD-ROM к учебнику Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Грейнджер К. «Английский язык» для 6 классов
2. BBC Learning English: English at work. Prepare to take off! [Электронный
ресурс] URL:
https://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/features/english-at-work/33-booking-a-flight(дата обращения: 10.02.2021)
3. British Council: Air Travel [Электронный ресурс] URL:
https://learnenglishteens.britishcouncil.org/vocabulary/beginner-vocabulary/air-travel(дата обращения: 10.02.2021)
4. British Council: Giving directions [Электронный ресурс] URL:
https: //learnenglishteens. britishcouncil. org/skill s/listening/elementary-a2-listening/giving-directions(дата обращения: 8.02.2021)
5. British Council: Travelling abroad [Электронный ресурс] URL:
https: //learnenglishteens. britishcouncil. org/skill s/listening/elementary-a2-listening/travelling-abroad(дата обращения: 8.02.2021)
6. Earthtrekkers. 60 Best Travel Quotes To Feed Your Wanderlust
[Электронный ресурс] URL:https://www.earthtrekkers.com/best-travel-quotes-images/(дата обращения: 09.02.2021)
7. Loescher Editore video. English - London sightseeing (A1-A2 - with
subtitles) [Электронный ресурс] URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=WFRR0zC70-0 (дата обращения:
09.02.2021)
8. ThoughtCo. Idioms in Context: Expressions and Their Meanings
[Электронный ресурс] URL: https://www.thoughtco.com/little-life-
philosophy-idioms-in-context-4106567(дата обращения: 09.02.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ