ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
1. Проблемная ситуация и социолингвистическая компетенция
1.1 Социолингвистическая компетенция, её статус и составляющие ... 7
1.2 Определение проблемной ситуации 11
1.3 Виды проблемных методов обучения 17
1.4 Исследовательские методы 18
1.5 Поисковые методы 19
1.6 Дискуссионные методы 20
1.7 Методы ролевых игр 21
1.8 Метод проектов 22
Выводы по главе 1 24
2. Проблемная ситуация на уроках английского языка в основной школе
2.1 Анализ УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 25
2.2 Применение проблемных ситуаций в УМК «Английский язык» (авт.
Ю.А. Комарова) 27
2.3 Способы использования проблемных ситуаций на уроке английского
языка 31
2.4 Планы-конспекты уроков c проблемными ситуациями 34
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Использованные ресурсы 57
Приложение А 59
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 67
Приложение Е 68
Приложение Ж 70
Приложение И 71
Приложение К 72
Приложение Л 74
Приложение М 75
Приложение Н 76
Приложение П 77
Приложение Р 78
Приложение С 79
Приложение Т 80
Приложение У 81
Приложение Ф 82
Приложение Ц 83
Приложение Ш 84
Приложение Щ
1. Проблемная ситуация и социолингвистическая компетенция
1.1 Социолингвистическая компетенция, её статус и составляющие ... 7
1.2 Определение проблемной ситуации 11
1.3 Виды проблемных методов обучения 17
1.4 Исследовательские методы 18
1.5 Поисковые методы 19
1.6 Дискуссионные методы 20
1.7 Методы ролевых игр 21
1.8 Метод проектов 22
Выводы по главе 1 24
2. Проблемная ситуация на уроках английского языка в основной школе
2.1 Анализ УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 25
2.2 Применение проблемных ситуаций в УМК «Английский язык» (авт.
Ю.А. Комарова) 27
2.3 Способы использования проблемных ситуаций на уроке английского
языка 31
2.4 Планы-конспекты уроков c проблемными ситуациями 34
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Использованные ресурсы 57
Приложение А 59
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 67
Приложение Е 68
Приложение Ж 70
Приложение И 71
Приложение К 72
Приложение Л 74
Приложение М 75
Приложение Н 76
Приложение П 77
Приложение Р 78
Приложение С 79
Приложение Т 80
Приложение У 81
Приложение Ф 82
Приложение Ц 83
Приложение Ш 84
Приложение Щ
За последнее десятилетие роль изучения иностранных языков становилась всё более и более явной. В современном мире, где глобализация вышла на неведомый ранее уровень, знание иностранного языка становится необходимым условием для успешной интеграции личности не только в сообщество внутри своего государства, но и в целом в мировое сообщество.
Современный человек должен обладать массой качеств, позволяющих ему вести диалог с представителями других культур, будь это туристы, решившие посетить его родной город, или же жители той местности, которую этот человек посещает уже сам в качестве туриста.
На сегодняшний день существует огромное количество различных методик, позволяющих выучить иностранный язык. И если упражнений, заданий и способов обучения разработано множество, то взгляд на то, что именно из себя представляет сегодня изучение иностранного языка существует лишь один.
Изучение иностранных языков предполагает собой изучение не только лексических единиц и грамматических правил, но ещё и изучение культуры, традиций и явлений, присущих стране изучаемого языка. Для того, чтобы понимать других людей и быть понятым самому необходимо сближение с народом, который разговаривает на данном языке.
Помочь при сближении с культурой и традициями народа могут проблемные методы обучения, снискавшие большую популярность в последние годы.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные реалии глобализованного мира требуют от школы использования новых подходов при обучении иностранным языкам. На сегодняшний день очень важно сформировать личность, готовую к межкультурному общению, способную к толерантному восприятию иных культур, а также нахождению в них общих черт с собственной культурой.
Кроме того, в последнее десятилетие заметно увеличился интерес к различным современным методам обучения, в том числе к проблемным, поскольку их применение на школьных уроках заметно повышает эффективность усвоения материала по тому или иному предмету. Более того, проблемные методы обучения способствуют развитию у обучающихся ряда важных компетенций, повышают внутреннюю мотивацию к обучению и в целом положительно влияют на развитие личности ребёнка.
Современными, в частности проблемными, методами обучения и их влиянием на процесс обучения и обучающихся занимались многие известные педагоги и методисты, среди которых И.Л. Бим [1989], Н.Д. Гальскова [1989], И.А. Зимняя [2004], Г.А. Китайгородская, Е.В. Ковалевская [2010], А.Н. Шамов [2008]. Мы также посвятили изучению данной темы последние несколько лет [Плотникова, Колесова 2021].
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования проблемных ситуаций как средства формирования социолингвистической компетенции на уроках английского языка в основной школе.
Задачи исследования:
1) Раскрыть дидактическую сущность социолингвистической компетенции и определить понятие проблемной ситуации;
2) Рассмотреть виды проблемных методов обучения и особенности их формирования;
3) Выявить специфику использования проблемных ситуаций на уроках английского языка в основной школе;
4) Проанализировать УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 6-го класса на наличие в нём заданий с чертами проблемных методов обучения;
5) Разработать серию упражнений и заданий, направленных на использование проблемных методов обучения в 6 классе.
Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования - использование проблемных ситуаций на уроке английского языка в средней школе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что приводится теоретическое обоснование использования проблемных методов обучения на уроках иностранного языка с целью проведения более эффективной и продуктивной работы, а также развития ряда компетенций, в частности социолингвистической, у обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении уроков английского языка в средней школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, синтез, обобщение и классификация.
Современный человек должен обладать массой качеств, позволяющих ему вести диалог с представителями других культур, будь это туристы, решившие посетить его родной город, или же жители той местности, которую этот человек посещает уже сам в качестве туриста.
На сегодняшний день существует огромное количество различных методик, позволяющих выучить иностранный язык. И если упражнений, заданий и способов обучения разработано множество, то взгляд на то, что именно из себя представляет сегодня изучение иностранного языка существует лишь один.
Изучение иностранных языков предполагает собой изучение не только лексических единиц и грамматических правил, но ещё и изучение культуры, традиций и явлений, присущих стране изучаемого языка. Для того, чтобы понимать других людей и быть понятым самому необходимо сближение с народом, который разговаривает на данном языке.
Помочь при сближении с культурой и традициями народа могут проблемные методы обучения, снискавшие большую популярность в последние годы.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные реалии глобализованного мира требуют от школы использования новых подходов при обучении иностранным языкам. На сегодняшний день очень важно сформировать личность, готовую к межкультурному общению, способную к толерантному восприятию иных культур, а также нахождению в них общих черт с собственной культурой.
Кроме того, в последнее десятилетие заметно увеличился интерес к различным современным методам обучения, в том числе к проблемным, поскольку их применение на школьных уроках заметно повышает эффективность усвоения материала по тому или иному предмету. Более того, проблемные методы обучения способствуют развитию у обучающихся ряда важных компетенций, повышают внутреннюю мотивацию к обучению и в целом положительно влияют на развитие личности ребёнка.
Современными, в частности проблемными, методами обучения и их влиянием на процесс обучения и обучающихся занимались многие известные педагоги и методисты, среди которых И.Л. Бим [1989], Н.Д. Гальскова [1989], И.А. Зимняя [2004], Г.А. Китайгородская, Е.В. Ковалевская [2010], А.Н. Шамов [2008]. Мы также посвятили изучению данной темы последние несколько лет [Плотникова, Колесова 2021].
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования проблемных ситуаций как средства формирования социолингвистической компетенции на уроках английского языка в основной школе.
Задачи исследования:
1) Раскрыть дидактическую сущность социолингвистической компетенции и определить понятие проблемной ситуации;
2) Рассмотреть виды проблемных методов обучения и особенности их формирования;
3) Выявить специфику использования проблемных ситуаций на уроках английского языка в основной школе;
4) Проанализировать УМК «Английский язык» (авт. Ю.А. Комарова) 6-го класса на наличие в нём заданий с чертами проблемных методов обучения;
5) Разработать серию упражнений и заданий, направленных на использование проблемных методов обучения в 6 классе.
Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования - использование проблемных ситуаций на уроке английского языка в средней школе.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что приводится теоретическое обоснование использования проблемных методов обучения на уроках иностранного языка с целью проведения более эффективной и продуктивной работы, а также развития ряда компетенций, в частности социолингвистической, у обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении уроков английского языка в средней школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, синтез, обобщение и классификация.
В ходе работы с такими проблемными видами обучения, как дискуссионный, поисковый и метод ролевых игр было доказано то, что использование проблемных методов обучения способствует повышению коммуникативной мотивации, а также интереса в изучении иностранного языка. В каждом случае использования проблемных методов обучения на уроке наблюдался энтузиазм обучающихся, заинтересованность и вовлечённость в процесс обучения. Важным фактором стало то, что использование проблемных методов обучения затрагивало личные мотивы, а потому побуждало детей к формированию собственных высказываний по теме урока.
Несмотря на то, что использование проблемных методов обучения может показаться необоснованным на данном этапе изучения английского языка в силу ряда требований для выполнения тех или иных заданий, на практике такие упражнения всё же находят отклик у обучающихся, а также помогают учителю в достижении поставленных им педагогических, методических и психологических задач.
Использованные на уроках упражнения способствовали изучению культурных особенностей англоязычных стран, а также сопоставлению культуры родной страны с культурами Великобритании и США. Таким образом, можно сказать о том, что так обучающимся удаётся познавать язык через культуру и культуру через язык; обучающиеся расширили и систематизировали знания о языке, показали хорошее владение устной и письменной речью, а также монологической контекстной речью.
Кроме того, можно сказать о том, что использованные на уроках в экспериментальной группе упражнения оказали благоприятное воздействие на такие умения как: соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Несмотря на то, что использование проблемных методов обучения может показаться необоснованным на данном этапе изучения английского языка в силу ряда требований для выполнения тех или иных заданий, на практике такие упражнения всё же находят отклик у обучающихся, а также помогают учителю в достижении поставленных им педагогических, методических и психологических задач.
Использованные на уроках упражнения способствовали изучению культурных особенностей англоязычных стран, а также сопоставлению культуры родной страны с культурами Великобритании и США. Таким образом, можно сказать о том, что так обучающимся удаётся познавать язык через культуру и культуру через язык; обучающиеся расширили и систематизировали знания о языке, показали хорошее владение устной и письменной речью, а также монологической контекстной речью.
Кроме того, можно сказать о том, что использованные на уроках в экспериментальной группе упражнения оказали благоприятное воздействие на такие умения как: соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Подобные работы
- Монологическая речь в формировании дискурсивной компетенции школьника при обучении английскому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Межязыковая интерференция при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Текст русских народных сказок как средство формирования лингвистических и социокультурных компетенций у иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



