Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних
§ 1.1. Правонарушения как полидисциплинарный феномен
§ 1.2. Факторы внутренних и внешних условий, как детерминанты
психологического неблагополучия и возникновения правонарушений несовершеннолетних 22
§ 1.3. Психологические особенности личности подростка с девиантным поведением 37
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение личностных тенденций
возникновения правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования личностных
тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.2 Особенности личностных тенденций несовершеннолетних к
возникновению правонарушений 62
Выводы по второй главе
Глава 3. Психологическая программа профилактики возникновения правонарушений несовершеннолетних 100
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции личностных
тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений 100
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической
профилактики правонарушений несовершеннолетних Ю0
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 125
Заключение 1^2
Список использованной литературы 140
Приложение
Актуальность исследования. Современное российское общество сегодня характеризуется прогрессивно нарастающими требованиями социальной среды, которые вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, значительное увеличение форм саморазрушающего поведения. Этому способствуют процессы, происходящие в обществе и характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливаются конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, беспризорность и безнадзорность.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: безработица и алкоголизация родителей; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психическом состоянии, самосознании, поведении населения; ухудшаются жизненные условия отдельных категорий населения, особенно несовершеннолетних, которые являются незащищенной категорией населения; снижение культурного и образовательного уровня молодых людей; «крушение» привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальному экстремизму.
В переходный период, который сейчас переживает российское общество, нестабильность общесоциальных условий, большое число конфликтов и экономических трудностей дают право говорить о наличии в стране мощных криминогенных факторов. С учетом этого важного обстоятельства должно прогнозироваться состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних и возможность организации работы по их профилактике.
В настоящее время назрела острая необходимость решения основных задач по организации ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, которая должна носить комплексный характер и учитывать все факторы, участвующие в возникновении проблем. Именно признаки девиантного (отклоняющегося) поведения являются первыми сигналами формирующегося неблагополучия подростка. Если не обратить вовремя на это внимание, девиантное поведение несовершеннолетних рано или поздно может привести к совершению правонарушений.
За последние десятилетия были выполнены психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению социально - психологической дезадаптации и правонарушений детей и молодежи. Этому посвящены работы: Г.С. Абрамовой (2009), Ю.М. Антонян (2004), С.А. Беличевой (2004), В.М. Бехтерева (2010), И.В. Дубровиной (1999), К.Е. Игошева (1989), Д.Н. Исаева (2001), А.Г. Ковалёва (2013), И.С. Кона (1984), Г.М. Миньковского (1994), И.А. Невского (2014), Е.А. Певцовой (2002), Д.И. Фельдштейна (2009) и др.
Следует признать, что направлениям психологической работы по коррекции правонарушений несовершеннолетних в настоящее время уделяется внимание, однако его направленность сосредоточена на коррекции уже имеющихся отклонений. Вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних уделяется меньшее внимание, о чём свидетельствует малая представленность практических разработок и результатов эмпирических исследований в современной психологической литературе.
Анализ психолого-педагогической и специальной медицинской, правовой литературы позволил выяснить, что вопросы профилактики правонарушений исследованы многими авторами. Вместе с тем проблема изучения возможности комплексной психологической профилактики правонарушений представлена небольшим числом работ. Недостаточно разработанными остаются вопросы разработки специальных программ и технологий профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Исходя из вышесказанного, весьма важным вопросом является поиск эффективных способов и средств профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Проблема исследования: Одним из условий пропедевтики возникновения и роста правонарушений в среде несовершеннолетних является реализация программы психологической профилактики, раскрывающейся в своевременном изучении, мониторинге и коррекции личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений изучаемого контингента лиц. Существующие в практике современной психологии программы направлены по большей части на коррекцию личности несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Разработке программ и технологий, ориентированных на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, не уделяется должного внимания, однако на практике они крайне востребованы.
Объект исследования: личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования: психологическая профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Гипотезой исследования послужило предположение, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний и низкий уровень способности адекватно выражать свои чувства; неумение констуктивно разрешать конфликтные ситуации; отклонение от социальных норм и правил индивидуальных ценностей, нравственных категорий, принятых в обществе. Разработанная нами программа психологической профилактики,
направленная на своевременное изучение, мониторинг и коррекцию личностных тенденций, позволит не допустить возникновение правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних, научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической, правовой, медицинской литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Экспериментально выявить особенности личностных тенденций к возникновению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Разработать программу психологической профилактики личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к правонарушениям, и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение психолого -педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование специалистов, работающих с несовершеннолетними; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы обработки результатов исследования. Также, нами была разработана и реализована анкета для специалистов по выявлению личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976) [47]; «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007) [26, с.263]; «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) [49, с.204].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Абанский» (КГБУ СО «Центр семьи «Абанский»). В эксперименте приняли участие 30 несовершеннолетних: 15 в возрасте 11-12 лет и 15 в возрасте 14-15 лет. Далее: ЭГ-1, ЭГ-2.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2018г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). На данном этапе осуществлялся анализ общей и специальной психолого¬педагогической, правовой, медицинской литературы по проблеме исследования; определение её современного состояния. Формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью учреждения, изучение данных на каждого несовершеннолетнего, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2019 - март 2019). Реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних с
последующим количественным и качественным анализом полученных результатов исследования и их последующая интерпретация.
Формирующий этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019). Научное обоснование, разработка и реализация программы психологической программы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Определение направлений, форм и методов психопрофилактической работы.
Контрольный этап (январь - май 2020 год). Этап реализации контрольного эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности программы коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить современные научные представления об особенностях личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к возникновению правонарушений. В процессе разработки психологической программы были определены эффективные способы и средства профилактической работы, которые позволят состояний, развития устойчивости к влиянию отрицательных эмоциогенных ситуаций.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе теоретические, диагностические и психокоррекционные материалы, раскрывающие особенности личностных тенденций несовершеннолетних, приводящие к правонарушениям, могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией лиц. Предлагаемые в программе практические материалы ориентированы на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних; могут быть использованы при организации работы по ранней профилактике девиантного поведения и коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 101 источник). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 22 гистограммами.
Данная работа посвящена изучению личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних, теоретическому обоснованию, разработке и внедрению в практику программы психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний, неспособность выражать свои чувства, несформированность коммуникативных навыков, неумение конструктивно разрешать конфликты, отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил. Своевременная реализация разработанной нами программы по психологической профилактике правонарушений несовершеннолетних позволила уменьшить количество негативных личностных тенденций у несовершеннолетних, которые возможны к совершению правонарушений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних, в процессе которого были использованы следующие методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976); «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007); «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
В основу комплектования выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: несовершеннолетние, состоящие на разных видах учёта (социально опасное положение, «группа риска», трудная жизненная ситуация, профилактический, внутришкольный) определённых возрастов.
Для определения акцентуации характера (определенного направления характера) и типа акцентуации характера подростков было проведено психодиагностическое исследование по
«Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976).
Полученные результаты по данной методике выявили частоту встречаемости у несовершеннолетних акцентуаций характера и типов: 1 место - циклотимический тип, 2 место - тревожно-боязливый тип, 3 место - демонстративный (истероидный) тип, 4 место - дистимичный тип, 5 место - застревающий (ригидный) тип.
В нашем исследовании суждения, выбранные несовершеннолетними, подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера. Признак акцентуации и средняя степень выраженности свойства наиболее проявились в ЭГ-2. В обеих группах у всех несовершеннолетних
присутствует акцентуация по типам акцентуаций характера.
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в отрицательном направлении. Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера, и позволяют выявить и предвидеть проявление скрытых акцентуаций в поведении под воздействием некоторых факторов.
Далее для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом, в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности использовалась «Методика определения индивидуальных копинг- стратегий» Э. Хайма (2007).
Большое количество несовершеннолетних используют различные неадаптивные копинг-механизмы. Результаты исследования до проведения мероприятий программы указывали на то, что достаточно часто встречаются неадаптивные стратегии в исследуемых группах: по 47 % несовершеннолетних из ЭГ-2 и 33% из ЭГ-1 используют неадаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии; по 40 % в группах используют неадаптивные поведенческие копинг-стратегии.
Данная методика нам необходима для выявления у несовершеннолетних индивидуального стиля совладания со стрессом, диагностики как непродуктивных паттернов поведения, ресурсов личности .
Анализ результатов социально-психологической дезадаптации по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал степень выраженности поведения всех 30 исследуемых несовершеннолетних: 1 место - ориентация на социально обусловленное поведение - подростковая реакция группирования (30 чел.), 2 место - ситуативная предрасположенность к суицидальному поведению (20 чел.), 3 место - ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению (16 чел.), 4 место - ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению (13 чел.), 5 место - ситуативная предрасположенность к зависимому поведению (11 чел.).
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволил не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие на профилактику коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили направления психокоррекционной работы на предупреждение проявлений симптомов отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение их
проявлений.
Программа была направлена на формирование и развитие навыков: обучение эмоциональному реагированию конструктивным способом, развитие способности самоутверждаться, умений адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, способности к саморегулированию эффективных социальных навыков; усиление адаптивного поведения; формирование умений регулировать и управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях межличностного общения, осознанного отношения к социальным нормам поведения; устранение реакций тревоги.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий показали результаты психодиагностического обследования в динамике.
Контрольный этап исследования проводился после реализованной нами программы, направленной на психологическую профилактику правонарушений несовершеннолетних.
На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на первом этапе работы, а именно:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976);
«Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007);
«Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
Так анализ результатов исследования личностных тенденций несовершеннолетних свидетельствует об имеющихся положительных изменениях, произошедших после проведенных мероприятий.
Анализ результатов, полученных по «Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976), показал, что в ЭГ-1 мы получили результаты, которые благодаря проведению систематических занятий и мероприятий программы, изменились в лучшую сторону. В ЭГ-2 среднее арифметическое значение имеет необходимую динамику снижения степени выраженности акцентуации: признак акцентуации - с 21,6 до 19,6 раз; признак средняя степень выраженности свойства - с 16,8 до 13,2 раз. После эксперимента результат улучшился и составил соответственно: в 2 и 3,6 раза.
Анализ результатов, полученных по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007), выявил снижение количества подростков, использующих различные неадаптивные копинг- механизмы. Общее количество используемых неадаптивных копинг - стратегий 30 подростками составляет: когнитивные, эмоциональные копинг- стратегии (с 40% (12 чел.) до 30% (9 чел.); поведенческие копинг-стратегии (с 40% (12 чел.) до 32 % (10 чел.).
Анализ результатов, полученных по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал, что после проведения психокоррекционной работы контрольных упражнений в группах мы подвели итоги и получили следующие результаты: без изменения осталось количество подростков, имеющих ориентацию на социально обусловленное поведение - подростковую реакцию группирования (30 чел., 100%), снизилось количество несовершеннолетних с ситуативной предрасположенностью к остальным видам поведения.
Уменьшилось количество несовершеннолетних с лёгкой степенью выраженности аутоагрессивного (с 20 до 16 чел.), делинквентного (с 16 до 13 чел.), агрессивного (с 22 до 17 чел.), аддиктивного (с 11 до 9 чел.) типов поведения. Данные подростки перешли в категорию - отсутствие признака.
Также уменьшилось количество испытуемых с высокой степенью выраженности аутоагрессивного (с 2 до 1 чел.), агрессивного (с 5 до 4 чел.) типов поведения. Данные несовершеннолетние перешли в категорию лёгкая степень.
Полученные в результате расчетов показатели свидетельствуют о том, что предложенная программа положительно повлияла на увеличение уровня психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования личностных тенденций, как одного из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, экспериментально подтверждена: для повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними необходима психологическая программа по профилактике коррекции
личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В целях выстраивания системной и комплексной работы по организации психологической профилактики:
1. Экспериментально доказано, что применение разработанной нами программы по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних является эффективной.
2. Разработанная нами программа по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних способствует:
- своевременному изучению, мониторингу и коррекции личностных тенденций;
- определённому увеличению результативности выполняемых мероприятий;
- улучшению психологического самочувствия большинства испытуемых.
3. На основании результатов экспериментального изучения особенностей личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений, нами были определены с несовершеннолетними основные направления психологической работы:
- обучение конструктивным способам эмоционального реагирования; формирование умений управлять своим эмоциональным реагированием в ситуациях межличностного общения;
- формирование умений конструктивного взаимодействия с окружающими;
- формирование умений продуктивных социально-одобряемых форм поведения;
- развитие толерантности и способности адекватного выражения эмоциональных реакций;
- повышение стрессоустойчивости и адаптивных форм поведения; формирование конструктивных способов самоутверждения, согласующихся с социально значимыми нормами и правилами поведения, принятыми в обществе;
- формирование потребностей в саморазвитии с использованием личностных ресурсов;
- формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения, принятым в обществе.
4. Результаты, полученные нами в результате проведенных исследований, свидетельствуют о положительных изменениях в личностных тенденциях несовершеннолетних, вызванных применением комплекса тренинговых упражнений, мероприятий, разработанного нами и стабильном его выполнении.
Таким образом, можно говорить, что мероприятия программы привели к положительным результатам. Планируя экспериментальное исследование, мы поставили задачу - изучить личностные особенности несовершеннолетних, а так же предположили, что психологическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является необходимой и эффективной мерой, если начать её вовремя и работать на опережение.
Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цель достигнута, задачи решены.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: монография/ В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Питер, 1998. 115 с.
2. Ананенко А.А. Общая профилактика правонарушений несовершеннолетних в учебном заведении / А.А. Ананенко // Социальная педагогическая работа, № 3, 2001. 29-39 с.
3. Антонов, А.И, Лебедь, О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? / А. И. Антонов, О. Л. Лебедь // Социс. — 2003. — № 4. с. 91-94.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1986. 158 с.
5. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних - наше общее дело. - Алма-Ата: Казахстан, 1989. 190 с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. 120 с.
7. Бехтерев В.М. Обоснование объективной психологии. Личность и условия ее развития // Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Институт практической психологии, 1997. 136 с.
8. Белоусова Т. П. Психопрофилактика, как направление
деятельности практикующего психолога. Воронеж.
9. Бережная И. И. Статья по психологии. Различные формы психопрофилактической работы. 2016. 2 с.
10. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
11. Бондаренко И. Ю. Методическое пособие «Теоретические и практические основы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в образовательном учреждении». Ставрополь, 2013. 10с.
12. Бочкарёва Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М, 1968. 259 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: МГУ, 1988. 200 с.
14. Ванакова, Г. В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? / Г. В. Ванакова // народное образование. — 2012. — № 7. 250 с.
15. Великосельская И.Е. Состав правонарушение: автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2010.
16. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов, М., 2009. 278 с.
17. Воробьев, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. — 2008. № 6. 61с.
18. Вострокнутов Н.В. Динамика отклоняющегося поведения при формирующихся психопатиях в подростково-юношеском возрасте // 7-й Международ. симп. детских психиатров соц. стран: Тез. докл. М., 1986. 18 с.
19. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия /монография/ - Тула, ТГПУ, 2005.
20. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 3. 109 с.
21. Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.06. - Рязань, 2004. 14 с.
22. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский // Социология. № 4, 1991. 78 с.
23. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. - Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. 210 с.
24. Драгунова Г.О. Психология подростка. - М., 1987.
25. Дюркгеим Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб., 1998. 16 с.
26. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., испр. - Издательство: Академия, 2007. 266 с.
27. Игошев К. Е. Правонарушения и ответственность
несовершеннолетнего. Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 2013. 33 с.
28. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопр. психол. - 1992. - № 2. 97 с.
29. История государства и права. Состав правонарушения в советской теоретико-правовой мысли. //, № 9, 2017. 38 с.
30. Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков // Молодой ученый. — 2014. №4.
847с.
31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - М.: Академия, 1999. 301 с.
32. Келли Д. Теория личности (теория личных конструктов) СПб, «Речь», 2000 г. 249 с.
33. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов/Ю.А. Клейберг. - М: Сфера, 2001. 50с.
34. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.
35. Кон И.С. Психология ранней юности.М.: Просвещение, 1989. 251с.
36. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.:Просвещение. 2011.19 с.
37. Королев. В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей./ В.В. Королев. - М., Медицина, 1992. 17 с.
38. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. 222 с.
39. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей: Перевод с английского. - М.: Прогресс, 1966. 123 с.
40. Краснова М.А. Особенности психосоматического и неврологического здоровья подростков с отклоняющимся поведением. Методы диагностики девиантных нарушений: Учеб.-методич. пособие. - Хабаровск, 2005.
41. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения (главы автора Кудрявцева В. Н.). М.: Инфа - М, 2016. 10с.
42. Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения / [Кудрявцев В. Н.,
Бородин С. В., Нерсесянц В. С., Кудрявцев Ю. В.]. Издание: 2-е изд.,
перераб. и доп.М. : Юрид. лит., 1989. 171 с.
43. Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия формирования учащихся. - М.: Просвещение, 1990. 200 с.
44. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ. СПб., - 2011. 68 с.
45. Ландова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. - № 4. 42с.
46. Левин К. Разрешение социальных конфликтов /Пер. с англ. И. Ю. Авидон, - СПб.: Речь, 2000. 53 с.
47. Леонгард К. Акцентуированные личности.
БеопйагбК.«Ак7еп1шег1еРег8Оп11сйкейеп»( 1968,1976). Источник: https://psycabi.net/testy/395-test-oprosnik-g-shmisheka-k-leongarda-metodika- aktsentuatsii-kharaktera-i-temperamenta. Раздел: тесты по психологии с ответами. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика «Акцентуации характера и темперамента личности».
48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 89 с.
49. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник ЧГПУ. 2012. № 9. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-deviantogo-povedeniya-
nesovershennoletnih. Метод выявления отклоняющегося поведения подростков // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международных научно - практических конференций / Под общ.ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: СПбГИПСР, 2012. 205 с.
50. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2007. 61 с.
51. Лисовский В. Колесникова Э. Девиантное поведение подрастающего поколения как социальная проблема. - СПб., 2011. 53 с.
52. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, Медицина, 1983. 76 с. Источник: ForPsy.ru
53. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков М., Речь, 2010. 58с.
54. Лосева Л. М. Профилактика правонарушений
несовершеннолетних. М. 5 с.
55. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: Речь, 2007. 192 с.
56. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. 1996. — Том 17.—№ 3. с.152.
57. Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. - 1991. - № 4. с. 66.
58. Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М. : Госюриздат, 1959. 207 с.
59. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. № 3. 1992. 118 с.
60. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психологическая наука и образование.— № 4. 2001. 61с.
61. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. - М.: Наука, 1987. 182 с.
62. Неганова С. Коуч - г. Санкт-Петербург. Опубликовано: 20 декабря 2014. 3с.
63. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, проблемы. М.: Наука, 2010. 54 с.
64. Огородник С. И., Лященко Л. В. Возможности психолого- педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — № 24. 296- 299с.
65. Оудсхорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия / Д.Н. Оудсхорн. - М.: Наука, 1993.114 с.
66. Пашкова Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности/ Пашкова Е. Н., Михайлова В. П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. - Кемерово: Полиграф, 2004. 4 с.
67. Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 7с.
68. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. 258 с.
69. Поздняков Э.А. Философия преступления / Э.А. Поздняков. - М.: Полиграф-Сервис, 2001. 92 с.
70. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. с. 20-23.
71. Понятие и признаки правонарушения в современной юридической литературе: теоретико-правовой аспект. // Право и государство: теория и практика, № 4 (148) 2017. 47 - 51с.
72. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного
поведения: Учеб. пособие. 4.II. Факторы формирования девиантного
поведения. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. 142 с.
73. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т. Н. Радько. — Изд. 2-е. - М.: Проспект, 2010. 407 с.
74. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Апрель Пресс, 1987. 280 с., 91с.
75. Рефераты по психологии. Тип: курсовая работа. Социально - психологические факторы правонарушений несовершеннолетних. 2008. 5 с.
76. Реан А.А. Характерологические особенности подростков -
деликвентов. // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. с. 139-144.
77. Рогов И.А. Настольная книга практического психолога в
образовании. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. 271с.
78. Роджерс. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - Москва: Прогресс: Универс, 1994. 5 с.
79. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х гг.: протест и девиантное поведение. // Социс. - 1998. - № 9. 106-114с.
80. Рыбалко М.И. Клиническая динамика сочетанных психических расстройств у подростков с девиантным поведением // Сочетанные формы психической патологии: Сб. ст.- Барнаул, 1995. 31- 35 с.
81. Социальная психология общения. под общ. Ред. А.Л. Свенцицкого. — М.: ИНФРА. 2004. 118 с.
82. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Курс лекций. Санкт - Петербург. Учебное пособие,1995. 178 с.
83. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. - 2-е из., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. 320 с.
84. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. - М., 2014. 70 с.
85. Ситковская О. Д. Криминальная психология: курс лекций . 2016. Темы: Правонарушение.
86. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. Ростов - н/Д. 1997, 536с.
87. Сухарева Г.Е. Эпилепсия. // В книге: Лекции по психиатрии детского возраста (избранные темы). М., Медицина, 1974. 131-182с.
88. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2015. 122 с., 37с.
89. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010. с. 30-31
90. Введение в криминологию. Перевод с английского / Фокс В.; Под ред.: Коган В.М., Никифоров Б.С. - М.: Прогресс, 1980. 173 - 184 с.
91. Фарапонова Э.А., Гульбе О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением // Психологический журнал. - 1993. - № 6. - Т. 14. 46-54с.
92. Федоров Г.Г. Трудный подросток - становление личности. - СПб.: Знание, 1992. 32 с.
93. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1987. 150 с.
94. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.: Ин-т. практич. психологии, 1996. 224 с.
95. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. — Изд. 3-е, доп. и исправл. - М.: Омега-Л, 2008. 328 с.
96. Шаляпина В. Г., Ракицкая В.В., Рябникова Е.А. Кортикотропин- рилизинг гормон в интеграции эндокринных функций и поведения // Успехи физиологических наук. 2003. - Т.34.- N 4. 75с.
97. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика
отношений между родителями и детьми. Темы: Подростки. 242 с.
98. Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение:
Социально-психологический аспект. - Ярославль: ЯПИ, 1992. 154 с.
99. Шириков А.С. О двух концепциях правонарушения / Вестник ВолГУ. - № 5 (6), 2003-2004. 64-65 с.
100. Шкуратова И.П.Опубликовано в сб.: Имиджелогия - 2005:
феноменология, теория, практика. М.:РИЦ АИМ, 2005. 64-67с.
101. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б.
Шнейдер. - Москва: Трикста: Акад. Проект, 2005. 334 с.