ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних
§ 1.1. Правонарушения как полидисциплинарный феномен
§ 1.2. Факторы внутренних и внешних условий, как детерминанты
психологического неблагополучия и возникновения правонарушений несовершеннолетних 22
§ 1.3. Психологические особенности личности подростка с девиантным поведением 37
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение личностных тенденций
возникновения правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования личностных
тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.2 Особенности личностных тенденций несовершеннолетних к
возникновению правонарушений 62
Выводы по второй главе
Глава 3. Психологическая программа профилактики возникновения правонарушений несовершеннолетних 100
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции личностных
тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений 100
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической
профилактики правонарушений несовершеннолетних Ю0
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 125
Заключение 1^2
Список использованной литературы 140
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних
§ 1.1. Правонарушения как полидисциплинарный феномен
§ 1.2. Факторы внутренних и внешних условий, как детерминанты
психологического неблагополучия и возникновения правонарушений несовершеннолетних 22
§ 1.3. Психологические особенности личности подростка с девиантным поведением 37
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение личностных тенденций
возникновения правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования личностных
тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних 51
§ 2.2 Особенности личностных тенденций несовершеннолетних к
возникновению правонарушений 62
Выводы по второй главе
Глава 3. Психологическая программа профилактики возникновения правонарушений несовершеннолетних 100
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции личностных
тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений 100
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической
профилактики правонарушений несовершеннолетних Ю0
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 125
Заключение 1^2
Список использованной литературы 140
Приложение
Актуальность исследования. Современное российское общество сегодня характеризуется прогрессивно нарастающими требованиями социальной среды, которые вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, значительное увеличение форм саморазрушающего поведения. Этому способствуют процессы, происходящие в обществе и характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливаются конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, беспризорность и безнадзорность.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: безработица и алкоголизация родителей; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психическом состоянии, самосознании, поведении населения; ухудшаются жизненные условия отдельных категорий населения, особенно несовершеннолетних, которые являются незащищенной категорией населения; снижение культурного и образовательного уровня молодых людей; «крушение» привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальному экстремизму.
В переходный период, который сейчас переживает российское общество, нестабильность общесоциальных условий, большое число конфликтов и экономических трудностей дают право говорить о наличии в стране мощных криминогенных факторов. С учетом этого важного обстоятельства должно прогнозироваться состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних и возможность организации работы по их профилактике.
В настоящее время назрела острая необходимость решения основных задач по организации ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, которая должна носить комплексный характер и учитывать все факторы, участвующие в возникновении проблем. Именно признаки девиантного (отклоняющегося) поведения являются первыми сигналами формирующегося неблагополучия подростка. Если не обратить вовремя на это внимание, девиантное поведение несовершеннолетних рано или поздно может привести к совершению правонарушений.
За последние десятилетия были выполнены психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению социально - психологической дезадаптации и правонарушений детей и молодежи. Этому посвящены работы: Г.С. Абрамовой (2009), Ю.М. Антонян (2004), С.А. Беличевой (2004), В.М. Бехтерева (2010), И.В. Дубровиной (1999), К.Е. Игошева (1989), Д.Н. Исаева (2001), А.Г. Ковалёва (2013), И.С. Кона (1984), Г.М. Миньковского (1994), И.А. Невского (2014), Е.А. Певцовой (2002), Д.И. Фельдштейна (2009) и др.
Следует признать, что направлениям психологической работы по коррекции правонарушений несовершеннолетних в настоящее время уделяется внимание, однако его направленность сосредоточена на коррекции уже имеющихся отклонений. Вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних уделяется меньшее внимание, о чём свидетельствует малая представленность практических разработок и результатов эмпирических исследований в современной психологической литературе.
Анализ психолого-педагогической и специальной медицинской, правовой литературы позволил выяснить, что вопросы профилактики правонарушений исследованы многими авторами. Вместе с тем проблема изучения возможности комплексной психологической профилактики правонарушений представлена небольшим числом работ. Недостаточно разработанными остаются вопросы разработки специальных программ и технологий профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Исходя из вышесказанного, весьма важным вопросом является поиск эффективных способов и средств профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Проблема исследования: Одним из условий пропедевтики возникновения и роста правонарушений в среде несовершеннолетних является реализация программы психологической профилактики, раскрывающейся в своевременном изучении, мониторинге и коррекции личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений изучаемого контингента лиц. Существующие в практике современной психологии программы направлены по большей части на коррекцию личности несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Разработке программ и технологий, ориентированных на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, не уделяется должного внимания, однако на практике они крайне востребованы.
Объект исследования: личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования: психологическая профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Гипотезой исследования послужило предположение, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний и низкий уровень способности адекватно выражать свои чувства; неумение констуктивно разрешать конфликтные ситуации; отклонение от социальных норм и правил индивидуальных ценностей, нравственных категорий, принятых в обществе. Разработанная нами программа психологической профилактики,
направленная на своевременное изучение, мониторинг и коррекцию личностных тенденций, позволит не допустить возникновение правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних, научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической, правовой, медицинской литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Экспериментально выявить особенности личностных тенденций к возникновению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Разработать программу психологической профилактики личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к правонарушениям, и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение психолого -педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование специалистов, работающих с несовершеннолетними; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы обработки результатов исследования. Также, нами была разработана и реализована анкета для специалистов по выявлению личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976) [47]; «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007) [26, с.263]; «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) [49, с.204].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Абанский» (КГБУ СО «Центр семьи «Абанский»). В эксперименте приняли участие 30 несовершеннолетних: 15 в возрасте 11-12 лет и 15 в возрасте 14-15 лет. Далее: ЭГ-1, ЭГ-2.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2018г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). На данном этапе осуществлялся анализ общей и специальной психолого¬педагогической, правовой, медицинской литературы по проблеме исследования; определение её современного состояния. Формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью учреждения, изучение данных на каждого несовершеннолетнего, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2019 - март 2019). Реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних с
последующим количественным и качественным анализом полученных результатов исследования и их последующая интерпретация.
Формирующий этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019). Научное обоснование, разработка и реализация программы психологической программы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Определение направлений, форм и методов психопрофилактической работы.
Контрольный этап (январь - май 2020 год). Этап реализации контрольного эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности программы коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить современные научные представления об особенностях личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к возникновению правонарушений. В процессе разработки психологической программы были определены эффективные способы и средства профилактической работы, которые позволят состояний, развития устойчивости к влиянию отрицательных эмоциогенных ситуаций.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе теоретические, диагностические и психокоррекционные материалы, раскрывающие особенности личностных тенденций несовершеннолетних, приводящие к правонарушениям, могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией лиц. Предлагаемые в программе практические материалы ориентированы на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних; могут быть использованы при организации работы по ранней профилактике девиантного поведения и коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 101 источник). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 22 гистограммами.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: безработица и алкоголизация родителей; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психическом состоянии, самосознании, поведении населения; ухудшаются жизненные условия отдельных категорий населения, особенно несовершеннолетних, которые являются незащищенной категорией населения; снижение культурного и образовательного уровня молодых людей; «крушение» привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальному экстремизму.
В переходный период, который сейчас переживает российское общество, нестабильность общесоциальных условий, большое число конфликтов и экономических трудностей дают право говорить о наличии в стране мощных криминогенных факторов. С учетом этого важного обстоятельства должно прогнозироваться состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних и возможность организации работы по их профилактике.
В настоящее время назрела острая необходимость решения основных задач по организации ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, которая должна носить комплексный характер и учитывать все факторы, участвующие в возникновении проблем. Именно признаки девиантного (отклоняющегося) поведения являются первыми сигналами формирующегося неблагополучия подростка. Если не обратить вовремя на это внимание, девиантное поведение несовершеннолетних рано или поздно может привести к совершению правонарушений.
За последние десятилетия были выполнены психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению социально - психологической дезадаптации и правонарушений детей и молодежи. Этому посвящены работы: Г.С. Абрамовой (2009), Ю.М. Антонян (2004), С.А. Беличевой (2004), В.М. Бехтерева (2010), И.В. Дубровиной (1999), К.Е. Игошева (1989), Д.Н. Исаева (2001), А.Г. Ковалёва (2013), И.С. Кона (1984), Г.М. Миньковского (1994), И.А. Невского (2014), Е.А. Певцовой (2002), Д.И. Фельдштейна (2009) и др.
Следует признать, что направлениям психологической работы по коррекции правонарушений несовершеннолетних в настоящее время уделяется внимание, однако его направленность сосредоточена на коррекции уже имеющихся отклонений. Вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних уделяется меньшее внимание, о чём свидетельствует малая представленность практических разработок и результатов эмпирических исследований в современной психологической литературе.
Анализ психолого-педагогической и специальной медицинской, правовой литературы позволил выяснить, что вопросы профилактики правонарушений исследованы многими авторами. Вместе с тем проблема изучения возможности комплексной психологической профилактики правонарушений представлена небольшим числом работ. Недостаточно разработанными остаются вопросы разработки специальных программ и технологий профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Исходя из вышесказанного, весьма важным вопросом является поиск эффективных способов и средств профилактики личностных тенденций несовершеннолетних к возникновению правонарушений.
Проблема исследования: Одним из условий пропедевтики возникновения и роста правонарушений в среде несовершеннолетних является реализация программы психологической профилактики, раскрывающейся в своевременном изучении, мониторинге и коррекции личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений изучаемого контингента лиц. Существующие в практике современной психологии программы направлены по большей части на коррекцию личности несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Разработке программ и технологий, ориентированных на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, не уделяется должного внимания, однако на практике они крайне востребованы.
Объект исследования: личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования: психологическая профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Гипотезой исследования послужило предположение, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний и низкий уровень способности адекватно выражать свои чувства; неумение констуктивно разрешать конфликтные ситуации; отклонение от социальных норм и правил индивидуальных ценностей, нравственных категорий, принятых в обществе. Разработанная нами программа психологической профилактики,
направленная на своевременное изучение, мониторинг и коррекцию личностных тенденций, позволит не допустить возникновение правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить личностные тенденции правонарушений несовершеннолетних, научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической, правовой, медицинской литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Экспериментально выявить особенности личностных тенденций к возникновению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Разработать программу психологической профилактики личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к правонарушениям, и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение психолого -педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование специалистов, работающих с несовершеннолетними; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы обработки результатов исследования. Также, нами была разработана и реализована анкета для специалистов по выявлению личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976) [47]; «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007) [26, с.263]; «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) [49, с.204].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Абанский» (КГБУ СО «Центр семьи «Абанский»). В эксперименте приняли участие 30 несовершеннолетних: 15 в возрасте 11-12 лет и 15 в возрасте 14-15 лет. Далее: ЭГ-1, ЭГ-2.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2018г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 - декабрь 2018). На данном этапе осуществлялся анализ общей и специальной психолого¬педагогической, правовой, медицинской литературы по проблеме исследования; определение её современного состояния. Формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью учреждения, изучение данных на каждого несовершеннолетнего, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2019 - март 2019). Реализация констатирующего эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних с
последующим количественным и качественным анализом полученных результатов исследования и их последующая интерпретация.
Формирующий этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019). Научное обоснование, разработка и реализация программы психологической программы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Определение направлений, форм и методов психопрофилактической работы.
Контрольный этап (январь - май 2020 год). Этап реализации контрольного эксперимента по изучению особенностей личностных тенденций к возникновению правонарушений несовершеннолетних включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности программы коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить современные научные представления об особенностях личностных тенденций несовершеннолетних, приводящих к возникновению правонарушений. В процессе разработки психологической программы были определены эффективные способы и средства профилактической работы, которые позволят состояний, развития устойчивости к влиянию отрицательных эмоциогенных ситуаций.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе теоретические, диагностические и психокоррекционные материалы, раскрывающие особенности личностных тенденций несовершеннолетних, приводящие к правонарушениям, могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией лиц. Предлагаемые в программе практические материалы ориентированы на профилактику личностных тенденций, как фактора возникновения правонарушений среди несовершеннолетних; могут быть использованы при организации работы по ранней профилактике девиантного поведения и коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (в количестве 101 источник). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 22 таблицами, 22 гистограммами.
Данная работа посвящена изучению личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних, теоретическому обоснованию, разработке и внедрению в практику программы психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний, неспособность выражать свои чувства, несформированность коммуникативных навыков, неумение конструктивно разрешать конфликты, отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил. Своевременная реализация разработанной нами программы по психологической профилактике правонарушений несовершеннолетних позволила уменьшить количество негативных личностных тенденций у несовершеннолетних, которые возможны к совершению правонарушений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних, в процессе которого были использованы следующие методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976); «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007); «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
В основу комплектования выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: несовершеннолетние, состоящие на разных видах учёта (социально опасное положение, «группа риска», трудная жизненная ситуация, профилактический, внутришкольный) определённых возрастов.
Для определения акцентуации характера (определенного направления характера) и типа акцентуации характера подростков было проведено психодиагностическое исследование по
«Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976).
Полученные результаты по данной методике выявили частоту встречаемости у несовершеннолетних акцентуаций характера и типов: 1 место - циклотимический тип, 2 место - тревожно-боязливый тип, 3 место - демонстративный (истероидный) тип, 4 место - дистимичный тип, 5 место - застревающий (ригидный) тип.
В нашем исследовании суждения, выбранные несовершеннолетними, подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера. Признак акцентуации и средняя степень выраженности свойства наиболее проявились в ЭГ-2. В обеих группах у всех несовершеннолетних
присутствует акцентуация по типам акцентуаций характера.
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в отрицательном направлении. Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера, и позволяют выявить и предвидеть проявление скрытых акцентуаций в поведении под воздействием некоторых факторов.
Далее для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом, в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности использовалась «Методика определения индивидуальных копинг- стратегий» Э. Хайма (2007).
Большое количество несовершеннолетних используют различные неадаптивные копинг-механизмы. Результаты исследования до проведения мероприятий программы указывали на то, что достаточно часто встречаются неадаптивные стратегии в исследуемых группах: по 47 % несовершеннолетних из ЭГ-2 и 33% из ЭГ-1 используют неадаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии; по 40 % в группах используют неадаптивные поведенческие копинг-стратегии.
Данная методика нам необходима для выявления у несовершеннолетних индивидуального стиля совладания со стрессом, диагностики как непродуктивных паттернов поведения, ресурсов личности .
Анализ результатов социально-психологической дезадаптации по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал степень выраженности поведения всех 30 исследуемых несовершеннолетних: 1 место - ориентация на социально обусловленное поведение - подростковая реакция группирования (30 чел.), 2 место - ситуативная предрасположенность к суицидальному поведению (20 чел.), 3 место - ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению (16 чел.), 4 место - ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению (13 чел.), 5 место - ситуативная предрасположенность к зависимому поведению (11 чел.).
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволил не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие на профилактику коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили направления психокоррекционной работы на предупреждение проявлений симптомов отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение их
проявлений.
Программа была направлена на формирование и развитие навыков: обучение эмоциональному реагированию конструктивным способом, развитие способности самоутверждаться, умений адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, способности к саморегулированию эффективных социальных навыков; усиление адаптивного поведения; формирование умений регулировать и управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях межличностного общения, осознанного отношения к социальным нормам поведения; устранение реакций тревоги.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий показали результаты психодиагностического обследования в динамике.
Контрольный этап исследования проводился после реализованной нами программы, направленной на психологическую профилактику правонарушений несовершеннолетних.
На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на первом этапе работы, а именно:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976);
«Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007);
«Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
Так анализ результатов исследования личностных тенденций несовершеннолетних свидетельствует об имеющихся положительных изменениях, произошедших после проведенных мероприятий.
Анализ результатов, полученных по «Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976), показал, что в ЭГ-1 мы получили результаты, которые благодаря проведению систематических занятий и мероприятий программы, изменились в лучшую сторону. В ЭГ-2 среднее арифметическое значение имеет необходимую динамику снижения степени выраженности акцентуации: признак акцентуации - с 21,6 до 19,6 раз; признак средняя степень выраженности свойства - с 16,8 до 13,2 раз. После эксперимента результат улучшился и составил соответственно: в 2 и 3,6 раза.
Анализ результатов, полученных по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007), выявил снижение количества подростков, использующих различные неадаптивные копинг- механизмы. Общее количество используемых неадаптивных копинг - стратегий 30 подростками составляет: когнитивные, эмоциональные копинг- стратегии (с 40% (12 чел.) до 30% (9 чел.); поведенческие копинг-стратегии (с 40% (12 чел.) до 32 % (10 чел.).
Анализ результатов, полученных по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал, что после проведения психокоррекционной работы контрольных упражнений в группах мы подвели итоги и получили следующие результаты: без изменения осталось количество подростков, имеющих ориентацию на социально обусловленное поведение - подростковую реакцию группирования (30 чел., 100%), снизилось количество несовершеннолетних с ситуативной предрасположенностью к остальным видам поведения.
Уменьшилось количество несовершеннолетних с лёгкой степенью выраженности аутоагрессивного (с 20 до 16 чел.), делинквентного (с 16 до 13 чел.), агрессивного (с 22 до 17 чел.), аддиктивного (с 11 до 9 чел.) типов поведения. Данные подростки перешли в категорию - отсутствие признака.
Также уменьшилось количество испытуемых с высокой степенью выраженности аутоагрессивного (с 2 до 1 чел.), агрессивного (с 5 до 4 чел.) типов поведения. Данные несовершеннолетние перешли в категорию лёгкая степень.
Полученные в результате расчетов показатели свидетельствуют о том, что предложенная программа положительно повлияла на увеличение уровня психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования личностных тенденций, как одного из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, экспериментально подтверждена: для повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними необходима психологическая программа по профилактике коррекции
личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В целях выстраивания системной и комплексной работы по организации психологической профилактики:
1. Экспериментально доказано, что применение разработанной нами программы по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних является эффективной.
2. Разработанная нами программа по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних способствует:
- своевременному изучению, мониторингу и коррекции личностных тенденций;
- определённому увеличению результативности выполняемых мероприятий;
- улучшению психологического самочувствия большинства испытуемых.
3. На основании результатов экспериментального изучения особенностей личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений, нами были определены с несовершеннолетними основные направления психологической работы:
- обучение конструктивным способам эмоционального реагирования; формирование умений управлять своим эмоциональным реагированием в ситуациях межличностного общения;
- формирование умений конструктивного взаимодействия с окружающими;
- формирование умений продуктивных социально-одобряемых форм поведения;
- развитие толерантности и способности адекватного выражения эмоциональных реакций;
- повышение стрессоустойчивости и адаптивных форм поведения; формирование конструктивных способов самоутверждения, согласующихся с социально значимыми нормами и правилами поведения, принятыми в обществе;
- формирование потребностей в саморазвитии с использованием личностных ресурсов;
- формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения, принятым в обществе.
4. Результаты, полученные нами в результате проведенных исследований, свидетельствуют о положительных изменениях в личностных тенденциях несовершеннолетних, вызванных применением комплекса тренинговых упражнений, мероприятий, разработанного нами и стабильном его выполнении.
Таким образом, можно говорить, что мероприятия программы привели к положительным результатам. Планируя экспериментальное исследование, мы поставили задачу - изучить личностные особенности несовершеннолетних, а так же предположили, что психологическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является необходимой и эффективной мерой, если начать её вовремя и работать на опережение.
Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цель достигнута, задачи решены.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что одним из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних является доминирование у них таких личностных тенденций, как: преобладание негативных эмоциональных состояний, неспособность выражать свои чувства, несформированность коммуникативных навыков, неумение конструктивно разрешать конфликты, отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил. Своевременная реализация разработанной нами программы по психологической профилактике правонарушений несовершеннолетних позволила уменьшить количество негативных личностных тенденций у несовершеннолетних, которые возможны к совершению правонарушений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних, в процессе которого были использованы следующие методики:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976); «Методика определения индивидуальных копинг - стратегий» Э. Хайма (2007); «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
В основу комплектования выборки испытуемых нами были определены следующие критерии: несовершеннолетние, состоящие на разных видах учёта (социально опасное положение, «группа риска», трудная жизненная ситуация, профилактический, внутришкольный) определённых возрастов.
Для определения акцентуации характера (определенного направления характера) и типа акцентуации характера подростков было проведено психодиагностическое исследование по
«Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976).
Полученные результаты по данной методике выявили частоту встречаемости у несовершеннолетних акцентуаций характера и типов: 1 место - циклотимический тип, 2 место - тревожно-боязливый тип, 3 место - демонстративный (истероидный) тип, 4 место - дистимичный тип, 5 место - застревающий (ригидный) тип.
В нашем исследовании суждения, выбранные несовершеннолетними, подтвердили характерные черты неустойчивого типа акцентуаций характера. Признак акцентуации и средняя степень выраженности свойства наиболее проявились в ЭГ-2. В обеих группах у всех несовершеннолетних
присутствует акцентуация по типам акцентуаций характера.
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в отрицательном направлении. Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера, и позволяют выявить и предвидеть проявление скрытых акцентуаций в поведении под воздействием некоторых факторов.
Далее для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом, в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности использовалась «Методика определения индивидуальных копинг- стратегий» Э. Хайма (2007).
Большое количество несовершеннолетних используют различные неадаптивные копинг-механизмы. Результаты исследования до проведения мероприятий программы указывали на то, что достаточно часто встречаются неадаптивные стратегии в исследуемых группах: по 47 % несовершеннолетних из ЭГ-2 и 33% из ЭГ-1 используют неадаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии; по 40 % в группах используют неадаптивные поведенческие копинг-стратегии.
Данная методика нам необходима для выявления у несовершеннолетних индивидуального стиля совладания со стрессом, диагностики как непродуктивных паттернов поведения, ресурсов личности .
Анализ результатов социально-психологической дезадаптации по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал степень выраженности поведения всех 30 исследуемых несовершеннолетних: 1 место - ориентация на социально обусловленное поведение - подростковая реакция группирования (30 чел.), 2 место - ситуативная предрасположенность к суицидальному поведению (20 чел.), 3 место - ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению (16 чел.), 4 место - ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению (13 чел.), 5 место - ситуативная предрасположенность к зависимому поведению (11 чел.).
По результатам исследования по данной методике можно сделать вывод, что данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволил не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие на профилактику коррекции личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили направления психокоррекционной работы на предупреждение проявлений симптомов отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение их
проявлений.
Программа была направлена на формирование и развитие навыков: обучение эмоциональному реагированию конструктивным способом, развитие способности самоутверждаться, умений адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, способности к саморегулированию эффективных социальных навыков; усиление адаптивного поведения; формирование умений регулировать и управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях межличностного общения, осознанного отношения к социальным нормам поведения; устранение реакций тревоги.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий показали результаты психодиагностического обследования в динамике.
Контрольный этап исследования проводился после реализованной нами программы, направленной на психологическую профилактику правонарушений несовершеннолетних.
На этапе контрольного эксперимента нами использовалось те же методики, которые применялось на первом этапе работы, а именно:
«Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976);
«Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007);
«Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012).
Так анализ результатов исследования личностных тенденций несовершеннолетних свидетельствует об имеющихся положительных изменениях, произошедших после проведенных мероприятий.
Анализ результатов, полученных по «Методике изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (1976), показал, что в ЭГ-1 мы получили результаты, которые благодаря проведению систематических занятий и мероприятий программы, изменились в лучшую сторону. В ЭГ-2 среднее арифметическое значение имеет необходимую динамику снижения степени выраженности акцентуации: признак акцентуации - с 21,6 до 19,6 раз; признак средняя степень выраженности свойства - с 16,8 до 13,2 раз. После эксперимента результат улучшился и составил соответственно: в 2 и 3,6 раза.
Анализ результатов, полученных по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма (2007), выявил снижение количества подростков, использующих различные неадаптивные копинг- механизмы. Общее количество используемых неадаптивных копинг - стратегий 30 подростками составляет: когнитивные, эмоциональные копинг- стратегии (с 40% (12 чел.) до 30% (9 чел.); поведенческие копинг-стратегии (с 40% (12 чел.) до 32 % (10 чел.).
Анализ результатов, полученных по «Методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению)» Э. В. Леус, А. Г. Соловьева (2012) показал, что после проведения психокоррекционной работы контрольных упражнений в группах мы подвели итоги и получили следующие результаты: без изменения осталось количество подростков, имеющих ориентацию на социально обусловленное поведение - подростковую реакцию группирования (30 чел., 100%), снизилось количество несовершеннолетних с ситуативной предрасположенностью к остальным видам поведения.
Уменьшилось количество несовершеннолетних с лёгкой степенью выраженности аутоагрессивного (с 20 до 16 чел.), делинквентного (с 16 до 13 чел.), агрессивного (с 22 до 17 чел.), аддиктивного (с 11 до 9 чел.) типов поведения. Данные подростки перешли в категорию - отсутствие признака.
Также уменьшилось количество испытуемых с высокой степенью выраженности аутоагрессивного (с 2 до 1 чел.), агрессивного (с 5 до 4 чел.) типов поведения. Данные несовершеннолетние перешли в категорию лёгкая степень.
Полученные в результате расчетов показатели свидетельствуют о том, что предложенная программа положительно повлияла на увеличение уровня психологической профилактики правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования личностных тенденций, как одного из факторов возникновения правонарушений среди несовершеннолетних, экспериментально подтверждена: для повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними необходима психологическая программа по профилактике коррекции
личностных тенденций правонарушений несовершеннолетних.
В целях выстраивания системной и комплексной работы по организации психологической профилактики:
1. Экспериментально доказано, что применение разработанной нами программы по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних является эффективной.
2. Разработанная нами программа по совершенствованию процесса психологической профилактики для несовершеннолетних способствует:
- своевременному изучению, мониторингу и коррекции личностных тенденций;
- определённому увеличению результативности выполняемых мероприятий;
- улучшению психологического самочувствия большинства испытуемых.
3. На основании результатов экспериментального изучения особенностей личностных тенденций, приводящих к возникновению правонарушений, нами были определены с несовершеннолетними основные направления психологической работы:
- обучение конструктивным способам эмоционального реагирования; формирование умений управлять своим эмоциональным реагированием в ситуациях межличностного общения;
- формирование умений конструктивного взаимодействия с окружающими;
- формирование умений продуктивных социально-одобряемых форм поведения;
- развитие толерантности и способности адекватного выражения эмоциональных реакций;
- повышение стрессоустойчивости и адаптивных форм поведения; формирование конструктивных способов самоутверждения, согласующихся с социально значимыми нормами и правилами поведения, принятыми в обществе;
- формирование потребностей в саморазвитии с использованием личностных ресурсов;
- формирование осознанного отношения к социальным нормам поведения, принятым в обществе.
4. Результаты, полученные нами в результате проведенных исследований, свидетельствуют о положительных изменениях в личностных тенденциях несовершеннолетних, вызванных применением комплекса тренинговых упражнений, мероприятий, разработанного нами и стабильном его выполнении.
Таким образом, можно говорить, что мероприятия программы привели к положительным результатам. Планируя экспериментальное исследование, мы поставили задачу - изучить личностные особенности несовершеннолетних, а так же предположили, что психологическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является необходимой и эффективной мерой, если начать её вовремя и работать на опережение.
Гипотеза исследования подтверждена, стоявшие перед работой цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Деятельность МБУ СО ЕСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений
несовершеннолетних, состоящих в группе риска
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Ювенальные технологии в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика правонарушений у обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016



