Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности формирования связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Понятие связной речи: функции, формы и этапы становления 7
1.2 Характеристика состояния связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
1.3 Основные принципы формирования связной речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня в условиях детского сада
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Проектная работа по формированию связной речи у старших
38 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Предпроектное исследование уровня сформированности связной
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 38
2.2 Программа «Речевой ручеек» по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях детского сада 52
2.3 Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа исследования
Выводы по главе 2 77
Заключение 80
Список использованных источников 83
Приложения 89
Актуальность исследования. Основной задачей дошкольного учебного заведению является подготовка ребенка к обучению в школе. Если у ребенка-дошкольника есть определённые нарушения речи, то необходимо принимать неотложные меры по логопедической коррекции речевых пороков, поскольку недостатки связной речи во время обучения в школе могут усложнять процессы чтения и письма. Задача логопедической помощи детям дошкольного возраста эффективнее решать в условиях взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации как это предусмотрено в федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [48].
Языковое образование и совершенное владение родным языком является одним из основных требований федерального государственного стандарта дошкольного образования «овладение языком как ценнейшим сокровищем нации, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, как самого действенного проявления национальной культуры» [48].
Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это нарушение всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой). Эти недостатки проявляются во время усвоения и использования детьми лексики и грамматики родного языка. Исследователь Р. Е. Левина условно выделяет три уровня ОНР, из которых первые два характеризуются более глубокими нарушениями, а на третьем у детей остаются отдельные недостатки в звукопроизношении, формировании словарного запаса и грамматического строя речи [31, с. 251¬256].
Практика работы показывает, что количество детей дошкольного возраста с нарушениями связной речи растёт, а это обуславливает трудности в своевременной речевой подготовке детей к школе, формировании мыслительно-познавательной деятельности, поведения и личности ребёнка в целом. Поэтому большое внимание должно обращаться на обучение и воспитание, логопедическую работу с детьми с нарушениями речи дошкольного возраста, в частности с общим недоразвитием речи, в условиях логопедической группы дошкольной организации.
Различным аспектам сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посвящён ряд фундаментальных и разносторонних исследований Л.С. Волковой, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Е.Ф. Соботович, Л.И. Трофименко и др. Эта работа предусматривает как формирование общефункциональных механизмов речевой деятельности, так и произношения, лексики, грамматики и связной речи [5, с. 284-285].
Для детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, особое значение имеет формирование лексико-грамматической стороны речи как основы полноценного общения. Несмотря на существующие разнообразные методики осуществления указанной коррекционной работы вопросы повышение эффективности сформированности словарного запаса, владение грамматикой и связной речью дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня остаются актуальными и неизученными до конца. В частности, фрагментарно представлены программы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, в которых осуществляется взаимодействие всех специалистов дошкольной организации.
В связи с этим нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Программа по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования: связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: программа «Речевой ручеек» по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы «Речевой ручеек» по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Проектная идея:
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации,
- организация сотрудничества педагогов с родителями дошкольников.
- систематическая и целенаправленная работа с учетом дефекта и возраста детей.
Задачи проектной работы:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выявить особенности формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выявить уровни сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Разработать эффективную программу «Речевой ручеек» формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях детского сада.
Методологическая база исследования:
- особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л.Б. Хрущевой, Н.И. Буровой, С.П. Филипповой;
- методика формирования связной речи у детей с ОНР III уровня представлена в работах В.К. Воробьевой, И.Н. Лебедевой, Е.В. Абраменко, В.С. Васильевой;
- программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушенной речи разработаны Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение методических источников.
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение красноярского края. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня.
Теоретическая значимость: заключается в описании функций, форм и этапов становления связной речи, принципов формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях детского сада.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами и методистами для работы с детьми с ОНР III уровня.
Структура исследования: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список используемой литературы, приложений.
В ходе проведения исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. В психолого-педагогической литературе связной речью называют тип речи, состоящий из обмена высказываниями-репликами. Это первичная форма человеческого общения, показатель развития личности. Выделяют несколько этапов развития связной речи, первый начинается в раннем детстве, когда ребенок только учится произносить звуки. В течении дошкольного возраста связная речь активно развивается, ребенок учится строить связные высказывания, интонационно оформляет текст, словарный запас пополняется. К концу дошкольного возраста, если у ребенка нет отклонений в речевом развитии, он может овладеть высоким уровнем связной речи.
2. На данном этапе общее недоразвитие речи одно из наиболее часто диагностируемых речевых патологий у детей. Общее недоразвитие речи - это разные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы нормального слуха и интеллекта. Выделяют 4 уровня общего недоразвития речи от полного отсутствия речи до незначительных дефектов. Наличие у ребенка общего недоразвития речи III уровня указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Важно вовремя выявить и установить уровень общего недоразвития речи и преодолеть его еще до начала школьного обучения. В данной работе должны принимать участие все участники образовательного процесса, в первую очередь логопед.
3. Задача развития связной речи занимает центральное место в общей системе работы дошкольной организации. Формирование и развитие связной речи одновременно является и целью, и средством практического овладения языком. Анализ программ формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня показал, что работа должна проводиться комплексно.
4. В ходе проектной части исследования мы провели апробировали психолого-педагогические условия по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Для этого нами были отобраны 20 детей с ОНР III уровня без других патологий. Далее мы определили критерии, показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях детского сада нами была разработана программа «Речевой ручеек» в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Анализ предпроектного исследования показал, что только у 2 детей с ОНР III уровня (10%) выявлен высокий уровень развития связной речи, у 8 детей с ОНР III уровня (40%) выявлен средний уровень развития связной речи, 10 детей с ОНР III уровня (50%) имеют низкий уровень связной речи. Большинство дошкольников не умеют составлять сложные конструкции предложений, высказывания с ОНР III уровня на уровне перечисления воспринимаемых предметов. Наблюдались искажения, замены и искажения звуков.
5. Далее мы апробировали программу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе реализации данных условий активно взаимодействовали воспитатели дошкольной образовательной организации, а также осуществлялось сотрудничество педагогов с родителями дошкольников. Программа включала в себя развитие всех компонентов речи дошкольников с использованием игр, бесед, развлекательных мероприятий. Сначала с детьми проводились беседы, просмотры иллюстраций и мультфильмов, затем проведение дидактических игр с детьми, проигрывание сюжетно-ролевых игр. В ходе занятий дошкольники с ОНР III уровня знакомились с различными профессиями, пополняли словарный запас, развивали лексико-грамматический строй, интонационную выразительность стихами и сказками. В ходе занятий дети вели себя активно, отвечали на вопросы педагога, с интересом участвовали в сюжетно-ролевых играх.
6. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа показал, что у детей с ОНР III уровня была выявлена динамика формирования связной речи. У дошкольников с ОНР III уровня высокий уровень развития связной выявлен у 7 (35) % детей старшего дошкольного возраста, у 10 (50) % детей средний уровень, низкий уровень у 3 (15%). После апробации предложенных нами условий высокий уровень повысился на 30%, низкий уровень снизился на 35%, так как многие дети перешли на средний уровень, на среднем уровне после проведения формирующего этапа эксперимента осталось 45%. На данном этапе у дошкольников с ОНР III уровня преобладал средний уровень развития речи, тогда как на констатирующем низкий.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что разработанная нами программа эффективно повлияла на процесс формирования связной речи дошкольников с ОНР III уровня. Данная программа может быть использована в практической деятельности воспитателями и логопедами.
1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Челябинск: Цицеро, 2015. 139 с.
2. Арушанова А.Г., Ахманова О.С. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. 311с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
4. Асанова Л.Р. Психолого-педагогические проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Славянск-на-Кубани: Сфера, 2012. 219-221 с.
5. Безрукова О. А. Детский сад: теория и практика //Дошкольное образование. 2019. № 3. С.18-23
6. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. 2018. №3. С. 24-32.
7. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 35-38.
8. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова А.М. Логопедия : учеб. Пособие для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1989. 528 с.
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М.: Владос, 2012. 364 c.
10. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2009. 111с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 23-25.
12. Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 7-18.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи // Педагогическое образование и наука. 2016. № 2. С. 27-29.
14. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2015. 464 с.
15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций / Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова. СПб.: Детство-пресс, 2001. 240 с.
16. Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего
дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http//ds23.centerstart.ru/sites/ds23.centerstart.ru/files/gadisova_opyt.docx (дата обращения 20.10.2020)
17. Жукова Е.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТДЮ, 1998. 90 с.
18.Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. Дис. Канд. Филол. Наук. Новосибирск: Новосиб. Гос.
Университет, 1975. 23 с.
19.Заплатная С. М. Особенности формирования лексической объединения слов у детей с ОНР. М., 1996. С. 97-99.
20.Заплатная С. М. Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы современной логопедии. М.: РВЦ КПДЮ, 2007. С. 38-45
21. Исаева К.Д. Активизация речевой деятельности дошкольников в период подготовки к школе: учеб. Для бакалавров. Славянск-на-Кубани, 2012. 205-209 с.
22. Калмыкова Л. А. Психолингвистические основы формирования речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста: актуальные проблемы металингвистики: сб. наук. Ст. Черкассы: Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого, 2005. С. 213-215
23. Капышева Н. А. Коррекционная работа по формированию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста // Практический психолог и логопед. 2018. № 1. С. 41-46.
24. Кисловская И.А. Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия. М.: Велес, 2018. 90 с.
25. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2011. 432с.
26. Козырева О. А. Формирование грамматического строя языка и развитие связной речи у детей 5-7 лет // Логопедия. 2018. № 2. С. 55-64.
27. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения.-Челябинск: Два комсомольца, 2014. 90 С.
28. Корягина Е., Парфененкова И. О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. 2017. № 7. С. 24
29. Костромина Т.Б. Развитие речи дошкольников-самый ответственный период в развитии речи у детей // Филологическое образование в период детства. 2015. №22. С. 47-49.
30. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
31. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. К.: ВОЗМОЖНОСТЬ, 2009. 80 с.
32. Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии: хрестоматия по логопедии. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 290 -293.
33. Малышко А. А. Обучение старших дошкольников с нарушениями речи употреблению синонимов // Дефектология. 2020. № 2. С. 73-75.
34. Марченко И. С., Швалюк Т. М. Особенности сложных синтаксических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. М.:НПУ М. П. Драгоманова, 2018. С. 127-132.
35. Матросова Т. А. Нарушение лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников пяти-шести лет с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2013. № 3. С. 3-13.
36. Мастюкова Е. М. Интегрированное занятие по речевому и музыкальному развитию детей // Логопед в детском саду. 2013. № 2. С. 67-69.
37. Методическая разработка: Сущность дидактических игр. [Электронный
ресурс]: сайт. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-
dou/2012/06/15/sushchnost-didakticheskikh-igr(дата обращения 29.10.2020)
38. Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Е. Ф. Соботович, Л. Е. Андрусишин, Л. И. Бартенева. К.: Актуальное образование, 1998. 127 с
39. Раевская Ж. Г. Формирование интонационной стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. 2018. № 4. С. 54-57.
40. Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
экологического характера. [Электронный ресурс]: сайт. - URL:
http ://works. doklad.ru/view/BnBXpbFVY vs/all.html (дата обращения
24.10.2020)
41. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада: Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1979. 223 с.
42. Серебрякова Н. В. Ориентировка на семантическую структуру слова у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии, осложнённой элементами общего недоразвития речи // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. Межвузовский сборник научных трудов/ Н.В. Серебрякова. Л., 1989. С. 98-105.
43. Соботович Е.Ф. Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению. К Актуальное образование, 1998. 127 с.
44. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 144 с.
45. Трофименко Л.И. Формирование ориентировки на слово как единицу речи у дошкольников с ОНР // Дефектология. 2018. №4. С. 35-38.
46. Трофименко Л. И. Коррекционное обучение по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР программно-методический комплекс. К.: Актуальное образование, 2013. 108 с.
47. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). М.: Центр
педагогического образования, 2014. 32 с.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция 86арушенной речи. М.: Просвещение, 2009. 271 с.
50. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2014. 192с.
51. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 240с.
52. Шанер-Воллес К., Хватцев М.Е. Языковое развитие ребенка: коммуникация между детьми и между детьми и взрослыми // Психолог в детском саду. 2015. № 2. С. 28-45.
53. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М.: Айрис- пресс, 2008. 176 с.
54. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. М.: Сфера, 2007. 96 с.
55.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 416 с.
56. Яшина В. И. Развитие словаря детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре. М.: МИГИ им. В.И. Ленина, 1980. С. 29-39
57. Яшина В.И. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. 2003. №8.С. 111-113.
58. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. Учреждений высш. Ироф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
59.Irwin David L., Lass Norman J. et al. (eds.) Clinical Research Methods in Speech-Language Pathology and Audiology. Plural Publishing, 2019. 361 p.
60.Manasco M. Hunter (ed.) Introduction to Neurogenic Communication Disorders. Jones & Bartlett Learning, 2020. 1120 p.