Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика конфликта в романе А. Платонова «Чевенгур» (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №156193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Художественный конфликт в литературе 7
1.1. Художественный конфликт. Типы и виды конфликтов 7
1.2. Телеология постреализма - поиск смысла человеческого
существования 13
1.3. Экзистенциальный конфликт, его особенности 14
2. Поэтика конфликта в романе А. Платонова «Чевенгур» 19
2.1. «Кризис существования» в романе А. Платонова «Чевенгур» 19
2.2. Амбивалентность образа и цельность мироощущения автора 22
2.3. Ключевые мотивы в романе А. Платонова «Чевенгур» 25
2.4. Типология героев в романе А. Платонова «Чевенгур» 32
2.5. Категория абсурда в романе А.Платонова «Чевенгур 36
3. Методическая разработка проекта «Отражение конфликта эпохи в
жизни и творчестве А. Платонова» 40
3.1. Особенности изучения творчества А. Платонова в школе 40
3.2. Методика организации проектной деятельности 42
3.3. Технологическая карта проекта «Отражение конфликта эпохи в жизни
и творчестве А. Платонова» 45
Заключение 50
Список литературы 52


Художественный конфликт и художественный характер являются основополагающими компонентами любого произведения. Вот почему в литературоведческой науке их анализ стоит во главе угла.
Открыв любой словарь литературных терминов, прочитаем, что конфликт - это столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой, героем и средой, и, наконец, борьба внутри сознания героя. И то, и другое, и третье верно: в литературе сущность конфликта - это взаимосвязь, взаимодействие единичного и общего.
Проблемами теории художественного конфликта и характера занимаются многие ученые: Виноградов В.В., Лотман Ю.М., Тимофеев JI.M., Поспелов Г.Н., Лихачев Д.С., Бахтин М.М., Максимов Д.Е. и т.д.
На осмысление учеными эстетики художественного конфликта большое влияние оказали учение Гегеля о конфликте, и диалектико-материалистическое его обоснование марксистской теорией. Согласно Гегелю, конфликт - это коллизия. Она возникает из-за нарушения гармонии, ее последствием является борьба противоположностей, которая в свою очередь должна разрешиться победой одной противоположности над другой. Конечный результат - восстановление гармонии.
Проблема конфликта в эпосе и тем более в лирике до сих пор остается сложной. Поэтому литературоведение активно занимается исследованием теоретических основ, определяющих и раскрывающих поэтику, структуру, типологию конфликта, места и роли автора в конфликте произведения, взаимоотношений конфликта с другими составляющими частями произведения.
В конце столетия Андрей Платонов признан одним из великих мастеров русской литературы ХХ века. Разделив судьбу своего народа, он пережил и осмыслил трагический период истории России. Его произведения отличает философская насыщенность, писатель обозначает серьезные экзистенциальные и онтологические проблемы. Исследователи часто называют А. Платонова продолжателем традиции нашего великого классика, Ф.М. Достоевского. Уникальный яркий индивидуальный стиль писателя вызывает восхищение, но одновременно становится причиной трудностей восприятия и интерпретации его произведений, их проблематики и конфликта.
Творчество А. Платонова исследуется около полувека. Но на этом пути остается еще много вопросов. В этом сыграла свою роль и непростая судьба творческого наследия писателя. В советский период цензура исказила многие произведения. Главные из них, в том числе, роман «Чевенгур» полностью в России были изданы лишь в 1980-1990-х гг. В соответствии с господствовавшей идеологией отрицалась эстетическая ценность творчества писателя, критика настаивала на несовместимости отраженной в них концепции личности с общественным идеалом. Качественно новый период изучения творчества писателя начинается в 60-е годы. Уже в ином ключе написана работа Л.А. Ивановой. Исследователь подчиняет историко-эволюционный подход системно¬логическому, подчеркивает многосторонний и сложный характер конфликта в произведениях А. Платонова. Однако сводит весь пафос творчества А. Платонова к критике идеологического принципа: «Идеологический принцип «господства- подчинения» и есть тот «неодушевленный враг», с которым ведет борьбу писатель на протяжении своей творческой жизни» . Индивидуальный метод, интерпретирующий художественный мир писателя подчеркивают в своих диссертациях Л.П. Фоменко, Н.П. Сейранян, Д.Я. Таран.
Среди современных исследований - работы Н.М. Малыгиной, Е. Проскуриной, М. Дмитровской и др., издания сборников ИМЛИ РАН «“Страна философов” Андрея Платонова: проблемы творчества» (Вып. 1-7. М., 1994-2011), ИРЛИ РАН «Творчество Андрея Платонова: исследования и материалы» (Кн. 1-4. СПб., 1995-2008), сборники «Поэтика Андрея Платонова» под редакцией Е. А. Яблокова.
Произведения А. Платонова отличает повышенная напряженность, они наполнены столкновениями и противоречиями. Парадоксальное сочетание драматизма, противоречивости, конфликтной двойственности - и в то же время цельности в авторском представлении о мире, ясном стремлении к гармонии (если не реальной, то потенциальной) является важнейшей особенностью его творчества. Не удивительно, что конфликты, противоречия и оппозиции так или иначе упоминаются практически во всех исследовательских работах, посвященных творчеству писателя.
У А. Платонова был повышенный интерес и свой специфический подход к отражению переломной эпохи XX века, к революции и послереволюционным годам строительства новой жизни. Роман «Чевенгур» является отражением внутреннего конфликта самого автора. Через раскрытие сущности конфликта мы стремимся проникнуть в сложный мир идейно-художественных исканий писателя, тесно связанных с социальной, бытовой, нравственной жизнью в ХХ в., увидеть, как писатель решает в романе сложные противоречия не только трагического века, но и вопросы бытийного характера.
Новизна работы заключается в изучении романа «Чевенгур» в аспекте рассмотрения поэтики конфликта. Поэтика - наука о системе средств выражения
в литературных произведениях . Согласно Ю.В. Манну в современном литературоведении поэтика - наука о строении, структуре отдельных художественных произведений и их комплексов . Определяя поэтику конфликта, мы выявляем структурные особенности конфликта, а также какими
художественными средствами реализуется, воплощается конфликт в тексте. Используем актуальное для рассматриваемого периода понятие «телеология», сегодня редко появляющееся в филологическом дискурсе. В то же время оно является полезным при рассмотрении процесса художественного творчества и внутренней структуры произведения. Художественная телеология означает целесообразность организации произведения, его «устройство» в соответствии с целью, художественной задачей автора.
Опираемся на мнение Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, определяющих творчество А. Платонова в ключе постреализма, с присущей ему релятивной эстетикой.
С точки зрения практической значимости, работа может быть полезна ученикам старших классов школ с углубленным изучением литературы, ученикам, занимающимся исследовательской деятельностью, а также в дальнейших исследованиях особенностей конфликта в произведениях А. Платонова, в исследованиях по поэтике конфликта.
Цель нашей работы - выявить структуру и типологию художественного конфликта в романе А. Платонова «Чевенгур.
Задачи исследования:
1) раскрыть осмысление писателем кризиса социальной и духовно-нравственной жизни страны и человека;
2) определить структурно-типологические особенности
художественного конфликта в романе А. Платонова «Чевенгур»;
3) проанализировать экзистенциальный конфликт в романе А. Платонова «Чевенгур».
Объектом исследования является роман А. Платонова «Чевенгур». Предметом особенности поэтики конфликта в романе «Чевенгур». Работа базируется на исследованиях А.Г. Коваленко, Н.Л. Лейдермана, М.Н.
Липовецкого, В.В. Заманской, М.А. Дмитровской, М.Ю. Михеева, В.Ю. Вьюгина, Я.Р. Бульской, К.А. Баршта, М. Н.М. Малыгиной, Е.О. Яблокова, Л.А. Шубина, В.А. Чалмаева, Е. Проскуриной.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список
используемой литературы.
Методы работы: биографический, историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждая историческая эпоха приносит с собой определенные события. И литература является своеобразным зеркалом, в которое человек может увидеть себя и окружающую его историческую действительность.
ХХ век был насыщен событиями, которые потрясли весь мир, в частности Россию. Закономерно, что объектами изображения литературы стали революция, строительство коммунизма, приведшие к слому устоявшегося мира внутри страны и внутри человека. В романе «Чевенгур» А. Платонов изобразил, как погоня за всеобщим счастьем обернулась всеобщей катастрофой - «кризисом существования», когда герои одиноки и ищут единения, еле держатся в теле, не понимают смысла жизни и идут как странники в поисках истины. Что нашло отражение в экзистенциальных мотивах одиночества, «бездомности» (странничества), смерти и связанным с ним мотивом тоски и скуки в романе.
Основными бинарными оппозициями, образующими поле антиномической напряженности являются: мертвое/живое, очарование/разочарование,
личность/общество, хаос/космос. Для воплощения конфликта А. Платонов соединяет несоединимое - человека как экзистенцию и законы тоталитарного государства. Границы живого и неживого, реального и метафизического размываются, бытовое переходит в бытийное. Выход человека за собственные пределы в некое метафизическое пространство отражен в особенностях построения образов, на уровне языка, в особенностях конструирования времени и пространства в романе. Так человек в романе «Чевенгур» одновременно и зримо живет и в бытовом, и в онтологическом пространстве. Задача построения коммунизма перерастает у платоновских героев в миссию. Социалистические идеи приобретают религиозную смысловую окраску. Мотивы апокалипсиса тесно переплетаются с верой в утопию бессмертия Н.Ф. Федорова. Утопия переходит в антиутопию (что отразилось и на уровне жанра). Мир в романе «Чевенгур» моделируется как диалог или полиалог разных культурных языков (современных и архаических). Невозможность выполнения возложенной на себя человеком миссии продиктована абсурдом происходящего. Мир в романе «Чевенгур» абсурден, конфликтен по отношению к привычной действительности. Что проявляется на логическом, гносеологическом и онтотелеологическом уровнях: в кризисе ценностей и смыслов, сочетании детерминизма с поиском внеказуальных связей, нарушении привычной логики. Таким образом, конфликт в романе является социально-философским, имеет экзистенциальную проблематику.
Персонажи романа «ходят» (земное) и «существуют» (экзистенциальное), они находятся между земным - социальным уровнем существования (делающим жизнь невозможной) и утопической мечтой поднять конкретно-историческую жизнь до философской. Персонажи будто пытаются выйти из хода времени и истории. Жизненный путь человека предстает как поиск истины, движение в будущее (к счастью) - поиски правильного пути. Этот поиск зачастую драматичен и чреват трудностями, противоречиями. Поэтому не случайно интеллектуальное пространство платоновской прозы созидается из парадоксов и смысловых оппозиций, которые связаны между собой и образуют семантически емкую художественную систему. Герои с удивительной духовно-нравственной жизнью становятся опорными устоями сложной конструкции романа. Диалоги в романе, по сути, заменяют собой развитие сюжета, как акцент с непосредственного действия смещается на движение внутреннее, переходящее в область духовной жизни.
Важной особенностью романа является отсутствие прямых столкновений, т.е. невыраженность локального конфликта. На первый план выходит конфликт субстанциональный, при котором процесс постижения мира связан с неразрешимым противоречием, а непосредственные столкновения заменяются сущностными. А. Платонов в романе «Чевенгур» соединяет воедино образы/позиции представителей «сверхчеловека» и покорных судьбе «нечаянно живущих» в единой высшей точке их существования - через переживание глобального экзистенциального кризиса. Он будто снимает с них все лишнее, оголяет в «первозданное естество». В мире, словно не остается уже ничего и никого кроме человека. Утешение человеку может прийти только от другого человека. Перед лицом всеобщей трагедии все становятся, действительно едины. Не великая идея всеобщего братства соединила людей, а всеобщее и всепоглощающее горе невозможности существования в созданном руками людей мире.
Это можно объяснить амбивалентностью образа автора, которая сочетается у А. Платонова с цельностью мироощущения. Авторское восприятие мира драматично, процесс яростного преобразования жизни одновременно вызывает у А. Платонова и сочувствие, и печаль, и иронию. Конфликт, связанный с образом автора, представляет собой ряд противоречий, существующих на фоне очень ясного представления о взаимодействии всего и вся в мире и о том, что ценно, а что губительно для человека. Таким образом, своеобразие понятия «конфликт» в произведениях А. Платонова в том, что противоположности не только сталкиваются, но и сливаются, образуя единое целое. По мнению, Бульской Я.Р. особенностью конфликтов в творчестве А. Платонова является то, что само понятие «конфликт» в его обычном значении отсутствует, А. Платонов всегда напоминает о «родстве» противоположностей.



1. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. - 2-е изд., дополн. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 480 с.
2. Варшавский В. «Чевенгур» и «Новый град» / / Новый журнал. 1976. № 122. - С. 194-195.
3. Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). - СПб.: РХГИ, 2004. - 440 с.
4. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. Ymca-Press. 1982. - 404 с.
5. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.): учеб.пособие/ Т.Т. Давыдова. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 336 с.
6. Дмитровская М. Антропологическая доминанта в этике и гносеологии А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Выпуск 2. - М.: Наследие, 1995. - С. 91-101.
7. Елкина И. М. Герменевтический метод при осмыслении педагогического
текста в современном образовании// Ценности и смыслы. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7germenevticheskiy-metod-pri-osmyslenii- pedagogicheskogo-teksta-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения:
29.04.2021).
8. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий [Электронный ресурс]: учеб. Пособие/В.В. Заманская. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 304 с.
9. Казарина Т.В. Универсально-космическое и личное в романе А.Платонова
"Чевенгур" Воронежский край и зарубежье. А.Платонов, И.Бунин,
Е.Замятин, О.Мандельштам и др. в культуре XX века: Материалы
международной научной конференции 9-10 октября 1992 г. Воронеж, 1992. С. 35-39.
10. Касмурзаева Г. А. Интерактивные методы обучения в образовательном
процессе / Г. А. Касмурзаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 151-153. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9559/(дата обращения: 01.06.2021).
11. Коваленко А.Г. Антиномизм и бинарный архетип в структуре
художественного конфликта//Вестник РУДН, сер. Литературоведение. Журналистика. 2003-2004. № 7-8. - С. 5-14.
12. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология. Структура и поэтика
художественного конфликта в русской литературе XX века : [Пособие по спецкурсу] : Для студентов ст. курсов филол. фак. А.Г. Коваленко. М. Изд-во Рос. ун-та дружбы народов. 2001. - 57 с. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://kniga. seluk.ru/k-istoriya/826449-1-hudozhestvennaya-
konfliktologiya-struktura-poetika-hudozhestvennogo-kolnflikta-russkoy-literature- veka-posobie-spe.php (Дата обращения:10.04.2021)
13. Кожевникова П.А. Николаева. 1987. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/index.htm(Дата обращения: 10.04.2021).
14. Кузьменко Ю. Литература вчера, сегодня, завтра. М.: Сов. писатель, 1980. - 440 с
15. Лангерак Т. Платонов в переломном периоде творчества: Заметки об « Антисексусе» / / Russian literature. 1981. Т. 1X. - C.312.
...
36 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ