Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения проявления вежливости в поведении ребенка младшего школьного возраста
1.1. Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности проявления вежливости в младшем школьном возрасте
1.3. Методы по развитию вежливости в младшем школьном возрасте
Вывод по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование проявление вежливости в
поведении ребенка младшего школьного возраста
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента, и
их обсуждение
2.2. Программа психологического клуба для родителей «Клуб
родительского мастерства»
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливости, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, трудно сохранить хорошие и добрые отношения. С вежливым человеком приятно общаться, поддерживать разговор.
Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливое приветствие и улыбнуться, чем увидеть хмурое лицо и услышать недовольное бурчание.
Формирование вежливости происходит в семье и первый образец для подражания это родители. Еще с раннего детства нас учат, как правильно говорить, как правильно вести себя в том или ином месте.
Затем формирование вежливости продолжается в школе и там пример для подражания это учитель. Вежливость - это признак воспитанности.
Вопросами вежливости занимались такие ученные как: А.А. Гусеинов и И.С Кон, Н.И. Формановская, Т.В. Ларина, Ян Камычек, И.Н. Курочкина и многие другие. Они понимали под вежливостью - воспитанность человека, его культуру общения, положительное отношение к другому человеку и демонстрация данного отношения различными способами. Вежливый человек — это предупредительный человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подержит дверь.
Основная цель нашей работы: изучить особенности проявления вежливости в поведении ребенка младшего школьного возраста и разработать программу психологического клуба для родителей «Клуб родительского мастерства».
Объект исследования: вежливость в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: проявления вежливости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
Вежливость в младшем школьном возрасте имеет свои особенности и в поведении проявляется в:
• воспитанности;
• положительном отношении к личности другого человека;
• культуре общения;
• проявлении уважения;
• готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается;
• усвоении ребенком морально-эстетических правил и норм.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• изучить особенности проявления вежливости в младшем школьном возрасте;
• выделить критерии проявления вежливости;
• подобрать методики для диагностики вежливости;
• провести исследование подобранных методик;
• разработать программу по повышению проявления вежливости в поведение ребенка младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• методика «Ситуационные картинки»;
• опросник «Эмоциональной эмпатии Мехрабина»;
• методика «Незаконченные предложения».
База исследования: базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 16» центрального района г Красноярска.
В исследовании приняли участие 53 человека, среди них 27 учащихся 4 «Б» класса и 26 учащихся 2 «А» класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы рассмотрели, понятие вежливости. Вежливость мы рассматривали, через характер, так как вежливость - это одна из черт характера. А характер у нас проявляется в поведении, следовательно, мы рассмотрели, как вежливость проявляется в поведении ребенка младшего школьного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу на тему вежливость таких авторов, как А.А. Гусеинов и И.С Кон, Н.И. Формановская, Т.В. Ларина, Ян Камычек, И.Н. Курочкина, Д.Н. Ушакова и многих других. Мы пришли к выводу о том, что вежливость - это одна из черт характера, которая проявляется по отношению к другим людям и выражается в культуре общения, воспитанности ребенка, в поступках и знаниях о вежливости.
За основу в нашей работе мы взяли проанализированное нами понятие вежливости из словаря по этике под редакцией А.А. Гусеинова и И.С. Кона, где вежливость определяется, как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование этикета, она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт».
В нашей работе, мы и придерживались этого определения, проанализированного нами.
Изучив, особенности проявления вежливости в младшем школьном возрасте, мы пришли к следующем выводам, вежливость начинает формироваться с детства , ребенок смотрит на родителей, как ведут себя родители и подражают им. В этот период важно родителям вести себя так, чтобы дети приняли на себя правильный образец подражания.
Затем вежливость продолжает развиваться в дошкольном возрасте, через игровую деятельность, в полезной трудовой деятельности, выполняя несложные обязанности по самообслуживания, ребенок научается ценить и уважать труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Но еще одной сферой развития вежливости является общения, ребенок проходит социализацию, где в ходе развиваются, такие черты характера, как коллективизм, вежливость. В процессе общения мы можем проследить, насколько у нас ребенок вежлив, и умеет проявлять вежливость, по отношения к другим людям.
Следующим шагом в развитие вежливость играет школа, где ребенок вступает уже в учебную деятельность. Здесь проявление вежливости мы можем проследить в урочной и внеурочной деятельности. Ребенок будет проявлять свою вежливость по отношению к одноклассникам и педагогам.
Следовательно, мы можем корректировать знания о вежливости во внеурочной деятельности с помощью различных форм и методов, например, таких как: организации кружка на тему «вежливость», создание клубов, различных бесед, диспутов, игр и многих других.
Следующим шагом в нашей работе, мы выделили критерии по которым, смотрели проявление вежливости в поведении ребенка младшего школьного возраста.
Критерии были выдвинуты из проанализированного нами понятия из словаря по этике под редакцией А.А. Гусеинова и И.С. Кона такие как: поступки, знания о вежливости и уважения к людям.
К данным критерия мы подобрали методики для диагностики вежливости: методика «ситуационные картинки», методика «незаконченные предложения», «опросник эмоциональной эмпатии Мехрабина».
По данным методикам было проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16» центрального района г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 53 человека, среди них 27 учащихся 4 «Б» класса и 26 учащихся 2 «А» класса.
Проведя, и проанализировав, результаты исследования по всем трем критериям, мы пришли к следующим выводам, что вежливость в поведении у детей 2 класса проявляется хуже, чем у детей 4 класса. Мы думаем, это связано с тем, что детям давали мало знаний о вежливости с самого детства, мало было показательных примеров со стороны взрослых вежливого поведения. Ребенок может, имеет знания о вежливости, но затрудняется их проявлять в поведении. Возможен, другой вариант, когда ребенок в принципе не знает правил вежливого поведения.
Вследствие этого, чтобы у детей не возникало трудностей с проявлением вежливости, мы разработали программу психологического клуба для родителей «Клуб родительского мастерства».
Целью нашего клуба является повышения уровня знания о вежливости у детей и умении корректно проявлять вежливость в поведении.
В нашем психологическом клубе будут обсуждаться такие вопросы как: проявление вежливого поведения в общественных местах, проявление вежливости по отношению к другому человеку, осознание того, что совершая добрый поступок, мы поступаем вежливо и многие другие.
И мы надеемся с помощью психологического клуба и совместной работы педагога, родителей и детей мы сможем достичь эффективного результата


1. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека. - М.: Издательство Академический проект, 2014.- 133 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Бер Е. Хорошие манеры и деловой этикет. - М.: 2014.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
5. Браун П. и Левинсон С. Теория вежливости. - М.: 1987.
6. Букреева О.В. Методы и приемы реализации// Психологический журнал. - М.: 2018.
7. Бурно М.Е. О характерах людей. - М.: 2014.
8. Виноградов А.Д. Практикум по психологии. - М.: 2011.- 98 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
10. Воронина Н.Н. Статья Формирование норм культуры поведения младших школьников. - М.: 2012.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Тома 1-6, Том 4.Детская психология. - М.: 1984. - 432 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Москва. 2016.¬179с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Характер // Психология. - М.: 2007.
14. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. - М.:
Издательство «Флинта». 2015.
15. Гусеинов А.А. и Кон И.С. Словарь по этике / А.А. Гусеинов, И.С. Кон. - М.: 1989.- 37с.
16. Добренькова О.С. Социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. - М.: 2016.
17. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.
18. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования поведения у младших школьников во внеурочной деятельности// Психологический журнал. - М.: 2009.
19. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М.: Знание. 1974.- 37 с.
20. Карасик В.И. Теория « О вежливости» - М.: 2001.
21. Козлов Н.И. Психолос // Энциклопедия практической психологии. - М.: 2014.
22. Козлов Н.И. Психолос // Общение и влияние. - М.: 2007.
23. Кречмер Э. Строение тела и характер. Раздел Характер. - М.:1987- 245 с.
24. Курочкина И.Н. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Этикет для детей и взрослых. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 256с.
25. Лазурский А.Ф. Монография «Очерк науки о характерах». - М.: СПб. 1908.
26. Ларина Т.В. Монография «Категория вежливости и стиль
коммуникации». - М.: 2009.
27. Левитов. Н.Д. Проблема характера в современной психологии// Психологический журнал. - М.: 1970.
28. Масквел Д. 25 способов завоевывать расположение людей. - М.: 2007.- 145 с.
29. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности,
самосознание. -М.: 1999.
30. Мясищев В.Н. Теория «Представления о характере». - М.: 2000.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: 1994- 54 с.
32. Оселедько Д. Школа жизни // Как очаровать человека вежливостью.
33. Смит Р. История психологии// Психологический журнал. - М.: 2008.
34. Ставская С. В. Воспитание вежливости// Психологический журнал.
35. Тард Г. Примеры для подражания// Психологический журнал.
36. Топф К. Искусство непринужденной беседы. - М.: Омега-Л, 2007. - 137 с.
37. Тягунова Ж. А. Аспекты теории вежливости. - М.: Пятигорск, 2002.¬80-86 с.
38. Ушаков Д.Н. Толковый словарь / Д.Н. Ушаков. - М.: Гос. инт Сов. Энциклопедии, 1935-1940.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013.
40. Финогеева Т. А., Павлова Л. В. Учебник «Проблемы и перспективы развития образования. Рубрика «Организация групповой работы в начальной школе». - М.: 2015- 22-25 с.
41. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: 2015- 158 с.
42. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высш. шк., 1989.
43. Формановская Н.И. Психология характера - М.: 2015.
44. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2003.-123 с.
45. Шакирова Л. Школа жизни // Знаете ли вы основные правила этикета? - М.: 1986.
46. Ширшова М.А. Молодой ученый // Этикет - одно из главных качеств. - М.: 2017.
47. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М.: Москва. 1962. - 124 с.
48. Эриксон Э. Х. Детство и общество. - М.: 1963.
49. Южин В.И. Энциклопедия этикета / В. И. Южин. - М.: издательство РИПОЛ классик. 2007.- 49с.
50. Юрьев и Владимирский. Сборник правил светской жизни и этикета Хороший тон. - М.: 1896.
51. Якушевская Н. А. О вежливости// Психологический журнал.- 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ