Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Работа №156137

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы представлений о мире профессий у подростков 6
1.1 Профессиональные представления как психологическая проблема 6
1.2 Формирование профессиональных представлений у подростков 15
1.3 Проблемы профессионального выбора в современной России 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2 Эмпирическое исследование представлений о мире профессий у
подростков 30
2.1 Этапы и методы исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
2.3 Рекомендации по развитию представлений о мире профессий у
подростков 51
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение А (обязательное) Иллюстрированный материал 68
Приложение Б (справочное) Незаконченные предложения 95
Приложение В (справочное) «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова 96
Приложение Г (справочное) Анкета профориентации для подростков 98
Приложение Д (справочное) Карта интересов А. Е. Г оломштока в модификации
Г. В. Резапкиной 100
Приложение Е (справочное) Методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель и А. Г. Грецова 102
Приложение Ж (справочное) Профориентационная игра «Ассоциация» 106


Введение
Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, а полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.
Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т. Мор, Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.П. Болонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий, А.С. Макаренко, Ф. Гальтон. Современная педагогика использует достаточно большое количество различных форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников, в том числе младшего возраста. Тем не менее, развитие современного общества включает в себя совокупность очень различных профессий, которая характеризуется подвижностью и пластичностью, четко реагируя на появление новых отраслей хозяйства, новых технологий труда, изменения социальной ситуации в обществе.
Большинство молодых людей в выборе профессии исходят из существующих общественных стереотипов, а это нередко становится помехой, приводит к психологическим трудностям, дезориентирует в мире профессий. Как следствие, современная молодежь использует установку «через высшее образование к высокооплачиваемой работе», но упускает или игнорирует другие продуктивные установки, способные повысить и развить их потенциал: диплом по «престижной» специальности воспринимается как путь к повышению конкурентоспособности на рынке труда или как гарантия получения высокооплачиваемой должности. Ввиду специфики трудностей, касающихся профессионального самоопределения, получения образования и дальнейшего трудоустройства молодежи на современном этапе, необходимо искать новые формы работы для решения подобных трудностей.
Проблема профессионального самоопределения подростков имеет общественную значимость, она состоит том, чтобы преодолевать противоречия между объективно существующими потребностями общества в наличии сбалансированной кадровой структуры и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными стремлениями молодых людей. Роль подготовки к выбору профессии проявляется также в том, что она это неотъемлемая составляющая во всестороннем и гармоничном развитии
5 личности, она должна рассматриваться в единстве и взаимодействии с совершенствованием личности в нравственном, трудовом, интеллектуальном, эстетическом и физическом направлении, то есть с системой учебновоспитательного процесса в целом. Степень разработанности проблемы в психологических исследованиях .
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Представление современных подростков о мире профессий».
Цель исследования: изучение представлений подростков о мире профессий.
Объект исследования: представления о мире профессий.
Предметом исследования: являются представления современных
подростков о мире профессий.
Гипотеза исследования: представления о мире профессий современных подростков характеризуются акцентированием на значимости пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, вхождения в определенную профессиональную деятельность, при этом подростки имеют неполное представление о выбранной профессии.
Вышеуказанная цель определила ряд задач исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире профессий у подростков.
2. Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире профессий в 7 классе.
3. Подобрать и провести методики позволяющие выявить представления о мире профессий у подростков. Проанализировать результаты.
4. Разработать рекомендации по развитию профессиональных представлений подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: диагностика с использованием тестовых методик.
Методы обработки: сравнение средних значений процентный анализ.
Методологические основы: научные работы И.Д. Власовой,
Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой, в которых раскрыты положения о формировании системных знаний о труде взрослых.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 81».
Выборка исследования: 20 подростков, обучающихся в
общеобразовательной школе.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы данной работы могут быть использованы классными руководителями для формирования представлений о профессиях у школьников.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании мы пришли к следующим выводам: профессиональные представления являются важнейшим звеном в ходе профессионального становления личности. Представления о профессиях влияют в целом на картину мира человека и общества в целом.
Становление начинается с самого раннего возраста, соединяя в совокупности в как индивидуальные, так и социальные представления. Формируют не только представления о мире профессий, но и
Проведя теоретический анализ проблемы представлений подростков о мире профессий, мы выявили:
Психологические особенности представлений о самоопределении в подростковом возрасте: выбор будущей профессии с учетом стереотипов, материальных факторов в выборе профессии, возможности получить социальное признание и обеспечить свой карьерный рост, выбора профессии с позиций ее общественной значимости, наличия возможности трудового совершенствования.
Представления о профессии происходящие в процессе профессионального самоопределения, относятся к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание. На представление подростка влияет множество факторов и подростку, выбирающему свой будущий путь, необходимо тщательно анализировать их, чтобы принять грамотное решение.
Подросток очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, то есть вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.
Представление должно быть более полное и адекватное о каждой из альтернатив, чтобы сделать полноценный профессиональный выбор. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом.
Итак, помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Для полного и верного представления необходимы:
дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.
2. В результате диагностики уровня сформированности представлений о мире профессий у подростков, мы выявили:
82,1% испытуемых собираются пойти в 10 класс, что говорит об их ближайших планах на образование. Признались что плохо знают мир профессий 21,4% опрошенных, а 28,6% вообще не знают как выбирать профессии. Так же 57,1% опрошенных полагаются на случайные обстоятельства при выборе профессии. Данные результаты говорят о том, что ученикам требуется психологическое сопровождение при профессиональном самоопределении. На выбор профессии 39,3% подростков влияют семья и родители. Это ещё раз подтверждает то, что подросткам требуется психологическое сопровождение не только со стороны психолога, но и со стороны родителей.
При диагностике профессиональных предпочтений, нами было выявлено, что 35,7% подростков имеют отчетливую профессиональную направленность в сфере «Человек - Художественный образ». Из этого можно сделать вывод, что испытуемые нами ученики 7-ого класса обладают развитым художественным вкусом, высокой эстетической чувствительностью, богатым и ярким воображением, а так же им свойственны любовь к искусству и способности к творчеству. Карта интересов Голомштока в модификации Резапкиной подтверждает эти данные, поскольку и по ней большинство опрошенных 35,7% относятся к литературе и искусству, как направлению профессиональной деятельности. Им подойдут такие профессии как актриса, директор теле- и радио, ведущий, музыкант, писатель, режиссер, фотограф, модельер, парикмахер, хореограф, художник и так далее.
При диагностике профессиональных предпочтений, нами было выявлено, что эти данные показывают необходимость расширения знаний в области разнообразии профессий и востребованности этих профессий на рынке труда. Данные результаты ещё раз доказывают, что ученикам требуется помощь при выборе профессии.
Изучив полученные результаты можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
На основе данных выводов, были разработаны рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения подростков.
Для достижения планируемых результатов профориентационная деятельность на второй ступени общего образования должна осуществляться по следующим направлениям:
профинформирование (знакомство школьников с видами труда, миром профессий, профессиональной деятельностью);
диагностика (в идеале - помощь подростку в самопознании, где важно выявить его личностные особенности и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
коррекция личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, в сознание которых важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему ( настоящий оптимизм - это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
помощь в предпрофессиональной деятельности и планировании образовательных перспектив.



1. Андреева, Л. В. Профессиональные представления студентов // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет- конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» [Текст] / Под редакцией Е. И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2013. - 242 с., С. 74 - 84.
2. Бабаева, Ю. Д. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения: методические рекомендации [Текст] / Ю. Д. Бабаева, В. В. Белоусова. М.: МГППУ, 2010. - 77с.
3. Бедарева, Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов [Текст]/ Т. Бедпрева. - Спб, 2015. - 127 с.
4. Безус, Ж. Н. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие [Текст]/ Ж. Н. Безус. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2013. -152 с.
5. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации
[Текст]/ М. А. Бендюков. - Санкт- Петербург: Речь, 2016. - 236 с.
6. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С.497499.
7. Бобрикова, Л. Г. Организация профориентационной работы в классах [Текст] / Л. Г. Бобрикова // Молодой ученый. - 2015. -№24.- С. 10621066.
8. Васькова, О. В. Особенности профессионального самоопределения молодежи [Текст] / О. В. Васькова, Н. В. Кочетков, С. М. Соловьев // Психологическая наука и образование. - 2013.- №2. - С.17-24.
9. Володина, Ю. А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов [Текст]/ Ю. А. Володина. - М.: Генезис, 2012. -154 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Директ-Медиа, 2008. — Т. 3-4. — 953 с.
11. Грецов, А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
12. Грецов, А. Выбираем профессию. Советы практического психолога [Текст]/ А. Грецов. - Спб, 2016. - 179 с.
13. Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие [Текст] / Е.В. Гурова. - Москва: Просвещение, 2017. - 95 с.
14. Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент становления личности [Текст]/ Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич //
62 Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013 - № 34 (16). - С.24-29.
15. Жолудева, С. В Особенности взаимосвязи личностных
особенностей и профессиональных представлений об объекте деятельности сотрудников дошкольных образовательных учреждений [Текст]// Профессиональные представления: сборник научных трудов №7
«Профессиональные представления в образовании и становлении личности» / Под редакцией Е. И. Рогова - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2015. -514 с...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ