Введение 2
Глава I. История становления музейно-просветительской деятельности 10
1.1. Зарождение современных основ музейно-просветительской
деятельности (на примере общемирового опыта) 10
1.2. История развития музейно-просветительской деятельности в России . 18
1.3. Музейно-просветительские организации на территории Красноярского
края в начале XXI века 38
Глава II. Музейно-просветительский центр 43
2.1. Дом-музей по адресу г. Красноярск ул. Ленина, 124 — как центр
просвещения с конца XIX— начала XXI века 43
2.2. Просветительская деятельность и принципы ее осуществления в России
на основе законодательной базы 58
2.2.1. Понятия просвещения и просветительской деятельности 58
2.2.2. Законодательная база просветительской деятельности 62
2.3 Музейно-просветительский центр 67
2.3.1. Концепция музейно-просветительского центра 67
2.3.2. Цели и задачи проекта 74
2.3.3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных
целей 76
2.3.4. Материально-техническая база и кадровое обеспечение 78
2.3.5. Функциональное зонирование музейно-просветительского центра 79
2.3.6. Научная концепция экспозиционно-выставочной зоны 81
Заключение 91
Список литературы и источников 94
Список приложений 101
Приложения 102
В настоящее время возникла исторически обусловленная необходимость консолидации институтов государства и гражданского общества в вопросе охраны и популяризации исторического культурного наследия России. Социально-культурное пространство развивается,
становится многополярным, и на сегодняшний день целью культурной политики государства является не только сохранение историко-культурного наследия, но и его использование в целях культурно-просветительского воспитания общества. Основываясь на Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» от 07.05.2018 г., основные направления деятельности
- в сфере образования определяются как: «воспитание
гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».1
- в сфере культуры определяются как: «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации».
В сложившейся на сегодняшний день практике музей в социальнокультурном пространстве является одним из важнейших культурнопросветительских институтов. Он выполняет ряд важных функций: сохранение, популяризация культурных ценностей, создание пространства для культурно-просветительского развития современного общества. На сегодняшний день именно музей как учреждение культуры призван формировать и пропагандировать идеи гражданского единства, распространять знания об истории и культуре народов, населяющих территории нашего региона — Красноярского края. Как однажды сказал Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».1
Одними из важнейших социальных функций музея являются функции образования и воспитания. Последовательная реализация этих функций превращает музей в ценное культурно-просветительное учреждение - просветительский центр. Культурно-просветительная деятельность - это одно из основных направлений деятельности музея, которая заключается в ознакомлении с достижениями в различных сферах культуры общества, вносящая огромную лепту в дело народного образования. Активное просветительство всегда было особенностью российских музеев, стремившихся к публичности и общедоступности своих экспозиций, к использованию их научного потенциала в образовательной деятельности. Общность музеев России с просветительскими учреждениями зародилась еще в XVIII веке, и эта традиция находит свое воплощение и по сей день...
В настоящее время в России и в частности в Красноярске возвращается, уходящая корнями в прошлое традиция создания просветительских и музейно-просветительских организаций и центров. Эти организации служат и продолжению дела всеобщего российского просвещения, развивавшегося на протяжении нескольких веков российской истории, и в то же время базируют свою деятельность на текущей общественно-политической повестке, актуальной для потенциальной аудитории, жителей страны и региона, подрастающего поколения и работающих с ним педагогов. Эта тенденция связана с тем, что во все еще молодой, с не оформившейся в полной мере идеологией России запрос на гражданское воспитание, формирование актуальной, а не искусственной национальной идентичности, основанной на преемственности истории и поколений, синтезе традиций и современных явлений в обществе, возник в равной мере и в политическом поле, в руководстве страны, и среди общественности.
Для Красноярского края, Дом-музей В.Д. Касьянова — П.А. Красикова с его историей имеет большой просветительский потенциал. Построенный золотопромышленником и почетным гражданином Красноярска, купцом- меценатом И.И. Токаревым, ставший местом проживания для двух видных деятелей просвещения своего времени - протоиерея Василия Касьянова и его внука, революционера П.А. Красикова, принимавшего деятельное участие в атеистической пропаганде и в целом в жизни советского государства, пережившего даже период суровой внутрипартийной борьбы и сталинских «чисток»; и посещенный, пожалуй, самой важной фигурой в истории России XX столетия - Владимиром Лениным, он вобрал в себя важнейшие вехи истории России второй половины XIX- первой половины XX века. И, что немаловажно, именно в той ее части, которая непосредственно связана с просвещением. Однако в силу различных обстоятельств времени, музейный потенциал дома никогда в полной мере не был раскрыт, хотя период музейного применения в новейшей истории дома и был. Направленные на гражданское воспитание просветительские мероприятия невозможны без серьезной исторической базы, опирающейся на подлинные и существенные события из истории Отечества, и без духовно-нравственного основания, включающего вечные ценности человечества и человеческой культуры, которые приносит в этот дом фигура церковного деятеля. Именно эти два компонента, объединяясь в этом доме, обуславливают его потенциал как площадки для музейно-просветительского центра.
1. ГАКК Ф. 674. — Оп. 1. — Д. 2653. — Лл. 1, 1об.
2. ГАКК Ф. 674. — Оп. 1. — Д. 706. —Лл. 2, 2об.
3. ГАКК Ф. р. 241. — Оп. 1. — Д. 375. — Лл. 271, 316об., 317.
4. Модельный закон о просветительской деятельности: [принят на
двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ : постановление № 20-15 от 7 декабря 2002 года] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901865093 (дата обращения: 09.04.2019). - Загл. с экрана.
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от
20.11.2018) «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы“» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=311795&fl d=134&dst=100009,0&rnd=0.9321038214754171#05435482691747906 (дата обращения: 02.05.2019). - Загл. с экрана.
6. Указ Губернатора Красноярского края от 21.03.2014 № 52-уг //
«Сейчас.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2116540 (дата обращения: 06.05.2019). - Загл. с экрана.
7. Указ президента «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 // сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 10.05.2019). - Загл. с экрана.
8. Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и о музеях в Российской Федерации // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ дата обращения: 15.04.2019). - Загл. с экрана.
Интернет-источники
9. Государственный каталог Музейного фонда Российской
Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Красиков&museumIds=1392&imageE xists=true(дата обращения: 05.05.2019). - Загл. с экрана.
10. Дом-музей П.А. Красикова // Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kasdom.ru/dom-muzej-p-a-krasikova/ (дата обращения: 01.05.2019). - Загл. с экрана.
11. История музея // Красноярский краеведческий музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kkkm.ru/o-muzee/istoriya- muzeya/istoriya-muzeya (дата обращения: 02.05.2019). - Загл. с экрана.
12. Министерство просвещения Российской Федерации // Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://edu.gov.ru/about/ (дата обращения: 09.04.2019). - Загл. с экрана.
13. Музей и музейное дело в эпоху Просвещения //StudFiles. -
файловый архив студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3193845/page:6/ (дата обращения: 14.04.2019). -
Загл. с экрана.
14. Музейно-просветительский центр // Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vmdpni.rU/museum/departments_of_the_museum/sc_edu_cen/index.p hp (дата обращения: 03.05.2019). — Загл. с экрана.
15. Музейно-просветительский центр Политеха в МГУ //
Политехнический музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://polymus.ru/ru/museum/about/venues/poly-msu/ (дата обращения:
28.04.2019). - Загл. с экрана...48