Психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Произвольное внимание дошкольников, как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление развития произвольного внимания дошкольников 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания дошкольников с
задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического
развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания
дошкольников с задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного
внимания дошкольников с задержкой психического развития 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложение 90
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Произвольное внимание дошкольников, как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление развития произвольного внимания дошкольников 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания дошкольников с
задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического
развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания
дошкольников с задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного
внимания дошкольников с задержкой психического развития 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложение 90
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой стоит задача поиска оптимальных условий предоставления образовательных услуг для детей с разными потребностями и потенциальными возможностями. В то же время, мы наблюдаем постоянное развитие и модернизацию системы образования, вместе с которой усовершенствуются критерии оценки, которые, в свою очередь, являются причиной увеличения требований к учащимся. Соответственно, ребенок должен отвечать требованиями уровня развития уже на этапе посещения дошкольных образовательных учреждений для успешной подготовки и преодоления школьного образования.
Уже на этапе дошкольного образования является важным достаточный уровень развития высших психических функций: память, внимание, воображение, речь и мышление. Активным деятелем в изучении данных процессов является Л.С. Выготский (1928). По мнению данного ученого под высшими психическими функциями принято понимать произвольную память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Несмотря на огромное множество научных исследований в области внимания, актуальным на сегодняшний день является изучение произвольного внимания.
Многие научные деятели занимались изучением нарушений внимания у детей, преимущественно младшего школьного возраста: прежде всего М.С. Певзнер (1938), Т.А. Власова (1935), Э.Я. Пекелис (1971), И.Ф. Марковская (1993), К.С. Лебединская (1969), УВ. Ульенкова (2002). Дифференциальные признаки нарушений внимания были тщательно подвергнуты изучению такими современными специалистами в области психологии как Г.М. Понарядовой (1982), В.П. Мусиной (2013). Природой и механизмами нарушений внимания с физической, нейрофизиологической и психологической точек зрения интересовались Е.Д. Хомская (1972), Л.Р. Лурия (1922), И.П. Павлов (1893), А.В. Снежневский (1960), В.В. Лебединский (1956), К.К. Платонов (1972), И.Л. Баскакова (1982). Несмотря на это, вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания у дошкольников были подвергнуты изучению гораздо более скромно.
Вопросам развития и формирования внимания у нормальных детей уделяли огромное внимание И.Л. Баскакова (1995), С.Л. Кабыльницкая (1986), Н.Ф. Добрынин (1935), И.В. Страхов (1968), Ф.Н. Гоноболин (1973), П.Я. Гальперин (1974). Значительный опыт коррекции нарушенного внимания накоплен в работе с умственно отсталыми детьми благодаря теоретическому и практическому опыту таких ученых, как И.Л. Баскаковой (1995), С.В. Лиепинь (1977), Б.И. Айзенбергу (1995). В то же время гораздо меньше программ посвящено коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Ни одно психическое явление невозможно без связи с процессом внимания, в связи с этим значение внимания представляет высокую ценность в процессе развития всех психических процессов. Для педагога особенно важно значение развития свойств внимания для успешной воспитательно - образовательной деятельности, особенно детей с задержкой психического развития.
Вместе с наступлением старшего дошкольного возраста детей, постепенно происходит подготовка к переходу ведущего вида деятельности: от игровой к учебной. Кроме того, уровень развития внимания детей с задержкой психического развития будет определять их готовность к школе и освоение начальной школьной образовательной программы.
В связи с этим возникла необходимость в разработке психологической коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий, предусмотренных регламентом. Выявить эти способности и развить наилучшим образом представляется возможным на специальных коррекционно-развивающих занятиях.
Таким образом, произвольное внимание - важный элемент психического развития, независимо от того рассмотрено оно как самостоятельный процесс или как неотъемлемая часть системы высших психических функций, нормальное психическое развитие, в целом, невозможно при недоразвитии данного психического процесса. И несмотря на внимание научных исследователей, вопрос развития внимания дошкольников с задержкой психического развития остается недостаточно изученным. Наблюдается недостаточное количество программ психологической коррекции для дошкольников, в то время как, основное внимание научных деятелей приковано к младшим школьникам.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития, разработке и внедрении в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста .
Объект исследования: произвольное внимание дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития являются сниженные показатели уровней устойчивости, распределения, объема, концентрации и переключения внимания. Предполагается, что разработанная нами психологическая коррекция имеющихся нарушений у изучаемого контингента дошкольников позволит повысить уровень развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психологического развития.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе на основе анализа литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития .
3. Разработать психологическую коррекцию произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально проверить ее эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения отечественной психологии:
• Теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 2001; А.Н. Леонтьев, 2007);
• Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
• Научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.И. Мамайчук, 2006; Н.А. Никашина, 1984; И.Ю. Левченко, 2000).
Методы исследования определены согласно цели и гипотезе. В ходе исследования были применены теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, используемые во время работы: изучение психолого-педагогической индивидуальной документации ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные - анкетирование воспитателей дошкольного образовательного учреждения, диагностические методики, психологическая коррекция и контрольный эксперимент.
Психодиагностические методики: анкета для воспитателей, направленная на выявление имеющихся недостатков развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; методика «Найди и вычеркни» С. Лиепинь (1991); методика «Проставь значки» Пьерона-Рузера (1920); методика «Чего не хватает?» Р.С. Немов (2001).
Организация исследования: базой для реализации исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Холмогорский детский сад «Домовенок». В эксперименте участвовало 22 воспитанника дошкольного образовательного учреждения детей в возрасте 5-6 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума «Задержка психического развития». Всего в экспериментальном исследовании задействованы: 16 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из комбинированных групп и 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из компенсирующей группы для детей данного вида дизонтогенетического расстройства.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (февраль 2022 - октябрь 2022). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Констатирующий этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022) - выявление особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (январь 2023 - март 2023) - разработка и реализация психокоррекционной программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023) - реализация контрольного эксперимента, подсчет и анализ полученных результатов исследования, оценка эффективности программы коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучение теоретических данных о произвольном внимании дошкольников, в том числе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, даст возможность получить современное представление об особенностях данного психического явления у изучаемого контингента дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психологической коррекции, направленной на повышение уровня произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. А также, разработанная в ходе исследования программа психологической коррекции сниженного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития может быть применена в практической психолого-педагогической практике.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 101 источника, включает 9 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 6 гистограммами.
Уже на этапе дошкольного образования является важным достаточный уровень развития высших психических функций: память, внимание, воображение, речь и мышление. Активным деятелем в изучении данных процессов является Л.С. Выготский (1928). По мнению данного ученого под высшими психическими функциями принято понимать произвольную память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Несмотря на огромное множество научных исследований в области внимания, актуальным на сегодняшний день является изучение произвольного внимания.
Многие научные деятели занимались изучением нарушений внимания у детей, преимущественно младшего школьного возраста: прежде всего М.С. Певзнер (1938), Т.А. Власова (1935), Э.Я. Пекелис (1971), И.Ф. Марковская (1993), К.С. Лебединская (1969), УВ. Ульенкова (2002). Дифференциальные признаки нарушений внимания были тщательно подвергнуты изучению такими современными специалистами в области психологии как Г.М. Понарядовой (1982), В.П. Мусиной (2013). Природой и механизмами нарушений внимания с физической, нейрофизиологической и психологической точек зрения интересовались Е.Д. Хомская (1972), Л.Р. Лурия (1922), И.П. Павлов (1893), А.В. Снежневский (1960), В.В. Лебединский (1956), К.К. Платонов (1972), И.Л. Баскакова (1982). Несмотря на это, вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания у дошкольников были подвергнуты изучению гораздо более скромно.
Вопросам развития и формирования внимания у нормальных детей уделяли огромное внимание И.Л. Баскакова (1995), С.Л. Кабыльницкая (1986), Н.Ф. Добрынин (1935), И.В. Страхов (1968), Ф.Н. Гоноболин (1973), П.Я. Гальперин (1974). Значительный опыт коррекции нарушенного внимания накоплен в работе с умственно отсталыми детьми благодаря теоретическому и практическому опыту таких ученых, как И.Л. Баскаковой (1995), С.В. Лиепинь (1977), Б.И. Айзенбергу (1995). В то же время гораздо меньше программ посвящено коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Ни одно психическое явление невозможно без связи с процессом внимания, в связи с этим значение внимания представляет высокую ценность в процессе развития всех психических процессов. Для педагога особенно важно значение развития свойств внимания для успешной воспитательно - образовательной деятельности, особенно детей с задержкой психического развития.
Вместе с наступлением старшего дошкольного возраста детей, постепенно происходит подготовка к переходу ведущего вида деятельности: от игровой к учебной. Кроме того, уровень развития внимания детей с задержкой психического развития будет определять их готовность к школе и освоение начальной школьной образовательной программы.
В связи с этим возникла необходимость в разработке психологической коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий, предусмотренных регламентом. Выявить эти способности и развить наилучшим образом представляется возможным на специальных коррекционно-развивающих занятиях.
Таким образом, произвольное внимание - важный элемент психического развития, независимо от того рассмотрено оно как самостоятельный процесс или как неотъемлемая часть системы высших психических функций, нормальное психическое развитие, в целом, невозможно при недоразвитии данного психического процесса. И несмотря на внимание научных исследователей, вопрос развития внимания дошкольников с задержкой психического развития остается недостаточно изученным. Наблюдается недостаточное количество программ психологической коррекции для дошкольников, в то время как, основное внимание научных деятелей приковано к младшим школьникам.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития, разработке и внедрении в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста .
Объект исследования: произвольное внимание дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития являются сниженные показатели уровней устойчивости, распределения, объема, концентрации и переключения внимания. Предполагается, что разработанная нами психологическая коррекция имеющихся нарушений у изучаемого контингента дошкольников позволит повысить уровень развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психологического развития.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе на основе анализа литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития .
3. Разработать психологическую коррекцию произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально проверить ее эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения отечественной психологии:
• Теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 2001; А.Н. Леонтьев, 2007);
• Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
• Научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.И. Мамайчук, 2006; Н.А. Никашина, 1984; И.Ю. Левченко, 2000).
Методы исследования определены согласно цели и гипотезе. В ходе исследования были применены теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, используемые во время работы: изучение психолого-педагогической индивидуальной документации ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные - анкетирование воспитателей дошкольного образовательного учреждения, диагностические методики, психологическая коррекция и контрольный эксперимент.
Психодиагностические методики: анкета для воспитателей, направленная на выявление имеющихся недостатков развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; методика «Найди и вычеркни» С. Лиепинь (1991); методика «Проставь значки» Пьерона-Рузера (1920); методика «Чего не хватает?» Р.С. Немов (2001).
Организация исследования: базой для реализации исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Холмогорский детский сад «Домовенок». В эксперименте участвовало 22 воспитанника дошкольного образовательного учреждения детей в возрасте 5-6 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума «Задержка психического развития». Всего в экспериментальном исследовании задействованы: 16 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из комбинированных групп и 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из компенсирующей группы для детей данного вида дизонтогенетического расстройства.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (февраль 2022 - октябрь 2022). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Констатирующий этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022) - выявление особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (январь 2023 - март 2023) - разработка и реализация психокоррекционной программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023) - реализация контрольного эксперимента, подсчет и анализ полученных результатов исследования, оценка эффективности программы коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучение теоретических данных о произвольном внимании дошкольников, в том числе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, даст возможность получить современное представление об особенностях данного психического явления у изучаемого контингента дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психологической коррекции, направленной на повышение уровня произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. А также, разработанная в ходе исследования программа психологической коррекции сниженного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития может быть применена в практической психолого-педагогической практике.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 101 источника, включает 9 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 6 гистограммами.
Изучение и исследование особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным объектом психологи и педагогики. Изучением данного психического явления занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, Л.Н. Блинова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский и другие. Известно, что внимание является одним из важнейших психических процессов, тесно связанный с общей направленной активностью, намерениями, мотивацией. Произвольное внимание дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низкой
концентрацией и переключаемостью.
Исследовательская работа направлена на изучение особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа состоит из трех глав. Первая глава включает в себя теоретическое исследование литературы по проблеме произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вторая глава направлена на экспериментальное исследование свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное экспериментальное исследование было реализовано на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения Холмогорский детский сад «Домовенок». Для реализации эмпирического исследования было привлечено 22 воспитанника дошкольного учреждения старших дошкольных групп в возрасте 6-7 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума F80 «задержка психического развития».
Определение уровня произвольного внимания производилось в несколько этапов. На подготовительном этапе был произведен сбор катамнестических и анамнестических данных детей старшего дошкольного возраста с имеющимися недостатками. А также, были проанализированы данные индивидуальных медицинских карт дошкольников, заключения педагогов-психологов, протоколы психолого-медико-педагогического Консилиума. Кроме этого, на данном этапе была реализована анкета для педагогов с целью получения данных об особенностях произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальный этап исследования был реализован с помощью методов наблюдения, беседы и экспериментального исследования уровня развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Свойства внимания, которые были проанализированы на данном этапе: объем, переключение, концентрация, устойчивость, распределение. Экспериментальное исследование было реализовано посредством методик: С. Лиепинь «Методика для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания» (1991); методика Пьерона-Рузера «Методика для изучения объема и устойчивости произвольного внимания» (1920); методика Р.С. Немова «Чего не хватает?» (2001).
На заключительном этапе был произведен подсчет и интерпретация полученных данных. А также качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
В результате теоретического и эмпирического исследования были выделены основные свойства, характеризующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
• Неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности ребенка, обуславливает трудности выполнения задания, требует постоянного контроля педагога;
• Сниженная концентрация внимания, которая характеризуется трудностями сосредоточения на объекте, повышенной утомляемостью и истощаемостью;
• Сниженный объем внимания: ребенок не способен удерживать большой объем информации, в связи с чем значительно снижается эффективность решения игровых и учебных задач;
• Низкая избирательность внимания: дошкольник отвлекается на раздражители во время игровой и учебной деятельности, в последствии возникают трудности при попытке вернуться к исходной деятельности.
• Сниженное распределение внимание: ребенку сложно выполнять несколько действий одновременно или последовательно выполнять действия разной направленности;
Третья глава исследовательской работы состоит из изучения научно - методологических подходов к коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Также, на данном этапе были изучены основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Нами был разработан и реализован комплекс психолого-педагогических коррекционно-развивающих мероприятий, основной целью которых являлось улучшение свойств произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Подготовленные 19 занятий были реализованы с дошкольниками, отобранными для экспериментальной группы. После проведения психокоррекционных мероприятий был произведен контрольный эксперимент и интерпретированные данные представлены в виде сравнительных характеристик. Результаты показали, что дошкольники, которые вошли в состав контрольной группы, то есть, с которыми не проводились коррекционные занятия, на контрольном эксперименте не показали положительного прогресса в области функций произвольного внимания, а в некоторых случаях наблюдалась даже отрицательная динамика. В то время как, дошкольники с задержкой психического развития представляющие экспериментальную группу продемонстрировали явный положительный прогресс в развитии функций произвольного внимания.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, нашла свое подтверждение: для дошкольников с задержкой психического развития характерно снижено произвольное внимание. Разработанный комплекс психологической коррекции при квалифицированном подходе позволяет улучшить качественные показатели произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
концентрацией и переключаемостью.
Исследовательская работа направлена на изучение особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа состоит из трех глав. Первая глава включает в себя теоретическое исследование литературы по проблеме произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вторая глава направлена на экспериментальное исследование свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное экспериментальное исследование было реализовано на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения Холмогорский детский сад «Домовенок». Для реализации эмпирического исследования было привлечено 22 воспитанника дошкольного учреждения старших дошкольных групп в возрасте 6-7 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума F80 «задержка психического развития».
Определение уровня произвольного внимания производилось в несколько этапов. На подготовительном этапе был произведен сбор катамнестических и анамнестических данных детей старшего дошкольного возраста с имеющимися недостатками. А также, были проанализированы данные индивидуальных медицинских карт дошкольников, заключения педагогов-психологов, протоколы психолого-медико-педагогического Консилиума. Кроме этого, на данном этапе была реализована анкета для педагогов с целью получения данных об особенностях произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальный этап исследования был реализован с помощью методов наблюдения, беседы и экспериментального исследования уровня развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Свойства внимания, которые были проанализированы на данном этапе: объем, переключение, концентрация, устойчивость, распределение. Экспериментальное исследование было реализовано посредством методик: С. Лиепинь «Методика для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания» (1991); методика Пьерона-Рузера «Методика для изучения объема и устойчивости произвольного внимания» (1920); методика Р.С. Немова «Чего не хватает?» (2001).
На заключительном этапе был произведен подсчет и интерпретация полученных данных. А также качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
В результате теоретического и эмпирического исследования были выделены основные свойства, характеризующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
• Неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности ребенка, обуславливает трудности выполнения задания, требует постоянного контроля педагога;
• Сниженная концентрация внимания, которая характеризуется трудностями сосредоточения на объекте, повышенной утомляемостью и истощаемостью;
• Сниженный объем внимания: ребенок не способен удерживать большой объем информации, в связи с чем значительно снижается эффективность решения игровых и учебных задач;
• Низкая избирательность внимания: дошкольник отвлекается на раздражители во время игровой и учебной деятельности, в последствии возникают трудности при попытке вернуться к исходной деятельности.
• Сниженное распределение внимание: ребенку сложно выполнять несколько действий одновременно или последовательно выполнять действия разной направленности;
Третья глава исследовательской работы состоит из изучения научно - методологических подходов к коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Также, на данном этапе были изучены основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Нами был разработан и реализован комплекс психолого-педагогических коррекционно-развивающих мероприятий, основной целью которых являлось улучшение свойств произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Подготовленные 19 занятий были реализованы с дошкольниками, отобранными для экспериментальной группы. После проведения психокоррекционных мероприятий был произведен контрольный эксперимент и интерпретированные данные представлены в виде сравнительных характеристик. Результаты показали, что дошкольники, которые вошли в состав контрольной группы, то есть, с которыми не проводились коррекционные занятия, на контрольном эксперименте не показали положительного прогресса в области функций произвольного внимания, а в некоторых случаях наблюдалась даже отрицательная динамика. В то время как, дошкольники с задержкой психического развития представляющие экспериментальную группу продемонстрировали явный положительный прогресс в развитии функций произвольного внимания.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, нашла свое подтверждение: для дошкольников с задержкой психического развития характерно снижено произвольное внимание. Разработанный комплекс психологической коррекции при квалифицированном подходе позволяет улучшить качественные показатели произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Произвольная регуляция психической деятельности дошкольников с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях в условиях реабилитационного центра
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



