Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития

Работа №156122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2023
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Произвольное внимание дошкольников, как проблема исследования в
психологии 9
1.2. Становление развития произвольного внимания дошкольников 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания дошкольников с
задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического
развития 34
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного внимания
дошкольников с задержкой психического развития 47
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного
внимания дошкольников с задержкой психического развития 52
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложение 90


Актуальность исследования. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой стоит задача поиска оптимальных условий предоставления образовательных услуг для детей с разными потребностями и потенциальными возможностями. В то же время, мы наблюдаем постоянное развитие и модернизацию системы образования, вместе с которой усовершенствуются критерии оценки, которые, в свою очередь, являются причиной увеличения требований к учащимся. Соответственно, ребенок должен отвечать требованиями уровня развития уже на этапе посещения дошкольных образовательных учреждений для успешной подготовки и преодоления школьного образования.
Уже на этапе дошкольного образования является важным достаточный уровень развития высших психических функций: память, внимание, воображение, речь и мышление. Активным деятелем в изучении данных процессов является Л.С. Выготский (1928). По мнению данного ученого под высшими психическими функциями принято понимать произвольную память, произвольное внимание, логическое мышление и др. Несмотря на огромное множество научных исследований в области внимания, актуальным на сегодняшний день является изучение произвольного внимания.
Многие научные деятели занимались изучением нарушений внимания у детей, преимущественно младшего школьного возраста: прежде всего М.С. Певзнер (1938), Т.А. Власова (1935), Э.Я. Пекелис (1971), И.Ф. Марковская (1993), К.С. Лебединская (1969), УВ. Ульенкова (2002). Дифференциальные признаки нарушений внимания были тщательно подвергнуты изучению такими современными специалистами в области психологии как Г.М. Понарядовой (1982), В.П. Мусиной (2013). Природой и механизмами нарушений внимания с физической, нейрофизиологической и психологической точек зрения интересовались Е.Д. Хомская (1972), Л.Р. Лурия (1922), И.П. Павлов (1893), А.В. Снежневский (1960), В.В. Лебединский (1956), К.К. Платонов (1972), И.Л. Баскакова (1982). Несмотря на это, вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания у дошкольников были подвергнуты изучению гораздо более скромно.
Вопросам развития и формирования внимания у нормальных детей уделяли огромное внимание И.Л. Баскакова (1995), С.Л. Кабыльницкая (1986), Н.Ф. Добрынин (1935), И.В. Страхов (1968), Ф.Н. Гоноболин (1973), П.Я. Гальперин (1974). Значительный опыт коррекции нарушенного внимания накоплен в работе с умственно отсталыми детьми благодаря теоретическому и практическому опыту таких ученых, как И.Л. Баскаковой (1995), С.В. Лиепинь (1977), Б.И. Айзенбергу (1995). В то же время гораздо меньше программ посвящено коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Ни одно психическое явление невозможно без связи с процессом внимания, в связи с этим значение внимания представляет высокую ценность в процессе развития всех психических процессов. Для педагога особенно важно значение развития свойств внимания для успешной воспитательно - образовательной деятельности, особенно детей с задержкой психического развития.
Вместе с наступлением старшего дошкольного возраста детей, постепенно происходит подготовка к переходу ведущего вида деятельности: от игровой к учебной. Кроме того, уровень развития внимания детей с задержкой психического развития будет определять их готовность к школе и освоение начальной школьной образовательной программы.
В связи с этим возникла необходимость в разработке психологической коррекции произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий, предусмотренных регламентом. Выявить эти способности и развить наилучшим образом представляется возможным на специальных коррекционно-развивающих занятиях.
Таким образом, произвольное внимание - важный элемент психического развития, независимо от того рассмотрено оно как самостоятельный процесс или как неотъемлемая часть системы высших психических функций, нормальное психическое развитие, в целом, невозможно при недоразвитии данного психического процесса. И несмотря на внимание научных исследователей, вопрос развития внимания дошкольников с задержкой психического развития остается недостаточно изученным. Наблюдается недостаточное количество программ психологической коррекции для дошкольников, в то время как, основное внимание научных деятелей приковано к младшим школьникам.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития, разработке и внедрении в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста .
Объект исследования: произвольное внимание дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития; разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции имеющихся недостатков у изучаемого контингента детского возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития являются сниженные показатели уровней устойчивости, распределения, объема, концентрации и переключения внимания. Предполагается, что разработанная нами психологическая коррекция имеющихся нарушений у изучаемого контингента дошкольников позволит повысить уровень развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психологического развития.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития на современном этапе на основе анализа литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития .
3. Разработать психологическую коррекцию произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития и экспериментально проверить ее эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения отечественной психологии:
• Теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 2001; А.Н. Леонтьев, 2007);
• Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
• Научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.И. Мамайчук, 2006; Н.А. Никашина, 1984; И.Ю. Левченко, 2000).
Методы исследования определены согласно цели и гипотезе. В ходе исследования были применены теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, используемые во время работы: изучение психолого-педагогической индивидуальной документации ребенка, беседа, наблюдение; экспериментальные - анкетирование воспитателей дошкольного образовательного учреждения, диагностические методики, психологическая коррекция и контрольный эксперимент.
Психодиагностические методики: анкета для воспитателей, направленная на выявление имеющихся недостатков развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; методика «Найди и вычеркни» С. Лиепинь (1991); методика «Проставь значки» Пьерона-Рузера (1920); методика «Чего не хватает?» Р.С. Немов (2001).
Организация исследования: базой для реализации исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Холмогорский детский сад «Домовенок». В эксперименте участвовало 22 воспитанника дошкольного образовательного учреждения детей в возрасте 5-6 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума «Задержка психического развития». Всего в экспериментальном исследовании задействованы: 16 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из комбинированных групп и 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из компенсирующей группы для детей данного вида дизонтогенетического расстройства.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2022 по 2023 год и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (февраль 2022 - октябрь 2022). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Констатирующий этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022) - выявление особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (январь 2023 - март 2023) - разработка и реализация психокоррекционной программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023) - реализация контрольного эксперимента, подсчет и анализ полученных результатов исследования, оценка эффективности программы коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучение теоретических данных о произвольном внимании дошкольников, в том числе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, даст возможность получить современное представление об особенностях данного психического явления у изучаемого контингента дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психологической коррекции, направленной на повышение уровня произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. А также, разработанная в ходе исследования программа психологической коррекции сниженного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития может быть применена в практической психолого-педагогической практике.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 101 источника, включает 9 приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 6 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и исследование особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным объектом психологи и педагогики. Изучением данного психического явления занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, Л.Н. Блинова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский и другие. Известно, что внимание является одним из важнейших психических процессов, тесно связанный с общей направленной активностью, намерениями, мотивацией. Произвольное внимание дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низкой
концентрацией и переключаемостью.
Исследовательская работа направлена на изучение особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа состоит из трех глав. Первая глава включает в себя теоретическое исследование литературы по проблеме произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вторая глава направлена на экспериментальное исследование свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное экспериментальное исследование было реализовано на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения Холмогорский детский сад «Домовенок». Для реализации эмпирического исследования было привлечено 22 воспитанника дошкольного учреждения старших дошкольных групп в возрасте 6-7 лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогического Консилиума F80 «задержка психического развития».
Определение уровня произвольного внимания производилось в несколько этапов. На подготовительном этапе был произведен сбор катамнестических и анамнестических данных детей старшего дошкольного возраста с имеющимися недостатками. А также, были проанализированы данные индивидуальных медицинских карт дошкольников, заключения педагогов-психологов, протоколы психолого-медико-педагогического Консилиума. Кроме этого, на данном этапе была реализована анкета для педагогов с целью получения данных об особенностях произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальный этап исследования был реализован с помощью методов наблюдения, беседы и экспериментального исследования уровня развития произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Свойства внимания, которые были проанализированы на данном этапе: объем, переключение, концентрация, устойчивость, распределение. Экспериментальное исследование было реализовано посредством методик: С. Лиепинь «Методика для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания» (1991); методика Пьерона-Рузера «Методика для изучения объема и устойчивости произвольного внимания» (1920); методика Р.С. Немова «Чего не хватает?» (2001).
На заключительном этапе был произведен подсчет и интерпретация полученных данных. А также качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
В результате теоретического и эмпирического исследования были выделены основные свойства, характеризующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
• Неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности ребенка, обуславливает трудности выполнения задания, требует постоянного контроля педагога;
• Сниженная концентрация внимания, которая характеризуется трудностями сосредоточения на объекте, повышенной утомляемостью и истощаемостью;
• Сниженный объем внимания: ребенок не способен удерживать большой объем информации, в связи с чем значительно снижается эффективность решения игровых и учебных задач;
• Низкая избирательность внимания: дошкольник отвлекается на раздражители во время игровой и учебной деятельности, в последствии возникают трудности при попытке вернуться к исходной деятельности.
• Сниженное распределение внимание: ребенку сложно выполнять несколько действий одновременно или последовательно выполнять действия разной направленности;
Третья глава исследовательской работы состоит из изучения научно - методологических подходов к коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Также, на данном этапе были изучены основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Нами был разработан и реализован комплекс психолого-педагогических коррекционно-развивающих мероприятий, основной целью которых являлось улучшение свойств произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития. Подготовленные 19 занятий были реализованы с дошкольниками, отобранными для экспериментальной группы. После проведения психокоррекционных мероприятий был произведен контрольный эксперимент и интерпретированные данные представлены в виде сравнительных характеристик. Результаты показали, что дошкольники, которые вошли в состав контрольной группы, то есть, с которыми не проводились коррекционные занятия, на контрольном эксперименте не показали положительного прогресса в области функций произвольного внимания, а в некоторых случаях наблюдалась даже отрицательная динамика. В то время как, дошкольники с задержкой психического развития представляющие экспериментальную группу продемонстрировали явный положительный прогресс в развитии функций произвольного внимания.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, нашла свое подтверждение: для дошкольников с задержкой психического развития характерно снижено произвольное внимание. Разработанный комплекс психологической коррекции при квалифицированном подходе позволяет улучшить качественные показатели произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития.



1. Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение дошкольников с
ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
2. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
3. Айзенберг Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. Дисс.канд. псих наук. М.:1986.160 с
4. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / О.В. Алмазова. Дисс..на соискание ученой степени кандидата наук. Екатеринбург, 1997. 222 с.
5. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. М.: Просвещение, 1996. 205 с.
6. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для педагога-психолога / Н.В. Бабкина. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
7. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология, 2006. № 4. С. 38-45.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
9. Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 2015. С. 194-196.
10. Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века:образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2 -х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 194-196.
11. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы . Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102-104.
12. Виноградова А.Д. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. СПБ. 1995. 232 с.
13. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: 1973. С.47-56.
14. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. 83 с.
15. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания. // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С 144-167.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во: «АПН», 1960. 488 с.
17. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ; 2005, С. 184-220.
18. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов -на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с.
19. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. 45 c.
20. Гамезо М.В. Младший школьник психодиагностика и коррекция развития. М.: 1995. 251 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред.А.В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. 211 с.
22. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Мысль, 1972. 246 с.
23. Губанова Н.Ф. Развитие познавательных процессов у младших школьников с нормой и с ЗПР//Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. 2017. С. 253-257.
24. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии, 1973. №3.С. 125.
25. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Соломатова К. А. Особенности внимания дошкольников с задержкой психического развития // Научно - методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 44. С. 122-128.
26. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания: учебник / Ю.Б. Дормашев. Послесловие проф. В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: Московский психолога-социальный институт: Флинта, 2007. 376 с.
27. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. М.: Учеб.пособие. Николаевск, 2002. 113 с.
28. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М, Марютина. М.: Просвещение, 1987. 488 с.
29. Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной
алалии: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. М.: 1967. 20 с.
30. Журбина, О. А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. М.: Феникс, 2007. 158 с.
31. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Новая школа, 2000. 160 с.
32. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст]/Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
33. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми
образовательными потребностями // Педагогика, 2010. № 6. С. 43-45.
34. Зябкина Е.А., А.А.Сергадеева Особенности непроизвольного
внимания у дошкольников с задержкой психического развития // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов III
Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 214-216.
35. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008. № 3. С. 3-10.
36. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 349 с.
37. Калинина Т.С. Теоретические аспекты психологического
сопровождения младших подростков с ЗПР // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара. 2013. С. 58-63.
38. Ковригина Ю.П., Васильева В.С. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2017. С. 204-206.
39. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. Ростовн/Д: Феникс, 2010. 253 с.
40. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею / Е.В. Коротаева. М.:1997.224 с.
41. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у дошкольников с зпр современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С. 155-157.
42. Кунцман Ю.А. Формирование произвольной саморегуляции у
детей дошкольного возраста с ЗПР посредством планирования действий // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с
международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. 2017. С. 98-100.
43. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. России: распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997. 199 с.
44. Ланге Н.Н. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: 2001. С. 381-394.
45. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ; 1985. 168с.
46. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. М.: Образование Плюс, 2006.120 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 352 с.
48. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология,1985. №4. С.47-51.
49. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) [Текст]/Т.А. Ломтева.М.: Дрофа-Плюс, 2005. 272 с.
50. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Издательство «Речь», 2007. 136 с.
51. Макаркова Я.С., Еремина Ю.С. К вопросу о школьной психологической готовности детей с ЗПР. Инклюзивное образование: теорияи практика сборник материалов международной научно-практической конференции, 2016. С. 645-648.
52. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.
53. Мальчугова М.А. Формирование произвольной регуляции психической деятельности у дошкольников с ЗПР // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 47-50.
54. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: псих. практикум/И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
55. Машталь.О Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. СПБ.:Наука и техника, 2008. 304 с.
56. Мишенева Л.Н., Белисова А.А., Кронштатова С.В., Васерман Е.А., Николаева Н.И. Особенности внимания детей с задержкой психического развития// Современное образование: актуальные вопросы, достижения иинновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 94-96.
57. Набатникова Л. П. Устойчивость внимания и ее динамика у детей дошкольного возраста:автореф.дис.канд. психол. наук: 19.00.07.М.:1980. 16 с.
58. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. Кн.2: Педагогическая психология, 640 с.
59. Нечаева Н.С.Развитие познавательной активности у младших школьников с ЗПР // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 102-105.
60. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 128с.
61. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. М.: Феникс. 2006. 382 с.
62. Новикова Е.Ю. Григорюк М.П. Психолого - педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР// Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 110¬112.
63. Овчарова Р. В.// Практическая психология в начальной школе. М.:ТЦ «Сфера», 1996. 240 с.
64. Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ.конф. № 1(52).
URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата
обращения: 27.04.2022).
65. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осиппова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера, 2002. 104 с.
66. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
67. Переслени Л.И. Мастюкова.Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития дошкольников (учебно-методическое пособие). Абакан, АГПИ, 1990. 68 с.
68. Пилипчук Л.С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ЗПР // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 282-284.
69. Плотникова Д.С., Репина З.А. Теоретические аспекты формирования внимания как средства коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях вид реализации ФГОС Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 477-479.
70. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9). С. 54-56.
71. Понарядова Г.М. О Внимании дошкольников с различной успеваемостью. 2010. 305 с.
72. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим
школьникам [Текст]/под. ред. Ж.М. Глозман. М.: Эксмо, 2010. 288 с.
73. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
74. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ.ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ. 2003. 64 с.
75. Психодиагностика. Раздел «Внимание» / Авт.сост. Е.П. Ивутина, С.Г Касимова. Киров: Изд-воВГПУ, 2006. 52 с.
76. Психологическая поддержка дошкольников: программы,
конспекты занятия [Текст]/авт.-сост. О.Н. Рудякова. Волгоград.: Учитель. 2008. 89 с.
77. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: Теревинф, 2004. 47 с.
78. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 485 с.
79. Рутман Э.М. Развитие высших форм внимания в онтогенезе и детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 324 с.
80. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
81. Сорокин В.М., МамайчукИ.И. Специальная психология. М.: 2017.
82. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / Завьялова Т.П. М.: АРКТИ, 2008. 72 с.
83. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 672 с.
84. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с
85. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.:2015. 147с.
86. Суворова О.Б. Особенности внимания у детей с ЗПР// Наука и
общество: проблемы современных исследований. ХП Международная
научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева, 2018. С. 59-65.
87. Суслова С.С., Савкова В.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 634-638.
88. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания
дошкольников и младших школьников: дисс к.п.н: 19.00.07. М.: 1994. 181 с.
89. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
90. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Диктанты по русскому языку: 1-3 (4) классы.М.: АСТ, 2016. 29 с.
91. Ульенкова УВ.Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретико-методологические основы психологической помощи //Специальная
педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография.под ред. Богдановой Т.Г. М.: 2013. С. 47¬58.
92. Ульенкова, УВ., Метиева, Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов [Текст]/УВ. Ульенкова, Л.А. Метиева//Практическая психология и логопедия. 2007. № 5(28). С. 34-43.
93. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2014. 68с.
94. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. Ч. 1-3. М. 1998. 160
95. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить
психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. М.: Генезис, 2004. 175 с.
96. Чистякова М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова //Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с
97. Чуприкова Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика // Вопросы психологии, 2008. № 5. С. 13-31.
98. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий. М.: Журнал практического психолога, 2000. 192 с.
99. Шевырдяева К.С., Харлашкина В.Г. Особенности инклюзивного
образования детей с ЗПР //Психолого-педагогические аспекты
самоорганизации образования в России. 2017. С. 83-86.
100. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов
высш.учеб. Заведений. 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2007. 384 с.
101. Ян Н.А. Теоретический анализ проблемы развития внимания как психического процесса детей с ЗПР // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Под редакцией Н.Г. Гончарова. 2018. С. 43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ