Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушений осанки у младших школьников 6
1.1 Особенности развития опорно-двигательной системы младших
школьников 6
1.2 Причины нарушений осанки у школьниов 11
1.3 Способы формирования правильной осанки у детей младшего
школьного возраста 13
1.4 Формы работы по формированию правильной осанки у младших
школьников через лечебную физкультуру и лечебное плавание 15
Глава II. Методы, организация и методика проведения педагогического эксперимента 20
Методы исследования 20
Организация и методика проведение эксперимента 23
2.3 Методические особенности формирования правильной осанки 25
Глава Ш. Анализ результатов исследования 41
Выводы 46
Практическое значение 47
Список литературы 48
Приложение 51
За последние десятилетия, в силу особых социально-экономических ситуаций, наблюдается снижение уровня и качества жизни населения. Процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся инфаструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования, воспитания и развития подрастающего поколения. В первую очередь это сказалось на здоровье детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, сутулится, а также страдает различными расстройствами и заболеваниями. И это ухудшение происходит от года к году.
Поэтому, проблема здоровья детей, особенно школьного возраста, стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики, других социальных наук.
По данным российских ученых хронические заболевания у детей школьного возраста прослеживаются от 800 до 1000 случаев на 1000 учащихся и не зависят от места проживания. За период обучения в школе в 1,5-2,0 раза увеличивается число детей с заболеваниями опорнодвигательного аппарата, в 2 раза возрастает количество детей с заболеваниями нервной системы, с близорукостью в 5 раз. ( Якушева Е. 2005г).
Причин большого количества детей, имеющих нарушения осанки много. Это и:
- ранее начало систематического школьного обучения;
- интенсификация учебного процесса;
- несоответствие школьной мебели возрастным
особенностям ребенка;
- недостаточная подготовка педагогов в вопросах охраны здоровья детей;
- недостатки в существующей системефизического воспитания;
- экологические и генетические факторы;
Состояние здоровья школьников г.Красноярска имеет типичную для России картину. Систематически проводимыми профосмотрами
установлено, что нарушение осанки и сколиоз встречается у 62% детей, нарушение сердечно-сосудистой системы у 24%, близорукость у детей начальной школы составляет 33% и у 60% выпускников. По данным статистики проблема нарушений осанки у детей школьного возраста выходит на первое место.
При заболевании опорно-двигательного аппарата происходит задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, имеет место задержка развития двигательных умений и навыков. У многих детей, кроме основного заболевания, ослаблена нервная система, замедляется скорость мыслительных процессов, повышается утомляемость, что напрямую связано с усвоением программного материала в школе. В дальнейшем это грозит таким коварным заболеванием, как остеохондроз, корни которого тянутся с раннего детского возраста.
Значение хорошей осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются признаком не только стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года и завершающийся только к 20-25 годам.
Поэтому в школах назрела необходимость в организации работы с детьми, имеющими нарушения осанки, для достижения наибольшей эффективности в исправлении этого недуга.
Физические упражнения, лечебная гимнастика и плавание, как составные части воспитательно-образовательного процесса, призваны содействовать укреплению, сохранению и развитию здоровья ребенка, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизни.
1. Анализ литературных источников и статистические данные школьного кабинета врачебного контроля показали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено , что наиболее распространенное нарушение осанки у младших школьников - сутулость, которая составляет более 60%.
2. Под влиянием уроков по физической культуре наблюдаются не значительные изменения в осанке у школьников. Об этом свидетельствуют показания контрольных тестов.
3. Разработанная методика проведения специально - организованных занятий с использованием лечебной физической культуры и плавания позволяет более эффективно воздействовать на коррекцию осанки у младших школьников.
Результат экспериментальной группы выше, чем в контрольной. В ходьбе разница между ними составила 40%, в упражнении стоя у стены 20%, лежа на спине 30%, лежа на животе 40%, стоя на коленях 40%.
4. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что необходимы дополнительные занятия с использованием специально разработанных комплексов лечебной физической культуры и плавания.
1. Абаскалова Н. Здоровью надо учить. Новосибирск, 20003.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. М., Астрель, 2003
4. Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., Владос, 2004
5. Белковский С. Школа будущего: гармония во всем. Здоровье детей.
№ 6, 2005
6. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. - М..: Советский спорт, 1988.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
8. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников. Физическая культура в школе. - 1997. -№ 4
9. Васильков Г.А. Организация учебной деятельности. Физическая культура в школе. - 1998. -№ 5.
10. Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту.- М.: Физкультура и спорт, 1985.
11. Вессингхаге Томас. «Утиным шагом... к инвалидности». Физкультура и спорт. - 1994. №8
12. Велитченко В.К. Учителю об остеохондрозе. Физкультура в школе.
№ 4, 2000
13. Гриненко М.Ф. Физическая тренировка для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
14. Гужаловский М.А. Развитие двигательных качеств школьников. - Минск, 1978.
15. Глухова М.Е. Оздоровительные виды гимнастики. Барнаул, 1996...36