Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156105

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Психологические особенности детей 7
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Представления детей старшего дошкольного возраста о культуре
родного края: сущность структуры и уровни сформированности 14
1.3. Педагогическое обеспечение формирования представлений о культуре
родного края детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РОДНОГО
КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Методика и организация исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов практической работы 37
2.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию представлений о культуре родного края у детей старшего
дошкольного возраста 52
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


В настоящее время государство уделяет особое значение патриотическому воспитанию будущего поколения. Создают
государственные программы поддержки патриотического воспитания, такие как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [46], создается грантовая поддержка проектов патриотического воспитания. Говоря о патриотическом воспитании, очень важно говорить о представлениях о малой Родине, как для ребенка дошкольного возраста родной край - это то, что его окружает, и лишь любовь к малой Родине закладывает любовь к Родине в целом, к Отечеству.
Так же Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает принципы, ориентированные на реализацию вышеобозначенных идей в образовательной практике: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Так же определяет следующее содержание в образовательной области «Познавательное развитие», такие как формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа [52]. Данное содержание ФГОС ДО также подтверждает актуальность темы исследования, а именно подтверждает важность формирования представлений о родном крае.
Формированием представлений о родном крае, малой Родине детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Н.В. Алешина, Ю.Е. Антонов, В.А. Веретенникова, С.Г. Назарова, А.Л. Захарчук,
Э.К. Сусловой, и др. [3; 6; 12; 39; 21; 49]. В данных исследованиях изложены особенности ознакомления детей дошкольного возраста с понятием малой Родины. Так же в работах данных исследователей изложены методы и приемы работы, которые отображают региональные особенности. Но, так или иначе, нет единой разработанной системы ознакомления детей с понятием малой Родины, данная тема часто носит проектный и экспериментальный характер в образовательных организациях. Очень важно изучать с детьми особенности родного края, так как это создает привязанность и любовь целом к своей Родине, носит патриотический характер.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности со сформированными представлениями о культуре родного края и реальными показателями.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общенаучные подходы к формированию представлений о родном крае позволили выделить особенности данных представлений, их содержание для детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте развивается ценностно-смысловая сфера развития ребенка. Система дошкольного образования и сам процесс обучения и образования должны быть построены, как социокультурная субъект-субъектная среда, обуславливающая развитие у детей ценностно-смысловых отношений к окружающему миру.
Делая вывод, можно сказать, что понятие «представления о культуре родного края» - возникающие в памяти человека конкретные образы родного края, его особенности и достопримечательности, традиции и обычаи народностей, живущих на данной территории.
Представления о культуре родного края, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста:
- представления о природе родного;
- представления о животном и растительном мире родного края;
- представления об историческом прошлом родного края, города, села;
- представления о достопримечательностях и исторических местах родного города;
- представления о главных символах города [2].
Ценностно-смысловое отношение дошкольников к культуре родного края зависит от:
- способов познания ценностей культуры, обеспечивающих культурную идентификацию ребенка;
- субъективного опыта, как сочетание компетенций, который находит отражение в позиции ребенка, его взглядов и поведении во многих видах его деятельности, образующую собой единую систему отношений [статья].
Задачи освоения культуры родного края:
1. Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, воспитание гуманного отношения к культуре родного края.
2. Развитие и укрепление познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
3. Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование культуры поведения
Закономерности развития ценностно-смыслового отношения ребенка дошкольного возраста к культуре родного края, такие как:
- общетеоретические (ценностно-смысловое развитие ребенка дошкольного возраста обеспечивается интеграцией ценностей культуры родного края в содержание образовательных программ);
- педагогические (воспитывающий потенциал процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края);
- психологические (особенность дошкольного возраста в присвоении культурно-исторического опыта).
Выявлен уровень сформированности представлений о культуре родного края детей старшего дошкольного возраста:
- высокий уровень сформированности представлений о культуре родного края отражает знания о: название населенного пункта и края, в котором проживает, называет и узнает достопримечательности населенного пункта, края. Ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики Российской Федерации и Красноярского края. Ребенок знает предметы быта, которые использовали и используют на территории родного края. Знает национальные праздники. Знает представителей и особенности животного и растительного мира родного края. Знает определенные исторические события края, населенного пункта. Может ответить на вопрос «Что такое культура родного края»;
- средний уровень сформированности представлений о культуре родного края отражает знание названий населенного пункта и края, в котором ребенок проживает, достопримечательностей населенного пункта, края (ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики Российской Федерации и Красноярского края, знает предметы быта, которые использовали и используют на территории родного края, национальные праздники, представителей и особенности животного и растительного мира родного края, определенные исторические события края, населенного пункта; использует предметные термины;
- низкий уровень сформированности представлений о культуре родного края отражает фрагментарное знание названий населенного пункта и края, в котором ребенок проживает, достопримечательностей города, края; в основном не знает символику города, не способен использовать предметные термины и др.
Выявлены эффективные средства по формированию представлений о культуре родного края детей старшего дошкольного возраста:
- экскурсии;
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание картин, репродукций, иллюстраций, вырезок из газет, посвященных родному городу;
- использование игровых упражнений, дидактических игр;
- проектная деятельность;
- праздники;
- организация НОД (непосредственно-образовательной деятельности (рисование, аппликация и др.);
- знакомство с местным фольклором и др.
Выявлен уровень сформированности представлений о культуре родного края детей старшего дошкольного возраста, анализ эмпирических данных показал, что представления о культуре родного края детей старшего дошкольного возраста сформированы преимущественно на низком уровне.
Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследовательской работы достигнута, подтвердилась гипотеза исследования о том, что представления детей старшего дошкольного возраста о культуре родного края недостаточно сформированы и характеризуются фрагментарностью в области истории развития родного города и края, его социокультурного развития.



1. Александрова Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 2014. 112 с.
2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.,
2008. 111 с.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: учебное пособие. М., 2004. 156 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. 608 с.
5. Антоненко И.Н. Приобщение дошкольников к народному искусству родного края // Университет XXI века: научное измерение, 2016. 137 с.
6. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М., 2003. 168 с.
7. Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения // Вестник науки и образования. 2017. № 12. С. 93 - 95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-doshkolnikov-k-kulture-i-istorii- rodnogo-kraya-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego- pokoleniya (дата обращения: 01.06.2022).
8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / Под ред. Г.А. Логвинова. Ростов н/Д, 2015. 270 с.
9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001. 127 с.
10. Васильева К.В., Гусев Д.А.. Народное декоративно-прикладное
искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 10-3. С. 562-565; URL: https://applied-
research.ru/ru/article/view?id=7543 (дата обращения: 01.06.2022).
11. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учебное пособие; Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 140 с.
12. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 2003. 256 с.
13. Волобуева Н.Г., Тертицкая И.П. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Магадан, 2008. 235 с.
14. Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2012. 160 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2017. 224 с...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ