Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Работа №156099

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Культурологический подход в теоретико-методическом аспекте 7
1.1 Понятие культурологического подхода в педагогике и методике литературы 7
1.2 Методические основы использования культурологического подхода на уроках литературы 11
2 Реализация культурологического подхода при изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина 18
2.1 Роман «Евгений Онегин» как объект культурологического анализа 18
2.2 Обзор УМК и методических разработок по литературе в аспекте изучения романа «Евгений Онегин» в школе 24
2.3 Методические рекомендации к изучению романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина в 9 классе 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Приложение Д 57

Литература является одной из базовых гуманитарных дисциплин, связанных с развитием мировоззрения обучающегося и формированием культурных и духовных ценностей.
Одной из главных задач на современном этапе в методике преподавания литературы является сознательное отношение как к отечественной, так и к мировой литературе. Знания, аккумулированные разными учёными, творческими людьми отражаются в разных направлениях искусства и науки: живопись, музыка, философия, история, литература. Часто разные виды искусства соприкасаются между собой и соединяются в литературе.
Многие методисты и учёные (М.В. Ким, Н.Б. Крылова, О.В. Мазуренко, Н.В. Киселёва, В.А. Доманский и др.) склонны утверждать, что обучение литературе должно опираться на широкий культурный контекст. Такая особенность будет хорошим подспорьем для более глубокого понимания обучающимися идеи, мотивов, образов, особенностей эпохи определённого произведения.
На каждом этапе развития общества свои духовно-нравственные ценности, мышление, традиции, и с течением времени всё это изменяется. Возникает некий спор поколений, люди, которые были воспитаны другой средой и временем, могут не понять своих предшественников в плане, например, поведения, распорядка дня, взаимоотношения молодых людей, отношения к родителям. Внедрение культурологического подхода в образовательный процесс, а именно на уроках литературы, позволит более подробно объяснить обучающимся особенности времени, эпохи, о которых говорится в художественных произведениях, созданных до наших дней.
Вопросам культурологического подхода при изучении гуманитарных дисциплин в школе посвящены работы Л.А. Крыловой [24], В.А. Доманского [14], О.В. Мазуренко [28]. Исследователи рассматривают культурологический подход с разных точек зрения: В.А. Доманский [14], отмечая важность «диалога искусств» при изучении литературных произведений в школе, разрабатывает подход к изучению литературы в системе культурных эпох; Л.А. Крылова [24] выявляет обращается к народной культуре как источнику культуротворческой деятельности на уроках литературы; О.В. Мазуренко [28] рассматривает особенности изучения лирики в старших классах с применением культурологического подхода в условиях национальной школы.
Несмотря на то, что у каждого учёного рассматриваются разные аспекты, основа одна - все солидарны во мнении о важности использования данного подхода в литературном образовании. Это обусловлено необходимостью формирования в современном обществе культурной личности, которая может не только разбираться в определённом виде искусства, но и понимать отличия эпох и культур, уметь сравнивать и выявлять общие черты среди них. Исходя из выше обозначенного, актуальность работы определяется необходимостью поиска наиболее эффективных приемов и методов культурологического подхода при изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Цель работы: выявить особенности реализации культурологического подхода в историко-литературном курсе и разработать методические рекомендации к урокам по изучению романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в контексте культуры.
Объект исследования: процесс изучения романа «Евгений Онегин» с использованием культурологического подхода.
Предмет исследования: методы и приемы изучения романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина на уроках литературы в контексте культуры.
Задачи:
1. Изучить и обобщить научные гипотезы о культурологическом подходе в педагогике и методике обучения литературе.
2. Описать основные методы и приемы культурологического подхода на уроках литературы.
3. Проанализировать роман «Евгений Онегин» в контексте культуры.
4. Систематизировать сведения о методических подходах к изучению романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
5. Разработать методические рекомендации к изучению романа «Евгений Онегин» в 9 классе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культурологический подход является неотъемлемой частью урока по литературе. Особенно важен он в тех случаях, когда в изучаемых произведениях рассматривается историческая эпоха. Такое мы видим в романе «Евгений Онегин». При прочтении и анализе произведения у обучающихся возникают проблемы с пониманием правил поведения, образа жизни, даже лексику приходится комментировать. Необходимым элементом является культурологический комментарий учителя.
Под культурологическим комментарием, согласно педагогическому словарю под редакцией Бим-Бада, следует понимать следующее: педагогические приемы, с помощью которых рассматривается целый ряд культурологических понятий: культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы.
Анализ УМК по литературе (В.Я. Коровина; С.А. Зинин, В.И. Сахаров,
В.А Чалмаев; В.Ф. Чертов) показал, что роман «Евгений Онегин» изучается с использованием комментария культурологического характера. Разработанные нами задания помогут с методической точки зрения для грамотного построения практикующим учителям, а также студентам при подготовке к занятиям. В работе придерживались УМК под редакцией В.Я. Коровиной, где отводится на изучение романа 8 уроков. Мы предложили некоторые задания, которые осуществляют культурологический подход в изучении романа, общее описание уроков, привели исторические и культурологические комментарии, на которых необходимо сделать акцент во время урока.
Ко второму уроку по теме «Светское общество и жизнь дворянина» нами был создан подробный план виртуальной экскурсии по местам Евгения Онегина в Петербурге (бульвар, ресторан, театр, бал). На платформе Wardwall нами предлагается выполнить задание на тему «План дня Евгения Онегина», это сформирует представление о распорядке дня типичного дворянина и в игровой форме закрепит полученную информацию.
Эффективной считаем работу со сравнительной таблицей, где обучающиеся опишут столичных и провинциальных дворян. Нами рекомендовано обратиться к усадебному тексту, что позволит изучить не только нравы, особенности поведения, мировоззрения дворян 19 века, но и окружающее их культурное пространство.
На наш взгляд, очень важно с обучающимися проводить параллель между эпохой, описываемой в произведении и современностью. Для этого предлагаем следующее задание: таблица «Сравнительная характеристика дворянского и современного воспитания». Также предлагаем с обучающимися обсудить, предположить, какими могли бы быть современные прототипы героев (Татьяны и Евгения).
На шестом уроке «Онегин и Ленский» предлагаем групповую работу в форме дуэли. Это позволит рассмотреть такой сложный момент в романе с разных сторон. Таким образом, обучающиеся не только узнают правила дуэли, но и подойдут к пониманию идеи романа.
На заключительном уроке «Автор и герои» рекомендуем организовать выставку, посвященную А.С. Пушкину, Евгению и Татьяне. На наш взгляд, такое задание поможет не только понять идею произведения, но и проникнуться эпохой.


1. Абдурахманова, А.Г. Формирование культурологической компетенции работы при работе над текстом / А.Г. Абдурахманова, З.З. Мадиева // Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка: опыт и перспективы : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / Дагестанский государственный педагогический университет. - Махачкала, 2021. - С. 46-53.
2. Асомиддинов, Ш.С. Анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Ш.С. Асомиддинов // Вестник педагогического университета. - 2019. - №2 (79). - С. 177-181.
3. Ахмадова, З.М. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы / З.М. Ахмадова // Известия чеченского государственного университета. - 2022. - №3 (27). - С. 95-100.
4. Бастун, Н.В. Диалогическая направленность личности педагога как предпосылка реализации культурологического подхода в образовании / Н.В. Бастун // Мир психологии. -2016. - №4 (88) - С. 269¬278.
5. Белинский, В.Г. Литературная критика / В.Г. Белинский. - Москва : Издательство Института деловых коммуникаций, 2014. - 638 с. - ISBN 978-5-8481-0144-7
6. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад - Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. - 527 с. - ISBN 5-85270-230-7
7. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры / В.С. Библер - Москва : Прогресс, 1991. - С. 111. - ISBN 5-01-003633-9
8. Вертоградская, Э. Любовная тема в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Э. Вертоградская // Русская словесность. - 2019. - №2. - С. 100-106.
9. Винокурова, В.В. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы: культурологический подход / В.В. Винокурова // Человек культуры в современном мире: воспитываем личность : материалы II Международных образовательных чтений, посвященных памяти доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щуровой / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области. - Смоленск, 2023. - С. 262-269.
10. Гаврилов, В.В. В поисках протагониста в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / В.В. Гаврилов // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №6. - С. 57-62.
11. Гречина, О.Н. О фольклоризме «Евгения Онегина» / О.Н. Гречина. - Москва : Просвещение, 1978. - С. 18-41.
12. Даренский, В.Ю. Сюжет духовной «инициации» героев в романе «Евгений Онегин» / В.Ю. Даренский // Studia litterarum. - 2019. - №1. - С. 214-235.
13. Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология : курс лекции / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. - Москва : Просвещение, 1965. - 276 с.
14. Доманский, В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе : специальность 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Доманский Валерий Анатольевич ; Томский государственный педагогический университет. - Томск, 2000. - 400 с.
15. Жаплова, Т.М. Образ русской усадьбы в поэзии XIX - начала XX века : [монография] / Т.М. Жаплова; Омский государственный педагогический университет. - Омск : Издательство Омского государственного педагогического университета, 2006. - 428 с. - ISBN 5-85859-334-8...(55)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ