Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава I. Теоретический обзор исследования проблемы мышления и мыслительных операций в психологии 9
1.1. Проблема изучения мышления и мыслительных операций в трудах
отечественных и зарубежных ученых 9
1.2. Особенности развития мышления, мыслительных операций старших
дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3. Современное состояние исследования проблемы мышления и
мыслительных операций в психологии 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 33
2.1. Организация и методика проведения исследования 33
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Реализация психологической программы по развитию мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 49
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Содержание психологической программы развития мыслительных
операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 69
Выводы по третьей главе 94
Заключение 97
Библиография 102
Приложение 1 112
Приложение 2 131
Глава I. Теоретический обзор исследования проблемы мышления и мыслительных операций в психологии 9
1.1. Проблема изучения мышления и мыслительных операций в трудах
отечественных и зарубежных ученых 9
1.2. Особенности развития мышления, мыслительных операций старших
дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3. Современное состояние исследования проблемы мышления и
мыслительных операций в психологии 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 33
2.1. Организация и методика проведения исследования 33
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Реализация психологической программы по развитию мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 49
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Содержание психологической программы развития мыслительных
операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 69
Выводы по третьей главе 94
Заключение 97
Библиография 102
Приложение 1 112
Приложение 2 131
Актуальность исследования. Ежегодно фиксируется рост числа детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). По данным ВОЗ за 2021 год в России каждый четвертый ребенок обладает подобным диагнозом. В данную группу входят дети не только с ментальными нарушениями, но и с сочетанными диагнозами, включающими в себя двигательные и сенсорные нарушения. Все они нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослого, чтобы в будущем стать полноценными членами общества. Для реализации данной идеи необходимо организовать специальные условия для их развития и интеграции в общество. Процесс интеграции включает в себя не только внешнее обеспечение комфорта, но и организацию специальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные занятия будут помогать ребенку в необходимой для него форме усваивать необходимые навыки, и развивать учебные компетенции. Одним из важнейших навыков является умение решать задачи посредством применения мыслительных операций. Это дает возможность правильно понимать причинно-следственные связи и устанавливать последовательность событий, происходящих в окружающем мире.
Особенностями развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимался ряд отечественных и зарубежных ученых (Г.Е. Сухаренова, К.С. Лебединского, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузнецова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бочкина и др.). Ими были рассмотрены вопросы обучения и воспитания различных групп детей с задержкой психического развития.
В.И. Лубовским было предложено определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы. С.Л. Рубинштейн исследовал прогрессивные области развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; Т.В. Егорова изучала особенности формирования мыслительных операций у детей с задержкой психического развития; Е.В. Бочкиной была разработана программа развития мыслительных операций посредством развития представлений о пространстве и времени.
Т.В. Егоровой было отмечено, что отличительной особенностью мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является то, что данная группа детей не может понять и решить те задания, которые не соответствуют уровню актуального развития их мыслительной деятельности.
Особенность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в том, что у них не до конца сформированы мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Им необходима помощь педагога. Данная помощь оказывается посредством проведения формирующих занятий. Отличительной особенностью данных занятий является то, что они не учитывают физиологических потребностей ребенка дошкольного возраста в движении, т.к. большую часть времени, отведенного для занятия, ребенок проводит за столом, решая задания педагога. Большая часть подобных занятий проходит в виде учебного процесса, а не игры, что также, противоречит основным потребностям ребенка дошкольного возраста и не учитывает ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде.
На основе вышеизложенного нами было выделено противоречие между запросом педагогов-практиков на создание программы, учитывающей физиологические и психологические потребности ребенка дошкольного возраста (в игровой деятельности и в движении) и отсутствием данных программ в психолого-педагогической практике.
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологической программы развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - мыслительные операции старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психологическую программу развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым -экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- теория А.Р. Лурии описывающую особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- концепция Т.В. Егоровой, в которой описаны способы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- труды С.Л. Рубинштейна, описывающего особенности развития мышления и мыслительных операций у детей дошкольного возраста с нормой развития и задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Общая выборка исследования - 18 человек в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
I этап (сентябрь 2021) - на данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Осуществлялся подбор диагностического инструментария.
II этап - констатирующий эксперимент был проведен в октябре 2021 года. На данном этапе проводилась диагностика уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов.
III этап с ноября 2021 по март 2022 года - теоретическое обоснование, разработка и реализация психологической программы по развитию мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
IV этап (апрель 2022) - проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов. Определение эффективности реализации психологической программы. Формулирование выводов, оформление текста работы.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса развития мышления и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями дошкольных учреждений и другими специалистами, работающими с данной категорией детей в целях построения системы психологического сопровождения процесса развития мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей, а также озвучены в виде доклада на конференции.
Выступление и статья на V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Психология особых состояний: от теории к практике» под названием «Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития».
Экспертное жюри конференции дало оценку нашему докладу, присудив 2 место.
Н.А. Бабаева. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития / Психология особых состояний: от теории к практике / Отв. ред. Н. А. Лисова. - Красноярск, 2022. - С. 37-39.
Н.А. Бабаева. Современный взгляд на проблему изучения мышления в психологии / Международный журнал гуманитарных и естественных наук / Гл. ред. Д. М. Матвеев / тип. ООО «Капитал» г. Новосибирск - №10-2 (73), октябрь 2022. - С. 13-17.
Н.А. Бабаева. Программа развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Международный журнал гуманитарных и естественных наук №11, за ноябрь 2022. (в печати)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Включает в себя приложения. Текст работы изложен на 140 страницах и проиллюстрирован на 17 рисунках и в 19 таблицах.
Особенностями развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимался ряд отечественных и зарубежных ученых (Г.Е. Сухаренова, К.С. Лебединского, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузнецова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бочкина и др.). Ими были рассмотрены вопросы обучения и воспитания различных групп детей с задержкой психического развития.
В.И. Лубовским было предложено определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы. С.Л. Рубинштейн исследовал прогрессивные области развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; Т.В. Егорова изучала особенности формирования мыслительных операций у детей с задержкой психического развития; Е.В. Бочкиной была разработана программа развития мыслительных операций посредством развития представлений о пространстве и времени.
Т.В. Егоровой было отмечено, что отличительной особенностью мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является то, что данная группа детей не может понять и решить те задания, которые не соответствуют уровню актуального развития их мыслительной деятельности.
Особенность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в том, что у них не до конца сформированы мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Им необходима помощь педагога. Данная помощь оказывается посредством проведения формирующих занятий. Отличительной особенностью данных занятий является то, что они не учитывают физиологических потребностей ребенка дошкольного возраста в движении, т.к. большую часть времени, отведенного для занятия, ребенок проводит за столом, решая задания педагога. Большая часть подобных занятий проходит в виде учебного процесса, а не игры, что также, противоречит основным потребностям ребенка дошкольного возраста и не учитывает ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде.
На основе вышеизложенного нами было выделено противоречие между запросом педагогов-практиков на создание программы, учитывающей физиологические и психологические потребности ребенка дошкольного возраста (в игровой деятельности и в движении) и отсутствием данных программ в психолого-педагогической практике.
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологической программы развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - мыслительные операции старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психологическую программу развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым -экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- теория А.Р. Лурии описывающую особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- концепция Т.В. Егоровой, в которой описаны способы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- труды С.Л. Рубинштейна, описывающего особенности развития мышления и мыслительных операций у детей дошкольного возраста с нормой развития и задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Общая выборка исследования - 18 человек в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
I этап (сентябрь 2021) - на данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Осуществлялся подбор диагностического инструментария.
II этап - констатирующий эксперимент был проведен в октябре 2021 года. На данном этапе проводилась диагностика уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов.
III этап с ноября 2021 по март 2022 года - теоретическое обоснование, разработка и реализация психологической программы по развитию мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
IV этап (апрель 2022) - проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов. Определение эффективности реализации психологической программы. Формулирование выводов, оформление текста работы.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса развития мышления и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями дошкольных учреждений и другими специалистами, работающими с данной категорией детей в целях построения системы психологического сопровождения процесса развития мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей, а также озвучены в виде доклада на конференции.
Выступление и статья на V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Психология особых состояний: от теории к практике» под названием «Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития».
Экспертное жюри конференции дало оценку нашему докладу, присудив 2 место.
Н.А. Бабаева. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития / Психология особых состояний: от теории к практике / Отв. ред. Н. А. Лисова. - Красноярск, 2022. - С. 37-39.
Н.А. Бабаева. Современный взгляд на проблему изучения мышления в психологии / Международный журнал гуманитарных и естественных наук / Гл. ред. Д. М. Матвеев / тип. ООО «Капитал» г. Новосибирск - №10-2 (73), октябрь 2022. - С. 13-17.
Н.А. Бабаева. Программа развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Международный журнал гуманитарных и естественных наук №11, за ноябрь 2022. (в печати)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Включает в себя приложения. Текст работы изложен на 140 страницах и проиллюстрирован на 17 рисунках и в 19 таблицах.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что проблемой развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития занимался ряд отечественных и зарубежных ученых. Ряд исследований был посвящен возможностям формирования мыслительных операций с помощью серии занятий по LEGO- конструированию; развитие мышления и мыслительных операций с помощью формирования представлений о пространстве и времени; через развитие диалектического или творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; развитие с помощью дидактических игр. Однако, ни в одном исследовании ранее не было предложено развивать мыслительные операции с помощью объединения физических упражнений и решения интеллектуальных задач.
Теоретический обзор литературы позволил дать четкое определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР отличается от психического развития нормотипичного ребенка своими темпами и трудностями в принятии знаний. Отличия в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проявляются в поведении детей, их социальном развитии и особенностях развития их познавательной деятельности. У данной группы детей плохо развиты такие мыслительные операции как: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение.
Основной целью нашего исследования было развитие мыслительных операций с помощью специально разработанной психологической программы.
Для достижения поставленной цели наше исследование было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе нами был выявлен уровень актуального развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Старшие дошкольники с ЗПР обладают низким и средним уровнем развития мыслительных операций (классификация, абстрагирование, анализ, синтез и обобщение). В ходе обследования было выявлены следующие дефициты: низкий уровень познавательной активности из-за дефицита мотивационного компонента, детям тяжело даётся понимание инструкции к заданиям на мышление, требуется упрощение и повтор инструкции, показ способов выполнения заданий. Самостоятельное выполнение предложенных заданий на первоначальном этапе, было зафиксировано в единичных случаях. В диагностической работе с данной категорией детей применялись все виды помощи психолога (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая). При выполнении упражнений, заданий, требующих определения классификационных групп, задания на укрупнение групп, выявления обобщающих признаков, установления логических связей и закономерностей, выполнялись детьми с большим трудом или не выполнялись вовсе. В словаре детей отсутствовало знание обобщающих понятий. Отмечалась невозможность составления детьми описательных рассказов, выстраивании логической, сюжетной линии. Речевые высказывания детей носили односложный характер, высказывания часто нелогичные, большая часть детей вообще не могла объяснить свой выбор. Констатирующий этап эксперимента показал нам несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. И как следствие, проявляющуюся задержку в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий этап эксперимента состоял из определения методологической основы психологической программы, её разработки и внедрения. В экспериментальную группу вошли дети в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Занятия по программе проводились в течении 5 месяцев 2021-2022 учебного года, форма организации занятий носила групповой характер, проводилась 1 раз в неделю, в первой половине дня с учётом комплексно-тематического планирования. На групповом занятии с детьми одновременно работают два специалиста - (педагог-психолог и воспитатель или педагог-психолог и инструктор по физической культуре), что позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку и большую эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР. Место проведения: спортивный зал и общая игровая комната группы детского сада.
Так как у детей отмечалась низкая мотивация к познавательной деятельности, избегание умственных усилий, а также учитывалось, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, нами было принято решение о создании такой программы, которая учитывала бы все перечисленные нами особенности данной категории детей.
Основной целью психологической программы является развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через использование активных двигательных форм организации детей на занятии.
Уникальность программы заключается именно в совмещении умственной активности с физической и игровой направленностью. Для занятий разрабатывались авторские игры.
Например, игра «4 лишний» носит подвижный характер и проводится следующим образом. Педагог раздает четырем детям атрибуты-маски птиц и животных (маски подбираются в соответствии с темой занятия). Голящий ребенок определяет лишнее и ловит ребенка с соответствующей маской, объясняя свой выбор. Таким образом видно, что мы задействуем в данной игре физический компонент для развития мыслительных операций, таких как обобщение и классификация.
Игра «Зоопарк» (собери картинку) проводится в эстафетном формате. Для каждой из двух команд приготовлена разрезная картинка, которая находится на противоположной стороне спортивного зала. Каждый ребенок бежит и берет один фрагмент разрезной картинки, преодолевая полосу препятствий. По завершении эстафеты, из всех принесенных фрагментов каждая команда собирает целую картинку. Предлагается обсудить, где живут животные и можно ли увидеть этих животных в зоопарке нашего города. Благодаря данной игре у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза совместно с поддержанием их физической активности.
В своей программе мы отошли от учебной модели подачи материала, которая в традиционной форме очень часто проводится за столом. Наша программа повышает умственное развитие детей, не нанося вред здоровью и одновременно развивая физические качества.
В экспериментальной группе дети научились классифицировать предметы, выделять характерные, существенные признаки для группы предметов, а также на основе этого производить обобщения (например: посуда, одежда, овощи). Дети овладели обобщающими понятиями и использовали обобщающие слова в ходе выполнения диагностических методик «Классификация предметов» и «Исключение предметов». Было отмечено, что дети экспериментальной группы, в отличии от детей контрольной группы перестали перечислять предметы при анализе, а активно использовали обобщающее слово.
В результате повторной диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного с ЗПР из экспериментальной группы повысились показатели развития мыслительных операций (абстрагирование, классификация и обобщение). У детей контрольной группы уровень обобщения происходит по конкретным и ситуативным признакам, тогда как в экспериментальной группе обобщение предметов стало происходить преимущественно по существенным признакам, что является нормой для детей старшего дошкольного возраста.
После проведения эксперимента дети из экспериментальной группы значительно легче и быстрее справлялись с предложенными заданиями и не просили взрослого им помочь. Действия классификация и обобщения у них стали более осознанным и целенаправленным.
В методике «Последовательность событий» у детей контрольной группы наблюдаются сложности в понимании и выстраивании причинно-следственных связей и скрытого смысла сюжета. Для выполнения заданий они продолжают нуждаться, также как и на первом этапе эксперимента в наводящих вопросах и значительной, организующей, направляющей помощи со стороны психолога. В то время как дети экспериментальной группы понимали и могли выстроить причинно-следственные связи при выполнении задания. Несмотря на то, что дети научились определять причинно-следственные связи, продолжают оставаться сложности в составлении развёрнутого и связного рассказа по сюжету картинок у обоих экспериментальных групп.
В методике «Разрезные картинки» дети экспериментальной группы стали собирать фрагменты картинки методом зрительного соотнесения, у большей части детей контрольной группы продолжал фиксироваться метод «проб и ошибок», который мы наблюдали ещё на констатирующем этапе эксперимента, детям экспериментальной группы самостоятельно складывали картинки без опоры на образец, в свою очередь дети контрольной группы продолжали ориентироваться на целое изображение данной картинки. Отличия показателей двух групп позволяют говорить о результативности авторской психологической программы.
На завершающем этапе было установлено, что проведенное нами экспериментальное исследование и апробация психологической программы доказали свою эффективность в процессе формирования мыслительных операций, развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретический обзор литературы позволил дать четкое определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР отличается от психического развития нормотипичного ребенка своими темпами и трудностями в принятии знаний. Отличия в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проявляются в поведении детей, их социальном развитии и особенностях развития их познавательной деятельности. У данной группы детей плохо развиты такие мыслительные операции как: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение.
Основной целью нашего исследования было развитие мыслительных операций с помощью специально разработанной психологической программы.
Для достижения поставленной цели наше исследование было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе нами был выявлен уровень актуального развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Старшие дошкольники с ЗПР обладают низким и средним уровнем развития мыслительных операций (классификация, абстрагирование, анализ, синтез и обобщение). В ходе обследования было выявлены следующие дефициты: низкий уровень познавательной активности из-за дефицита мотивационного компонента, детям тяжело даётся понимание инструкции к заданиям на мышление, требуется упрощение и повтор инструкции, показ способов выполнения заданий. Самостоятельное выполнение предложенных заданий на первоначальном этапе, было зафиксировано в единичных случаях. В диагностической работе с данной категорией детей применялись все виды помощи психолога (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая). При выполнении упражнений, заданий, требующих определения классификационных групп, задания на укрупнение групп, выявления обобщающих признаков, установления логических связей и закономерностей, выполнялись детьми с большим трудом или не выполнялись вовсе. В словаре детей отсутствовало знание обобщающих понятий. Отмечалась невозможность составления детьми описательных рассказов, выстраивании логической, сюжетной линии. Речевые высказывания детей носили односложный характер, высказывания часто нелогичные, большая часть детей вообще не могла объяснить свой выбор. Констатирующий этап эксперимента показал нам несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. И как следствие, проявляющуюся задержку в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий этап эксперимента состоял из определения методологической основы психологической программы, её разработки и внедрения. В экспериментальную группу вошли дети в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Занятия по программе проводились в течении 5 месяцев 2021-2022 учебного года, форма организации занятий носила групповой характер, проводилась 1 раз в неделю, в первой половине дня с учётом комплексно-тематического планирования. На групповом занятии с детьми одновременно работают два специалиста - (педагог-психолог и воспитатель или педагог-психолог и инструктор по физической культуре), что позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку и большую эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР. Место проведения: спортивный зал и общая игровая комната группы детского сада.
Так как у детей отмечалась низкая мотивация к познавательной деятельности, избегание умственных усилий, а также учитывалось, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, нами было принято решение о создании такой программы, которая учитывала бы все перечисленные нами особенности данной категории детей.
Основной целью психологической программы является развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через использование активных двигательных форм организации детей на занятии.
Уникальность программы заключается именно в совмещении умственной активности с физической и игровой направленностью. Для занятий разрабатывались авторские игры.
Например, игра «4 лишний» носит подвижный характер и проводится следующим образом. Педагог раздает четырем детям атрибуты-маски птиц и животных (маски подбираются в соответствии с темой занятия). Голящий ребенок определяет лишнее и ловит ребенка с соответствующей маской, объясняя свой выбор. Таким образом видно, что мы задействуем в данной игре физический компонент для развития мыслительных операций, таких как обобщение и классификация.
Игра «Зоопарк» (собери картинку) проводится в эстафетном формате. Для каждой из двух команд приготовлена разрезная картинка, которая находится на противоположной стороне спортивного зала. Каждый ребенок бежит и берет один фрагмент разрезной картинки, преодолевая полосу препятствий. По завершении эстафеты, из всех принесенных фрагментов каждая команда собирает целую картинку. Предлагается обсудить, где живут животные и можно ли увидеть этих животных в зоопарке нашего города. Благодаря данной игре у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза совместно с поддержанием их физической активности.
В своей программе мы отошли от учебной модели подачи материала, которая в традиционной форме очень часто проводится за столом. Наша программа повышает умственное развитие детей, не нанося вред здоровью и одновременно развивая физические качества.
В экспериментальной группе дети научились классифицировать предметы, выделять характерные, существенные признаки для группы предметов, а также на основе этого производить обобщения (например: посуда, одежда, овощи). Дети овладели обобщающими понятиями и использовали обобщающие слова в ходе выполнения диагностических методик «Классификация предметов» и «Исключение предметов». Было отмечено, что дети экспериментальной группы, в отличии от детей контрольной группы перестали перечислять предметы при анализе, а активно использовали обобщающее слово.
В результате повторной диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного с ЗПР из экспериментальной группы повысились показатели развития мыслительных операций (абстрагирование, классификация и обобщение). У детей контрольной группы уровень обобщения происходит по конкретным и ситуативным признакам, тогда как в экспериментальной группе обобщение предметов стало происходить преимущественно по существенным признакам, что является нормой для детей старшего дошкольного возраста.
После проведения эксперимента дети из экспериментальной группы значительно легче и быстрее справлялись с предложенными заданиями и не просили взрослого им помочь. Действия классификация и обобщения у них стали более осознанным и целенаправленным.
В методике «Последовательность событий» у детей контрольной группы наблюдаются сложности в понимании и выстраивании причинно-следственных связей и скрытого смысла сюжета. Для выполнения заданий они продолжают нуждаться, также как и на первом этапе эксперимента в наводящих вопросах и значительной, организующей, направляющей помощи со стороны психолога. В то время как дети экспериментальной группы понимали и могли выстроить причинно-следственные связи при выполнении задания. Несмотря на то, что дети научились определять причинно-следственные связи, продолжают оставаться сложности в составлении развёрнутого и связного рассказа по сюжету картинок у обоих экспериментальных групп.
В методике «Разрезные картинки» дети экспериментальной группы стали собирать фрагменты картинки методом зрительного соотнесения, у большей части детей контрольной группы продолжал фиксироваться метод «проб и ошибок», который мы наблюдали ещё на констатирующем этапе эксперимента, детям экспериментальной группы самостоятельно складывали картинки без опоры на образец, в свою очередь дети контрольной группы продолжали ориентироваться на целое изображение данной картинки. Отличия показателей двух групп позволяют говорить о результативности авторской психологической программы.
На завершающем этапе было установлено, что проведенное нами экспериментальное исследование и апробация психологической программы доказали свою эффективность в процессе формирования мыслительных операций, развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Подобные работы
- Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



