Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №156058

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы140
Год сдачи2022
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический обзор исследования проблемы мышления и мыслительных операций в психологии 9
1.1. Проблема изучения мышления и мыслительных операций в трудах
отечественных и зарубежных ученых 9
1.2. Особенности развития мышления, мыслительных операций старших
дошкольников с задержкой психического развития 18
1.3. Современное состояние исследования проблемы мышления и
мыслительных операций в психологии 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 33
2.1. Организация и методика проведения исследования 33
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
Выводы по второй главе 46
Глава III. Реализация психологической программы по развитию мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития 49
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 49
3.2. Содержание психологической программы развития мыслительных
операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 69
Выводы по третьей главе 94
Заключение 97
Библиография 102
Приложение 1 112
Приложение 2 131


Актуальность исследования. Ежегодно фиксируется рост числа детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). По данным ВОЗ за 2021 год в России каждый четвертый ребенок обладает подобным диагнозом. В данную группу входят дети не только с ментальными нарушениями, но и с сочетанными диагнозами, включающими в себя двигательные и сенсорные нарушения. Все они нуждаются в поддержке и помощи со стороны взрослого, чтобы в будущем стать полноценными членами общества. Для реализации данной идеи необходимо организовать специальные условия для их развития и интеграции в общество. Процесс интеграции включает в себя не только внешнее обеспечение комфорта, но и организацию специальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные занятия будут помогать ребенку в необходимой для него форме усваивать необходимые навыки, и развивать учебные компетенции. Одним из важнейших навыков является умение решать задачи посредством применения мыслительных операций. Это дает возможность правильно понимать причинно-следственные связи и устанавливать последовательность событий, происходящих в окружающем мире.
Особенностями развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимался ряд отечественных и зарубежных ученых (Г.Е. Сухаренова, К.С. Лебединского, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузнецова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бочкина и др.). Ими были рассмотрены вопросы обучения и воспитания различных групп детей с задержкой психического развития.
В.И. Лубовским было предложено определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы. С.Л. Рубинштейн исследовал прогрессивные области развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; Т.В. Егорова изучала особенности формирования мыслительных операций у детей с задержкой психического развития; Е.В. Бочкиной была разработана программа развития мыслительных операций посредством развития представлений о пространстве и времени.
Т.В. Егоровой было отмечено, что отличительной особенностью мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является то, что данная группа детей не может понять и решить те задания, которые не соответствуют уровню актуального развития их мыслительной деятельности.
Особенность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в том, что у них не до конца сформированы мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Им необходима помощь педагога. Данная помощь оказывается посредством проведения формирующих занятий. Отличительной особенностью данных занятий является то, что они не учитывают физиологических потребностей ребенка дошкольного возраста в движении, т.к. большую часть времени, отведенного для занятия, ребенок проводит за столом, решая задания педагога. Большая часть подобных занятий проходит в виде учебного процесса, а не игры, что также, противоречит основным потребностям ребенка дошкольного возраста и не учитывает ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде.
На основе вышеизложенного нами было выделено противоречие между запросом педагогов-практиков на создание программы, учитывающей физиологические и психологические потребности ребенка дошкольного возраста (в игровой деятельности и в движении) и отсутствием данных программ в психолого-педагогической практике.
Цель исследования - опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологической программы развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - мыслительные операции старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно развиваться при реализации разработанной нами психологической программы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психологическую программу развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым -экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- теория А.Р. Лурии описывающую особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- концепция Т.В. Егоровой, в которой описаны способы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- труды С.Л. Рубинштейна, описывающего особенности развития мышления и мыслительных операций у детей дошкольного возраста с нормой развития и задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Общая выборка исследования - 18 человек в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2021 года по апрель 2022 года.
I этап (сентябрь 2021) - на данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Осуществлялся подбор диагностического инструментария.
II этап - констатирующий эксперимент был проведен в октябре 2021 года. На данном этапе проводилась диагностика уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов.
III этап с ноября 2021 по март 2022 года - теоретическое обоснование, разработка и реализация психологической программы по развитию мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
IV этап (апрель 2022) - проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов. Определение эффективности реализации психологической программы. Формулирование выводов, оформление текста работы.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса развития мышления и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом особенностей их развития. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями дошкольных учреждений и другими специалистами, работающими с данной категорией детей в целях построения системы психологического сопровождения процесса развития мышления, мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей, а также озвучены в виде доклада на конференции.
Выступление и статья на V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Психология особых состояний: от теории к практике» под названием «Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития».
Экспертное жюри конференции дало оценку нашему докладу, присудив 2 место.
Н.А. Бабаева. Исследование мыслительных операций старших дошкольников с задержкой психического развития / Психология особых состояний: от теории к практике / Отв. ред. Н. А. Лисова. - Красноярск, 2022. - С. 37-39.
Н.А. Бабаева. Современный взгляд на проблему изучения мышления в психологии / Международный журнал гуманитарных и естественных наук / Гл. ред. Д. М. Матвеев / тип. ООО «Капитал» г. Новосибирск - №10-2 (73), октябрь 2022. - С. 13-17.
Н.А. Бабаева. Программа развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Международный журнал гуманитарных и естественных наук №11, за ноябрь 2022. (в печати)
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Включает в себя приложения. Текст работы изложен на 140 страницах и проиллюстрирован на 17 рисунках и в 19 таблицах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что проблемой развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития занимался ряд отечественных и зарубежных ученых. Ряд исследований был посвящен возможностям формирования мыслительных операций с помощью серии занятий по LEGO- конструированию; развитие мышления и мыслительных операций с помощью формирования представлений о пространстве и времени; через развитие диалектического или творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; развитие с помощью дидактических игр. Однако, ни в одном исследовании ранее не было предложено развивать мыслительные операции с помощью объединения физических упражнений и решения интеллектуальных задач.
Теоретический обзор литературы позволил дать четкое определение термину задержка психического развития - данный термин применим к ребенку, который в течение долгого времени находится в социальной депривации или к ребенку, у которого установлена функциональная недостаточность отдела головного мозга или центральной нервной системы.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР отличается от психического развития нормотипичного ребенка своими темпами и трудностями в принятии знаний. Отличия в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проявляются в поведении детей, их социальном развитии и особенностях развития их познавательной деятельности. У данной группы детей плохо развиты такие мыслительные операции как: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение.
Основной целью нашего исследования было развитие мыслительных операций с помощью специально разработанной психологической программы.
Для достижения поставленной цели наше исследование было разделено на три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе нами был выявлен уровень актуального развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Старшие дошкольники с ЗПР обладают низким и средним уровнем развития мыслительных операций (классификация, абстрагирование, анализ, синтез и обобщение). В ходе обследования было выявлены следующие дефициты: низкий уровень познавательной активности из-за дефицита мотивационного компонента, детям тяжело даётся понимание инструкции к заданиям на мышление, требуется упрощение и повтор инструкции, показ способов выполнения заданий. Самостоятельное выполнение предложенных заданий на первоначальном этапе, было зафиксировано в единичных случаях. В диагностической работе с данной категорией детей применялись все виды помощи психолога (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая). При выполнении упражнений, заданий, требующих определения классификационных групп, задания на укрупнение групп, выявления обобщающих признаков, установления логических связей и закономерностей, выполнялись детьми с большим трудом или не выполнялись вовсе. В словаре детей отсутствовало знание обобщающих понятий. Отмечалась невозможность составления детьми описательных рассказов, выстраивании логической, сюжетной линии. Речевые высказывания детей носили односложный характер, высказывания часто нелогичные, большая часть детей вообще не могла объяснить свой выбор. Констатирующий этап эксперимента показал нам несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. И как следствие, проявляющуюся задержку в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Формирующий этап эксперимента состоял из определения методологической основы психологической программы, её разработки и внедрения. В экспериментальную группу вошли дети в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 316» г. Красноярска. Занятия по программе проводились в течении 5 месяцев 2021-2022 учебного года, форма организации занятий носила групповой характер, проводилась 1 раз в неделю, в первой половине дня с учётом комплексно-тематического планирования. На групповом занятии с детьми одновременно работают два специалиста - (педагог-психолог и воспитатель или педагог-психолог и инструктор по физической культуре), что позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребёнку и большую эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР. Место проведения: спортивный зал и общая игровая комната группы детского сада.
Так как у детей отмечалась низкая мотивация к познавательной деятельности, избегание умственных усилий, а также учитывалось, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, нами было принято решение о создании такой программы, которая учитывала бы все перечисленные нами особенности данной категории детей.
Основной целью психологической программы является развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через использование активных двигательных форм организации детей на занятии.
Уникальность программы заключается именно в совмещении умственной активности с физической и игровой направленностью. Для занятий разрабатывались авторские игры.
Например, игра «4 лишний» носит подвижный характер и проводится следующим образом. Педагог раздает четырем детям атрибуты-маски птиц и животных (маски подбираются в соответствии с темой занятия). Голящий ребенок определяет лишнее и ловит ребенка с соответствующей маской, объясняя свой выбор. Таким образом видно, что мы задействуем в данной игре физический компонент для развития мыслительных операций, таких как обобщение и классификация.
Игра «Зоопарк» (собери картинку) проводится в эстафетном формате. Для каждой из двух команд приготовлена разрезная картинка, которая находится на противоположной стороне спортивного зала. Каждый ребенок бежит и берет один фрагмент разрезной картинки, преодолевая полосу препятствий. По завершении эстафеты, из всех принесенных фрагментов каждая команда собирает целую картинку. Предлагается обсудить, где живут животные и можно ли увидеть этих животных в зоопарке нашего города. Благодаря данной игре у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза совместно с поддержанием их физической активности.
В своей программе мы отошли от учебной модели подачи материала, которая в традиционной форме очень часто проводится за столом. Наша программа повышает умственное развитие детей, не нанося вред здоровью и одновременно развивая физические качества.
В экспериментальной группе дети научились классифицировать предметы, выделять характерные, существенные признаки для группы предметов, а также на основе этого производить обобщения (например: посуда, одежда, овощи). Дети овладели обобщающими понятиями и использовали обобщающие слова в ходе выполнения диагностических методик «Классификация предметов» и «Исключение предметов». Было отмечено, что дети экспериментальной группы, в отличии от детей контрольной группы перестали перечислять предметы при анализе, а активно использовали обобщающее слово.
В результате повторной диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного с ЗПР из экспериментальной группы повысились показатели развития мыслительных операций (абстрагирование, классификация и обобщение). У детей контрольной группы уровень обобщения происходит по конкретным и ситуативным признакам, тогда как в экспериментальной группе обобщение предметов стало происходить преимущественно по существенным признакам, что является нормой для детей старшего дошкольного возраста.
После проведения эксперимента дети из экспериментальной группы значительно легче и быстрее справлялись с предложенными заданиями и не просили взрослого им помочь. Действия классификация и обобщения у них стали более осознанным и целенаправленным.
В методике «Последовательность событий» у детей контрольной группы наблюдаются сложности в понимании и выстраивании причинно-следственных связей и скрытого смысла сюжета. Для выполнения заданий они продолжают нуждаться, также как и на первом этапе эксперимента в наводящих вопросах и значительной, организующей, направляющей помощи со стороны психолога. В то время как дети экспериментальной группы понимали и могли выстроить причинно-следственные связи при выполнении задания. Несмотря на то, что дети научились определять причинно-следственные связи, продолжают оставаться сложности в составлении развёрнутого и связного рассказа по сюжету картинок у обоих экспериментальных групп.
В методике «Разрезные картинки» дети экспериментальной группы стали собирать фрагменты картинки методом зрительного соотнесения, у большей части детей контрольной группы продолжал фиксироваться метод «проб и ошибок», который мы наблюдали ещё на констатирующем этапе эксперимента, детям экспериментальной группы самостоятельно складывали картинки без опоры на образец, в свою очередь дети контрольной группы продолжали ориентироваться на целое изображение данной картинки. Отличия показателей двух групп позволяют говорить о результативности авторской психологической программы.
На завершающем этапе было установлено, что проведенное нами экспериментальное исследование и апробация психологической программы доказали свою эффективность в процессе формирования мыслительных операций, развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.



1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - СПб.: Питер, 2008. - 39 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Вопросы психологии / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1978. -236 с.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет. Сада-2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, - 1991. - 121 с.
4. Бородкина И. С. Развивающие занятия по программе "Диалектика". Рефлексивные конспекты как инструмент профессионального действия / И. С. Бородкина, И. Г. Сокол, О. А. Шиян // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2010. - № 6. - С. 63-67. - EDN SHBCWT.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. / Н.Ю. Борякова - М.: Гном-Пресс, 2002. -64 с.
6. Бочкина Е. В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста / Е. В. Бочкина // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 2(48). - С. 111-123. - DOI 10.25688/2076-9121.2019.48.2.11. - EDN KHXHDB.
7. Бочкина Е. В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Бочкина // Психология и психотехника. - 2019. - № 1. - С. 89-99. - DOI 10.7256/2454-0722.2019.1.28989. - EDN ZDVDOP.
8. Бочкина Е.В., Дороничева М.М., Шатилова Н.Н., Плохих Д.А. - Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР // Психология Психотехника. - 2022. - №4.- C113.DOI:10.7256/24540722.2022.4.38812 EDN: OKFMMJ.
9. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с. - ISBN 978-5-4315-0097-8. - EDN QXQFBE.
10. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса; Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Мозаика- Синтез, 2008. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). - ISBN 978-5-86775-643-7. - EDN QWOBMT.
11. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии /Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1985. - 186 с.
12. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение,1991. - 100 с.
13. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития /Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Смоленск, 1990. - 182 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики /Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика,1983. - 368 с., ил.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. /Л.С. Выготский -М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
16. Гальперин П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. / П.Я. Гальперин, В.Н. Данилова. - 1980. Вып: - №1. - 38 с.89
17. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. /П.Я. Гальперин - М.: 1989. - 368 с.
18. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособиедля студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
20. Доминикевич С. А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук / С. А. Доминикевич. - М.: 1977. - 24 с.
21. Давыдов В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 272 с.
22. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
23. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова, Екжанова Е. А и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. -164 с.
24. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
25.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
26. Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду / Под общ. Ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Педагогика, 1986. - 8 с.
27.Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
28.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
29. Ильичева, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л.Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
30. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
31. Крылова А.А. Психология: Учебник / под ред. А. А. Крылова, Б. Л. Гроженко ПБОЮЛ. - М.: 2000. - 325 с.
32. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
33. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Коррекционная педагогика, 1991. - 272 с.
34. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М.: 1985. - 148 с.
35. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К. С. Лебединской. - М.: Издательский центр «Академия», 1982. - 340 с.
36. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
37. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. - Смоленск.: 1994. - 276 с.
38. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - М. :2000. - 431 с.
39. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М. :2002. - 384 с.
40. Лурия А.Р. Язык и мышление / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1989. - 262
с.
41. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 9-ти томах. Нижний Новгород, 2007.-2017 гг.
42. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004г. - 352 с.
43. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико¬
патопсихологическая диагностика) / И.Ф. Марковская. - М.: Компенсцентр. - 2013. - 143 с.
44. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип /В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
46. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. Интов / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
47. Носкова Л.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: 1989. - 208 с.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
49. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов /В.Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. -128 с.
50.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология /Л.Ф. Обухова. - М.: Пед. Общество России. - 2000. - 442 с.
51.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола. - 1995. - 360 с.
52. Пролыгина Н. В. Современные подходы к формированию основ
инженерного мышления детей дошкольного возраста / Н. В. Пролыгина // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Липецк:Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова- Тян-Шанского. - 2020. - С. 86-90. - EDN QUWELS.
53. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.:1999. - 110 с.
54. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. - М.: Коррекционная педагогика,2001. - 192 с.
55. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие /А. А. Осипова.
- М.: Сфера, 2002. - 510 с.
56. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. Дис. / Т.Н. Павлий. - М.: 1997.
- 184 с.
57. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для
определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников /Л.И. Переслени. - М.: Просвещение, 1996. - 384 с.
58. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. ... - Библиогр. в примеч.: с. 505.
59. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: 1977.
- 299 с.
60. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.
61. Рогов Е.И. Общая психология / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 444 с.
62. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение / П.А. Рудик. - М.: 1988. - 33 с.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер». -2016. - 712 с.
64. Светланова, И.А. Психологические игры для детей / И.А. Светланова. - Ростов-на-Дону.: Феникс. - 2015. - Изд. 3-е. - 188 с.
65. Селиверстова В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. Ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1999. - 176 с.
66. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное / Л. М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии.
- 1996. - 304 с.
67. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - М.: Академия. - 2002. - 232 с.
68. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. - М.: Изд. МГУ. - 1980. -133 с.
69. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева., А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия». Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности». Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности». -2002. -312 с.
70. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС. - 2005. -180 с.
71. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Главная. Психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение.
- 1988. - 175 с.
72. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во Москва. Ун-та. -1984. - 272 с.
73. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль.: Академия развития. - 1996. - 192 с.
74. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика. - 1990. - 184 с.
75. Урунтаева Г. А. Практикум о детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.
A. Афонькина. - М.: Психология. - 1995. - 290 с.
76. Усанова О. И. Дети с проблемами психического развития / О.И. Усанова.
- М. - 1995. - 80 с.
77. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.
B. Фадина. - Балашов.: «Николаев». - 2004. — 68 с.
78. Фесюкова Л. Б. От трех до семи / Л.Б. Фесюкова. - СПб.: Феникс. -1996.
- 446 с.
79. Фокина Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении /Э.Д. Фокина.
- СПб.: Феникс. - 1995. - 12 с.
80. Шинкарева Н. А. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, Т. В. Дробязгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3(24). - С. 91-95. - EDN YBCYTR.
81. Шиян И. Б., Веракса Н. Е.: во главе качественного дошкольного образования должны стоять диалектика и развитие, диалектическое мышление педагогов, родителей и детей / И. Б. Шиян // Современное дошкольное образование. - 2021. - № 6(108). - С. 8-13. - EDN DCCHPB.
82. Шиян О. А. Диалектические структуры сказки в зоне ближайшего развития ребенка / О. А. Шиян // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 1(35). - С. 76-88. - EDN VNUGFT.
83.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин. - М.: 1960. - 92 с.
84.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : 1999. - 360 с.
85. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская. - М.: Наука. - 2011. - 696 с.
86. Bouras N, Jacobson J. Mental health care for people with mental retardation: a global perspective. World Psychiatry. 2002 Oct;1(3):162-5. PMID: 16946844; PMCID: PMC1489845.
87. Emerson E, Robertson J, Baines S, Hatton C. Obesity in British children with and without intellectual disability: cohort study. BMC Public Health. 2016 Jul 27; 16:644. doi: 10.1186/s12889-016-3309-1. PMID: 27460572; PMCID: PMC4962444.
88. Kumar I, Singh AR, Akhtar S. Social development of children with mental
retardation. Ind Psychiatry J. 2009 Jan;18(1):56-9. doi: 10.4103/0972¬
6748.57862. PMID: 21234165; PMCID: PMC3016702.
89. Mimmo L, Hodgins M, Samir N, Travaglia J, Woolfenden S, Harrison R.
'Smiles and laughter and all those really great things': Nurses' perceptions of good experiences of care for inpatient children and young people with intellectual disability. J Adv Nurs. 2022 Sep;78(9):2933-2948. doi:
10.1111/jan.15256. Epub 2022 Apr 22. PMID: 35451515; PMCID: PMC9544709.
90. Mimmo L, Harrison R, Travaglia J, Hu N, Woolfenden S. Inequities in quality and safety outcomes for hospitalized children with intellectual disability. Dev Med Child Neurol. 2022 Mar;64(3):314-322. doi: 10.1111/dmcn.15066. Epub 2021 Sep 25. PMID: 34562021; PMCID: PMC9293445.
91. Nemerimana M, Chege MN, Odhiambo EA. Risk Factors Associated with
Severity of Nongenetic Intellectual Disability (Mental Retardation) among Children Aged 2-18 Years Attending Kenyatta National Hospital. Neurol Res Int. 2018 Apr 18; 2018:6956703. doi: 10.1155/2018/6956703. PMID:
29850243; PMCID: PMC5932422.
92. Reppermund S, Srasuebkul P, Heintze T, Reeve R, Dean K, Emerson E, Coyne D, Snoyman P, Baldry E, Dowse L, Szanto T, Sara G, Florio T, Trollor JN. Cohort profile: a data linkage cohort to examine health service profiles of people with intellectual disability in New South Wales, Australia. BMJ Open.
2017 Apr 12;7(4): e015627. doi: 10.1136/bmjopen-2016-015627. PMID: 28404614; PMCID: PMC5541414.
93. Salvador-Carulla L, Reed GM, Vaez-Azizi LM, Cooper SA, Martinez-Leal R, Bertelli M, Adnams C, Cooray S, Deb S, Akoury-Dirani L, Girimaji SC, Katz G, Kwok H, Luckasson R, Simeonsson R, Walsh C, Munir K, Saxena S. Intellectual developmental disorders: towards a new name, definition and framework for "mental retardation/intellectual disability" in ICD-11. World Psychiatry. 2011 Oct;10(3):175-80. doi: 10.1002/j.2051-5545. 2011.tb00045. x. PMID: 21991267; PMCID: PMC3188762.
94. Wouters M, Evenhuis HM, Hilgenkamp TIM. Physical activity levels of children and adolescents with moderate-to-severe intellectual disability. J Appl Res Intellect Disabil. 2019 Jan;32(1):131-142. doi: 10.1111/jar.12515. Epub
2018 Jul 11. PMID: 29993175; PMCID: PMC8411862.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ