Введение 3
1. Теоретические основы исследования влияния проектной деятельности на развитие метапредметных умений учащихся основной школы на уроках английского языка 7
1.1.Проблема достижения метапредметных результатов учащимися
основной школы в обучении иностранному языку 7
1.2. Проектная деятельность как педагогическая технология
1.3. Работа над проектами на уроках иностранного языка в
контексте нового образовательного стандарта основного общего образования 27
Выводы по главе 1 30
2. Опытная работа по развитию метапредметных умений учащихся 7 классов в учебных проектах на уроках английского языка 33
2.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы 33
2.2. Разработка и апробация алгоритма действий учащихся в работе
над проектами на уроках английского языка 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А 47
Приложение Б 48
Приложение В 50
Приложение Г 56
Актуальность исследования. Изучение иностранного языка в корне отличается от изучения других дисциплин, в первую очередь тем, что иностранный язык - это одновременно и цель, и средство обучения. С переходом школы на новые образовательные стандарты (далее по тексту: ФГОС ООО) особое внимание уделяется достижению учащимися метапредметных результатов, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [Федеральный государственный ...]. Урок иностранного языка предоставляет уникальные возможности для формирования метапредметных умений учащихся в силу своей многогранности, соединением языковых и фактических информации и знаний из разных областей: физики, географии, истории, музыки, искусства и т.д.
В этой связи особо важным становится поиск и отбор тех средств, методов и технологий обучения, которые наиболее эффективно будут способствовать формированию метапредметных умений учащихся на уроке иностранного языка.
Одним из наиболее оптимальных средств, на наш взгляд, будет проектная деятельность учащихся.
Несмотря на наличие исследований в области проектной деятельности, условия и факторы эффективности использования метода проектов как средства развития метапредметных умений учащихся остаются недостаточно изученными.
Проблема заключается в наличии определенного противоречия между требованиями стандарта к результатам освоения программы, желанием учащихся осваивать иностранный язык в активной форме и отсутствием во-первых, достаточного количества возможностей в УМК для осуществления данного вида деятельности, а во-вторых, отсутствием умения у учащихся работать над учебными проектами.
Вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Работа над проектами на уроке английского языка как средство развития метапредметных умений учащихся 7 классов».
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования - потенциал учебной проектной деятельности на уроке иностранного языка, направленной на формирование и развитие метапредметных умений учащихся основной школы.
Цель данной выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность алгоритма работы над учебными проектами, направленного на развитие метапредметных умений учащихся седьмого класса на уроке английского языка.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятия «метапредметные умения», «метапредметные результаты», «проект», «проектная деятельность».
2. Проанализировать требования ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы ООО к метапредметным умениям учащихся, которые формируются и развиваются в работе над проектами в основной школе.
3. Выявить проблемы учащихся в работе над проектами на уроках английского языка в седьмом классе
4. Разработать рекомендации по организации работы над проектами (алгоритм работы) на уроках иностранного языка, внедрить их в учебный процесс МАОУ «Гимназия №6», проанализировать
результаты опытной работы.
Теоретическую основу исследования составили работы по проектной технологии Г.В. Тереховой [Терехова, 2002], Е.С. Полат [Полат, 2000], достижению метапредметных результатов М.У Баротова [Баротов, 2010]; мыследеятельностная педагогика Ю.В. Громыко [Громыко, 1994]; теория формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова [Асмолов и др., 2008].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, опрос, метод включенного наблюдения, опытная работа, статистический метод обработки полученных данных.
База исследования: опытная работа велась в 7 классе МАОУ «Гимназия №6» г. Красноярска.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы на занятиях иностранным языком при работе с различными учебными проектами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены в докладе наVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 5-6 декабря 2017 г.
По материалам доклада опубликована научная статья: «Достижение метапредметных результатов на среднем этапе обучения иностранному языку» в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 5-6 декабря 2017 г (Приложение В).
Разработанные задания и упражнения внедрены в образовательный процесс МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определяется предмет, объект и цель работы, обосновывается актуальность проведенного исследования.
Первая глава включает информацию о метапредметности, а также о проблемах достижения метапредметных результатов в условиях действия нового ФГОС ООО, также здесь рассмотрены понятия понятия «проект», «проектная деятельность». Кроме того, в первой главе рассматривается история возникновения метода проектов в нашей стране и за рубежом, описываются требования и цели проектной деятельности, сравниваются определения метапредметных умений разных авторов, описывается, какие метапредметные умения и навыки формирует проектная деятельность.
Во второй главе приводится психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы, а также характеристика группы, в которой была проведена опытная работа, подробно описывается процесс работы над учебным проектом, разработан его алгоритм, критерии оценки проекта, представлены количественные и качественные результаты опытной работы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованных источников включает 32 наименования.
Проектная деятельность имеет огромный образовательный и воспитательный потенциал в обучении иностранному языку. С каждым годом она становится все более востребованной в системе образования, по причине ее ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Использование проектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловлено спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т. д.
В данной работе были рассмотрены понятия «проект», «проектная деятельность», «метапредметные умения», «метапредметные результаты». Представлен алгоритм работы над проектами, памятка работы над проектами, критерии оценки проекта.
Цель работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность алгоритма работы над учебными проектами на уроке английского языка, направленного на развитие метапредметных умений учащихся седьмого класса, была достигнута, задачи решены.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа: были задействованы две группы учащихся седьмых классов: контрольная и экспериментальная. С ними был проведен ряд уроков, после чего мы сравнили результаты работы. Эксперимент показал эффективность применения алгоритма в работе над проектами.
Проект - это неотъемлемая часть обучения. Без него практически невозможно успешное формирование метапредметных умений и навыков.
Хочется надеяться, что материалы нашего исследования могут быть использованы при планировании уроков иностранного языка как преподавателями, так и студентами педагогических вузов, а разработанный нами алгоритм выполнения проекта может быть использован на уроках английского языка.
1. Абакумова И. В. Смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д., 2003. 440 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык как второй иностранный, 3-й год обучения. М: Дрофа, 2015
4. Баротов М.У. Роль межпредметных связей в обучении профессии/М. У. Баротов // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 4. С. 53-55.
5. Болдырева А.М. Метод учебного проекта в школьном образовании. Виды и
типы проектов, 2012. [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/vu/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/primenenie-informatsionnykh-tekhnologii-v-obrazovatelnom-prots-2(дата обращения: 11.05.2018).
6. Босова Л.Л. Метапредметная направленность - одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник ЯГУ. 2009. № 4. С. 48-53.
7. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе.- М.:Чистые пруды., 2006. С. 32.
8. Вельгушева С. Н., Селезнева И.П., Батура Т. Л., Майер И. А., Недбай В. В. Мультимедиа и межкультурная коммуникация в учебно-образовательном процессе: теория и практика. Красноярск 2005, С. 73-79
9. Воскобойникова Е. Б. Формирование предметных и метапредметных умений на уроках английского языка // Инфоурок 11.05.2017. С. 3.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений // Педагогика, 1982-1984.
11. Громыко Ю. В. Проектное сознание // Россия. 2001. 1994. №5. С. 350-379.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
13. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы
становления ментального пространства личности. Томск: Томский
государственный университет, 2005. - 174 с
14. Колабина Т. Ю. Способы достижения метапредметных результатов при освоении учебных программ. Смоленск, 2016. [Электронный ресурс]. URL:https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/presentacii/sposoby_dostizhieniia_ mietapriedmietnykh_riezul_tatov_pri_osvoienii_uchiebnykh_p
15. Крутецкий В. А. Психология. М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989. 253 с.
16. Крылатова Н. Н. Метод проектов при изучении иностранного языка. Томск,
2012. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.prodlenka.org/pedagogicheskaj a-masterskaj a/3242-metod- proektovpri-izuchenii-inostrannogo-jaz.html (дата обращения: 10.05.2017).
17. Максакова Д.А., Горностаева Т.Н. Применение метода проектов в обучении математики // Сб. трудов Региональной научно-практической конференции «Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования», Владивосток, 2017. С.
18. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // «Вопросы психологии» №5. 1987. С. 2.
19. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении для учителей и студентов педагогических вузов. Серия: Методическая библиотека. М: АРКТИ, 2011 г. 112 с.
20. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. №1. 2004. С. 42.
21. Петерс В. А. Педагогическая психология в вопросах и ответах. М.6 Лига, 2006. С. 69-81.
22. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе. 2000. №2, 3, 7. 43 с.
23. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования[Электронный ресурс]//Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/документы/922 (дата
обращения: 30.12.2017).
24. Пурышева Н.С. О метапредметности, методологии и других универсалиях // Вестник Нижегородского университета. 2012. № 1. С. 11-17.
25. Раппорт А. Г. Границы проектирования. Проблемы методологии. №1 М., 1991. С 19-23
26. Садомова Л. В. Планирование урока иностранного языка// ИЯШ №8 2008. С. 54.
27. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 110 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования // [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgos-
kurgan.narod.ru/norm_federal.htm (дата обращения 14.12.2017).
29. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001. 544 с.
30.Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1995. — 168 с.
31.Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014. 134 с.