ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 7
1.1. Теоретический анализ понятия «вычислительный навык» 7
1.2. Возрастные особенности формирования вычислительных навыков у
обучающихся 9 класса 14
1.3. Существующие приемы формирования вычислительных навыков школьников
в опыте работы школьных учителей 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 25
2.1. Предлагаемое содержание устного счета для обучающихся 9 класса 25
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию вычислительных
навыков для обучающихся 9 класса 33
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Развитие вычислительных навыков у обучающихся в условиях повсеместного распространения вычислительной техники последнее время требует доказательства. Так ли это действительно необходимо? У современного ученика знакомство со счетом происходит еще до того, как они начинают узнавать и понимать механизмы этих действий. Еще в дошкольном возрасте они начинают осваивать компьютеры, планшеты, смартфоны. В каждом из этих устройств есть калькулятор, который теперь всегда под рукой. В такой ситуации даже взрослому человеку сложно объяснить, зачем он должен учиться считать устно и тем более, зачем ему постоянно совершенствовать это умение.
Даже между педагогами по этому поводу ведутся дискуссии. Одни считают, что арифметическое мастерство никак не связано с математическими способностями и математическим талантом, объясняя это тем, что на смену устному и письменному счету, вычислениям в уме пришли калькуляторы и современные мощные ЭВМ, которые во многом облегчают процесс вычислений, поэтому при обучении математике важно обращать внимание на элементы компьютерной культуры, нежели арифметической. По этому пути развития сейчас идет американская школа, в которой распространено использование программируемых калькуляторов. Однако, есть и другая точка зрения. Многие исследователи, занимающиеся данной педагогической проблемой, считают вычислительные навыки основным элементом культуры человека, ведь изучение вычислений вносит конкретный вклад в развитие основных умственных функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Пользоваться вычислительной техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, для этого как минимум необходимо знать основные арифметические действия. Также, вычислительная техника не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо.
На данный момент учителями активно внедряются новые образовательные технологии, а старым и проверенным технологиям, например, развитию вычислительных навыков, уделяют наоборот, недостаточное внимание. А постоянное использование мобильных телефонов с приложениями фото-калькуляторов и обычных калькуляторов приводит к упадку вычислительных навыков обучающихся, проявляющихся в том, что они не могут без дополнительных средств посчитать элементарный устный вычислительный пример.
Выполняя устные вычисления даже с небольшими числами, у обучающихся формируется представление о составе чисел, о зависимости законов и свойств действий. Беглость в устных вычислениях достигается за счет достаточного числа упражнений. Каждый урок рекомендуется начинать с устного счета.
Также стоит отметить и важность развития вычислительных навыков для сдачи государственного экзамена в 9 и 11 классах. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ОГЭ. Важно систематически убеждать учеников в том, что только при наличии активной позиции в изучении математики и при условии приобретения практических умений и навыков можно рассчитывать на успех.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в формировании вычислительных навыков и реальными результатами обучающихся. Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: недостаточность внимания в практике обучения математике заданиям, направленным на формирование вычислительных навыков.
В связи со всем вышеперечисленным была определена следующая цель исследования: разработка рекомендаций по организации учебной деятельности обучающихся 9 класса на уроках математики, ориентированных на развитие вычислительных навыков.
Объект исследования: процесс формирования вычислительных навыков обучающихся в основной школе.
Предмет исследования: приемы формирования навыков устного счета в 9 классе на уроках математики.
Гипотеза: 1) уровень сформированности вычислительных навыков обучающихся будет повышаться, при увеличении доли устного счета в процессе обучения; 2) чем выше уровень сформированности вычислительных навыков обучающегося, тем выше уровень его общей успеваемости.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «вычислительные навыки» в методической и психолого-педагогической литературе;
2. Выделить условия развития вычислительных навыков в основной школе;
3. Провести диагностику взаимозависимости уровня успеваемости обучающихся и уровня сформированности вычислительных навыков;
4. Определить формы организации устного счета обучающихся 9 класса;
5. Разработать задания на развитие устного счета на уроках математики в 9 классе.
6. Разработать методические рекомендации по использованию системы заданий с целью развития вычислительных навыков в процессе обучения математике.
7. Провести практическую апробацию разработанных рекомендаций.
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические - анкетирование; наблюдение и анализ деятельности учащихся основной школы в процессе выполнения заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности, при дистанционном обучении физике.
Научная новизна дипломной работы: применение авторских тематических пятиминуток и факультатива, направленных на повышение мотивации обучающихся к выработке навыков устного счета.
Практическая значимость состоит в представленной материале и разработках «пятиминуток» и факультатива, направленных на развитие вычислительных навыков обучающихся основной школы.
Вычислительные навыки являются основным элементом культуры человека, ведь они вносят огромный вклад в развитие основных умственных функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. У современного ученика знакомство со счетом происходит еще в дошкольном возрасте, при знакомстве с такими инструментами, как компьютеры, планшеты, смартфоны, в каждом из которых есть калькулятор. Поэтому становится так трудно показать роль устного счета, ведь у современного школьника есть помощник в роли калькулятора, а педагоги уделяют недостаточное внимание развитию вычислительных навыков, ведь использование таких вычислительных средств как калькулятор и компьютер приводит к тому, что обучающиеся не могут выполнить простейшие действия.
Важно систематически убеждать учеников в том, что только при наличии активной позиции в изучении математики и при условии приобретения практических умений и навыков можно рассчитывать на успех.
Нами была достигнута поставленная цель - мы разработали рекомендаций по организации учебной деятельности обучающихся 9 класса на уроках математики, ориентированные на развитие вычислительных навыков.
Были выполнены следующие задачи:
1. Проанализировано понятие «вычислительные навыки» в методической и психолого-педагогической литературе. Вычислительные навыки - это способность выбирать и выполнять для каждого случая вычислений систему операций, составляющую вычислительный прием.
2. Выделены условия развития вычислительных навыков в основной школе. В ходе устной работы на уроке с использованием тренажера можно проводить математические эстафеты. Очень полезна работа в парах, когда один ученик называет ответы соседу по парте, а тот проверяет их правильность; при выполнении следующего задания ответы называет второй, а первый - проверяет.
3. Проведена диагностика взаимозависимости уровня успеваемости обучающихся и уровня сформированности вычислительных навыков - взаимосвязь прямая, уровень успеваемости зависит от уровня сформированности вычислительных навыков.
4. Определена форма организации устного счета обучающихся 9 класса - при обучении навыкам устного счета наиболее подходящий вариант — это организация «пятиминуток». Отличие предлагаемых нами пятиминуток от привычных в том, что они основываются не только на привычном программном математическом материале, а используют так же материал, способствующий развитию различных приемов устного счета и повышению интереса к счету.
5. Разработаны задания на развитие устного счета на уроках математики в 9 классе. На этом этапе был проведен анализ различных приемов устного, рационального счета, исторического материала. На основе этого материала и программного материала была разработана система пятиминуток.
6. Разработаны методические рекомендации по использованию системы заданий с целью развития вычислительных навыков в процессе обучения математике.
7. Проведена практическая апробация разработанных рекомендаций. Эксперимент показал повышение заинтересованности обучающихся к этапу урока с пятиминутками и как следствие, повышение интереса к устному счету.
1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков// Начальная школа. 1993. №11. с.38-43.
2. Басюра, В. И. Организация устного счёта на уроках математики в специальной школе / В. И. Басюра, В. В. Эк // Коррекционноразвивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1985. с. 60-62.
3. Белошистая, А.В. Прием формирования устных вычислительных умении / А.В. Белошистая //Начальная школа. 2014. №7. с. 44-49.
4. Беспамятная В.Н. Интегрированный проект как способ активизации и самореализации учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 34-38.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителей и студ. деф. фак. / под ред. В. В. Воронковой. М. : Школа-Пресс, 1994. с.416.
6. Гладкий, А.В. Об уровне математической культуры выпускников средней школы / А.В. Гладкий // Математика в школе. 1990. № 4, с. 7-9.
7. Гольдштейн Д.Н. Курс упрощённых вычислений. М.: Гос. учебно-пед. изд., 1931.
8. Гончар Д.Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память. Донецк: Сталкер, 1997 г.
9. Гришаева А. Г. Методические аспекты применения приемов устного счета на уроках математики в 5-6-х классах // Концепт. 2013. №8 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodicheskie-aspekty-primeneniya-priemo v-ustnogo-scheta-na-urokah-matematiki-v-5-6-h-klassah (дата обращения: 20.05.2020).
10. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я.И. Груденов. - М.: Просвещение, 1990. с. 224.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. Педагогика, 1986.
12. Ермилова, Т.В. Устная работа в 5 классе / Т.В. Ермилова // Математика в школе. 2005. №7. с. 25-32.
13. Ерохова, Е.В. Игровые уроки математики / Е.В. Ерохина. М.: Грамотей, 2010. с.74.
14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. Издательский центр «Академия», 2001. с. 288.
15. Капитанец, Е. Г. Формирование устных счетно-вычислительных навыков у учащихся с нарушением интеллекта. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1999. с. 80.
16. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение. 1976. с. 455.
17. Железнякова О.М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2008.
18. Кузнецова Е.В, Устный счет на уроках математики http://www.openclass.ru/node/241654(дата обращения: 23.05.2020).
19. Ларина. Л.Н. Роль учителя в формировании вычислительной культуры учащихся.
20. Лукин Р.Д. Лукин Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа - М.: Просвещение1989 г.
21. Малеванная Е.В. О некоторых возрастных характеристиках развития старших школьников / Е.В. Малеванная. - Текст : электронный // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде. - 2018. - С. 222-224 https://elibrary.ru/item.asp?id=36785792(дата обращения: 14.11.2021).
22. Мелентьев П.В. «Быстрые и устные вычисления.» М.: «Гостехиздат», 1930.
23. Муравин, К.С. Воспитание вычислительной культуры на уроках алгебры/Преподавание алгебры в 6-8 классах /К.С.Муравин. М.: Просвещение. 1980. с.167.
24.Образовательный проект по теме: «Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики как условие успешности учащихся» https://infourok.ru/obrazovatelniy-proekt-po-teme-sovershenstvovanie-vichi slitelnih-navikov-na-urokah-matematiki-kak-uslovie-uspeshnosti-uchaschihs y-3758551.html (дата обращения: 2.05.2022).
25. Педагогический проект "Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики как метод формирования УУД учащихся"https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2015/04/25/pedagogic heskiy-proekt-tehnologiya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 2.05.2022).
26. Практико-значимая работа «Способы преодоления трудностей при формировании вычислительных навыков на уроках математике» URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/30467(дата обращения: 2.05.2022).
27. Седакова В. И. Приемы устного счета на уроках математики // Вестник ЮУрГГПУ 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-ustnogo-scheta-na-urokah-matemati ki (дата обращения: 20.05.2020).
28. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в 42.-образовании. 2015. №1. С. 38
29. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность // Образование и наука. 2014. № 2. С. 139-154.
30. Темербекова А.А. Методика бучения математике : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению “Педагогическое образование” / А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, Г.А. Байкалова. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2015. - 510 с.
31. Туйбаева Л. И., Полиева Н. Н. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников // Проблемы педагогики. 2015. №2 (3). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ustnyy-schet-kak-sredstvo-razvitiya-umstve nnyh-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.05.2020).
32. Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы / А.В. Фарков. - М.: ВАКО, 2015. - 240 с.
33.Чекмарёв, Я. Ф. Методика преподавания арифметики [Текст] / Я. Ф. Чекмарёв, В. Т. Снегирёв. М.: Просвещение. 1965. с. 351.
34. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 457 с.
35. Шонин М.Ю. Возрастные особенности проявления познавательной активности у старшеклассников в процессе их учебно-познавательной деятельности / М.Ю. Шонин, С.И. Власова. - Текст : электронный // Научные труды московского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 6 https://elibrary.ru/item.asp?id=39541554(дата обращения: 12.11.2021).
36. Щербина Ю.С. Смена приоритетов системы обучения как ответ на вызов времени // Образование и наука. 2013. № 1. С. 19-31.
37. Якунина М.С. Устные упражнения в курсе алгебры / Математика в школе, №1, 1991 г. с. 394.