ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ 5
1.1 Понятие инициативности в психолого-педагогической литературе различных советских авторов 5
1.2. Особенности развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста 8
1.З. Место понятия «инициативность» в различных образовательных программах дошкольного образования 11
1.4. Развитие инициативности в старшем дошкольном возрасте в
различных видах деятельности 13
1.5. Приемы и форма развития инициативности детей старшего
дошкольного возраста 17
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Обоснование выбора и описание методик 21
2.2. Констатирующий эксперимент 26
2.3. Формирующий эксперимент 37
2.3. Контрольный эксперимент 47
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня образовательный процесс строится на субъект - субъектных отношениях, а реализация личностно - ориентированной парадигмы подразумевает всестороннее развитие ребенка. Отсюда следует, что дети дошкольного возраста должны быть инициативны и занимать активную позицию в своем образовании. В старшем дошкольном возрасте у детей есть психологическая необходимость в реализации своих идей и действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования сделан акцент на: «...формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» [28].
Реализация субъект-субъектных отношений подразумевает активность ребенка, но далеко не все дети обладают характерными для этого качествами в полной мере. А педагоги ждут от них максимальной отдачи в непосредственно образовательной деятельности, но качества, способствующие этому, необходимо развивать.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить роль детских мастер-классов в развитии инициативности детей старшего дошкольного возраста.
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучение психолого - педагогической литературы по представленной проблеме исследования;
2. изучение уровня развития инициативности (констатирующий эксперимент);
3. разработка и реализация программы формирующего эксперимента, направленного на развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста;
4. проведение контрольного эксперимента с целью изучения уровня развития инициативности после реализации формирующего эксперимента.
Объект исследования - инициативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - детский мастер-класс как средство развития инициативности детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать комплекс детских мастер-классов.
Экспериментальной базой исследования являлось МБ ДОУ Ленинского района города Красноярска.
Участниками исследования были дети старшего дошкольника возраста в количестве 20 человек (10 человек - экспериментальная группа; 10 человек - контрольная группа).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез;
2. Исследовательские: эксперимент, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
На современном этапе развития образования, в частности дошкольного, ребенок выступает активным субъектом отношений. Чтобы эта активность проявлялась и реализовывалась сообразно общим целям и частным задачам, педагогу необходимо создавать условия для развития у детей такого качества как инициативность.
Цель нашего исследования заключалась в повышении уровня развития инициативности детей старшего дошкольного возраста посредством детских мастер-классов. Проанализировав необходимый и актуальный теоретический материал, мы усвоили основные аспекты понятия «инициативность». Место этого понятия в системе дошкольного образования одно из приоритетных, что акцентирует на важности его изучения.
Нет единственно верного определения «инициативности». Значение этого термина изменялось с течением времени и в связи с развитием педагогики и психологии. Но основным является определение, приводимое в ФГОС дошкольного образования: «инициативность - черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям» [28].
Особенности развития инициативности детей старшего дошкольного возраста связны с основными компонентами личности: когнитивный, мотивационный, рефлексивно-оценочный, поведенческий. Поддержка взрослого является главной особенностью развития инициативности, так как у ребенка изменяется мотивы и их иерархия, так же у детей низкий уровень социализации и несформированная самооценка.
Любые личностные качества развиваются в деятельности. Умеренное и качественное построение алгоритма действий будет способствовать и развитию инициативности в том числе. Именно через взаимодействие ребенок познает окружающий мир.
Реализация этапов исследования по определению уровня развития инициативности детей старшего дошкольного возраста показала новизну и актуальность изучения данной темы. Максимально подходящие методики, которые через тесную взаимосвязь самостоятельности и инициативности позволили нам отождествить полученные результат с уровнем развития необходимой характеристики.
Интерпретация полученных данных позволила определить уровень развития инициативности детей старшего дошкольного возраста и их процентное отношение от общего количества участников исследования. В данной возрастной группе детей преобладает средний уровень развития, что свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над усовершенствованием данной черты личности.
Дальнейшая работа заключалась в разработке и реализации программы формирующего эксперимента, позволяющая повысить уровень развития инициативности старшего дошкольного возраста. Ведущей формой организации являлся детский мастер-класс, что позволило выстроить работу по всем образовательным направлениям, используя все виды детской деятельности.
На этапе контрольного эксперимента нами были получены данные, которые показали благоприятную динамику развития инициативности и ее отдельных показателей.
Нами была подтверждена гипотеза о том, что для повышения уровня развития инициативности детей старшего дошкольного возраста возможна реализация самостоятельно разработанной на основе примерного календарно-тематического планирования программы детских мастер-классов.
1. Алиева Т.В. Детская инициатива - основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. 2015. №9. С. 113- 119.
2. Борисова Т.С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2009. №5. С. 34-49.
3. Борохович Л.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. №11. С. 88-99.
4. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ // Современное дошкольное образование. 2011. №5. С. 2.
5. Детская практическая психология./ Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: 2003. 253с.
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования./ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
7. Диагностики для изучения проявления самостоятельности и инициативности детей // pandia.ru URL: http://pandia.ru/text/80/108/56450.php(дата обращения: 15. 04. 2017).
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
9. Дошкольное образование: словарь терминов./ Под ред. Н.А. Виноградовой и др. М.: Айрис-пресс, 2005. 399 с.
10. Зайцева Н.А. Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» // Социальная сеть работников образования URL: littp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/29/konsultatsiya-dlya-pedagogov- razvitie-initsiativy-i-samostoyatelnosti...(дата обращения: 12.10.16).
11. Зимонина B.H. Воспитание ребенка дошкольника. М.; Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 304 с.
12. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
13. Кон И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студ. высш, учеб.заведений. М.: Академия, 2003. 336 с.
14. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. №5. С. 10-23.
15. Коротаева Е.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования URL: littp://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24216 (дата обращения: 12.10.16).
16. Коротаева Е.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов ежегодной междунар. науч.-практ. конф. 2016. №5. С. 669-671.
17. Кравец В.А. Инициативность и ответственность - как волевые качества личности // Российский научный журнал. 2013. № 6 (37). С. 233-239.
18. Крупская Н.К. Пути пионерского движения. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1927.
19. Лекции и практикум по психологии // vaslipsixolog.ru URL: http ://www. vaslipsixolog.ru/lectures-on-tlie-psycliology(дата обращения: 14.10.2016).
20. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. 2-е изд. Т. 4. М.: 1960. 400 с.
21. Маликова Т.Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. 2016. №17. С. 132-134.
22. Маралов В.Г. Детский сад: теория и практика. 2016. № 6 (66). С. 6- 17.
23. Монина. Г.Б. Технология формирования у детей 6—7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. 176 с.
24. Общая психология. Инициативность // psyznaiyka.net URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html(дата обращения: 1.10.2016).
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
27. Педагогическая энциклопедия // otrok.ru URL: http://www.otrok.rU/teach/enc/txt/9/page45.html(дата обращения: 21.03.2018).
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html.
29. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2014. 168 с.
30. Святцева А.В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.// Пед. образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta#ixzz4Mqh4J5qС (дата обращения: 12.10.16).
31. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. Прохорова А.М. М.: Советская Энциклопедия. 1990.
32. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/[Электронный ресурс] (дата обращения 4.05.2017).
33. Чапчикова О.И. Изучение уровня развития инициативности у старших дошкольников // Новая наука: От идеи к результату URL: http://ami.im/sbomik/MNPK-84-2.pdf(дата обращения: 12.10.16).
34. Шаповалова К.Н. Основные подходы к рассмотрению понятия "инициативность" в историческом аспекте. Преподаватель XXI век. 2012. Т. 1.№ 1. С. 177-184.
35. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. № 3, С. 88-93.
36. Юстус Т.Н.инициативность дошкольников как образовательный результат. В сборнике: Практики развития: современные вызовы Материалы 20-й научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Хасан Б.И., Новопашина Л.А. 2014. С. 121-141.