Введение 3
Глава 1. Коммуникативные учебные действия как метапредметные результаты в системе ФГОС основной школы 5
1.1 Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных
действий обучающихся основной школы 5
1.2 Диагностики уровня сформированности коммуникативных учебных
действий обучающихся основной школы 12
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Особенности развития коммуникативных учебных действий на мега-уроках в основной школе 26
2.1 Условия развития коммуникативных учебных действий на мега-уроках по информатике 26
2.2 Комплект заданий по теме «Логика» школьного курса информатики, способствующий формированию коммуникативных учебных действий 32
2.3. Методические рекомендации по использованию комплекта заданий 47
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Библиографический список 57
Современное состояние формирования коммуникативных учебных действий (УД) на уроках информатики в основной школе характеризуется разносторонностью вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в представленной области. С исследованием учебных действий обучающихся на уроках информатики связано научное творчество учителей и специалистов по психологии. В их работах рассматриваются различные стороны интересующей нас темы.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее исследованы практические пути формирования коммуникативных учебных действий у школьников основной школы по информатики. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью формирования коммуникативных учебных действий в основной школе и недостаточной разработанностью этого вопроса на практике.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему.
Проблема: Каким образом обеспечить развитие коммуникативных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения информатике?
Объект исследования: процесс обучения базовому курсу информатики в общеобразовательной школе на платформе «Мега-класс».
Предмет исследования: развитие коммуникативных УД обучающихся основной школы.
Исходя из этого, нами были сформулированы цель и задачи исследования.
Цель исследования: разработать и обосновать комплект заданий, способствующих развитию коммуникативных УД обучающихся на уроках информатики основной школы при изучении темы «Основы логики» в рамках проекта «Мега-класс».
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить проблемы развития коммуникативных учебных действий обучающихся основной школы;
2. Выявить диагностики сформированности коммуникативных учебных действий обучающихся основной школы;
3. Определить особенности организации мега-уроков в основной школе в рамках проекта «Мега-класс»;
4. На основе анализа нормативных документов и авторских учебных программ выявить содержание по теме «Логика»;
5. Разработать комплект заданий по теме «Логика» школьного курса информатики, способствующий развитию коммуникативных УД и методические рекомендации по его использованию.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в обосновании идеи развития коммуникативных УД за счет разработки комплекта заданий для уроков на платформе Мега-класс.
Теоретическая значимость: создание модели развития коммуникативных УД.
Практическая значимость: разработанный комплект заданий для изучения темы «Основы логики» по информатике в основной школе может быть использована в практике учителей.
Современное состояние формирования коммуникативных учебных действий (УД) на уроках информатики основной школы характеризуется разносторонностью вопросов и неоднозначностью толкования отдельных понятий в данной области. С исследованием учебных действий обучающихся на уроках информатики связано научное творчество педагогов и психологов. В их работах рассматриваются различные стороны интересующей нас темы.
Целью нашей работы была разработка и обоснование комплекта заданий, способствующих развитию коммуникативных УД обучающихся на уроках информатики основной школы при изучении темы «Основы логики» в рамках проекта «Мега-класс».
Для достижения намеченной цели необходимо было решить следующие частные задачи:
1. Изучить проблемы развития коммуникативных учебных действий обучающихся основной школы;
2. Выявить диагностики сформированности коммуникативных учебных действий обучающихся основной школы;
3. Определить особенности организации мега-уроков в основной школе в рамках проекта «Мега-класс»;
4. На основе анализа нормативных документов и авторских учебных программ выявить содержание по теме «Логика»;
5. Разработать комплект заданий по теме «Логика» школьного курса информатики, способствующий развитию коммуникативных УД и методические рекомендации по его использованию.
Результаты по задачам:
1. Изучены проблемы развития коммуникативных УД обучающихся основной школы.
Коммуникативные УД - это планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.
Требования, установленные новым стандартом к результатам обучения, стали предпосылкой к изменению в содержании образования, которое необходимо исходя из принципов метапредметности. Теперь учитель должен быть не только источником знаний, но и конструктором новых педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание для учащихся собственных продуктов своей деятельности в процессе обучения.
2. Нами были рассмотрены программы диагностики уровня развития коммуникативных УД:
- Программа развития учебных действий на уровне основного общего образования одной из школ г.Омск.
- Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС. Е.А. Александрова, М.Д. Коновалова.
- Диагностика по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
В диагностике по методике Александровской Э.М. рассматриваются все виды УД. Достаточное внимание уделяется и коммуникативным УД. Нами, как более эффективная, была выбрана именно эта методика. Коммуникативные УД рассматриваются, как в отдельности, так и в совокупности с другими учебными действиями. Таким образом, оценить уровень развития коммуникативных УД можно гораздо лучше.
3. Мега-класс — это методическая система учебно-воспитательной деятельности нескольких школ в информационно-образовательной среде облачных сервисов на основе интеграции научного, учебно¬воспитательного процессов педвуза, самих школ, муниципальных управлений образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Участники мега-урока:
- Мега-класс
- Мега-урок
- Мега-учитель
- Модератор урока
- Мега-ученик
- Мега-тьютор
Методическое сопровождение мегауроков включает:
- сценарии взаимодействия всех участников образовательного
процесса;
- облачные сервисы (заготовки и шаблоны презентаций, видео-, аудиоматериалы, электронные журналы и пр.);
- указания учителям, студентам педвуза, преподавателям и привлекаемым ученым.
Работа проходит сразу в нескольких классах, разных школ, разных городов, поэтому задания, теоретический материал и весь ход урока должен отражать эту особенность.
В организации таких уроков могут быть такие риски, как отсутствие интернета, света, звука или изображения в видеосвязи. Поэтому при разработке такого урока всегда должен быть дополнительный сценарий на случай возникновения проблем.
4. Были рассмотрены авторские программы по информатике Семакина И. Г., Угриновича Н. Д., Босовой Л. Л. и др. Для разработки комплекта заданий опорной авторской программой была выбрана программа Босовой Л. Л.
По Босовой Л.Л. на изучение темы «Основы логики» отводится 5 уроков:
1. Высказывание. Логические операции.
2. Построение таблиц истинности для логических выражений.
3. Свойства логических операций.
4. Решение логических задач.
5. Логические элементы.
Результатами изучения данной темы являются следующие умения:
- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
- определять значение логического выражения;
- строить таблицы истинности;
- решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
5. Нами был разработан комплект заданий по теме «Логика» школьного курса информатики.
Задания были созданы в трех облачных сервисах:
1. В Google-документах - 5 заданий
2. В LearningApps.org- 8 заданий
3. В Linoit.com- 1 задание
Задания, представленные нами, могут использоваться как на «Мега-уроках», так и на обычных уроках. Ученики могут работать в группах и индивидуально, зависит от организации урока.
Задания, разработанные в Google-документах, можно использовать для проверки уровня усвоения знаний учащимися. Работа с заданием в Linoit.comможет быть организована на заключительном уроке обобщения и систематизации знаний. Задания, разработанные в LearningApps, подходят для любого типа урока, но задания на составление заданий партнеру и заполнение пропусков в тексте более эффективны на уроках закрепления знаний.
1. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных
действий [Электронный ресурс] - URL:
festival .1 september.ru/articles/635018/(дата обращения: 28.03.2018)
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010 (б)
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
6. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
7. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.ug.ru/article/64(дата обращения: 13.04.2018)
8. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия //Наука и образование: новое время. 2015. — № 1 (6). — с. 532-534.
9. Зорина Ж.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] - URL:
festival.1september.ru/articles/612345/(дата обращения: 28.04.2018)
10. Ивкина Л.М., Хегай Л.Б. Методическое сопровождение мега-уроков в условиях глобализации учебного процесса // Информатика и образование. - №10 - 2015 Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Психология обучения. — 2014. — № 2.
— с. 114-121.
11. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — с. 46-102.
12. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2013. — № 3. — с 23-26.
13. Медведева Е.Е. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] - URL: festival.1september.ru/articles/596218/(дата обращения: 24.05.2018)
14. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — с. 537.
15. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3. — № 9-1 (20-1). — с. 178-182.
16. Нургалиева Э.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий //Современный взгляд на будущее науки. — 2015. — с. 219-221.
17. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 (дата обращения: 20.03.2018)
18. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. — 2015. — № 5 (17). — с. 36.
19. Попова Н.Е., Еремина Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО //Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — с. 139-144.
20. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 (дата обращения: 20.03.2018)
21. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 (дата обращения: 20.03.2018)
22. Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 390 с.
23. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в
средней школе: методическое пособие. — 4-е изд. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007
24. Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных
стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты.
Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 (дата обращения: 20.03.2018)
25. Субботина А.О. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] - URL:festival.1september.ru/articles/655274/(дата обращения: 28.03.2018)
26. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 9 (149). — с. 73¬79.
27. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности //Науковедение. — 2014. — № 3 (22). - с.3-8.
28. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ»: в основной и старшей школе. 8-11 классы. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
29. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2013. - 394 с.
30. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 512 с.
31. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования [Электронный ресурс] - URL:ййр://минобрнауки.рф(дата обращения: 13.04.2018)