РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «креативность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика старшего подросткового возраста. 13
1.3. Средства и методы развития креативности в старшем подростковом
возрасте 20
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 30
2.3. Программа развития креативности в старшем подростковом возрасте34
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие «креативность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологическая характеристика старшего подросткового возраста. 13
1.3. Средства и методы развития креативности в старшем подростковом
возрасте 20
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 30
2.3. Программа развития креативности в старшем подростковом возрасте34
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Подростковый период в жизни человека является одним из ярких и запоминающихся этапов возрастного развития, насыщенный всевозможными пробами и выборами. Подростковый возраст по праву считается одним из критических периодов становления личности, поскольку именно в этот период жизни человека происходит выбор и оформление его жизненных целей, получает развитие «Я-концепция», рефлексия, различные компоненты самоотношения. В период подростничества осуществляются первые самостоятельные пробы в профессии личной жизни.
Психолого-педагогической литературе отмечено, что подростковый период - это период крайностей и мятежных тенденций поведения. Нередко поведение подростка характеризуется отвержением общепринятых норм и поиском нового опыта. Последнее тесным образом связано с творческими способностями подростков, их потребностью создавать свою уникальную норму. Именно тема подросткового творчества представляет интерес для исследования.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью реализации государственной концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2025 года, где креативность является инструментом формирования смыслового социокультурного стрежня [15].
Проблематика исследования обусловлена наличием противоречия между доступностью информации в целом и возрастающими требованиями общества к развитию креативности в структуре психики. Иными словами существует барьер познания и разрешения какой-либо проблематики посредством креативных решений. Настоящая работа направлена на исследования креативности старших подростков для использования полученных данных в разработке программы по их развитию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области изучения креативности подростков и психолого-педагогических условий развития креативности у подростков Т.А. Барышевой, А.И. Гурьяновой, Ю.А. Жигаловой, М.А. Земляковой, Т.В. Леонтьевой, О.А. Халифаевой, Д.С. Хомякова и др.
Цель исследования: изучить развитие креативности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: креативность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие креативности в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: развитие креативности в старшем подростковом возрасте будет проходить результативно при реализации комплекса занятий с элементами арт-терапии.
Задачи исследования:
1) Провести обзор научной литературы и определить сущность понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.
2) Дать психологическую характеристику старшего подросткового возраста.
3) На основе анализа психолого-педагогической литературы определить средства и методы развития креативности у старших подростков.
4) Организовать и реализовать эмпирическое исследование для изучения развития креативности в старшем подростковом возрасте.
5) Реализовать программу развития креативности в старшем подростковом возрасте и проверить ее результативность.
Методы и методики исследования:
1. методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. эмпирические: опрос, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
- Тест «Креативность» (Вишнякова Н.).
- Опросник «Шкала Вильямса».
Эмпирическая база исследования: МАОУ«Гимназия»,г.Красноярск.
Выборка исследования: 28 подростков в возрасте 14-15 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная нами программа развития креативности может быть использована педагогами и психологами образовательных учреждений для развития креативности у детей старшего подросткового возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
Психолого-педагогической литературе отмечено, что подростковый период - это период крайностей и мятежных тенденций поведения. Нередко поведение подростка характеризуется отвержением общепринятых норм и поиском нового опыта. Последнее тесным образом связано с творческими способностями подростков, их потребностью создавать свою уникальную норму. Именно тема подросткового творчества представляет интерес для исследования.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью реализации государственной концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2025 года, где креативность является инструментом формирования смыслового социокультурного стрежня [15].
Проблематика исследования обусловлена наличием противоречия между доступностью информации в целом и возрастающими требованиями общества к развитию креативности в структуре психики. Иными словами существует барьер познания и разрешения какой-либо проблематики посредством креативных решений. Настоящая работа направлена на исследования креативности старших подростков для использования полученных данных в разработке программы по их развитию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области изучения креативности подростков и психолого-педагогических условий развития креативности у подростков Т.А. Барышевой, А.И. Гурьяновой, Ю.А. Жигаловой, М.А. Земляковой, Т.В. Леонтьевой, О.А. Халифаевой, Д.С. Хомякова и др.
Цель исследования: изучить развитие креативности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: креативность в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: развитие креативности в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: развитие креативности в старшем подростковом возрасте будет проходить результативно при реализации комплекса занятий с элементами арт-терапии.
Задачи исследования:
1) Провести обзор научной литературы и определить сущность понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.
2) Дать психологическую характеристику старшего подросткового возраста.
3) На основе анализа психолого-педагогической литературы определить средства и методы развития креативности у старших подростков.
4) Организовать и реализовать эмпирическое исследование для изучения развития креативности в старшем подростковом возрасте.
5) Реализовать программу развития креативности в старшем подростковом возрасте и проверить ее результативность.
Методы и методики исследования:
1. методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. эмпирические: опрос, количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
- Тест «Креативность» (Вишнякова Н.).
- Опросник «Шкала Вильямса».
Эмпирическая база исследования: МАОУ«Гимназия»,г.Красноярск.
Выборка исследования: 28 подростков в возрасте 14-15 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная нами программа развития креативности может быть использована педагогами и психологами образовательных учреждений для развития креативности у детей старшего подросткового возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению развития креативности в старшем подростковом возрасте.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что необходимостью реализации государственной концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2025 года, где творчество является инструментом формирования смыслового социокультурного стрежня.
Проблематика исследования обусловлена наличием противоречия между доступностью информации в целом и возрастающими требованиями общества к развитию творческой компоненты в структуре психики. Иными словами существует барьер познания и разрешения какой-либо проблематики посредством творческих решений. Настоящая работа направлена на исследования творческих способностей подростков для использования полученных данных в разработке рекомендаций по их развитию.
Для решения поставленных в рамках данного исследования задач был проведен теоретический обзор научной литературы и проведено эмпирическое исследование.
Проведенный обзор научной литературы по проблеме исследования позволил раскрыть сущность понятия «креативность». Существует множество подходов и взглядов к определению креативности. В обобщенном виде креативность представляет собой творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.
Нами проанализировано множество определений креативности, разграничили это понятие с понятием «творчество». И можно сделать вывод, что для современного этапа развития мира, креативность - очень важное качество личности, способность, которой должен обладать любой человек, особенно подросток.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие основные возрастные особенности старшего подросткового возраста:
1. Старший подростковый возраст - завершающий этап созревания и формирования личности.
2. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, но с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.
3. Жизненный опыт старших подростков не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены.
4. Проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей.
В старшем подростковом возрасте наблюдается снижение уровня развития природной креативности, однако возрастная любознательность старших подростков, стремление познать новое и психологическое взросление обусловливают активизацию творческих форм мышления и креативности для решения возникающих вопросов
Для достижения цели исследования и определения уровня развития креативности подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ«Гимназия»,г.Красноярск. В исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте 14-15 лет.
Посредством применения методик «Креативность» (Вишнякова Н.), опросник «Шкала Вильямса» получены следующие данные:
- на высоком уровне развиты такие показатели креативности, как интуиция, эмоциональность, и чувство юмора. Остальные компоненты креативности, а именно творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение выражены на среднем уровне, т.е. некоторые показатели у них проявляются, другие - нет. Старшие подростки в ситуациях, требующих решения, проблемы преимущественно ориентируются на разум и критическое мышление, чем на креативное;
- высокие показатели получены только по шкале «беглость». Компоненты гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, сложность, рискованность сформированы преимущественно на среднем уровне.
На основе полученных данных разработана программа развития креативности в старшем подростковом возрасте, сущность которого заключается реализация работы во внеурочной деятельности с применением методов арт-терапии. Для развития креативности и ее компонентов были проведены занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов: рисование песком, монотипия, рисование восковой свечой, рисование на мокрой бумаге, пальчиковое рисование, создание коллажа. Примененные методы направлены на расширение творческого сознания и границ мышления, развитие оригинальности, гибкости творческого мышления, воображения и креативности в целом.
После реализации программы с целью проверки ее эффективности был проведен контрольный этап исследования с применением тех те методик, что и на констатирующем этапе.
На контрольном этапе получены данные, указывающие на повышение уровня развития креативности у старших подростков, таких компонентов творческого мышления, как беглость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображения, гибкость.
Обобщив полученные данные, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что необходимостью реализации государственной концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2025 года, где творчество является инструментом формирования смыслового социокультурного стрежня.
Проблематика исследования обусловлена наличием противоречия между доступностью информации в целом и возрастающими требованиями общества к развитию творческой компоненты в структуре психики. Иными словами существует барьер познания и разрешения какой-либо проблематики посредством творческих решений. Настоящая работа направлена на исследования творческих способностей подростков для использования полученных данных в разработке рекомендаций по их развитию.
Для решения поставленных в рамках данного исследования задач был проведен теоретический обзор научной литературы и проведено эмпирическое исследование.
Проведенный обзор научной литературы по проблеме исследования позволил раскрыть сущность понятия «креативность». Существует множество подходов и взглядов к определению креативности. В обобщенном виде креативность представляет собой творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.
Нами проанализировано множество определений креативности, разграничили это понятие с понятием «творчество». И можно сделать вывод, что для современного этапа развития мира, креативность - очень важное качество личности, способность, которой должен обладать любой человек, особенно подросток.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие основные возрастные особенности старшего подросткового возраста:
1. Старший подростковый возраст - завершающий этап созревания и формирования личности.
2. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, но с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.
3. Жизненный опыт старших подростков не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены.
4. Проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей.
В старшем подростковом возрасте наблюдается снижение уровня развития природной креативности, однако возрастная любознательность старших подростков, стремление познать новое и психологическое взросление обусловливают активизацию творческих форм мышления и креативности для решения возникающих вопросов
Для достижения цели исследования и определения уровня развития креативности подростков было организовано и проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ«Гимназия»,г.Красноярск. В исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте 14-15 лет.
Посредством применения методик «Креативность» (Вишнякова Н.), опросник «Шкала Вильямса» получены следующие данные:
- на высоком уровне развиты такие показатели креативности, как интуиция, эмоциональность, и чувство юмора. Остальные компоненты креативности, а именно творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение выражены на среднем уровне, т.е. некоторые показатели у них проявляются, другие - нет. Старшие подростки в ситуациях, требующих решения, проблемы преимущественно ориентируются на разум и критическое мышление, чем на креативное;
- высокие показатели получены только по шкале «беглость». Компоненты гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, сложность, рискованность сформированы преимущественно на среднем уровне.
На основе полученных данных разработана программа развития креативности в старшем подростковом возрасте, сущность которого заключается реализация работы во внеурочной деятельности с применением методов арт-терапии. Для развития креативности и ее компонентов были проведены занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов: рисование песком, монотипия, рисование восковой свечой, рисование на мокрой бумаге, пальчиковое рисование, создание коллажа. Примененные методы направлены на расширение творческого сознания и границ мышления, развитие оригинальности, гибкости творческого мышления, воображения и креативности в целом.
После реализации программы с целью проверки ее эффективности был проведен контрольный этап исследования с применением тех те методик, что и на констатирующем этапе.
На контрольном этапе получены данные, указывающие на повышение уровня развития креативности у старших подростков, таких компонентов творческого мышления, как беглость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображения, гибкость.
Обобщив полученные данные, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления как инструмент повышения адаптивности личности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



