ВВЕДЕНИЕ 4
1 Учебный процесс в кружке технологического направления 7
1.1 Методы и формы обучения учащихся в кружке технологического направления
7
1.2 Дидактические средства обучения художественной обработке древесины
13
1.3 Исследование эффективности обучения в кружке технологического направления
17
Выводы по 1 главе 23
2 Методика организации работы кружка художественной обработки
древесины
25
2.1 Программа работы кружка художественной обработки древесины
25
2.2 Методика обучения резьбе по дереву 30
2.3 Организация работы с литературой на занятиях кружка 35
Выводы по 2 главе 41
3 Проектирование наглядного пособия для кружка художественной
обработки древесины
43
3.1 Обоснования выбора наглядного пособия 43
3.2 Эскизный проект и конструкция сундука 45
3.3 Технология изготовления сундука 50
3.4 Расчет себестоимости проекта 62
Выводы по 3 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Входной тест для выявления уровня остаточных
знаний по темам ручной и художественной обработки древесины
75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Тематический план кружка художественной обработки древесины
78
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Сборочный чертеж сундука 814
Среди важнейших задач, стоящих сегодня школой, является формирование у учащихся готовности к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире, подготовка человека не только к профессиональной сфере производства или услуг, но и
формирование его как субъекта собственной жизнедеятельности. В осуществлении процесса формирования всех этих качеств особую роль играет
внеурочная деятельность, где ведущее место занимает учитель.
В соответствии с требованиями ФГОС, согласно которым внеурочная
деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса,
одной из форм организации свободного времени учащихся являются предметные кружки.
Следует учесть, что именно кружковая работа на базе школ и учебных
заведений дополнительного образования дает возможность учащимся познакомиться с художественными традициями района и приобрести навыки декоративной обработки различных материалов. Эти занятия не только формируют художественный вкус у ребят, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую
и практическую подготовку к труду и подготавливает к выбору профессий.
Одним из таких кружков, в котором обучающиеся могут более глубже
освоить технологии художественной обработки древесины, может быть кружок резьбы по дереву. Однако, как показывает практика на базе общеобразовательных учреждений ощущается недостаток предметных кружков художественной обработки древесины.
Очень часто придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но
и организации внеклассной работы по своему предмету. Он попадает в такие
условия, где ему приходится не только разрабатывать программу кружка, но также обеспечивать учебный процесс наглядными пособиями, инструментами и приспособлениями.
Поэтому перед современной школой и учителем предмета «Технология», для эффективной организации работы кружка художественной обработки древесины, стоит задача в методическом обеспечении деятельности
кружков данного технологического направления.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями ФГОС основного общего образования об организации
внеурочной деятельности учащихся в кружках и недостаточным количеством
кружков технологического направления;
- потребностью в организации работы кружка по обучению художественной обработки древесины и недостаточно разработанной методикой и
средствами обучения учащихся.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какой должна быть методика организации работы кружка художественной обработки древесины, чтобы процесс освоения учащимися
технологий осуществлялся более успешно?
Цель исследования – разработать методику и проект наглядного пособия для организации работы предметного кружка технологического
направления, способствующие более успешному освоению учащимися художественной обработки древесины.
Объект исследование – учебный процесс кружка технологического
направления.
Предмет исследования - методика организации работы кружка художественной обработки древесины.
Гипотеза исследования - процесс освоения учащимися художественной обработки древесины будет осуществляется более успешно, если:
- организовать работу кружка технологического направления;
- предлагать обучающимся объекты труда, способствующие повышению познавательного интереса; - использовать в обучении традиционные народные орнаменты и технологии резьбы по дереву.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить особенности процесса обучения учащихся в кружке технологического направления;
2) определить методику организации работы кружка художественной обработки древесины;
3) разработать проект наглядного пособия.
Методологической основой исследования явились: научные труды по
методике обучения резьбе по дереву (М.Ф. Павлов, Ф. Жильцов, Н.Н. Козинец, М.В. Аксенова и др.); авторские разработки программ для кружков художественной обработки древесины (А.А. Васечкина, С.В. Брысин, И.М.
Шаповалов и др.); Интернет-ресурсы об истории и технологиях изготовления
деревянных изделий и орнаментах в казахском народном декоративноприкладном искусстве.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая теоретическое изучение и анализ научно-педагогической литературы:
определение основных методов и понятий используемых в технологическом
обучении, а также применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений; проектирование, маркетинговые исследования. Экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска, Алтайского края.
Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться при организации работы предметного кружка технологического
направления и будут способствовать более успешному освоению учащимися
художественной обработки древесины.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список, три приложения и практическую часть.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Результаты
исследования подтвердили актуальность и практическую значимость работы.
Данные, полученные в результате исследования, позволили сформулировать
окончательный выводы.
Проведен анализ методов и форм обучения учащихся в кружке технологического направления. Установлено, что в зависимости от поставленных
задач руководители кружков применяют методы обучения (словесные,
наглядные, практические, игровые, метод проектов) и организуют работу в
кружках, используя различные формы обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, аудиторные и внеаудиторные и др.).
Установлено, что для обучения учащихся кружка художественной обработки древесины необходимы следующие дидактические средства обучения: средства натурального показа (натуральные объекты, натуральные процессы, реальные трудовые действия), реальные и условные изображения изучаемых объектов (иллюстрации изделий с отделкой резьбой по дереву, чертежи, эскизы, схемы, технологические карты на изготовление изделий).
Определена программа экспериментального исследования проверки
эффективности обучения в кружке технологического направления на качество подготовки учащихся. Разработаны контрольно-измерительные материалы. Результаты педагогического эксперимента подтвердили предположение
об эффективности разработанной методики и средств обучения технологиям
художественной обработки древесины: количество отличников в экспериментальной группе значительно увеличилось (до 70%). В контрольной группе по данному показателю изменения не значительные – 20% (увеличилось
на 10%).
Разработана программа кружка художественной обработки древесины
для детей среднего школьного возраста, которая рассчитана на 1 год по 1 часу в неделю (всего 34 часа). В результате обучения кружковцы получат представления о художественной обработке дерева, в частности, о художественной резьбе по дереву (плосковыемчатой, рельефной); познакомятся с творчеством резчиков по дереву народов России и Казахстана; овладеют технологиями резьбы по дереву.
Разработана методика обучения резьбе по дереву в кружке технологического направления. Определено, что в учебном процессе кружка необходимо использовать такие приемы, как преемственность поколений и учёт исторических особенностей развития традиционного искусства, поэтому на
вводном занятии можно сводить учащихся на экскурсию в краеведческий музей. Рассматривая приёмы и способы обучения резьбе, необходимо подробно
рассказывать о свойствах древесины. Начинать обучение следует с самых
простых и доступных видов резьбы (контурной). Процесс освоения резьбы
рекомендуем осуществлять в процессе коллективной проектной деятельности, что позволит повысить знания учащихся об этапах проектирования изделий, а также изготовить изделие более сложной конструкции. Самостоятельные работы учащиеся могут выполнять в форме творческих проектов, защита
которых будет проводиться в конце обучения с последующей организацией
выставки.
Рассмотрена организация работы с литературой на занятиях кружка
технологического направления: с учебной литературой и учебниками, учебно-технологической документацией, а также с материалами информационной
сети Интернет. Установлено, что организовать работу с литературой помогают различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
аналитико-критическое и творческое чтение.
Для кружка художественной обработки древесины в качестве наглядного пособия выбран сундук, декорированный резьбой, соответствующей
национальной культуре казахского народа. Обоснованием послужило то, что
данный предмет быта является традиционным атрибутом народов любой
национальности и имеет богатое историческое прошлое. Немаловажную роль
сыграли габаритные размеры изделия - на большой площади можно наиболее полно продемонстрировать различные виды резьбы, а также использовать его
в качестве объекта проектирования для организации коллективной проектной
деятельности.
Выполнен эскизный проект и разработана конструкция сундука. Определено композиционное решение отделки сундука орнаментами, а также узлы соединений деталей. Разработан сборочный чертеж сундука.
Установлены материалы и инструменты для изготовления сундука.
Определена последовательность технологии изготовления сундука и разработана технологическая карта. Рассмотрена технологическая последовательность выполнения резьбы по дереву.
Рассчитана себестоимость проекта, которая составила 21285,48 рублей.