Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ 10
1.1. Возрастные особенности младших школьников 10
1.2. Характеристика понятия «образного мышления» детей младшего
школьного возраста 20
1.3. Содержание занятий учебного предмета «Ритмика» в учреждении дополнительного образования и его возможности в развитии образного мышления младших школьников в системе дополнительного образования детей 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
2.1. Характеристика программы по ритмике для развития образного мышления
младших школьников 48
2.2. Содержание упражнений по ритмике для развития образного мышления
младших школьников 56
2.3. Анализ апробации как средства для развития образного мышления младших школьников в условиях в МБУК «Бобровский ДК» п. Бобровский 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Приложение 1. Упражнение по ритмике на развитие наглядно-образного мышления 80
Приложение 2.Видеоурок по ритмике 83
Младший школьный возраст является коротким отрезком в жизни человека, он имеет важное значение в формировании личности. В этот период проходит активное развитие, складывается потенциал для интенсивного познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности детей [1, с. 53].
В школьные годы под влиянием усвоения общих знаний, кружковой работы по интересам идет интенсивное формирование образного мышления учащихся. Однако особенности развития детей, показатели, условия формирования задаются исходя из содержания каждого учебного предмета (вида деятельности). На сегодняшний день школа не имеет научно обоснованных рекомендаций по построению общей логики развития образного мышления учащихся с I по XI класс, описания возрастных нормативов и индивидуальных особенностей его функционирования, что, естественно, затрудняет гармоничное развитие личности школьника.
Образное мышление свойство, оно приобретаемое в процессе воспитания и образования. Как всякий процесс,связанный с мышлением нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют взаимосвязанно, они пересекаются. Поэтому предлагается развивать образное мышление детей, максимально использовав идею в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.
Мы предлагаем исследовать ритмику в качестве инструмента для развития образного мышления.
Танец рассматривается сегодня как важный и необходимый компонент для образования и развития детей. Так как нигде кроме, как в танце не развиваются всеобъемлюще и универсально тело, душа, воля и образное мышление человека. Ритмика играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, так же как музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура, развивая и совершенствуя человека не только физически, но и эмоционально. Это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
На занятиях по ритмике у дошкольников развивается музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одно из основных направлений ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях совершенствуются коммуникативные навыки, и обогащается эмоциональная сфера детей [2, с. 94].
Опыт проведения занятий по ритмике показывает, что
её привлекательность заключается не только в доступности, поскольку основу для ритмических композиций составляют простые движения,
но и приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками, опытом творческого осмысления музыки с помощью движений своего тела, и конечно, образного мышления.
Именно этот опыт и умения помогают воспитанникам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, театральных студиях.
Ритмика может быть определена как система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой, развивающая физические и творческие способности ребенка.
Проблеме развития образного мышления посвящены работы многих психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Л.В. Артемова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Брунер, Е. Петрова, Г. Пирев, И. Ивич и др.).
Анализ педагогической литературы и практической деятельности позволяет сделать вывод о необходимости исследования проблемы развития образного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях по ритмике и сформулировать тему выпускной квалификационной работы «Ритмика как средство развития образного мышления младших школьников в системе дополнительного образования детей»
Объект: развития образного мышления детей младшего школьного возраста в ритмике.
Предмет: содержание занятий по ритмике как средство развития образного мышления.
Цель: теоретическое обоснование принципов и методов занятий ритмикой, как средство развития образного мышления.
Гипотеза: учебный предмет «Ритмика» может изучаться в учреждении дополнительного образования, расширяя возможности образного мышления детей при условии, если:
• в программе будут определены минимальный и оптимальный объём содержания учебного материала в соответствии с возрастными психологическими и физическими особенностями детей, доступный для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических способностей;
• специальные упражнения, создающие основу для физического, эмоционального, творческого развития и развития образного мышления детей младшего школьного возраста.
• принципы и методы развития образного мышления будут включать игровые элементы, эмоционально-образное восприятие учебного материала;
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
• изучить и проанализировать методический материал и литературу по вопросам ритмики и хореографии;
• рассмотреть возрастные особенности развития младших школьников;
• охарактеризовать образное мышление детей младшего школьного возраста;
• выявить влияние занятий ритмикой на образное мышление детей младшего школьного возраста;
• определить содержание, структуру и методику проведения занятий ритмикой в учреждении дошкольного образования;
• разработать комплекс упражнений по ритмике на развитие образного мышления младших школьников;
• провести анализ апробации применения комплекса упражнений по ритмике на занятиях в учреждении дополнительного образования....
В условиях реформирования системы образования и воспитания школьников большое значение приобретают вопросы создания предпосылок для разностороннего развития и саморазвития личности, индивидуализации и дифференциации обучения, перехода на личностно-ориентированные педагогические технологии, гуманизации и гуманитаризации образования. В свете этих вопросов большое значение приобретает вариативность образовательной системы, ее направленность на определение различных путей реализации единых целей и задач школьного и дополнительного обучения, применение различных педагогических систем педагогических технологий. Всем этим направлениям и задачам отвечает ритмика.
Ритмика как система физических упражнений под музыкальное сопровождение сочетает в себе физическое и духовное на основании гармоничного развития души и тела, воспитывает чувство ритма, выразительность и красоту движений. На уроках ритмики особую роль имеют соотношение физических и интеллектуальных возможностей ребенка, взаимосвязь между пространственным окружением, в котором проходит деятельность младшего школьника. С помощью ритмических занятий личность младшего школьника формируется целостно и гармонично. Перевоплощение школьников в различные музыкально двигательные образы позволяет раскрыть их индивидуальность, творческие возможности, а также целенаправленно влиять на эмоционально-чувственную сферу. Уроки ритмики, как вариативный компонент формирования у младших школьников культуры физической и духовной, строятся на основе межпредметных связей с уроками физической культуры, музыки, литературы, изобразительным искусством, выступая интегральной звеном личностного гармоничного развития.Благодаря этому, уроки ритмики составляют целостную систему музыкально-ритмичнодвигательного воспитания развивающих образное мышление, учащихся начальных классов.
Во второй главе дипломной работы было рассмотренно практическое применения ритмики как средства развития образного мышления младших школьников в системе дошкольного образования.
Основными задачами предмета «Ритмика» являются воспитательные, музыкально-ритмические, физические, эстетические. Воспитательные задачи направлены на воспитание потребностей, интересов, мотивов своего творческого развития, развитие художественно-творческой активности, формирования образного мышления упражнениями,выполняемыми на занятиях музыкально-ритмические задания способствуют воспитанию чувства ритма, формированию умений согласовывать свои движения с музыкой, ритмично отображать чувства, эмоции при создании художественного образа.
Благодаря эстетическому воспитанию в курсе «Ритимика» формируется выразительность движений, умение управлять сознательно движениями своего тела и делать их красивыми, легкими, вдохновенными и передавать художественные образы через движения тела.
Анализ апробации уроков ритмики как средства для развития образного мышления младших школьников проводилось в условиях в МБУК «Бобровский ДК» п. Бобровский.
Анализируя полученные в процессе исследования данные,можно сказать, что после занятий по ритмике, ориентированных на развитие нагляднообразного мышления у детей наметился прогресс и значительный рост уровня образного мышления, что свидетельствует об успешной разработке упражнений для развития образного мышления.
Также стоит отметить, что занятия по ритмике после введения дополнительных игровых упражнений добавили динамизм и криативность занятиям.
Так, можно заключить, что в процессе занятий ритмикой у детей развивается становление музыкальных образов, согласованность движений с ритмом музыки, развивается наглядно-образное движение. Развивается умение учащегося анализировать собственные движения, придумывать свою
«ролевую игру», развивать собственный персонаж с уникальными
танцевальными сюжетно-образными движениями.
Таким образом, уроки ритмики должны стимулировать стремление школьников к своему личностному совершенствованию,эстетическому и образному восприятию действительности, повышать творческую активность, радостность от занятий. Главными компонентами этих уроков должны быть качество выполнения упражнений, красота и выразительность, чувство ритма. Особого внимания должны заслуживать эстетичность и регулярность занятий интерес школьников к таким занятиям, потребность заниматься самостоятельно.
1. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.Ю. Андрущенко// Вопросы психологии. - 2010. - № 4 (38) - С. 54
2. Бермудес Д.В. Современные направления ритмической гимнастики как средство повышения уровня физического развития и физической подготовленности студенток [Текст] // Ермакова С.С.Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта /проф. - Хабаровск: ХГАДИ (ХХПИ), 2012. - №12. - С. 7-10
3. Блонский П.П. Педология [Текст] / П.П. Блонский - М.: ВЛАДОС, 2011. - 288 с.
4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская - Москва - Просвещение - 63 с.
5. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2011. - 464 с.
6. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях [Текст] / Л. Бондаренко - Москва, 2012.- с.26
7. Борозинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография [Текст] / Н.М. Борозинец. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. - 125 с.
8. 500 замечательных детских игр. [Текст] / Сост. А.Б. Бочарова Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд - во АСТ, 2012. - 384 с.
9. Ярошевский М.Г. Петровский А.В. Теоретическая психология[Текст] М.Г. Ярошевский. - М. 2016 г.
10. Вакуленко М.М. Милованова М.А., Рыкова Е.Б. Школьная мозаика фестивали, праздники [Текст] / Вакуленко М.М., Милованова М.А. Рыкова Е.Б - СПб Гос. университет пед. мастерства, 2012 - 100с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2010.- с.68
12. Галанжина Е.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников [Текст] / Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курск, 2011.- с.89
13. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: [Текст] Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 2012 178 c. РГБ ОД, 61:02-19/180-0 (37)- с.254
14. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся [Текст] / Начальная школа - 2014, №11-с.143
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 2015. - 240 с....47