Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

Работа №155840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 8
1.1. Познавательные универсальные учебные действия в условиях реализации
ФГОС 8
1.2. Дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов 13
1.3. Условия формирования познавательных универсальных учебных действий
на уроках геометрии 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 31
2.1. Цели и содержание обучения геометрии направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов . 31
2.2. Организационные формы, методы и средства обучения геометрии
направленный на формирование ПУУД обучающихся 8-9 классов 45
2.3. Описание экспериментальной работы и анализ ее результатов 56
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 79

Актуальность исследования. Наука и техника стремительно продолжает развиваться, появляются новые информационные технологии, что в свою очередь приводит к постоянному обновлению знаний. Сегодня, существует множество площадок и источников для самообучения: онлайн-библиотеки, СМИ, мультимедийные технологии, дистанционное обучение, онлайн курсы. Таким образом, школа давно стала не единственным источником получения знаний. Поэтому основной задачей современной системы образования стало формирование у обучающихся умения учиться.
Исходя из новых запросов общества, общеобразовательная школа должна обеспечить обучающихся такими образовательными результатами, которые будут актуальны в условиях постоянного обновления и новизны.
С переходом российских школ на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования полностью изменилась система получения знаний, тем самым появилась проблема развития универсальных учебных действий. Задачи, которые ставятся перед образованием с каждым годом становятся все изощрённые. Чтобы выпускник общеобразовательной школы был подготовлен к успешному продолжению образования в вузе, оказался в более выгодных условиях в конкурентной борьбе на рынке труда, был готов к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, необходимо, чтобы обучающийся овладел не только предметными, но и метапредметными знаниями, умениями и навыками. Так универсальные учебные действия давно стали фундаментом для будущего, который закладывается именно в школе.
Именно познавательные универсальные учебные действия - это основные действия, которые практически полностью формируются школой. Мы считаем, что существенную роль в развития познавательных универсальных учебных действий играет геометрия.
В данный момент в учебной литературе по геометрии не представлены задания на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Поэтому учитель сталкивается с проблемой, где взять такие задания. Именно поэтому разработанный комплекс заданий будет актуален сегодня. Так же на его основе учитель может разработать собственные задания.
Противоречия:
- между потребностью общества к качеству развития познавательных учебных действий обучающихся и реальной образовательной практикой, не обеспечивающей требуемого качества сформированности познавательных универсальных учебных действий;
- между достаточным дидактическим потенциалам курса геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Актуальность обозначенной проблемы её недостаточная теоретическая и методическая освещенность позволили определить тему исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 8-9 классах.
Предмет: методика развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Исследование основано на гипотезе, гласящей что развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии будет результативным, если: описать состав познавательных универсальных учебных действий; описать дидактический потенциал геометрии для развития познавательных УУД обучающихся 8-9 классов; разработать комплекс заданий по геометрии как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов; разработать и реализовать методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов в рамках изучения геометрии.
В соответствии с целями решались следующие задачи:
1) охарактеризовать понятия познавательные универсальные учебные действия и выделить их элементы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы;
2) определить дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов;
3) разработать комплекс заданий по геометрии для 8-9 классов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий;
4) разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий по геометрии и экспериментально проверить ее.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
По теме исследования были опубликованы работы:
1. Марина С.А., Журавлева Н.А. Задания по теме «Окружность» как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов:
методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 138-143
2. Марина С.А. Задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при изучении темы «Подобные треугольники» // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 113-115
3. Марина С.А. Задания по теме «Векторы» как средство формирования логических универсальных учебных действий обучающихся 9 класса // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 116-118
4. Марина С.А. Задания по теме «Четырехугольники», направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Проблемы и перспективы современного естественно-математического образования [Текст]: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 апреля 2020 г. - Соликамск. - С. 41-46
5. Марина С.А. О кейс-методе на уроках геометрии // Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, 13 мая 2022 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 88-89


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе психолого-педагогической и методической литературы рассмотрены понятия метапредметного подхода и метапредметных результатов, описаны познавательные универсальные учебные действия, рассмотрены их классификации, выделены ПУУД, различные подходы к пониманию термина «универсальные учебные действия». Рассмотрены описания познавательных учебных действий А. Г. Асмолова.
Проанализирован дидактический потенциал геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов.
Разработан комплекс заданий, сгруппированных по блокам.
В работе были рассмотрены формы, методы и средства обучения — их определения, классификации, некоторые из видов. Проанализированы самые перспективные методы и средства для развития познавательных универсальных учебных действий: кейс-метод, проблемный метод,
эврестическая беседа, дерево решений, мозговой штурм. Описаны возможности использования кейс-метода в рамках изучения темы «теорема Пифагора».
Описаны результаты эксперимента, представлены диагностическая и контрольная работы для определения уровней развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8-9 классов.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование в процессе обучения разработанного комплекса заданий и выбранных форм, методов и средств обучения положительно влияет на развитие познавательных универсальных учебных действий. В экспериментальном классе уровень развития познавательных универсальных учебных действий значительно вырос.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.



1. Алексеева И.Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/192/10786/(дата обращения: 30.05.2022).
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб. пособие. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 104 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Барсенева, Н. В. Дидактический потенциал в исследовании профессиональных компетенций студентов [Текст] / Н. В. Барсенева// Сборники конференций НИЦ Социосфера-2016. - Прага, 2016 - №.58. С.17-19.,с.17
5. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 205 с.
6. Борисова Е.В Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса: учебное пособие / [Электронный ресурс]. т МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский». - г. Бийск. URL: http://nou-stupeni.ru/wp-content/uploads/2018/01/7.-Aktivnyie-metodyi- organizatsii-prakticheskoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
7. Волкова, С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
8. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012 №4. С.153-160.
9. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет.: Педагогика, 1988. 192 с.
10. Еремеева В.В. Применение анализа и синтеза при решении геометрических задач [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/515970/ (дата обращения 12.04.2020).
11. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст]: монография / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 2007 - №1. С. 29-32.
12. Иванова, О.А. Межпредметные понятия и формирование универсальных учебных действий при изучении математики / О.А. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
- 2013. - № 161. - С. 215-219. 5
13. Каирова К.Б. Интерактивные формы обучения на уроках математики
[Электронный ресурс]. URL:
https ://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2990(дата обращения: 30.05.2021).
14. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия // [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru (дата обращения: 18.05.2022)
15. Куприянова, М.А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы / М.А. Куприянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 207- 211.
16. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с. 60
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М. : Педагогика, 1981.
- 186 с.
18. Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А.Ю. Либеров // Биология в школе. - 2011.
- № 5. - С. 23-27.
19. Марина С.А., Журавлева Н.А. Задания по теме «Окружность» как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 138-143
20. Марина С.А. Задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при изучении темы «Подобные треугольники» // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. ИЗ- 115
21. Марина С.А. Задания по теме «Векторы» как средство формирования логических универсальных учебных действий обучающихся 9 класса // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 116-118
22. Марина С.А. Задания по теме «Четырехугольники», направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Проблемы и перспективы современного естественно-математического образования [Текст]: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 апреля 2020 г. - Соликамск. - С. 41-46
23. Марина С.А. О кейс-методе на уроках геометрии // Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, 13 мая 2022 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 88-89
24. Майер Е.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2018. 337 с.
25. Махотин Д.А. Методические основы формирования УУД // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014 №4. С.4-8.
26. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. материалов. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55
27. Могилев А.В. Мониторинг достижения планируемых результатов
[Электронный ресурс]. URL:
https ://infourok.ru/ monitoring_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov-521020.htm (дата обращения: 14.05.2022).
28. Николаева Е.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках
математики. - [Электронный ресурс], режим доступа:
Ьир8://8о1псе8Уе1.ги/формирование -универсальных-учебных-6/ (дата обращения:
17.03.2022)
29. Новикова, Л.Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий / Л.Ю. Новикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10. - С. 141-144.
30. Панков И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях сельской малокомплектной школы: выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс]. URL:file:///C:/Users/админ/Downloads/pankov-i-v.pdf(дата обращения: 11.03.2022)
31. Психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.azps.ru/ handbook/ (дата обращения 26.03.2022).
32. Пурышева, Н.С. и др. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1. - С. 11- 17.
33. Пустовит, Е.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы при решении алгебраических задач с модулем :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.А. Пустовит. - Чита, 2015. - 196 с.
34. Сабирова Э.Г. Методика обучения математике: Часть I / Э.Г. Сабирова. - Казань: Казан. ун-т, 2015 - 120 с.
35. Семейщева В.В. Кейс-метод в математической подготовке обучающихся 8
класса [Электронный ресурс]. URL:
Ше:///С:/изегз/админ/Везк1ор/ДИСобучение/КУРСОВЫЕ/МОМ%20курсовая/у kr-semeischeva.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
36. Соловьева, М.С. Построение системы задач для формирования универсальных учебных действий в процессе изучения информатики и математики / М.С. Соловьева // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - № 4-42. - С. 136-143.
37. Тумашева О.В. Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016.
38. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.
39. Усольцев А.П., Курочкин А.И. Концепция развивающего обучения при построении системы задач как средство решения современных образовательных проблем // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 248-251.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 287. [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рфМосншеп1д/543 (дата обращения 16.12.2022).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения
16.12.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ