РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 8
1.1. Познавательные универсальные учебные действия в условиях реализации
ФГОС 8
1.2. Дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов 13
1.3. Условия формирования познавательных универсальных учебных действий
на уроках геометрии 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 31
2.1. Цели и содержание обучения геометрии направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов . 31
2.2. Организационные формы, методы и средства обучения геометрии
направленный на формирование ПУУД обучающихся 8-9 классов 45
2.3. Описание экспериментальной работы и анализ ее результатов 56
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 8
1.1. Познавательные универсальные учебные действия в условиях реализации
ФГОС 8
1.2. Дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов 13
1.3. Условия формирования познавательных универсальных учебных действий
на уроках геометрии 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В 8-9 КЛАССАХ 31
2.1. Цели и содержание обучения геометрии направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов . 31
2.2. Организационные формы, методы и средства обучения геометрии
направленный на формирование ПУУД обучающихся 8-9 классов 45
2.3. Описание экспериментальной работы и анализ ее результатов 56
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 79
Актуальность исследования. Наука и техника стремительно продолжает развиваться, появляются новые информационные технологии, что в свою очередь приводит к постоянному обновлению знаний. Сегодня, существует множество площадок и источников для самообучения: онлайн-библиотеки, СМИ, мультимедийные технологии, дистанционное обучение, онлайн курсы. Таким образом, школа давно стала не единственным источником получения знаний. Поэтому основной задачей современной системы образования стало формирование у обучающихся умения учиться.
Исходя из новых запросов общества, общеобразовательная школа должна обеспечить обучающихся такими образовательными результатами, которые будут актуальны в условиях постоянного обновления и новизны.
С переходом российских школ на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования полностью изменилась система получения знаний, тем самым появилась проблема развития универсальных учебных действий. Задачи, которые ставятся перед образованием с каждым годом становятся все изощрённые. Чтобы выпускник общеобразовательной школы был подготовлен к успешному продолжению образования в вузе, оказался в более выгодных условиях в конкурентной борьбе на рынке труда, был готов к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, необходимо, чтобы обучающийся овладел не только предметными, но и метапредметными знаниями, умениями и навыками. Так универсальные учебные действия давно стали фундаментом для будущего, который закладывается именно в школе.
Именно познавательные универсальные учебные действия - это основные действия, которые практически полностью формируются школой. Мы считаем, что существенную роль в развития познавательных универсальных учебных действий играет геометрия.
В данный момент в учебной литературе по геометрии не представлены задания на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Поэтому учитель сталкивается с проблемой, где взять такие задания. Именно поэтому разработанный комплекс заданий будет актуален сегодня. Так же на его основе учитель может разработать собственные задания.
Противоречия:
- между потребностью общества к качеству развития познавательных учебных действий обучающихся и реальной образовательной практикой, не обеспечивающей требуемого качества сформированности познавательных универсальных учебных действий;
- между достаточным дидактическим потенциалам курса геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Актуальность обозначенной проблемы её недостаточная теоретическая и методическая освещенность позволили определить тему исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 8-9 классах.
Предмет: методика развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Исследование основано на гипотезе, гласящей что развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии будет результативным, если: описать состав познавательных универсальных учебных действий; описать дидактический потенциал геометрии для развития познавательных УУД обучающихся 8-9 классов; разработать комплекс заданий по геометрии как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов; разработать и реализовать методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов в рамках изучения геометрии.
В соответствии с целями решались следующие задачи:
1) охарактеризовать понятия познавательные универсальные учебные действия и выделить их элементы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы;
2) определить дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов;
3) разработать комплекс заданий по геометрии для 8-9 классов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий;
4) разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий по геометрии и экспериментально проверить ее.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
По теме исследования были опубликованы работы:
1. Марина С.А., Журавлева Н.А. Задания по теме «Окружность» как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов:
методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 138-143
2. Марина С.А. Задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при изучении темы «Подобные треугольники» // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 113-115
3. Марина С.А. Задания по теме «Векторы» как средство формирования логических универсальных учебных действий обучающихся 9 класса // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 116-118
4. Марина С.А. Задания по теме «Четырехугольники», направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Проблемы и перспективы современного естественно-математического образования [Текст]: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 апреля 2020 г. - Соликамск. - С. 41-46
5. Марина С.А. О кейс-методе на уроках геометрии // Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, 13 мая 2022 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 88-89
Исходя из новых запросов общества, общеобразовательная школа должна обеспечить обучающихся такими образовательными результатами, которые будут актуальны в условиях постоянного обновления и новизны.
С переходом российских школ на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования полностью изменилась система получения знаний, тем самым появилась проблема развития универсальных учебных действий. Задачи, которые ставятся перед образованием с каждым годом становятся все изощрённые. Чтобы выпускник общеобразовательной школы был подготовлен к успешному продолжению образования в вузе, оказался в более выгодных условиях в конкурентной борьбе на рынке труда, был готов к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, необходимо, чтобы обучающийся овладел не только предметными, но и метапредметными знаниями, умениями и навыками. Так универсальные учебные действия давно стали фундаментом для будущего, который закладывается именно в школе.
Именно познавательные универсальные учебные действия - это основные действия, которые практически полностью формируются школой. Мы считаем, что существенную роль в развития познавательных универсальных учебных действий играет геометрия.
В данный момент в учебной литературе по геометрии не представлены задания на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Поэтому учитель сталкивается с проблемой, где взять такие задания. Именно поэтому разработанный комплекс заданий будет актуален сегодня. Так же на его основе учитель может разработать собственные задания.
Противоречия:
- между потребностью общества к качеству развития познавательных учебных действий обучающихся и реальной образовательной практикой, не обеспечивающей требуемого качества сформированности познавательных универсальных учебных действий;
- между достаточным дидактическим потенциалам курса геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся и недостаточной проработанностью существующих методик развития познавательных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Актуальность обозначенной проблемы её недостаточная теоретическая и методическая освещенность позволили определить тему исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 8-9 классах.
Предмет: методика развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии.
Исследование основано на гипотезе, гласящей что развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов на уроках геометрии будет результативным, если: описать состав познавательных универсальных учебных действий; описать дидактический потенциал геометрии для развития познавательных УУД обучающихся 8-9 классов; разработать комплекс заданий по геометрии как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов; разработать и реализовать методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов в рамках изучения геометрии.
В соответствии с целями решались следующие задачи:
1) охарактеризовать понятия познавательные универсальные учебные действия и выделить их элементы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы;
2) определить дидактический потенциал геометрии для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов;
3) разработать комплекс заданий по геометрии для 8-9 классов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий;
4) разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий по геометрии и экспериментально проверить ее.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
По теме исследования были опубликованы работы:
1. Марина С.А., Журавлева Н.А. Задания по теме «Окружность» как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов:
методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VII Всероссийской c международным участием научно методической конференции. Красноярск, 10-11 ноября 2020 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 138-143
2. Марина С.А. Задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при изучении темы «Подобные треугольники» // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 113-115
3. Марина С.А. Задания по теме «Векторы» как средство формирования логических универсальных учебных действий обучающихся 9 класса // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 116-118
4. Марина С.А. Задания по теме «Четырехугольники», направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса // Проблемы и перспективы современного естественно-математического образования [Текст]: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 апреля 2020 г. - Соликамск. - С. 41-46
5. Марина С.А. О кейс-методе на уроках геометрии // Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности: материалы VII Всероссийской c международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, 13 мая 2022 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - С. 88-89
На основе психолого-педагогической и методической литературы рассмотрены понятия метапредметного подхода и метапредметных результатов, описаны познавательные универсальные учебные действия, рассмотрены их классификации, выделены ПУУД, различные подходы к пониманию термина «универсальные учебные действия». Рассмотрены описания познавательных учебных действий А. Г. Асмолова.
Проанализирован дидактический потенциал геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов.
Разработан комплекс заданий, сгруппированных по блокам.
В работе были рассмотрены формы, методы и средства обучения — их определения, классификации, некоторые из видов. Проанализированы самые перспективные методы и средства для развития познавательных универсальных учебных действий: кейс-метод, проблемный метод,
эврестическая беседа, дерево решений, мозговой штурм. Описаны возможности использования кейс-метода в рамках изучения темы «теорема Пифагора».
Описаны результаты эксперимента, представлены диагностическая и контрольная работы для определения уровней развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8-9 классов.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование в процессе обучения разработанного комплекса заданий и выбранных форм, методов и средств обучения положительно влияет на развитие познавательных универсальных учебных действий. В экспериментальном классе уровень развития познавательных универсальных учебных действий значительно вырос.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
Проанализирован дидактический потенциал геометрии для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8-9 классов.
Разработан комплекс заданий, сгруппированных по блокам.
В работе были рассмотрены формы, методы и средства обучения — их определения, классификации, некоторые из видов. Проанализированы самые перспективные методы и средства для развития познавательных универсальных учебных действий: кейс-метод, проблемный метод,
эврестическая беседа, дерево решений, мозговой штурм. Описаны возможности использования кейс-метода в рамках изучения темы «теорема Пифагора».
Описаны результаты эксперимента, представлены диагностическая и контрольная работы для определения уровней развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8-9 классов.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование в процессе обучения разработанного комплекса заданий и выбранных форм, методов и средств обучения положительно влияет на развитие познавательных универсальных учебных действий. В экспериментальном классе уровень развития познавательных универсальных учебных действий значительно вырос.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ
РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



