Игровые формы изучения русского языка в средней школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Проблема формирования интереса к изучению
русского языка в школе 7
1.2. Происхождение и развитие игровых форм на уроках
русского языка 10
1.3. Использование игровых форм с целью повышения интереса
к русскому языку 12
1.3.1. Классификация дидактических игр, использующихся на
уроках русского языка 21
1.3.2. Игровые формы на разных этапах урока 25
1.4. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка
как условие формирования коммуникативной компетенции 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ И
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМАМ «ОБРАЩЕНИЕ», «ВВОДНЫЕ СЛОВА» И «ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» 34
2.1. Выявление уровня сформированности пунктуационных и
грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» 34
2.2. Серия уроков по формированию пунктуационных и
грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» с использованием игровых форм 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Проблема формирования интереса к изучению
русского языка в школе 7
1.2. Происхождение и развитие игровых форм на уроках
русского языка 10
1.3. Использование игровых форм с целью повышения интереса
к русскому языку 12
1.3.1. Классификация дидактических игр, использующихся на
уроках русского языка 21
1.3.2. Игровые формы на разных этапах урока 25
1.4. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка
как условие формирования коммуникативной компетенции 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ И
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМАМ «ОБРАЩЕНИЕ», «ВВОДНЫЕ СЛОВА» И «ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» 34
2.1. Выявление уровня сформированности пунктуационных и
грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» 34
2.2. Серия уроков по формированию пунктуационных и
грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» с использованием игровых форм 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Данная работа посвящена исследованию влияния игровых форм на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.
В настоящее время эта проблема действительно актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и неэффективным. Русский язык является одним из сложных предметов в средней общеобразовательной школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его изучение как можно более радостным и увлекательным. В этом и может помочь использование дидактических игр на уроках русского языка. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. В игре на уроке у учащихся развиваются когнитивные способности, в результате чего изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Применение дидактических игр способствует не только усилению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, увеличивает прочность полученных знаний.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то , что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. Не случайно В.А. Сухомлинский называл ребенка пытливым исследователем, который познает мир, делает новые открытия через игру.
Выдающиеся педагоги сами становились разработчиками игр. Например, А.С. Макаренко, работая в колонии, создал целый комплекс игр. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.
Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверное, поэтому в истории развития педагогических систем игра была связана с образовательными задачами. Развивались игры, призванные обучать детей речи, счету, письму. Поэтому любая языковая игра несет в себе элементы обучения и направлено на развитие речи учащихся.
Объектом нашего исследования является игровая деятельность с использованием языка.
Предметом исследования — методические приемы использования игровых форм в учебном процессе.
Гипотеза исследования: использование игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков эффективно для повышения учебной активности и уровня знаний учащихся, так как связано с активизацией их внимания и памяти.
Целью нашей работы является разработка методических приемов использования игровых форм на уроках русского языка для повышения активности учащихся и улучшения их знаний по данному предмету.
Исходя из темы, основными задачами нашего исследования являются:
1. Теоретически обосновать использование игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков.
2. Определить педагогические условия эффективного использования игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков в средней школе.
3. Разработать серию уроков по формированию пунктуационных и грамматических навыков с использованием игровых форм.
4. Провести педагогический эксперимент с использование игровых форм на уроках русского языка.
В нашем исследовании мы использовали такие методы исследования, как историко-типологический метод, описательный метод, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, проведение контрольных срезов, качественный анализ результатов.
Практическая ценность исследования. Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку.
База исследования: В экспериментальной работе принимали участие учащиеся 8 класса «В» (2017/2018 учебный год) КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» - экспериментальная группа и учащиеся 8 класса «А» (2017/2018 учебный год) КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» - контрольная группа.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в докладе «Игровые формы изучения русского языка в средней школе» на XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (20 апреля 2018, г.Бийск.) и опубликованы в статье «Игровые формы изучения русского языка в средней школе» в материалах данной конференции.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе отражена сущность игровых форм, основы их использования в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков у школьников среднего звена. Также обозначены педагогические условия использования игровых форм, реализующиеся на практике в преподавании русского языка.
Во второй главе представлена серия уроков по формированию пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» у школьников среднего звена и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции».
В заключении подведены итоги исследования , сформулированы выводы . В приложении содержатся материалы опытно - экспериментальной работы .
Общий объем работы составляет 64 страниц.
В настоящее время эта проблема действительно актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и неэффективным. Русский язык является одним из сложных предметов в средней общеобразовательной школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его изучение как можно более радостным и увлекательным. В этом и может помочь использование дидактических игр на уроках русского языка. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. В игре на уроке у учащихся развиваются когнитивные способности, в результате чего изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Применение дидактических игр способствует не только усилению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, увеличивает прочность полученных знаний.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то , что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. Не случайно В.А. Сухомлинский называл ребенка пытливым исследователем, который познает мир, делает новые открытия через игру.
Выдающиеся педагоги сами становились разработчиками игр. Например, А.С. Макаренко, работая в колонии, создал целый комплекс игр. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.
Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверное, поэтому в истории развития педагогических систем игра была связана с образовательными задачами. Развивались игры, призванные обучать детей речи, счету, письму. Поэтому любая языковая игра несет в себе элементы обучения и направлено на развитие речи учащихся.
Объектом нашего исследования является игровая деятельность с использованием языка.
Предметом исследования — методические приемы использования игровых форм в учебном процессе.
Гипотеза исследования: использование игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков эффективно для повышения учебной активности и уровня знаний учащихся, так как связано с активизацией их внимания и памяти.
Целью нашей работы является разработка методических приемов использования игровых форм на уроках русского языка для повышения активности учащихся и улучшения их знаний по данному предмету.
Исходя из темы, основными задачами нашего исследования являются:
1. Теоретически обосновать использование игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков.
2. Определить педагогические условия эффективного использования игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков в средней школе.
3. Разработать серию уроков по формированию пунктуационных и грамматических навыков с использованием игровых форм.
4. Провести педагогический эксперимент с использование игровых форм на уроках русского языка.
В нашем исследовании мы использовали такие методы исследования, как историко-типологический метод, описательный метод, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, проведение контрольных срезов, качественный анализ результатов.
Практическая ценность исследования. Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку.
База исследования: В экспериментальной работе принимали участие учащиеся 8 класса «В» (2017/2018 учебный год) КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» - экспериментальная группа и учащиеся 8 класса «А» (2017/2018 учебный год) КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» - контрольная группа.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в докладе «Игровые формы изучения русского языка в средней школе» на XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (20 апреля 2018, г.Бийск.) и опубликованы в статье «Игровые формы изучения русского языка в средней школе» в материалах данной конференции.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе отражена сущность игровых форм, основы их использования в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков у школьников среднего звена. Также обозначены педагогические условия использования игровых форм, реализующиеся на практике в преподавании русского языка.
Во второй главе представлена серия уроков по формированию пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции» у школьников среднего звена и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игровых форм в процессе формирования пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции».
В заключении подведены итоги исследования , сформулированы выводы . В приложении содержатся материалы опытно - экспериментальной работы .
Общий объем работы составляет 64 страниц.
Изучение научной литературы, посвященной игровым формам, привело нас к выводу, что на сегодняшний день нет ещё разработанных программ, включающих игровую форму в обучении, и учебников по их реализации, хотя использование таких форм приобретает всё большую практическую значимость.
Так, чтобы учебный процесс был интересен школьникам, нами были выделены условия, которым должен следовать учитель при формировании у учащихся пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции», а также педагогические условия использования игровых форм в процессе формирования у школьников среднего звена пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции».
Русский язык как учебный предмет требует от учащихся достаточно напряженных интеллектуальных действий, в связи с этим при обучении школьников среднего звена следует обращать большое внимание на то, какими разнообразными должны быть методы и приемы, а также какие упражнения следует дать учащимся с разным уровнем успеваемости.
Успеваемость у учащихся средняя, им не всегда хватает умений концентрировать свое внимание на том материале, который им не совсем интересен, именно поэтому необходимо разнообразие заданий, видов учебной деятельности, использование различных методов и приемов обучения, в том числе и игровой формы.
При организации работы необходимо адаптировать содержание материала, подбирать задания, связанные с личным опытом, закреплять формирующееся умения.
На уроках с использованием игровых форм учащиеся не только усваивают знания, но и развивают свою эмоционально-волевую сферу, учатся взаимодействовать, общаться друг с другом. В игре ученик более раскрепощен, ему легче высказать свои мысли, ведь страх ответить неправильно исчезает, а зачастую, школьник должен сам придумывать правила, брать ситуацию в свои руки, что способствует развитию лидерских способностей ученика.
Такое использование игровых форм приводит к заинтересованности учащихся предметом, улучшению их мотивации, повышению их познавательных потребностей. Для учителя же такие уроки займут чуть больше времени на подготовку, но зато использование на уроках русского языка игровых форм способствует развитию языковой компетенции, что выполняет требование ФГОС и формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать, что играет важнейшую роль для освоения всех общеобразовательных предметов.
Опытная работа доказала эффективность использования игровых форм. На уроках реализовались все поставленные педагогические условия, активность учащихся на всех уроках значительно повысилась. Сократился процент допускаемых ошибок. Это доказывает, что работа с игровыми формами в качестве вида образовательной деятельности эффективна при условии ее систематического и целенаправленного проведения.
Так, чтобы учебный процесс был интересен школьникам, нами были выделены условия, которым должен следовать учитель при формировании у учащихся пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции», а также педагогические условия использования игровых форм в процессе формирования у школьников среднего звена пунктуационных и грамматических навыков по темам «Обращение», «Вводные слова» и «Вставные конструкции».
Русский язык как учебный предмет требует от учащихся достаточно напряженных интеллектуальных действий, в связи с этим при обучении школьников среднего звена следует обращать большое внимание на то, какими разнообразными должны быть методы и приемы, а также какие упражнения следует дать учащимся с разным уровнем успеваемости.
Успеваемость у учащихся средняя, им не всегда хватает умений концентрировать свое внимание на том материале, который им не совсем интересен, именно поэтому необходимо разнообразие заданий, видов учебной деятельности, использование различных методов и приемов обучения, в том числе и игровой формы.
При организации работы необходимо адаптировать содержание материала, подбирать задания, связанные с личным опытом, закреплять формирующееся умения.
На уроках с использованием игровых форм учащиеся не только усваивают знания, но и развивают свою эмоционально-волевую сферу, учатся взаимодействовать, общаться друг с другом. В игре ученик более раскрепощен, ему легче высказать свои мысли, ведь страх ответить неправильно исчезает, а зачастую, школьник должен сам придумывать правила, брать ситуацию в свои руки, что способствует развитию лидерских способностей ученика.
Такое использование игровых форм приводит к заинтересованности учащихся предметом, улучшению их мотивации, повышению их познавательных потребностей. Для учителя же такие уроки займут чуть больше времени на подготовку, но зато использование на уроках русского языка игровых форм способствует развитию языковой компетенции, что выполняет требование ФГОС и формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать, что играет важнейшую роль для освоения всех общеобразовательных предметов.
Опытная работа доказала эффективность использования игровых форм. На уроках реализовались все поставленные педагогические условия, активность учащихся на всех уроках значительно повысилась. Сократился процент допускаемых ошибок. Это доказывает, что работа с игровыми формами в качестве вида образовательной деятельности эффективна при условии ее систематического и целенаправленного проведения.



