Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение раздела «Фонетика»в школьном курсе русского языка

Работа №15583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
§1. Фонетическая система русского языка как предмет изучения 5
§2. Принципы, приёмы и методы изучения раздела «Фонетика» в школьном курсе русского языка 8
2.1. Основные направления изучения раздела «Фонетика» в школе 8
2.2. Принципы изучения раздела «Фонетика» в школе 11
2.2.1. Общеметодические принципы изучения звуковой стороны речи 11
2.2.2. Частнометодические принципы изучения звуковой стороны речи 12
2.3. Компетентностный подход при изучении фонетики 12
§3. Система упражнений по фонетике 13
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 20
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 22
§ 1. Изучение раздела «Фонетика» 22
2.1.1 Анализ учебной программы по русскому языку под редакцией
В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой 23
2.1.2 Анализ учебной программы по русскому языку под редакцией
Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова 28
2.1.3 Анализ учебной программы по русскому языку под редакцией
М.М. Разумовской и П.А. Леканта 32
§2. Система уроков по изучению раздела «Фонетика» в школьном курсе русского языка 37
2.2.1. Анализ конспекта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: «Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки». „37
2.2.2 Анализ конспекта урока по русскому языку в 5 классе. Тема
урока: «Согласные звуки» 39
2.2.3. Анализ конспекта урока по русскому языку в 5 классе. Тема
урока: «Гласные звуки» 41
2.2.4. Анализ конспекта урока по русскому языку в 5 классе. Тема
урока: «Фонетический разбор» 43
2.2.5. Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока:
«Фонетика. Повторение и обобщение» 45
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Знание раздела «Фонетика» является очень важным для школьников, так как он имеет тесную связь с графикой, и проявляется в области изучения орфографии, а также способствует осознанному и глубокому усвоению родной речи. В этом заключается актуальность исследования.
Цель исследования: раскрыть особенности изучения раздела «Фонетика» в школьной программе в рамках ФГОС.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы изучения раздела «Фонетика ».
- описать принципы изучения раздела «Фонетика » в школе .
- выявить типологию фонетических упражнений.
- проанализировать учебно-методические комплексы по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
- представить проектные материалы по изучению данного раздела в школе.
Объектом исследования является фонетическая система русского языка.
Предметом исследования является система работы по изучению фонетики в школьном курсе русского языка.
Теоретической основой данного исследования являются работы следующих учёных-методистов: Льва Владимировича Щербы, Рубена Ивановича Аванесова, Александра Христофоровича Востокова, Фёдора Ивановича Буслаева, Алексея Александровича Шахматова и др.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении раздела «Фонетика» с точки зрения традиционного методического знания и с точки зрения новой методической парадигмы (Материалы ФГОС и опытно-практические работы).
Практическая значимость заключается в возможности разработки проектных заданий по изучению данного раздела в школе.
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА». В первой главе решаются следующие проблемы:
- Рассмотрение фонетической системы русского языка как предмета изучения.
- Рассмотрение принципов, приёмов и методов изучения раздела «Фонетика» в школьном курсе русского языка.
- Рассмотрение системы упражнений по фонетике.
Вторая глава: «ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ФОНЕТИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА». Во второй главе решаются следующие проблемы:
- Рассмотрение раздела «Фонетика» по учебным программам по русскому языку.
- Составление системы уроков по изучению раздела «Фонетика».
Список литературы включает 40 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассматривая раздел «Фонетика» в школьном курсе русского языка учителю необходимо дать правильные основы, касающиеся знаний об устройстве и закономерностях строения звуковой стороны языка. Закономерности функционирования устной формы речи и языка постигаются учащимся наряду с изучением материала фонетики и орфоэпии, а письменной речи в связи с материалом графики и орфографии.
Учащиеся знакомятся с понятием о звуках, без обращения к понятию о буквах, в подготовительный период обучения грамоте. Далее, изучение звуков и букв происходит в начальной школе. В 5 классе изучение звуков проходит в тесной связи с такими явлениями звуковой стороны языка, как ударение, интонация и слог.
Полученные знания о разделе «Фонетика» необходимы учащимся не только для понимания речи, но и для обучения правильно строить собственную речь. Это касается произносительных норм, соблюдение которых необходимо для коммуникативной деятельности, протекающей без помех.
По ходу изучения раздела «Фонетика» в школьном курсе русского языка необходимо формировать у учащихся следующие знания и умения:
- формирование представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства нашей страны, о языке, как основе национального самосознания;
- развитие умения вести диалог и монолог ;
- развитие правильной устной и письменной речи;
- овладение представлениями о нормах русского и русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), а также правилах касающихся речевого этикета (понимание целей и задач общения, выбор правильных средств, для совершения речевого акта);
- владение действиями с языковыми единицами , направленными на решение коммуникативных задач.
Перед учителем стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями, навыками и умениями, с целью облегчить дальнейшее обучение.
Без знаний, полученных в процессе изучения раздела «Фонетика» невозможно изучение таких разделов как: «Лексика», «Грамматика», «Морфемика». Учащийся должен видеть взаимосвязь не только между звуковым составом слова и его значением, но и между грамматическими значениями слов и звуковым составом морфем, выражающих эти значения.
Фонетическая подготовка - это связь в обучении языку между младшими и средними классами.



1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст]: пособие для студентов педвузов / Р. И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1984. - 415 с.
2. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. [Текст]: учебник для углубл. изуч. рус. яз. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. - 240 с.
3. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: учебник для студентов педвузов / М.Т. Баранов. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
4. Бернштейн, С.И. Словарь фонетических терминов [Текст]: словарь / С.И. Бернштейн. - М.: Восточная литература, 1996. - 312 с.
5. Бешенкова, Е.В. Правила русской орфографии с комментариями [Текст]: учебное пособие / Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова. - Тамбов.: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2012. - 190 с.
6. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка [Текст]: учебное пособие для студентов фил. фак. вузов / Л. Л. Буланин. - Омск.: из-во Ом. гос. ун-та, 2012. - 161 с.
7. Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия [Текст]: учебное пособие для студентов фил. фак. вузов / Ж.В. Ганиев. - М.: Флинта, 2012. - 148 с.
8. Зенкова, Г.С. Введение в языкознание. [Текст]: учебное пособие для студ. дист. обуч. / Г.С. Зенкова, И.А. Сапожникова. - Бишкек.: ИИМОП КГНУ, 1998. - 223с.
9. Казбек-Казиева, М.М. Готовимся к олимпиаде по русскому языку [Текст]: учебно-методическое пособие / М. М. Казбек-Казиева. - М.: Оникс, 2011. - 146 с.
10. Кольцова, Л.М. Анализ звукового строя в школе и вузе [Текст]: пособие для студентов педвузов / Л.М. Кольцова. - Воронеж.: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008- 113 с.
11. Крамаренко, Г.М. Вспомним фонетику и подготовимся к экзаменам [Текст]: научно-мет. журнал / Г.М. Крамаренко // Русский язык в школе. - 2005. - №2. - 35 с.
12. Купалова,А.Ю. Русский язык. Практика.5кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова. - М.:
Дрофа, 2012. - 180 с.
13. Купалова, А. Ю. Русский язык. Практика. 6 кл. [Текст] : учеб.
для общеобр. уч. / А. Ю.Купалова,А.П. Еремеева,Т.М.Пахнова. - М.:Дрофа, 2012 - 216 с.
14. Купалова, А. Ю. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Т. М. Пахнова. - М.:Дрофа, 2012. - 225 с.
15. Купалова, А. Ю. Русский язык. Практика. 8 кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Т. М. Пахнова. - М.:Дрофа, 2012. - 240 с.
16. Русский язык. 5 кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 315 с.
17. Русский язык. 6 кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
18. Русский язык. 7 кл. [Текст] : учеб. для общеобр. уч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 270 с.
19. Русский язык. 8кл. [Текст] :учеб. для общеобр. уч. / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 276 с.
20. Русский язык. 9кл. [Текст] :учеб. для общеобр. уч. / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 283 с.
21. Лидман-Орлова, Г.К. Русский язык. Практика. 6 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова. - М.: Дрофа, 2014. - 256 с.
22. Литвинко, Ф.М. Методика изучения разделов курса языка [Текст]: мат. курса лекций для студ. фил. фак. / Ф.М. Литвинко. - Минск.:БГУ, 2001. - 57 с.
23. Литневская, Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. [Текст]: пособие для учителей / Е. И. Литневская. - М.:МГУ, 2014. - 186 с.
24. Моисеев, А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. [Текст]: пособие для учителей / А. И. Моисеев. - М.: Просвещение, 1975. - 179 с.
25. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010 - 174 с.
26. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010 - 175 с.
27. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010. - 173 с.
28. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010. - 186 с.
29. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010. - 196 с.
30. Панов, М.В. Русская фонетика. [Текст]: уч. для студентов / М.В. Панов. - М.: Просвещение, 1967. - 214 с.
31. Постникова, И. И. Фонетика это интересно [Текст]: книга для уч. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая. - М.: Просвещение, 1992. - 142 с.
32. Разумовская, М.М. Русский язык. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2010. - 234 с.
33. Разумовская, М. М. Русский язык. 6 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2010. - 229 с.
34. Разумовская, М. М. Русский язык. 7 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2010. - 331 с.
35. Разумовская, М. М. Русский язык. 8 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2010. - 350 с.
36. Разумовская, М. М. Русский язык. 9 кл. [Текст]: учеб. для общеобр. уч. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2010. - 336 с.
37. Рогалёва, О.С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. [Текст]: учеб. пособие для студ. / О.С. Рогалёва, Е.Г. Малышева. - М.: Флинта, 2014. - 318 с.
38. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. [Текст]: справочник. / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. - М.: Книга, 1998. - 268 с.
39. Светлышёва, В. Н. Русский язык: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. [Текст]: норм. справ. уч./ В.Н. Светлышёва. - М.: АСТ-Пресс. - 186 с.
40. Севостьянова, Т.И. Клуб знатоков: фонетический турнир [Текст] / научно-мет. журнал. Т.И. Севостьянова // Русский язык в школе. - 2005. - № 3. - 36 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ