ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 8
1.1 Гипербола и гиперболизация: понятие, сущность и функциональная характеристика 8
1.2 Языковые средства гиперболизации 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ В.М. ШУКШИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1 Языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина 30
2.2 Педагогическая работа по изучению языковых средств гиперболизации
в художественных текстах В.М. Шукшина на уроках русского языка 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность исследования. Интерес философов и лингвистов к гиперболе как особому средству преувеличения явлений объективной реальности был велик во все времена человеческой цивилизации, еще с античных времен до настоящего времени. Этот вопрос рассматривался Г.Г. Галичем, М.В. Ломоносовым, Л.П. Крысиным, И.С. Курахтановой, Ю.М. Лотманом и другими исследователями.
Гиперболизация речи в лингвистической науке характеризуется многозначностью и многообразием функций. Отсюда исследования по проблемам гиперболизации построено в основном на изучении тем сопредельных, а именно: градуальность и градация (В. Аззалино, А.Д. Кирьян, А. Клуг); категория интенсивности (Г.Л. Брусенцова, Н.Г. Кривоносов, И.И. Сущинский, Е.И. Шейгал); способы выражения в языке количества (О.Н. Бондина, Д.А. Кашина, А.И. Лашевич и др.).
Русский язык, как и литература, богаты средствами художественной выразительности, которые наилучшим образом помогают авторам раскрывать свои писательские намерения и донести идею до читателя. Так, изучая произведения художественной литературы, учащиеся проводят лингвистический анализ, находят в текстах тропы и пытаются понять, зачем писатель использовал то или иное выразительное средство. В число художественных средств также входят гипербола, определение, значение, функции и средства выражения которой мы рассмотрим в данной работе.
Без сомнения, ученые вносят вклад в разработку проблемы гиперболизации, однако считаем возможным заметить, что гипербола остается недостаточно изученным и чрезвычайно спорным феноменом в современной лингвистике, в целом, и по отношению к художественным текстам В. М. Шукшина, в частности.
В. М. Шукшин известен широкому кругу читателей как автор двух романов, нескольких сборников рассказов, повестей и пьес. Хотя произведения В. М. Шукшина немногочисленны, талант и язык его четко определены. Критика не всегда была единодушной в оценке языка писателя. Однако большинство исследователей (П. Боровиков, В. Хорн, С. Залыгин, А. Макаров, А. Овчаренко и др.) отмечали оригинальность его работ.
Вместе с тем недостаточно исследованы языковые средства выражения гиперболы в художественных текстах В.М. Шукшина. Не проводилось целостного, комплексного анализа их изучения в средней общеобразовательной школе. Все сказанное обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования выступают языковые средства гиперболизации в художественном тексте.
Предмет исследования - языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина и их изучение в общеобразовательной школе.
Цель настоящей работы - проанализировать языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина и возможности их изучения в средней общеобразовательной школе на уроках русского языка.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных
задач:
1. Раскрыть понятие и функциональные характеристики гиперболы и гиперболизации;
2. Охарактеризовать языковые средства гиперболизации;
3. Выявить языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина;
4. Провести экспериментально-педагогическую работу по изучению языковых средств гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина на уроках русского языка.
Основная гипотеза исследования: система упражнений по изучению гиперболы как стилистической фигуры и приема выразительности на примере рассказов В.М. Шукшина на уроках русского языка в 8 классах обеспечивает развитие образной речи учащихся, формирование их языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, способствует развитию творческого компонента языковой способности учащихся.
В качестве материала исследования используются фрагменты текстов, содержащих гиперболу, извлеченные методом сплошной выборки из произведений В.М. Шукшина («Критики», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам», «Обида», «Осенью», «Срезал», «Упорный», «Чудик»). В качестве дополнительных источников привлекаются цитаты из произведений русской классической и художественной литературы, а также современной периодики и словарей.
Методы исследования. Исследование выполнено на основе комплексной методики, включающей в себя следующие методы и приемы: метод описания, который позволяет анализировать языковые средства гиперболизации; метод сравнительно-сопоставительного анализа, определяющий признаки сходства и различия языковых средств гиперболизации, представленных в текстах В.М. Шукшина; методика педагогической работы с текстовым материалом на уроках в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлено уточненное понятие гиперболы как одного из средств образности языка, «приема выразительности» и особой стилистической фигуры, которое может быть использовано в дальнейшем при изучении данной темы; разработана система упражнений, соотнесенная с основными разделами действующей программы курса русского языка и не требующая дополнительного времени на изучение образных средств, что позволяет избежать перегрузки учащихся.
Материалы квалификационного исследования могут быть использованы для составления учебных программ по русскому языку для 7 - 9 классов средней общеобразовательной школы.
Апробация. Основные положения и выводы исследования были представлены в докладе «Языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина» на XX международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания» (20 апреля 2018, г.Бийск.) и опубликованы в статье «Языковые средства гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина» в материалах данной конференции.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Итак, средства гиперболизации, изученные в данной работе, относятся к числу художественных приемов. Следовательно, гипербола также является особым художественным приемом, фигурой намеренного преувеличения, позволяющей автору добиться необходимого эффекта. Этот прием является очень древним, он начал использоваться еще в эпоху античности.
Гипербола широко используется и в современном русском языке. Для ее выражения применяют следующие языковые средства: слова, словосочетания и предложения.
В художественной литературе также нередко обращаются к этому средству художественной выразительности, оно помогает авторам наилучшим образом доносить до читателя свою мысль. К их числу относится и Василий Макарович Шукшин.
Этот прием дает писателям возможность делать речь образной и более выразительной, привлекать внимание читателей к какому-либо свойству, особенности описываемого события, предмета или лица. Именно намеренное преувеличение нередко помогало авторам выразить свое отношение к происходящему. Причем преувеличение могло быть таким, что в реалии это оказывается за гранью возможного.
Стиль Шукшина, основанный на богатейших запасах живого языка, обладает широкими возможностями в передаче основных факторов возникновения и существования образной семантики преувеличения.
В.М. Шукшин с помощью языковых средств гиперболизации стремился оживить образы героев и ввести экспрессию в произведение.
Многочисленные приёмы использования гиперболы в авторской обработке рассказов В.М. Шукшина объясняются не только желанием создать определённый стилистический эффект, но и стремлением писателя отойти от шаблонности и повторений. Именно поэтому он чаще использует
гиперболы, выраженные фразеологизмами, которые всякий раз оставляют впечатление свежести и оригинальности.
Нередко гипербола используются автором в ироническом ключе, что помогает раскрывать не просто характерные, но и негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета. Шукшин иронизирует над канцелярской фразеологией, над псевдонаучной речью, над газетными штампами, над иноязычными словами.
Нами была проведена комплексная педагогическая работа по изучению языковых средств гиперболизации в художественных текстах В.М. Шукшина на уроках русского языка, куда входили: составление упражнений, основанных на рассказах В.М. Шукшина; проведение педагогического эксперимента; выполнение анализа полученных результатов.
Анализ результатов проведенного экспериментального обучения подтвердил эффективность предложенной методики и позволил наметить перспективы ее широкого внедрения в практику обучения русскому языку.
1. Алаев, С.В. Языковые средства для подчеркивания качества и преимуществ продукции в рекламном тексте [Текст] / С.В. Алаев. - М.: Академия, 2010. - 150 с.
2. Андреев, А. Творчество: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / А. Андреев // Сибирский филолог. - 2014. - № 3. - 229-230 с.
3. Апухтина, В. Проза Шукшина [Текст] / В. Апухтина. - М.: Высшая школа, 2013. - 344 с.
4. Арбатский, Д.И. Множественное число гиперболическое [Текст] / Д.И. Арбатский - М.: Русский язык в школе, 2013. - 91-96 с.
5. Бахтин, М.М. К эстетике слова [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 2010. - 127 с.
6. Бернадская, Ю.С. Текст в рекламе [Текст] / Ю.С. Бернадская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 288 с.
7. Биличенко Н. А. Герой Шукшина в оценках критики [Текст] / Н.А. Биличенко. — М.: Русская литература, 1980. - 47-59 с.
8. Борисенко, Ю.И. О Лингвистическом статусе гиперболы и механизме ее образования [Текст] / Ю. И. Борисенко - М.: Филология, 2013. - № 5. - 110-115 с.
9. Борисенко, Ю.И. Гипербола: лингвистический статус и структурные типы [Текст] / Ю.И. Борисенко; Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации. - М.: Гу-манитарные и социальные науки, 2014.
10. Брандес, М.П. Стилистика текста [Текст] / М.П. Брандес. - М.: Высшая школа, 2012. - 239 с.
11. Виноградов, В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 2010. - 256-360 с.
12. Вященко, Л.С. Особенности функционирования гиперболы в художественном тексте [Текст] / Л.С. Вященко. - М.: Лингвистический вестник. - 2010. - 45-49 с.
13. Галич, А.И. Опыт науки изящного [Текст] / А.И. Галич. - М.: СПб., 1825. - 45 с.
14. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст] / И.Р. Гальперин - М.: Издательство литературы на иностранных языках. - 1958. - 107-358 с.
15. Горн, В.Ф. Живой язык Василия Шукшина [Текст] / В.Ф. Горн. - М.: Русская речь, 2010. - 24-31 с.
16. Горн, В.Ф. Наш сын и брат: проблемы и герои прозы Василия Шукшина [Текст] / В.Ф. Горн . - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 2010. - 120 с.
17. Елистратов, В.С. Словарь языка Василия Шукшина [Текст] / В.С. Елистратов. - М.: Азбуковник: Русские словари, 2011. - 240-432 с.
18. Ильина, А. Б. Гибридные слова с градуальной семантикой в современном русском языке [Текст] / А. Б. Ильина. - Саранск: МордГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 23, 216 с.
19. Камышева, О.А. Некоторые особенности поэтики рассказов Василия Шукшина [Текст] // Проблемы истории критики и поэтики реализма. - Куйбышев, 1977, вып.2, 160-176 с.
20. Канторович, В. Новые типы, новый словарь, новые отношения (О прозе В.М. Шукшина) [Текст] / В. Канторович. - М.: Человек и наука, 2012. - 370 с.
21. Карпова, В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин - прозаик [Текст] / В.М. Карпова - М.: Советский писатель, 1986. - 85-108 с.
22. Колесникова, С.М. Категория градуальности в современном русском языке [Текст]: автореф. ... канд. филол. Наук: 10.02.01 / С.М. Колесникова. - М.: МПУ, 1999. - 44 с.
23. Копнина, Г.А. Риторические приемы современного русского ли тературного языка: опыт системного описания: монография [Текст] / Г.А. Копнина. -М.: Академия, 2009. - 298 с.
24. Крысин, Л. П. Гипербола в русской разговорной речи. Русское
слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Академия, 2004. - 244-261 с.
25. Крысин, Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 214-252 с.
26. Кукуева, Г.В. Лингвопоэтическая типология текстов малой прозы (на материале рассказов В.М. Шукшина) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г.В. Кукуева; Алтайский государственный университет. - Барнаул, 2009. - 32 с.
27. Курахтанова, И.С. Языковая природа и функциональная характеристика стилистического приема гиперболы [Текст]: (На материале англ. яз.): Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук : 10.02.04 / И.С. Курахтанова; Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. - М.: [б. и.], 1978. - 4-24 с.
28. Лагута, О.Н. Учебный словарь стилистических терминов [Текст] / О.Н. Лагута. - Новосибирск, 2010. - 229 с.
29. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990.
30. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 2011. - 542-544с.
31. Ломоносов, М.В. Краткое руководство к красноречию [Текст] / М.В. Ломоносов. - М.: АН СССР, 1952. - 19 с.
32. Марьин, Д.В. О языке и поэтике рабочих записей В.М. Шукшина [Текст] / Д.В. Марьин. - Т, 2013. - 155-160 с.
33. Нелюбин, Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка [Текст] / Л.Л. Нелюбин. - М.: Флинта, 2013. - 12-128, 349-356 с.
34. Панкин, Б. Василий Шукшин и его «чудики» [Текст] / Б. Панкин. - Василий Шукшин. Рассказы. - М., 1979. - 24- 25 с.
35. Перевозный, А.В. Условия эффективности дифференциации
современного школьного образования [Текст] / А.В. Перевозный. - М.: Знание. Понимание. Умение, 2012. - 21, 205-210 с.
36. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение [Текст] / Г.Н. Поспелов. - М.: Высш. шк. - 2010. - 528 с.
37. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика [Текст] / А.А. Потебня. - М.: Высшая школа, 12010. - 67, 344 с.
38. Русский язык. Энциклопедия [Текст] / Под ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. - 703 с.
39. Сатыбалдиева, Г.А. Теоретические основы изучения гиперболы как стилистической фигуры в языке [Текст] / Г.А. Сатыбалдиева. - М., 2016. -49-51 с.
40. Сковородников, А.П. Стилистический прием:
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты [Текст] / А. П. Сковородников. - М.: Академия, 2013. - 459 с.
41. Стрелкова, И. Истина, правда, справедливость. О сокровенном в прозе Василия Шукшина [Текст] / И. Стрелкова. - М., 2013. - 20-23 с.
42. Тихомиров, С.А. Гипербола в градуальном аспекте [Текст]: дис. ... канд. филол. Наук: 10.02.01 / С.А. Тихомиров. - М.: Академия, 2012. - 241 с.
43. Фролов, Н.К. Лексика как средство номинации персонажей в произведениях [Текст] / Н.К. Фролов. - Тюм.: Вестник Тюменского государственного университета, 2010. - 245-249 с.
44. Фролова, Е.А. Одинокие чудики В.М. Шукшина [Текст] / Е.А. Фролова. - М.: Русский язык в школе, 2014. - 69-73 с.
45. Хазагеров, Т.Г. Общая риторика: курс лекций; словарь риторических приемов [Текст] / Т.Г. Хазагеров. - Ростов н/Д, 2011. - 320 с.
46. Хахалова, С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры [Текст] / C. А. Хахалова. - Иркутск: ИГЛУ, 2011. - 292 с.
47. Хисамова, Г.Г. Персонаж художественного текста как языковая
личность [Текст] / Г.Г. Хисамова. - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - 774-777 с.
48. Чеснокова, В.А., Чувакин, А.А. Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т. 1: Филологическое шукшиноведение. Личность В.М. Шукшина. Язык произведений В.М. Шукшина [Текст] / В.А. Чеснокова, А.А. Чувакин. - Барнаул: Алт. ун-та, 2004. - 332 с.
49. Шукшин, В.М. Избранные произведения в 2-х томах [Текст] / В. М. Шукшин. - М.: Молодая гвардия, 1975.
50. Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование [Текст] / Е. С. Щелкунова. - Воронеж: Родная речь, 2014. - 189 с.
51. Ritter, Joshua R. Recovering Hyperbole: Re-Imagining the Limits of Rhetoric for an Age of Excess. Dissertation, Georgia State University, 2010.