Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №155792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 8
1.1. Теоретические основы проблемы феномена связной речи 8
1.2. Особенности развития речи в онтогенезе ребенка 111
1.3. Условия, средства развития связной речи детей среднего дошкольного
возраста 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты изучения особенностей развития связной речи детей
4-5 лет 26
2.3. Развитие связной речи детей 4-5 лет посредством организации
театрализованной деятельности 37
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи - одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствие с ФГОС ДО, «Речевое развитие» является одной из образовательных областей. При этом решение конкретных задач развития детей, должно осуществляться через различные виды деятельности, в том числе различные виды игр.
Игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как деятельность, в которой реализуются задачи и конкретное содержание речевого развития.
Это обеспечит детям, на этапе завершения дошкольного образования, хорошее владение устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, способность связно высказываться в ситуации общения с взрослыми и сверстниками.
Итак, актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с учетом тех особенностей, которые характеризуют современных детей дошкольного возраста, а также индивидуальных особенностей.
Формирование связной речи у дошкольников рассматривали Т.Н. Доронова, А.И. Буренина, Н.Ф. Сорокина, Н.А. Ветлугина,
М.Д. Маханева и др.
Важно понимать, что современный педагог дошкольного образования должен быть компетентным в двух важнейших вопросах:
- уметь разбираться в закономерностях речевого развития детей различного возраста;
- владеть конкретной технологией развития связной речи.
Психологическая природа связной речи, пути ее становления и развития рассматриваются в многочисленных исследованиях.
Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Связное высказывание показывает уровень развития у ребенка речевого, умственного и эмоционального компонентов. Оно отражает насколько ребенок владеет нормами речи и языка, его грамматическим строем, словарным запасом; умеет пользоваться наиболее уместными в тех или иных случаях высказываниями, то есть умеет использовать в речи наиболее подходящие для высказывания слова, которые полно и точно выражают его мысли.
При развитии связной речи особое внимание уделяют решению вопросов овладения монологом и диалогом. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Обучение монологу и диалогу требует особого внимания, применения разнообразных средств.
Развитие связной речи ребенка - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. Для выбора эффективных средств речевого развития детей современному педагогу необходимо быть грамотным в отношении закономерностях развития речи детей, и ее составляющих.
Прежде чем приступать к развивающей работе, педагогу важно на основе диагностического обследования определить проблемные зоны в развитии речи современных детей.
Ребенок дошкольного возраста должен не просто выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая 4 связная речь помогает ребенку легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.
В настоящее время из-за большой занятости родителей все чаще дети увлечены гаджетами и лишены живого общения. Детям все реже читают сказки, редко разговаривают с ними. Поэтому все чаще к школьному возрасту очевидными становятся проблемы, связанные с речевым развитием: бедность речи, отсутствие навыков культуры речи, односложность и неправильность построения предложение, нарушения монологической и диалогической речи.
Как следствие, плохо говорящие дети становятся застенчивыми, нерешительными, угрюмыми, необщительными. Это отражается на их поведении и деятельности в целом, а значит и на формировании личности. Несформированность речи влияет не только на личностное развитие ребенка, но и на успешность его обучения в школе. Это усугубляет ситуацию и влечет за собой психологические и психические проблемы.
Существуют такие методы развития связной речи, как: наглядные, словесные, практические. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание предметов, игрушек, картинок, рассказывание по игрушкам и картинам. Словесные методы: заучивания наизусть, обобщающая беседа,
рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические методы: это дидактические игры и упражнения, игры драматизации, инсценировки, хороводные игры.
В возрасте 4-5 лет ведущим видом деятельности является игра. Поэтому при развитии связной речи преобладающий характер носит игровая деятельность. Одним из таких видов деятельности является театрализация.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Предполагается, что театрализованная игра помогает 5
создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому, целью исследования является - определение эффективности использования разработанного комплекса театрализованных игр для развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности развития с речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние специально разработанного комплекса театрализованных игр на развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - предполагается, что специально разработанный комплекс театрализованных игр будет эффективно способствовать развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста при следующих условиях.
1. В основе театрализованных игр лежат литературные произведения, вызывающие эмоциональный отклик детей.
2. В основе театрализованных игр используются ситуации, активизирующие детей к импровизации в диалогах.
Изучение особенностей развития связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, позволит наметить пути оптимизации деятельности педагога по совершенствованию связной речи детей.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически и экспериментально выявить особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. разработать и реализовать комплекс театрализованных игр, направленный на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение сведений психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: эксперимент.
3. Качественные и количественные методы обработки результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №ХХ комбинированной направленности» г. Сосновоборск.
Выборка исследования: 24 ребенка, из средней группы «Сказка» в возрасте 4-5 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время из-за большой занятости родителей все чаще дети увлечены гаджетами и лишены живого общения. Детям все реже читают сказки, редко разговаривают с ними. Поэтому все чаще к школьному возрасту очевидными становятся проблемы, связанные с речевым развитием: бедность речи, отсутствие навыков культуры речи, односложность и неправильность построения предложение, нарушения монологической и диалогической речи.
Как следствие, плохо говорящие дети становятся застенчивыми, нерешительными, угрюмыми, необщительными. Это отражается на их поведении и деятельности в целом, а значит и на формировании личности. Несформированность речи влияет не только на личностное развитие ребенка, но и на успешность его обучения в школе. Это усугубляет ситуацию и влечет за собой психологические и психические проблемы.
Существуют такие методы развития связной речи, как: наглядные, словесные, практические. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание предметов, игрушек, картинок, рассказывание по игрушкам и картинам. Словесные методы: заучивания наизусть, обобщающая беседа,
рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические методы: это дидактические игры и упражнения, игры драматизации, инсценировки, хороводные игры.
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирование связной речи дошкольников в условиях театрализованной деятельности. В возрасте 4-5 лет ведущим видом деятельности является игра. Поэтому при развитии связной речи преобладающий характер носит игровая деятельность. Одним из таких видов деятельности является театрализация.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Исследования показали, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие связной речи у детей.
Спустя год работы над развитием связной речи у детей 4-5 лет, можно сделать вывод о том, что использование театрализованной деятельности на занятиях с детьми делает их более интересными, дети на них более сосредоточены и заинтересованы. Им нравится участвовать в театрализованных занятиях. Желание работать у детей сохранилось на протяжение всех занятий.
У преобладающего большинства детей наблюдается повышение уровня связной речи. Контрольный эксперимент не был проведен из-за введения карантинных мер.
На основе проведенных нами исследований с помощью методик, направленных на развитие речи А. Стребелевой и О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной было установлено преобладание среднего развития речи. Это говорит о том, что дети могут с помощью взрослого составлять диалоги, небольшие рассказы, у них улучшилось правильное построение предложений, активно пользоваться словарным запасом в общении друг с другом.



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Проспект, 2013. 284 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб.пособие для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Арушанова А.Г., Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей. Метод. пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова М.: Мозаика-синтез, 2008. 292 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- М.: Просвещение, 2004. 255 с.
5. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого
развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 28.02.2018).
6. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля: Учебнометодическое пособие. / А.И. Буренина СПб.: ЛОИРО, 2002.
7. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2013. 616с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.
М.: Лабиринт, 1996. URL: http://bookscafe.net/read/vygotskiy_lev-
myshlenie_i_rech-219417.html#p1 (дата обращения: 28.02.2018).
9. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего
дошкольного возраста // Вестник МГЛУ. 2014. № 13. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.02.2018).
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2007. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003112464 (дата обращения: 28.02.2018).
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472с.
12. Горлова Н.А. Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения // Специальное образование. 2017. № 2. С. 68-73.
13. Доронова Т.Н. Играем в театр: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений -М.: Просвещение, 2004. 127с.
14. Игра дошкольника. / Под ред. Новоселовой С.Л. - М.:
Просвещение, 1989.
15. Караманенко Т.Н.,Караманенко Ю.Г. Кукольный театр
дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. - М.: Просвещение, 1982...49

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ